КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Направления деятельности и интеграция образовательных областей. 1 страница
ЮГ Педагоги детского сада: воспитатели групп, музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре, социальные педагоги
Совместная деятельность взрослых и детей в НОД и в режиме дня в д/с и в семье t по инициативе взрослого и по инициативе ^Шсамого ребенка Виды деятельности Формы ее организации Виды деятельности
jozz;;.................. у .....;;....... ^.......... Дидактические, сюжетные, театрализованные игаы
Чтение художественной литературы Лепка, рисование, аппликация; Мастерские, выставки Продуктивная ^деятельность
Досуги, развлечения, слушание музыки Наблюдения, экскурсии, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, исследования, экологические акции, конкурсы Подвижные игры, целевые прогулки, игровые упражнения, экологические походы
Ресурсное обеспечение проекта: Сотрудничество с семьей, с городской средой: - участие в мероприятиях Природно-исторического парка «Битцевский лес»; - экологические акции с семьями воспитанников детского сада; - помощь родителей в создании экологической тропинке, подборе книг и оформлении библиотеки, - желание родителей участвовать в жизни детского сада, в конкурсах и викторинах; - сотрудничество со школой № 2009 по проблеме «Культура проектной и исследовательской деятельности». Методическое и материально-техническое обеспечение:
- парциальная программа Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» с технологическим и методическим обеспечением; - наличие экологического кабинета с необходимым оборудованием и пособиями; - природные уголки в группах; - подборка детской, энциклопедической и педагогической литературы; - художественная мастерская. Кадровое обеспечение: - педагог организатор по экологии: высшее образование, первая квалификационная категория, курсы повышения квалификации по программе Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа»; - социальный педагог: студентка педагогического института, 5 курс, вторая квалификационная категория, курсы повышения квалификации по программе Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа»; - музыкальный руководитель: высшее образование, первая квалификационная категория; - воспитатели - активные, творческие, квалифицированные специалисты; - педагог-организатор по изобразительной деятельности, высшее педагогическое образование, первая квалификационная категория.
зентация первых объектов исследования в групповых уголках «Почемучки» и «Знайки».
- Выбор программы и технологий экологического воспитания. Программа Н.А. Рыжова «Наш дом - природа». - Подбор методической, научной и художественной литературы, наглядного материала, видеоматериалов, игрового оборудования по теме проекта. - Решение вопросов по использованию интегрированных форм взаимодействия со специалистами детского сада. - Оказание помощи детям в создании исследовательских и творческих групп на основе общих интересов и симпатии. - Оказание помощи детям в выборе темы и постановки проблемы. 3. Взаимодействие с родителями: - Информирование родителей о начале проекта, его целях и задачах. - Подготовка информационно-наглядного материала для родителей о ходе работы над проектом.
2. Этап. Планирование и проектирование 1. Организационная деятельность: - Постановка задач и выбор критериев оценки результатов педаго- гического проекта. - Сбор и уточнение информации об обеспеченности проекта (материальной, кадровой, методической[1]). - Обсуждение возможных альтернатив и выбор оптимального варианта развития и реализации проекта. - Определяются с темой проекта, ставят и принимают проблему проекта.
- Определяются с продуктом проекта и участвуют в планировании деятельности, направленной на достижения результата проекта. - Совместно с воспитателями - Вносят предложения по работе над проектом. - Участвуют в подборе видеофотоматериала, художественной и познавательной литературы. - Информируют о - Разработка маршрута развития проекта (планирование тем основных мероприятий[2]). - Распределение ролей в команде. - Распределение через разные виды деятельности объема передаваемого детям опыта, знаний и умений. 2. Взаимодействие с детьми: - Уточнение интересов детей и оказание помощи детям в выборе тем детско-взрослых проектов. - Введение детей в проблему проекта и оказание помощи в уточнении замысла и предполагаемого результата проекта. - Оказание помощи в составлении плана действий (маршрутных карт) с целью осуществления замысла и достижения результата (что делать и какими методами и способами достигать результатов, у кого и как можно получить необходимую информацию).________ составляют маршрутную карту-схему проекта[3]. степени готовности ребенка к участию в проекте (проявление интереса к теме и желание). - Планирование тем для организации взаимодействия с детьми через детский клуб «Почемучка» (общение как в реальном времени и пространстве, так и виртуальном с помощью сайта детского сада http://2463.ucoz.ru. - Создание творческой группы из воспитанников детского сада по выпуску детского журнала-самоделки «Знайка» (планирование тематике рубрик и системы работы над журналом). 3. Взаимодействие с родителями: - Разработка плана взаимодействие с родителями (индивидуальных и подгрупповых бесед, участие родителей в организации и проведении конкурсов, досугов, творческих заданиях)
