Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искупление за нарушение клятвы




Комментарий

Аят: 89

Комментарий

Аят: 88

Пояснения

Комментарий

Аят: 87

Комментарий

Аяты: 84-86

Комментарий

Комментарий

Аят: 82

Комментарий

Аят: 81

Комментарий

Комментарий

Аят: 79

Комментарий

Его светлость Давид (ДБМ) проклял сынов Израилевых за их провинность, состоявшую в нарушении правил дня субботнего, а его светлость Иисус (ДБМ) – за то, что они, желая развеять свои сомнения, потребовали для себя небесной пищи, и в ответ на мольбу Иисуса Аллах послал им эту пищу. Они отведали ее, но вновь не уверовали. Этим они навлекли на себя гнев и наказание Аллаха. Этот аят священного Корана гласит:

Те из сынов Израилевых, кто не уверовал, прокляты устами Давида и Иисуса, сына Марии, за то, что ослушались они и преступили границы

****

كَانُوا لاَ يَتَنَاهَوْنَ عَن مُنكَرٍ فَعَلُوهُ لَبِئْسَ مَا كَانُوا يَفْعَلُونَ ﴿79﴾

79. Не удерживали они друг друга от свершения поступков дурных. И сколь мерзки деяния их!

Сыны Израилевы были прокляты Давидом (ДБМ) и Иисусом (ДБМ) за то, что ослушались и нарушили грань дозволенного. Другая причина проклятья состояла в том, что

Не удерживали они друг друга от свершения поступков дурных. И сколь мерзки деяния их!

Сообщают, что Имам Садык (ДБМ) сказал: «Они (добродетельные люди из числа сынов Израилевых) не принимали участия в (греховных) делах и сборищах, но когда они встречали их (грешников), то их лица улыбались и выражали участие».[34]

Таким образом, человек, безразличный к прегрешениям других, также удостаивается проклятья пророков.

'предотвращение зла' существует не только в Исламе. Оно имело место во всех мировых религиях.

В сообществе сынов Израилевых постоянно творились неправедные дела. Вот за это они и были прокляты Аллахом и Его Посланником (ДБАР).

Аят: 80

تَرَى كَثِيراً مِنْهُمْ يَتَوَلَّوْنَ الَّذِينَ كَفَرُوا لَبِئْسَ مَا قَدَّمَتْ لَهُمْ أَنْفُسُهُمْ اَن سَخِطَ اللّهُ عَلَيْهِمْ وَفِي الْعَذَابِ هُمْ خَالِدُونَ ﴿80﴾

80. Видишь ты, что завели многие из них дружбу с теми, кто не уверовал. Как скверно то, что уготовили им души их, что разгневался Аллах на них, и вечно пребывать им в муках.

В этом аяте говорится о еще одной стороне поведения сынов Израилевых, послужившей причиной их проклятья. Сыны Израилевы заводят дружбу с безбожниками и подчиняются их власти.

Но подчинение власти безбожника неизменно вызывает гнев Аллаха.

Аят гласит:

Видишь ты, что завели многие из них дружбу с теми, кто не уверовал. Как скверно то, что уготовили им души их, что разгневался Аллах на них, и вечно пребывать им в муках

وَلَوْ كَانُوا يُؤْمِنُونَ بِاللّهِ وَالنَّبِيّ وَمَآ اُنْزِلَ إِلَيْهِ مَا اتَّخَذُوهُمْ أَوْلِيَآءَ وَلكِنَّ كَثِيراً مِنْهُمْ فَاسِقُونَ ﴿81﴾

81. Если бы уверовали они в Аллаха, Пророка и в то, что ниспослано ему, то не стали бы водить дружбу с ними. Однако многие из них – нечестивцы.

Существует несколько толкований содержания этого аята, и среди них, в частности, такие:

А. Если бы иудеи действительно поверили Моисею (ДБМ) и его Торе, то никогда не поставили бы язычников повелевать собой. (Тафсир ’Алуси).

