Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка эффективности функционирования интернет-проекта




Интегральный экономический эффект онлайновой деятельности фирмы за время t (за весь период функционирования интернет-проекта) определяется через показатель , который рассчитывается по формуле

 

(28)

 

где – общий доход, полученный за время t, ден. ед.;

R*t – общие текущие затраты за время t, ден. ед.;

– налоги, исчисленные из прибыли за время t, ден. ед.;

n – число налогов, исчисленных из прибыли за время t;

P t – чистая прибыль за время t, ден. ед.;

А t – амортизационные отчисления за время t, ден. ед.

 

Амортизационные отчисления плюсуются к чистой прибыли, так как они остаются в распоряжении фирмы на простое воспроизводство основных производственных фондов.

Показатель представляет собой сумму чистой прибыли фирмы и амортизационных отчислений за время t, выраженную в денежных единицах.

Таким образом,

· при > 0 фирма получает прибыль, и ее интернет-проект приносит результаты;

· при = 0 фирма получает нулевую прибыль. В данном случае требуется проанализировать онлайновую деятельность фирмы за время t и провести корректировку ее показателей затрат и доходности с целью увеличения прибыли. Необходимо определить перспективы данного интернет-проекта и принять соотвествующее решение о его дальнейшем функционировании;

· при < 0 фирма несет убытки, и ее интернет-проект функционирует неэффективно. В данном случае требуется детально проанализировать онлайновую деятельность фирмы за время t и провести корректировку показателей затрат и доходности с целью увеличения прибыли. Необходимо принять решение о целесообразности дальнейшего функционирования убыточного интернет-проекта.

Оценка эффективности функционирования интернет-проекта проводится на основе сопоставления показателей и , где − запланированная (прогнозируемая) величина прибыли от функционирования интернет-проекта, которая была установлена до реализации интернет-проекта (оценка эффективности альтернативных проектов) или в предыдущем периоде функционирования проекта.

Поэтому если , то интернет-проект является эффективным, а если < 0 < − то он приносит убытки.

Для детальной оценки эффективности функционирования интернет-проекта рассчитывается чистый дисконтированный доход (NPV):

 

(29)

 

 

где – прибыль, полученная за интервал времени i (сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений), ден. ед.;

Ki – инвестиции (единовременные издержки (первоначальные инвестиционные издержки и/или инвестиции в период эксплуатации) в i -м году, ден. ед.;

t – период функционирования интернет-проекта (месяцы, годы);

I – ставка дисконтирования, %.

 

Ставка дисконтирования учитывает ставку рефинансирования Национального банка или фактическую ставку процента по краткосрочным (долгосрочным) кредитам банка, индекс цен (также может учитываться надбавка за риск, которая добавляется к ставке дисконтирования для безрисковых вложений).

Если NPV > 0, то интернет-проект функционирует эффективно.

Если NPV < 0, то интернет-проект функционирует неэффективно.

Если NPV = 0, то интернет-проект не является ни прибыльным, ни убыточным.

Внутренняя норма доходности (IRR) (значение ставки дисконтирования, при котором чистый дисконтированный доход равен нулю) определяется посредством решения следующего уравнения:

 

(30)

 

Если рассчитанная внутренняя норма доходности оказывается выше ставки дисконтирования I* (нормативная ставка дисконтирования (банковская ставка по кредиту), то интернет-проект является экономически эффективным.

Для реально функционирующих интернет-проектов может проводиться сравнение текущей внутренней нормы доходности IRR за рассматриваемый период времени t с прогнозной внутренней нормой доходности IRR*, которая была определена на стадии выбора интернет-проекта, за аналогичный интервал времени.

Поэтому если IRR IRR*, то интернет-проект функционирует эффективно.

Индекс прибыльности (PI) определяется как отношение разности дохода и затрат при реализации интернет-проекта к величине капитальных вложений (нарастающим итогом за расчетный период t):

 


(31)

 

Индекс прибыльности тесно связан с чистым дисконтированным доходом. Если NPV > 0, то PI > 1, и наоборот. Интернет-проект считается экономически эффективным, если PI > 1.

При необходимости выбора альтернативных интернет-проектов более эффективным является интернет-проект с более высоким индексом прибыльности.

Срок окупаемости инвестиций (PP) применяется для предварительной оценки интернет-проекта на стадии составления экономического обоснования его реализации:

 

 

(32)

 

 

где k – инвестиционный цикл (месяцы, годы);

t – количество временных интервалов функционирования интернет-проекта;

– среднегодовая сумма денежных поступлений от реализации интернет-проекта, ден.ед.

 

Срок окупаемости при условии дисконтирования доходов и расходов можно определить по формуле

 

(33)

 

 

В данном случае осуществляется сравнение полученного реального срока окупаемости интернет-проекта PP исходя из текущих показателей его функционирования с прогнозным сроком PP*, который был определен на стадии выбора интернет-проекта.