1. Организационная деятельность: - Изучение и обобщение имеющегося в педагогической практике опыта работы по экологическому воспитанию, посещение городских семинаров, круглых столов (№ 1622, № 341, № 2337) - Сбор информации из разных источников (рассказы взрослых, занятия, самостоятельные суждения, энциклопедии, словари, телепередачи);
- Помощь в создании макета. - Помощь ребенку при работе над проектом и его оформлении. - Помощь в оформле- - Составление тематических карт наблюдений и исследований объектов живой и неживой природы и обучения детей их использованию. - Организация проблемно-тематических выставок, например, «Есть ли жизнь на полюсе?», «Кто живет и что растет в пустыне?» и творческий выставок «Оранжерея комнатных растений, «Времена года». - Работа по созданию экологической тропы: подбор растений для альпийской горки, систематизация комнатных растений по определенным признакам, посадка кустарников и деревьев, разбивка цветников, создание огорода. - Внедрение в практику детского сада работы с календарем природы. - Организация конкурсов, викторин, праздников и досугов («Отдых на реке» - досуг, «Зиновий синичник» - досуг, «Кто как к зиме готовится?» - викторина, «Птицы» - викторина, «День птиц» - досуг, «День земли» - досуг).
2. Взаимодействие с детьми: - Сопровождение детско-взрослых проектов. - Организация работы интеллектуального клуба «Знайка» (подбор и презентация интересного для детей материала: книг, иллюстраций, фотографий, подборка интересных вопросов и заданий). - Организация работы исследовательского клуба «Почемучка» (оказание помощи в выборе объектов для детского экспериментирования и наблюдения, работа с журналом исследователя). - Оказание помощи детям в подготовке и «издательстве» детского познавательного журнала «Знайка» (выявить желающих детей на роль редактора, художника, дизайнера). - Участие в детских играх (дидактических, сюжетных, театрализованных). - Участие в создании макетов и моделей. 3. Взаимодействие с родителями: - Консультирование по ведению детско- взрослого проекта.
Результаты проекта: 1. Обобщен имеющийся в педагогической практике опыт формирования экологической культуры и адаптирован к условиям своего детского сада; 2. Определена тематика и разработана технология организации и проведения совместной деятельности детей и взрослых по формированию экологической культуры применительно к условиям нашего детском саду; 3. Созданы условия для осуществления экологического воспитания детей дошкольного возраста: экологическая тропа (на территории и в помещении детского сада), экологическая лаборатория, уголки «Почемучки» в группах (наблюдение, исследование и экспериментирование), уголки «Знайки» (тематические мини- выставки и библиотеки); 4. В рамках педагогического проекта организовано педагогическое сопровождение детско-взрослых проектов по следующим темам: - «Птицы - наши друзья». Тип проекта - творческий; групповой; - «Зиновий синичник». Тип проекта - ролево- игровой; групповой; - «Старый пень». Тип проекта - информационно- практико-ориентированный; групповой; - «Новогодняя елка». Тип проекта - исследователь- ско-творческий; коллективный; - «Отдых на реке». Тип проекта - творческий; групповой; - «Мой любимец». Тип проекта - исследовательско- творческий, индивидуальный; - «Природоохранные знаки». Тип - исследователь- ско-творческий; индивидуальный; - «Песок, вода и глина». Тип - исследовательский проект; - «Мой друг - дождевой червяк!» - исследователь- ско-творческий; коллективный; - «Фруктовый сад выпускников» - исследовательско- творческий; коллективный; - «Экологическая елка» - творческий; коллективный; - «Планеты солнечной системы» - исследователь- ско-творческий; коллективный; - «Макет горной системы» - исследовательско- творческий; коллективный. 5. Опыт работы представлен на «Ярмарке педагогических инноваций на Юго-Западе»; 6. Выступление в «Центральном выставочном зале «Манеж». Тема: «Детское экспериментирование с водой, песком и глиной». 7. Конспекты непосредственно образовательной деятельности, сценарии и опыт работы по проектам представлены в Интернете, в «Учительской газете» статья старшего воспитателя Юрьевой И.