Б. Если бы неверные и язычники обратились в Ислам, то иудеи не стали бы иметь с ними дела. (Тафсир аль-мизан).

В. Если бы люди Писания, или лицемеры, или мусульмане действительно верили в Аллаха и Его Посланника, то никогда бы не поставили над собой язычников. Причина этого состоит в том, что вера не может приспособиться к неверию, а согласие подчиняться господству неверных объясняется собственной безнравственностью и неверием.

Вообще же, всякий, кто преступает грань, установленную Аллахом, неизбежно становится жертвой Тагута (злого Тирана) и неверных.

Аят гласит:

Если бы уверовали они в Аллаха, Пророка и в то, что ниспослано ему, то не стали бы водить дружбу с ними. Однако многие из них – нечестивцы

لَتَجِدَنَّ أَشَدَّ النَّاسِ عَدَاوَةً لِلَّذِينَ ءَامَنُوا الْيَهُودَ وَالَّذِينَ أَشْرَكُوا وَلَتَجِدَنَّ أَقْرَبَهُم مَوَدَّةً لِلَّذِينَ ءَامَنُوا الَّذِينَ قَالُوا إِنَّا نَصَارى ذلِكَ بِاَنَّ مِنْهُمْ قِسّيسِينَ وَرُهْبَاناً وَأَنَّهُمْ لاَ يَسْتَكْبِرُونَ ﴿82﴾

82. Несомненно, убедишься ты, что сильнее всех ненавидят уверовавших иудеи и многобожники. Несомненно, убедишься ты, что больше всех дружелюбны к уверовавшим те, кто говорит: «Воистину, христиане мы». Это оттого, что есть среди них иереи и монахи, что не высокомерны они.

Поводом для ниспослания этого аята послужило доброе отношение к эмигрантам-мусульманам со стороны абиссинского Негуса и местных христиан.

На пятом году пророчества Мухаммада (ДБАР) группа мусульман, возглавляемая Джафаром ибн Абу Талибом, перебралась из Мекки в Абиссинию, где, благодаря покровительству абиссинского Негуса, сумела укрыться от преследований со стороны мекканских язычников. Там же они нашли убежище и от языческих агентов. Иудеи даже перед лицом многочисленных чудес и доброжелательности Пророка (ДБАР) отказались принять Ислам и принимали участие в заговорах против мусульман. Они нарушали обещания и вершили нечестие, в то время как христианские епископы в Абиссинии проливали слезы, слыша аяты суры Марйам, и примыкали к находившимся там мусульманам.

Иудеи, таким образом, являются заклятыми недругами мусульман, и их враждебность к ним глубоко уходит корнями в историю.

Христиане же, несмотря на их веру в Троицу, что является заблуждением, более восприимчивы к истине в силу того, что обладают более здравым рассудком. Им, а особенно их интеллигенции и лицам духовного сана, не свойственна склонность к заговорам и интригам.

Несомненно, убедишься ты, что сильнее всех ненавидят уверовавших иудеи и многобожники. Несомненно, убедишься ты, что больше всех дружелюбны к уверовавшим те, кто говорит: «Воистину, христиане мы». Это оттого, что есть среди них иереи и монахи, что не высокомерны они

****

КОНЕЦ ШЕСТОЙ ЧАСТИ

 

Аят: 83

وإِذَا سَمِعُوا مَآ اُنْزِلَ إِلَى الرَّسُولِ تَرَى أَعْيُنَهُمْ تَفِيضُ مِنَ الدَّمْعِ مِمَّا عَرَفُوا مِنَ الْحَقّ يَقُولُونَ رَبَّنَآ ءَامَنَّا فَاكْتُبْنَا مَعَ الشَّاهِدِينَ ﴿83﴾

83. И когда слышат они то, что ниспослано [в откровении] Посланнику, видишь, как глаза их проливаются слезой по причине того, что узнают они из истины. И говорят они: «Господи наш! Уверовали мы. Так запиши нас в число тех, кто свидетельствует [об Истине].