Если PPPP*, то интернет-проект эффективно функционирует.

Для того чтобы интернет-проект являлся эффективным:

· чистый дисконтированный доход (NPV) должен быть больше 0;

· внутренняя норма доходности (IRR) должна быть больше нормы дисконта или банковской ставки по кредиту;

· индекс прибыльности инвестиций должен быть больше 1;

· срок окупаемости должен быть меньше нормативного.

Если выполняется второе условие, то выполняются и остальные. Если осуществляется любое, кроме второго, то выполняются и другие из приведенных выше условий.

Основным показателем эффективности интернет-проекта является выполнение первого условия.

В случае, если интернет-проект приносит прибыль, но меньшую, чем прибыль по альтернативным проектам (ниже банковской ставки), рекомендуется подробно проанализировать его деятельность. Следует учесть, что возможная ликвидация интернет-проекта может обернуться ощутимой потерей вложенных средств, так как его реализация была связана с существенными расходами на маркетинг.

Результаты расчетов приводятся в таблицах А1.3, А1.4, А1.5 (приложение А). Отчет о движении денежных средств интернет-проекта методом кумулятивного потока представляется в таблице А1.4, а методом финансового потока − в виде таблицы А1.5 (приложение А).

Примеры заполнения таблиц представлены в приложении В.

Выделяют следующие особенности оценки интернет-проектов.

1. Инвестиции в интернет-проекты являются высокорискованными. При выборе интернет-проектов закладывается планируемая ставка дисконтирования I*, которая может значительно превышать ставку рефинансирования или процента по банковским кредитам. В данном случае она учитывает риск инвестора, и ее уровень зависит от идеи и бизнес-модели интернет-проекта и связан с личным мнением инвестора по поводу эффективности данного вложения и его опытом в данной сфере. Чем больше величина инвестиций, тем выше риски и ставка дисконтирования.

2. Основными критериями оценки целесообразности вложения средств в интернет-проект являются уровень интереса целевой аудитории, модель интернет-бизнеса, срок окупаемости, уровень сложности разработки, срок его реализации, степень сложности осуществления маркетинга, риски (международная экономическая ситуация, политическая и экономическая ситуация конкретного государства и другие), индекс прибыльности, экономический эффект, чистый дисконтированный доход, уровень конкуренции и др.

3. Если интернет-проект успешно функционирует, интересен целевой аудитории, число его пользователей растет, то уровень риска вложений в такой проект значительно падает. В данном случае ставка дисконтирования I* уменьшается, так как инвестиции будут менее рискованными.

4. Эффективность интернет-проекта зависит от степени охвата целевой аудитории, ее интереса к проекту, модели бизнеса, величины денежных потоков, возможностей конкурентов и т.д.

5. Инвесторы заинтересованы в быстрой окупаемости интернет-проектов в краткосрочном периоде (до 2-х лет).

6. В большинстве случаев в зависимости от выделенных средств и уровня сложности реализация интернет-проекта осуществляется в течение нескольких месяцев (недель, одного − двух лет).

7. Сложно оценить будущую прибыль интернет-проекта за конкретные временные интервалы на стадии оценки эффективности его реализации, так как она зависит от многих факторов: эффективности реализации маркетинговых мероприятий, интереса целевой аудитории к данному проекту и других. В данном случае рекомендуется проведение маркетинговых исследований, исследование целевой аудитории, изучение опыта успешных интернет-проектов и т.д.

8. В зависимости от бизнес-модели проекта затраты на его разработку (и иные) могут быть незначительны по сравнению со средствами, выделяемыми на маркетинг.

9. Эффективность функционирования интернет-проекта зависит от эффективности маркетинговых мероприятий. Большая часть затрат (инвестиций) приходится на маркетинг.

10. Интернет-проект может привлекать внимание целевой аудитории не только конкретного государства, но и интернет-пользователей зарубежных стран, что открывает возможности выхода фирмы на внешние рынки. Популярность международного интернет-проекта в различных странах оценивается по географии проживания и количеству пользователей.

11. Маркетинговые мероприятия могут быть проведены в короткий срок, что позволяет привлечь целевую аудиторию и оценить эффективность интернет-проекта в первые недели его функционирования.

12. Популярные глобальные интернет-проекты (Google.com, Yahoo.com, Amazon.com, FaceBook.com, MySpace.com, YouTube.com и другие) появились за счет венчурных инвестиций.

 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Как вы понимаете термин «Интернет-проект»?

2. Как вы понимаете термин «Эффективность»?

3. Какие виды затрат на интернет-проект рассматриваются?

4. Каким образом рассчитывается доход от онлайновой деятельности фирмы?

5. Оцените эффективность функционирования некоторого интернет-проекта. Сделайте выводы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.