КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1.3. Организационные структуры управления производством
Введение
В настоящее время совершенствование методов производственной деятельности в отдельных сферах народного хозяйства выдвигает задачу подготовки квалифицированных кадров. Необходимы определенные знания не только по специальным вопросам, но и знание достижений научной мысли в области управления. В условиях рыночной экономики от руководителя требуется выработка общих критериев и методов достижения успешной деятельности коллектива и индивидуума. Рассмотрение основных теоретических и практических вопросов управленческого труда руководителя является содержанием данного методического пособия. В нем освещены теоретические основы управления производством, структура, функции и методы управления. 1. Основы менеджмента Тема 1.1. Менеджмент как вид деятельности
План занятий 1. Сущность менеджмента. 2. "Менеджмент", его содержание. 3. Цели и задачи менеджмента. Современная теория и практика менеджмента приобретает особое значение с двух точек зрения. Во-первых, переход российской экономики на рыночные отношения требует изучения форм и методов управления на уровне основного хозяйственного звена - предприятия. Использование на практике такого опыта на отечественных предприятиях лесного комплекса - одна из первоочередных задач. Во-вторых, широкий выход отечественных предприятий на мировые рынки обусловливает необходимость изучения и знания практики менеджмента. Менеджмент как современная система управления предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Особенность современного менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рационального ведения хозяйства на уровне предприятия в условиях дефицитности ресурсов
необходимость достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, оптимальной адаптации предприятия к рыночным условиям. Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма. Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает: ü ориентацию предприятия на спрос и потребности рынка, на запросы потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести предприятию прибыль; ü постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с минимальными затратами; ü хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности предприятия или его подразделений; постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка; ü выявление конечного результата деятельности предприятия или его хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена; ü необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений. Термины "менеджмент", "менеджер" вошли в обиход, заменив прежние: "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор". Термин "менеджмент" является аналогом термина "управление".
Содержание понятия "менеджмент" можно рассматривать как науку и практику управления, как организацию управления предприятием и как процесс принятия управленческих решений. Первый этап методологии научного управления составляет анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Затем обосновывается необходимость систематического использования стимулирования с целью заинтересованности работников в повышении производительности труда и росте объемов производства. Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, в деятельности предприятия путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технологической базы, эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника. Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования предприятия, исходя из того, что прибыль - не причина существования фирмы, а результат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и трудовых ресурсов и обеспечение рентабельности предприятия и его положения на рынке. Прибыльность фирмы свидетельствует об эффективности ее производственно-бытовой деятельности, достигаемой путем минимизации затрат и максимизации прибыли. Задание Развитие организаций и изменения в них.
Ответить на вопросы: 1.Что заставляет организации изменяться? Проанализируйте эти обстоятельства с точки зрения того, запланированы ли они заранее или являются реакцией на иные, происходящие вовне перемены. 2.Возможно, ли предвидеть обстоятельства, заставившие фирму вносить изменения в свою структуру? 3.Приведите примеры организационных изменений и выделите основные этапы их осуществления. Почему одни из этих этапов проходят легко, а другие нет? Зависит ли это от типа организации? 4.Системы каких типов подвержены структурным изменениям больше других? Как это сочетается с имеющимися структурами, слабо подверженными изменениям?