Одним из примеров того, как христиане не могли сдержать слез, слушая Коран, был случай, когда Джафар ибн Абу Талиб читал абиссинскому Негусу аяты из суры Марйам. Другой подобный случай имел место, когда группа христиан в сопровождении Джафара пришла в Медину и услышала там священные аяты суры Йа-син.

И когда слышат они то, что ниспослано [в откровении] Посланнику, видишь, как глаза их проливаются слезой по причине того, что узнают они из истины. И говорят они: «Господи наш! Уверовали мы. Так запиши нас в число тех, кто свидетельствует [об Истине]

Слова истины непременно заденут за живое душевного, восприимчивого человека, а тупой и бездушный, даже узрев истину, останется к ней безучастным.

Душа человека и его природа очаровываются истиной, и, достигнув предмета своего желания, человек проливает слезы радости.

Но и при этом верующий должен молить Бога о том, чтобы Он продлил его веру и даровал ему счастливый исход.

****

وَمَا لَنَا لاَ نُؤْمِنُ بِاللّهِ وَمَا جَآءَنَا مِنَ الْحَقّ وَنَطْمَعُ أَن يُدْخِلَنَا رَبُّنَا مَعَ الْقَوْمِ الصَّالِحِينَ ﴿84﴾ فَاَثَابَهُمُ اللّهُ بِمَا قَالُوا جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا وَذلِكَ جَزَآءُ الْمُـحْسِنِينَ ﴿85﴾ وَالَّذِينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِايَاتِنَآ اُوْلَئِكَ أَصْحَابُ الْجَحِيمِ ﴿86﴾

84. И почему бы не веровать нам в Аллаха и в то, что явилось к нам из Истины? Ведь жаждем мы, чтобы Господь наш ввел нас [в рай] вместе с людьми праведными».

85. И за слова эти вознаградит Аллах их садами райскими, под которыми ручьи текут, и где пребудут они вечно. Таково воздаяние добро творящим.

86. А те, кто не уверовал и ложью объявил знамения Наши, - обитатели они ада.

Те, кто, признав правильную веру, смело и открыто свидетельствуют об этом праведностью своих деяний, не боясь окружения и осуждения своих прежних единоверцев, являются лучшими из праведников. И это потому, что они совершили доброе дело для своих собственных душ, избавив себя от наказания геенной огненной. Кроме того, свидетельствуя о своей вере, они прокладывают путь к ней и для других.

Итак, наградой за веру служит рай, а наказанием за неверие и отторжение веры – ад.

Встречающееся в одном из этих аятов арабское слово /аль-хакк/ (истина) в данном контексте следует понимать как Коран, Ислам и святую фигуру Пророка (ДБАР).

يَآ أَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُوا لا تُحَرّمُوا طَيّبَاتِ مَآ أَحَلَّ اللّهُ لَكُمْ وَلاَ تَعْتَدُوا إِنَّ اللّهَ لا يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ ﴿87﴾

87. О вы, которые уверовали! Не запрещайте [есть] яства чистые, дозволенные вам Аллахом вашим. Не преступайте [границы дозволенного], ибо не любит Аллах преступающих границы.

Однажды Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и род его и да приветствует!) рассказывал людям об Иной жизни, описывая сцены того, что будет происходить в Судный день. Слушатели были настолько потрясены его словами, что некоторые из них со слезами на глазах приняли решение отказаться впредь от любой вкусной пищи и бытовых удобств, строго соблюдать пост, оставить жен и сократить время ночного сна. Когда Пророку (ДБАР) сообщили об этом, он собрал верующих в мечети и обратился к ним с такими словами: «Я вкушаю пищу, по ночам сплю и не отказываюсь от супружеских связей. Наша религия не предписывает уединения и подвижничества. подвижничество для моей общины – это джихад. Тот, кто поступает иначе, чем я, – не мусульманин».