А. «Проект «Времена года» от 19.01.2010 года. Практическая значимость: Для педагогов: - накоплен опыт работы по экологическому воспитанию детей; - у старших дошкольников сформированы элементарные представления о целостности экосистемы и о человеке, как ее представителе; - сформировано у старших дошкольников желание и умение участвовать в конструктивной беседе со взрослыми и сверстниками; - найдены и адаптированы новые формы взаимодействия с детьми и семьями воспитанников детского сада; - установлены партнерские отношения с родителями в вопросах воспитания детей; - созданы условия для интересной и творческой работы педагогов; - повышен уровень педагогической компетентности в вопросах формирования нравственной и экологической культуры дошкольника. Для детей: - найдены интересные темы для общения с взрослыми и сверстниками; - расширено представление об окружающем мире; - приобретен опыт исследовательской деятельности; - получены представления об особенностях проектной деятельности; - предоставлена возможность для проявления творчества; - предоставлена возможность проявить собственный интерес и активность; - расширен опыт для проявления эмоциональных переживаний, сочувствия; - приобретены практические навыки посадки растений и ухода за ними, очистки воды, навыки работы с оборудованием для уборки территории и ухода за растениями и животными; - приобретены навыки моделирования; - приобретены навыки совместной деятельности со взрослыми и детьми; - приобретен опыт конструктивного общения по определенной теме. Рефлексия: В ходе работы над проектом в детском саду были созданы необходимые условия для формирования у детей и взрослых экологической культуры: Первое условие - это проблемно-развивающая среда, в которую вошли: экологическая тропинка, экологическая лаборатория, тематические выставки в холлах и коридорах детского сада, уголки «Почемучки» в группах. Все помещения детского сада многофункциональны. Объекты, составляющие проблемно-развивающую среду, постоянно меняются, что способствует развитию у детей наблюдательности, повышает интеллектуальную и творческую активность, поддерживает детскую любознательность и способствует формированию познавательного интереса. При создании проблемно-развивающей среды большое внимание уделялось интересам детей. К участию в создании среды привлекались и дети, и родители. Второе условие - это программное и методическое обеспечение. Педагогическим коллективом детского сада была выбрана дополнительно к основной комплексной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой парциальная программа Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа», отвечающая требованием замысла проекта. Подобрано методическое обеспечение для реализации программы и обучению детей самостоятельной исследовательской деятельности, детскому экспериментированию. Собран и адаптирован к условиям детского сада материал по технологии сопровождения детско-взрослого проекта. Составлены карты наблюдений за природными объектами. Третье условие - это интеграция образовательных областей в разных видах совместной деятельности детей и взрослых. Специалисты детского сада объединили свои интересы и решают общую проблему, используя разные формы организации детской деятельности. Так, например, воду и ее свойства, ее роль в жизни человека и правила бережного отношению к воде дети познавали через экспериментирование с водой, наблюдения, как на улице, так и в группе, через музыкальное слушание, чтение художественной литературы, в играх и беседах с взрослыми в детском саду и дома, в ходе самостоятельной деятельности в познавательно-исследовательском уголке «Знайки», во время тематического досуга «Отдых на реке». Нами было замечено, что эмоциональные переживания оказывают на ребенка более сильное влияние, чем простые беседы. Эмоционально окрашенная проблема вызывает у ребенка новые вопросы и приводит к новым размышлениям. Ни для кого не секрет, что ребенок любит двигаться, в своем проекте мы использовали эту особенность детей. Так родился «Экологический поход». Его целью было не только формирование экологической культуры, но приобщение детей к здоровому образу жизни. У каждого ребенка свои возможности, свои особенности здоровья и развития, поэтому наша задача найти для него ту деятельность, в которой он будет успешен, и через эту деятельность развивать ребенка, формировать его интерес к окружающему миру природы. Для нас по-прежнему остается сложным развивать и поддерживать индивидуальный интерес ребенка. Это объясняется тем, что ребенок ограничен в средствах познания мира (он не умеет читать, не имеет самостоятельного доступа к компьютеру и не умеет им пользоваться как источником информации). Наблюдая и экспериментируя, ребенок поверхностно знакомиться с объектом и его свойствами, поэтому сделать выводы без помощи взрослого ему бывает сложно. Педагог, к сожалению, не всегда обладает возможностью в нужное время помочь каждому ребенку. В этом случаи существенную помощь ребенку оказывают активные, заинтересованные родители. Педагог акцентирует внимание на особенности ребенка и область его интересов, а родитель подхватывает интерес ребенка и создает условия для его