Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трансляция культуры в школе




(духовно-нравственный аспект)

 

 

Владимир – 2008

 

Автор – Ионова Т.А., зав. лабораторией «Русская школа как система образования и

воспитания» ВИПКРО, к.филос.н.

 

Рецензенты: Матвеев П.Е., профессор кафедры философии и религиоведения ВлГУ,

д.филос.н.

Петракова Т.И., зам. директора по науке Института общего развития

Министерства образования и науки РФ, д.п.н., профессор

 

 

«Истинной целью должна

быть признана та цель, которая

соответствует душе человека»

К.Д.Ушинский

 

 

Предисловие.

 

Нельзя воспитывать, не зная ответа на главный, исходный, основополагающий вопрос: какого человека хотим воспитать?

Современная педагогика отражает реальности бытия, частью которого является. Процессы глобализации заставляют человека задуматься о самоопределении, об осознании своей роли в исторической судьбе отечества и цивилизации, о возвращении к своей культурной традиции. «Общечеловечность - категория слабая», - писал И.А.Ильин. Национальное всегда включено в мировую цепь культурных связей, но оно ближе человеку для понимания. Н.А.Бердяев указывал: “Человек входит в человечество через национальную индивидуальность... Человек не может перескочить через целую ступень бытия... Мечта о человеке и человечестве, отвлеченных от всего национального, есть жажда угашения целого мира ценностей и богатств” (1).

Важность национального образования для развития личности отмечалась и в докладе международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века. В системе глобальной информации обостряются противоречия между мировой и национальной культурами, между культурными традициями и новыми технологиями в образовании, между материальной и духовной сущностями культуры. Подрывается духовно-нравственный аспект личности, моральному росту которой не дают ни шанса.

Отсюда совершенно очевидно, что становление человека в системе современного образования не может идти с ориентацией лишь на научное знание, которое хотя и является важным компонентом культуры человеческого сообщества, но представляется далеко не единственной его частью. Образование должно быть направлено на развитие именно духовной мощи человека, проявляющейся в способности оценивать свои поступки, свою деятельность в природе и обществе, осознавать себя неотъемлемой их частью.

Духовная доминанта русской культуры, на наш взгляд, определяет цель российской школы как помощь детям в их духовном росте. Именно в своей родной культурной традиции мы находим категории воспитания: духовность, святость, нравственность, народность, мудрость, красота, патриотизм, трудолюбие, семьянин … Академик В.Д. Шадриков отмечает, что «школа не должна быть национально аранжирована общечеловеческими ценностями. Ребенок в школе должен жить родной культурой и быть в родной культуре, а другие культуры он должен знать» (2). Через богатство родной культуры он выходит в сферу мировой культуры. Через родную культуру, базовой составляющей которой является православная культура, он растет до понимания духовности Человека.

Для нашей школы сейчас наиболее значим вопрос: в какой мере та или иная педагогическая система, то или иное содержание этой системы воспитывает человека на основе духовно-нравственных ценностей русской культуры? Раскрыть ребенку Закон Нравственности, заложенный в родной культурной традиции – вот та цель, которая является приоритетной в учебно-воспитательном процессе школы. Тогда и возникает проблема, от грамотного подхода к которой будет зависеть грамотный процесс воспитания. Это проблема соединения понятий духовность и образование в традиционно светской школе России, школе многонациональной и многоконфессиональной…

В этой книге мы попытались дать некоторые ответы на вопросы, связанные с духовно-нравственными проблемами воспитания на категориях ценностей русской культуры, а также проблемами нового педагогического сознания, формирующегося в современной школе. Все это и синтезируется процессом трансляции культуры, под которым мы понимаем передачу ценностных категорий отечественной культурной традиции от старшего поколения к младшему.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.