Кто-то из присутствующих спросил, как быть с клятвами, которые они принесли. Тогда-то и был ниспослан этот аят, в котором говорится, что Аллах не призовет их к ответу за опрометчивые клятвы.

Имам Садык (да будет мир с ним!) сказал: «Если кто-то посчитает дозволенную вещь недозволенной для себя (и подкрепит это решение клятвой), он должен следовать своему обету, и греха на нем не будет…» («Мустадрак аль-васа’ил», том 3, стр. 52).

1. Ислам – это религия, сообразная природе человека /фитра/, которая запрещает затворничество, аскетизм и бегство от мира.

2. Мусульманин подчиняется повелениям Аллаха. Он не отвергает то, что разрешено, и не предается запретному.

Святой Пророк (ДБАР) сказал: «О люди! То, что я объявил дозволенным, будет оставаться таковым до Судного дня, а то, что я запретил, до того Дня будет под запретом». [35]

3. Еда, одежда и все дозволенные удовольствия созданы для того, чтобы человек ими пользовался.

4. Когда пользуетесь дозволенным, не впадайте в крайности.

Не преступайте [границы дозволенного]…

5. Клятвы, заветы и обеты, не соответствующие запретам, изложенным в Коране, ничего не стоят и не имеют законной силы.

وَكُلُوا مِمَّا رَزَقَكُمُ اللّهُ حَلاَلاً طَيّباً وَاتَّقُوا اللّهَ الَّذِي أَنْتُمْ بِهِ مُؤْمِنُونَ ﴿88﴾

88. Вкушайте пищу дозволенную и чистую, ту, что дал Аллах в удел вам, и бойтесь Аллаха, в Коего веруете вы.

В предшествующем аяте речь шла о необоснованных запретах на разрешенное. Данный аят предписывает с полным правом пользоваться дарами Аллаха.

Вкушайте пищу дозволенную и чистую, ту, что дал Аллах в удел вам…

Единственным условием при этом является отказ от неповиновения воле Аллаха, в Которого вы верите.

…и бойтесь Аллаха, в Коего веруете вы

Другими словами, ваша вера в Аллаха требует, чтобы вы почитали все повеления Господа, относящиеся как к использованию Его даров, так и к соблюдению чувства меры и набожности.

Святой Пророк (ДБАР) сказал: «Все мусульмане, как мужчины, так и женщины, должны приобретать дозволенное».[36]

Святой Пророк (ДБАР) сказал: «Поклонение Господу состоит из семидесяти частей, лучшей из которых является стремление к приобретинию дозволенного».[37]

Святой Пророк (ДБАР) сказал: «Стремление воспользоваться дозволенными средствами существования равнозначно Священной войне во имя Аллаха».[38]

Святой Пророк (ДБАР) сказал: «Стремление к преобретению дозволенных средств существования по своей необходимости и обязательности уступает только обязательным молитвам».[39]

Святой Пророк (ДБАР) сказал: «Получение законного дохода есть высочайшее деяние».[40]

لاَ يُؤَاخِذُكُمُ اللّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ وَلكِن يُؤَاخِذُكُم بِمَا عَقَّدتُّمُ الاَيْمَانَ فَكَفَّارَتُهُ إِطْعَامُ عَشَرَةِ مَسَاكِينَ مِنْ أَوْسَطِ مَا تُطْعِمُونَ أَهْلِيكُمْ أَوْ كِسْوَتُهُمْ أَوْ تَحْرِيرُ رَقَبَةٍ فَمَن لَمْ يَجِدْ فَصِيَامُ ثَلاَثَةِ أَيَّامٍ ذلِكَ كَفَّارَةُ أَيْمَانِكُمْ إِذَا حَلَفْتُمْ وَاحْفَظُوا أَيْمَانَكُمْ كَذَلِكَ يُبَيّنُ اللّهُ لَكُمْ ءَايَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ ﴿89﴾

89. Не взыскивает Аллах с вас за опрометчиво произнесенные клятвы, а взыскивает с вас за [нарушение] намеренных клятв. Искупление [за нарушение клятвы] – накормить десятерых бедняков так, как обычно кормите вы семьи свои, или же обеспечить их одеждой, или освободить раба. А если не в состоянии кто [выполнить одно из трех условий этих], то следует ему поститься три дня. Все это – искупление за ваши клятвы, которыми поклялись вы. Соблюдайте же клятвы! Так разъясняет вам Аллах знамения Свои. Быть может, будете вы благодарны.

В этом аяте речь идет о клятвах, посредством которых человек воспрещает себе дозволенное, и об иных клятвах подобного рода. Все эти клятвы можно подразделить на две категории. Вначале сказано:

Не взыскивает Аллах с вас за опрометчиво произнесенные клятвы …

Комментаторы и знатоки шариата относят к разряду 'опрометчиво произнесенных клятв' такие клятвы, которые даны без определенной цели и заранее продуманного намерения. Следует иметь в виду, что смысл подобных клятв противоречит религиозным установлениям и они считаются противоречащими повелениям Аллаха.

Вторую категорию составляют клятвы, произнесенные осознанно, намеренно и искренне. Именно на такие клятвы указывают следующие слова аята.

… а взыскивает с вас за [нарушение] намеренных клятв

Аллах налагает на вас обязанность соблюдать эти клятвы.

Конечно, для того чтобы клятва считалась полноценной, недостаточно произнести ее серьезно и обдуманно. Она как минимум не должна также обязывать человека совершить противозаконное деяние. Помимо всего прочего, клятва только тогда считается действительной, когда приносится во имя Аллаха.

И уж если человек поклялся именем Аллаха, он должен сдержать свое слово. В случае нарушения клятвы провинившийся обязан искупить свой грех одним из трех указанных в аяте способов. Вначале сказано:

Искупление [за нарушение клятвы] – накормить десятерых бедняков …

Следующие слова закрывают лазейку тем, кто хотел бы по-своему истолковать слова аята и во искупление своего проступка накормить нуждающихся второсортной, невкусной едой. Коран недвусмысленно указывает на ее качество.

…так, как обычно кормите вы семьи свои…

Второй способ состоит в следующем: предоставить одежду десятерым нуждающимся.

…или же обеспечить их одеждой…

Эти слова аята указывают на то, что одежда должна соответствовать своему изначальному назначению, то есть укрывать тело человека. Но по виду она может быть самой разнообразной с учетом времени года, местности, где ее будут носить, и исторической эпохи.

Если возникнет вопрос, должна ли одежда, кроме того, соответствовать каким-то минимальным требованиям, то из самого текста аята очевидно, что приемлема любая одежда.

Третий способ таков:

…освободить раба

Иногда бывает так, что человек, нарушивший клятву, не в состоянии искупить свою вину ни одним из названных выше способов. Поэтому в аяте говорится:

А если не в состоянии кто [выполнить одно из трех условий этих], то следует ему поститься три дня

Следующие слова аята подчеркивают важность рассматриваемого вопроса.

Все это – искупление за ваши клятвы, которыми поклялись вы

А чтобы ни у кого не возникло впечатления, что искупление узаконивает клятвопреступление, далее говорится:

Аллах же клятвы!

Смысл этих слов в том, что человек должен избегать греха, каким является нарушение клятвы.

Завершающая часть аята призвана пробудить в человеке благодарность за эти повеления и предписания, исполнение которых гарантирует счастье и процветание как отдельного индивида, так и всего общества в целом.

Так разъясняет вам Создатель знамения Свои. Быть может, будете вы благодарны




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.