развития. Так, например, акция «Поможем птицам перезимовать» не имела бы такой силы, если бы ее не подхватили родители. Родители вместе с детьми изучили особенности питания птиц, папы смастерили кормушки. Дети всю зиму следили за наполнением кормушек. Примеров сотрудничества педагогов детского сада и родителей можно привести множество. Благодаря участию родителей, стали возможны детско- взрослые проекты «Мой любимец» (участие родителей в подготовке фотовыставки), проект «День птиц» (родители помогли организовать парад птичьей моды, приняли участи в совместном выпуске с детьми тематических альбомов, газет, афиш) и многие другие проекты и мероприятия детского сады не состоялись бы без активного участия семей наших воспитанников. Таким образом, успех проекта во многом зависел от слаженной работы всех его участников. Педагогический проект на тему: «Природа наш друг и наш дом», не следует считать завершенным, хотя основные поставленные задачи выполнены. Экологическая тема - это тема, требующая постоянного изучения, поэтому она будет развиваться в дальнейшей работе. В перспективе планируется продолжить работу по разработке детско-взрослых проектов. Мы ставим перед собой следующие задачи: разнообразить темы проектов, продолжить работу по обучению детей исследовательской деятельности, уделять особое внимание проявлению у детей самостоятельности в выборе темы проекта, учить детей планировать свою деятельность для достижения намеченной цели. Список использованной литературы: 1. Кларина Л.М. к. пед. н., вед. н. сотр. НИИ ИСРОО. Ориентиры для педагогического сопровождения детских проектов на этапе пропедевтики проектной деятельности (на начальном этапе образования). 2. Кларина Л.М., к. пед. н., вед. н. сотр. НИИ ИСРОО. Антропо-ориентированное педагогическое проектирование как фактор развития профессионализма педагогов. 3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. - Самара: Изд-во «Федоров», 2010. 4. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. 5. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа». Блок занятий «Я и природа». - М.: оОо «Карапуз- дидактика», 2005. 6. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа» Блок занятий «Волшебница вода». - М.: Линка-Пресс, 1997. 7. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа» Блок занятий «Воздух - невидимка». - М.: Линка-Пресс, 1997. 8. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа». «Что у нас под ногами». Блок занятий «Песок. Глина. Камни». - М.: ООО «Карапуз-дидактика», 2005. 9. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа», «Почва - живая земля». - М.: ООО «Карапуз- дидактика», 2005. 10. Рыжова Н.А. Сказка - ложь, да в ней - намек... Сборник авторских текстов для чтения по экологии. - Там- бов,1994. 11. Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево». Методическое пособие. - Тамбов, 1995. 12. Рыжова Н.А. Невидимые ниточки природы. Учебно- методический комплект по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: Международный университет, 1995. 13. Рыжова Н.А. Напиши письмо мартышке. Учебно- методический комплект. - М.: Экология и образование, 1996. 14. Праздник волшебной воды. Дошкольное воспитание, № 8, 1994. 15. Новый прием экологического обучения. Начальная школа, № 8, 1994. 16. Наш дом - природа. Дошкольное воспитание, № 7, 1994. 17. В гости к деревьям. Дошкольное воспитание, № 8, 1995. 18. Сказки и экологическое образование. Вестник АсЭко, вып. 4(8), 1995. 19. Сказки о Человеке и Золотой Рыбке. Вестник АсЭко, вып. 4(8), 1995. 20. Наука о доме. Начальная школа, № 4, 1996. 21. Природа сложнее, чем нам кажется. Обруч, № 2, 1997. 22. Азбука экологии. Обруч, № 2, 1997. 23. Предъявите экологический паспорт. Обруч, № 2, 1997. 24. Законы природы на дачном участке. Обруч, № 2, 1997. 25. Экологический проект «Дерево». Обруч, № 2, 1997. 26. А может быть корова? Обруч, № 2, 1997. 27. День Земли. Как поздравить Землю? Обруч, № 2, 1997. 28. Экологический бумеранг. Обруч, № 2, 1997. 29. Знакомство с Подземным царством. Дошкольное воспитание, № 7, 1997. 30. Экологический проект «Мое дерево», Начальная школа, 1997. 31. Экологическое воспитание дошкольников в контексте концепции «Устойчивого развития». Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях. - М.: ВООП, 1998. 32. Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях. - М.: ВООП, 1998. 33. Самые-самые... «Свирель», № 5, 1998. 34. Знакомим детей с почвой. Дошкольное воспитание, №4, 1998. 35. Опыты с песком и глиной. Обруч, № 2, 1998. 36. Поиграем в. рекламу! Обруч, № 3, 1998. 37. Программа «Наш дом - природа». Дошкольное воспитание, № 7, 1998. 38. Почему тигр полосатый. Дошкольное воспитание, 1998. Экологический маршрут путешествий Основные темы совместной деятельности взрослых и детей по формированию экологической и нравственной культуры применительно к условиям нашего детского сада.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |