Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркетинг. Предпосылки возникновения, социальная основа и роль в условиях рыночной экономики




1 Основные предпосылки возникновения маркетинга

2 Определение маркетинга. Концепция маркетинга

3 Задачи и функции маркетинга

4 Виды маркетинга

5 Стратегия маркетинга

 

1 Основные предпосылки возникновения маркетинга

 

Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких как, коммивояжеры, розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п. Им нужно знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался широко доступным и хорошо представленным; как рекламировать и продвигать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести. Профессиональный деятель рынка должен, без сомнения, обладать обширным набором знаний и умений.

Однако прежде, чем говорить о маркетинге, необходимо остановиться на таком экономическом понятии, как рынок, так как термин этого слова происходит от английского "market" (рынок), что уже означает деятельность в сфере рынка сбыта. В широком смысле рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товара, движения денежных средств, для которых характерна свобода субъекта в выборе покупателей, продавцов, способ организации производства (основанный на свободе предпринимательства и ограниченной роли государства), способ мышления.

Весь процесс обмена, который происходит на рынке, требует определенной целенаправленной работы. Предприятие, которое хочет продать товар, должно знать нужды потребителя и в соответствии с этим осуществлять производственно-сбытовую деятельность, а покупатель должен знать, где он может удовлетворить потребности наиболее выгодно.

Основу деятельности маркетинга составляют такие вопросы, как: исследование потребностей потребителя, разработка товара, налаживание средств коммуникации, установление цены, развертывание служб сервиса.

Таким образом, только в результате ситуации, когда имеется единое экономическое пространство, возможно возникновение маркетинга. Так как именно маркетинг может регулировать взаимоотношения между продавцом и покупателем, между производителем и потребителем. Однако прежде чем говорить дальше о маркетинге, необходимо еще знать, что предпосылкой возникновения маркетинга служит не только единое экономическое пространство, но и вид потребительского рынка.

С точки зрения покупателя и производителя возможны два вида рынка - это рынок продавца и рынок покупателя. Приоритетное положение производителя по отношению к потребителю представляет "Рынок продавца". Если характеризовать его предельно кратко и схематично, то сначала разрабатывается и производится товар, а затем идут активные поиски его потребителей и методов интенсивного сбыта.

При насыщенном рынке вступает в действие жесткая конкуренция, агрессивная реклама и изощренные формы стимулирования сбыта: идет открытая борьба за "кошелек" потребителя. Одним из наиболее опасных проявлений "рынка продавца" становится, в определенных условиях, диктат производителя и присущее ему сужение круга выбора для потребителя и вообще дефицит. Поскольку объем платежеспособного спроса – величина относительно определенная, производителям приходится прибегать к самым разным уловкам, чтобы отвоевать себе его долю, удержать и максимально упрочить свои позиции на рынке.

В какой-то момент "рынок продавца" становится главным тормозом на пути научно-технического прогресса, на пути обновления производства и появления новых и высококачественных товаров. У производителя-монополиста просто отсутствуют стимулы заниматься улучшением продукции, а для других выход на рынок с новым изделием становится делом, связанным с резко возрастающим риском и огромными затратами на рекламу.

Однако объективные закономерности общественного развития отменить невозможно, и как следствие этого: попытка "привязать" потребителя к товару, постаравшись удовлетворить его нужды, в определенной степени "подогнав" товар под имеющиеся на рынке товары. Вероятно, сначала это были отдельные, может даже случайные шаги, но они были подготовлены всей историей развития производства. В конце концов, переориентация производства, а вместе с ним и сбыта, на удовлетворение нужд и запросов потребителя стало получать все большее распространение. Началось становление "рынка покупателя" - практического воплощения концепции маркетинга.

С тех пор на современном рынке произошли большие изменения. На большей части мировых рынков, на внутренних рынках промышленного развития стран производитель и потребитель поменялись местами, а "рынок продавца" все больше сдает свои позиции "рынку покупателя". Это не смена вывесок, это смена подхода к делу.

"Рынок покупателя" предполагает выпуск тех товаров, которые будет согласен приобретать потенциальный покупатель. В основу производства закладываются данные, полученные в результате изучения запросов различных рыночных сегментов - отдельных групп населения, предприятий, организаций и других потребителей, которым и будет адресована вновь создаваемая продукция. Здесь меняется направление усилий производителя: он, выявив с помощью исследования те или иные неудовлетворенные нужды и потребности, разрабатывает и производит те товары, которые способны их удовлетворить. Производство и сбыт в условиях "рынка покупателя" и составляют содержание маркетинговой деятельности.

Конечно, в настоящее время говорить о цивилизованном рынке, т.е. "рынке покупателя", невозможно в полной мере и, тем не менее, создание новых предприятий общественного питания, работа с зарубежными партнерами требует знания основных азов маркетинга, которые позволят предоставлять услуги и товары населению с учетом потребностей в них.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.