5.Пусть Вы - управляющий персоналом крупной компании. Ваша компания только что купила 7 автоматов, заменяющих работу 100 работников. Профсоюз чрезвычайно обеспокоен возникшим положением. Что Вы можете сделать, чтобы успокоить профсоюз и в то же время удовлетворить интересы фирмы? Считаете ли Вы правильным, чтобы компания занялась поиском работы для высвобождающегося персонала? 6. Как при вступительном собеседовании, предназначенном для отбора кандидатов на интересную работу, Вы можете убедить представителя фирмы выбрать именно Вас, учащегося вуза, а не других, более опытных претендентов? 7.Проанализируйте различные варианты развития организации для компаний разных типов. Какой из них наиболее подходит для вновь созданной компании? Какой - для компании, давно "обосновавшейся" на рынке? 8.Компания проводит реорганизацию и осуществляет частичное обновление и сохранение штатов. Какие задания будут давать в такой компании лицам, подпадающим под сокращение? 9.Какие варианты завершения деятельности организации Вам известны? Сравните их. В каких обстоятельствах наиболее эффективен каждый из них? Тема 1.2. Содержание управленческой деятельности План занятий 1. Обсуждение понятия "управление". 2. Содержание понятий "предпринимательство", "бизнес". 3. Характерные черты и стадии менеджмента. Слово "управлять" означает по В. Далю "руководить, направлять деятельность, действия кого, чего-нибудь, быть хозяином". Следует отметить, что понятие "управление" применяется во всех сферах и видах деятельности (в сфере техники - управление техническими средствами труда, в производственной сфере - управление производственным процессом, трудовыми коллективами). Управление производством опирается на объективные экономические законы и включает в себя механизм управлении, структуру управления, процесс управления, механизм развития системы управления. Под механизмом управления понимаются общие принципы, цели, методы, функции. Принципы управления.
В переводе с латинского "принцип" означает начало, основание. В принципах управления определена направленность управленческих действий, те правила, которыми руководствуются работники управления. Различают две группы принципов: организационно-политические; организационно-технические. К первым относятся следующие принципы управления: демократический централизм, единоначалие, коллегиальность, научность, соблюдение общественных законов и правовых норм, правильный подбор и расстановка кадров, ответственность. К организационно-техническим (частным) принципам управления относятся правила рациональной деятельности аппарата управления, которые включают в себя разделение и кооперацию труда, конкретность, оперативность, эффективность, контроль исполнения. Предпринимательство - это основной вид самостоятельной хозяйственной деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами, именуемыми предпринимателями, от своего имени и на свой риск на постоянной основе. Эта деятельность направлена на достижение намеченного результата путем наилучшего использования капитала и ресурсов экономически обособленными субъектами рыночного хозяйства, несущими полную имущественную ответственность за результаты своей деятельности и подчиняющимися правовым нормам.
Предпринимательство как особый вид деятельности предполагает наличие у субъектов этой деятельности определенного образа мышления, особого стиля и типа хозяйственного поведения. Важнейшая задача предпринимательской деятельности состоит в обеспечении эффективного функционирования фирмы или деятельности индивидуального предпринимателя, что предполагает ориентацию на инновации и создание инновационной среды, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников. Предпринимательская деятельность осуществляется физическими и юридическими лицами. Физические лица - это индивидуальные предприниматели, правовое положение которых регулируется законами. Юридическое лицо - это носитель имущественных прав и обязанностей. Оно выступает в хозяйственном обороте от своего имени, существует независимо от лиц, входящих в его состав, несет самостоятельную имущественную ответственность по обязательствам, в которые вступает Бизнес - это дело, деловая активность, направленные на решение задач, связанных в конечном итоге с осуществлением на рынке операций обмена товарами и услугами между экономическими субъектами рынка с использованием форм и методов конкретной деятельности. Бизнес делается ради получения прибыли от результатов деятельности в самых различных сферах. Субъектами в бизнесе могут выступать свободные в своих действиях на рынке единоличные собственники капитала — физические лица, а также юридические лица. Все субъекты бизнеса несут ответственность по результатам деятельности согласно законодательства. Бизнес - понятие более широкое, чем предпринимательская деятельность, т.к. к бизнесу относится совершение любых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности, направленных на получение дохода. Субъект в бизнесе именуется бизнесменом или коммерсантом. Характерные для менеджмента черты включают экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический аспекты. Содержание экономического аспекта составляет управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов. Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность особой группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала предприятия для достижения поставленных целф4. Сюда относится система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, обычаи. Правовой аспект менеджмента отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую политику и существующее законодательство. Организационно-технический аспект менеджмента включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач. Менеджмент в зависимости от видов и последовательности деятельности можно разделить на три стадии: стратегическое управление; оперативное управление; контроль. Стратегическое управление включает: выработку цели менеджмента; прогнозирование; перспективное планирование. Оперативное управление включает деятельность по реализации вышеуказанных мер. Контроль включает анализ достигнутых результатов. Задание №1 Ответьте на следующие вопросы: 1.Какие основные проблемы организационного или личностного менеджмента затронуты в приведенном выше перечне высказываний? 2.Какие условия породили эти проблемы? 3.Имеются ли аналогичные условия в сегодняшней России? 4.Появлялись ли сходные проблемы в России прежде? Если да, то в какой степени? 5. Всегда ли следует прибегать к названным выше способам решения проблем? 6. Какие альтернативные варианты существуют? 7. Какие варианты можно предложить, учитывая основные тенденции развития современной России? Задание №2 Считается, что для финансистов, менеджеров в различных сферах финансового бизнеса наиболее важными являются следующие качества: искусство устанавливать и поддерживать систему отношений с равными себе людьми; искусство быть лидером - способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью; искусство разрешать конфликты, предупреждать их, а если это не удалось, способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом; -искусство обрабатывать информацию и на этой основе строить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать; -искусство принимать нестандартные управленческие решения - способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны; -искусство наиболее эффективно распределять ресурсы в организации - способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях короткого периода времени и ограниченности ресурсов; -искусство предпринимателя - способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации; -искусство самоанализа - способность объективно оценивать свою позицию лидера, роль в организации; умение видеть, какое воздействие Вы способны оказывать на коллектив. Проанализируйте приведенные выше положения и подготовьте ответы на следующие вопросы: 1. Можно ли считать отмеченные качества менеджера исчерпывающими или многое здесь осталось в тени? 2. Какие еще качества необходимы современному менеджеру, чтобы он был в состоянии успешно выполнять свои функции? 3. Какими дополнительными свойствами и качествами должен обладать менеджер в области финансов, действующий в современных российских условиях? План занятий 1.Функции и организационная структура управления. 2.Схема управления производством. 3.Построение структур управления предприятиями. Основные функции управления - планирование, организация, мотивация и контроль за деятельностью. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации, и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Планирование включает ответ на три вопроса: 1) Где мы находимся в настоящее время (руководителем дается оценка возможности организации с точки зрения обеспеченности ресурсами). 2)Куда мы хотим двигаться (с учетом факторов внешней среды, таких как конкуренция, экономические, правовые условия, руководство определяет цель, преграды на пути к ней). 3)Как мы собираемся делать это (в общих чертах и конкретно определяются способы продвижения к цели). Практически - это конструирование будущего, установление целей, выбор курса, предвидение последствий, разработка общих вопросов политики и стратегии, планирование доходов и расходов, исследование запросов рынка, планирование объемов продаваемой продукции (услуг). Функция организации - это выбор руководителем форм организации, рациональных методов выполнения процесса. Это определение структуры организации и взаимоотношений внутри нее, установление должностей, прием на работу, заработная плата, производственные отношения и социальное обеспечение работников, координация, установление связей и др. Процесс управления - это деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления с помощью выбранной системы методов управления. В его основе лежит процесс принятия и реализации решений. Применительно к предприятию различают такие понятия, как производственная и организационная структура, структура управления, звено и ступень управления. Структура управления включает систему органов управления, кадры управления, технические средства управления. Она расчленяется по горизонтали и вертикали. По горизонтали она состоит из звеньев, а по вертикали - из ступеней. Звено управления - это группа специалистов, полностью или частично выполняющих определенные функции. Ступень управления - это совокупность однородных звеньев управления конкретного уровня. Например, на предприятиях деревообрабатывающей промышленности к низшей ступени организационного построения и структуры управления относится цех, а к высшей - предприятие в целом и аппарат управления во главе с его руководителем. Связи по вертикали в системе управления носят субординальный характер, по горизонтали - координационный (согласие всех звеньев в действии структуры управления). Взаимосвязь между отдельными звеньями управления должностными лицами строится по линейной, функциональной и линейно-функциональной. Линейное подчинение реализует административное воздействие, его проводят руководители предприятий и подразделений. Функциональное подчинение - это подчинение работников по выполнению задач компетенции специалистов. Линейно-функциональное подчинение предполагает сочетание линейного подчинения вышестоящему руководителю всех лиц в административном отношении и функционального подчинения по специальным вопросам.
При линейной структуре руководитель предприятия дает указания работникам по административной и функциональной деятельности. Функциональная структура предусматривает такую организацию управления, когда подчиненный получает одновременно указания от нескольких специалистов. Линейно-функциональная структура - это одновременное руководство осуществляется руководителями, а функциональное - специалистами. Принципиальная схема управления производством в виде таблицы рассмотрена ниже.
Таблица 1.Принципиальная схема управления производством.
Структура управления предприятия приведена на рис.1 Рис.1 Схема структуры управления предприятием. Задание №1 Менеджер должен уметь нравиться людям, вызывать у них положительные эмоции. Проанализируйте следующие предложения: 1.Выработайте у себя положительный настрой к своим ближним. 2.Относитесь к окружающим с интересом. 3.Внимательно слушайте собеседника. 4.Пытайтесь поставить себя на место другого. 5.Всегда будьте готовы оказать другому помощь. 6.Признавайте достижения и сильные стороны других людей, выражая это, например, комплиментами. 7.Чаще называйте в разговоре своего собеседника по имени. 8.Ведите себя вежливо и корректно по отношению к окружающим. 9.Будьте в общении непринужденны и естественны. 10.По возможности настраивайтесь на радостный и оптимистический лад. 11.Будьте энергичны и уверенны. 12.Выражайте свои мысли точно и внятно. 13.В беседе с окружающими чаще употребляйте местоимения “ты” и “вы”, а не “я” и “мы”. 14.Критические замечания высказывайте сдержанно и доброжелательно. 15.Постоянно повышайте свой образовательный уровень. Ответьте на следующие вопросы: 1.Что из предложенного Вы уже применяете и что намерены использовать в ближайшее время? 2.Какие ещё соображения в формировании личного “имиджа” представляются Вам достаточно важными? Задание №2
Дополните таблицу данными по 1995-1997гг. и охарактеризуйте изменения в направлениях трудовой активности работников в России в 1991- 1994гг.
План занятий 1. Требования к технологии менеджмента. 2. Организация делопроизводства. Требования к технологии менеджмента можно свести к следующему: ü формирование проблем, разработка и выбор решения должны быть сконцентрированы на том уровне иерархии управления, где для этого имеется соответствующая информация; ü информация должна поступать от всех подразделений предприятия, находящихся на разных уровнях управления и выполняющих разные функции; ü выбор и принятие решения должны отражать интересы и возможности тех уровней управления, на которые будет возложено выполнение решения или которые заинтересованы в его реализации; ü должны строго соблюдаться соподчиненность в отношениях в иерархии управления, жесткая дисциплина, высокая требовательность и беспрекословное подчинение. Принятие управленческих решений предполагает использование следующих факторов: целевых межфункциональных групп, формальных правил и процедур, планов, горизонтальных связей. Под делопроизводством понимается деятельность аппарата управления, охватывающая вопросы документирования и организации работы с документами в процессе осуществления им процесса управления. Документ в делопроизводстве является предметом и результатом труда. Документ - это соответствующим образом составленные, подписан-ные и заверенные деловые бумаги. Поэтому основная доля работ в аппарате управления связана с обработкой, анализом и использованием документации. В среде управления по видам документация бывает организационнораспорядительная и специальная. К организационной относится нормативная документация, которая регламентирует правовой статус предприятий и его структурных подразделений, функций, права, обязанности органов управления и должностных лиц. Распределительная документация включает постановления, приказы, распоряжения, решения, то есть документы, с помощью которых оформляется распорядительная деятельность органов и работников управления. Специальная документация отражает специфику деятельности систем управления предприятия (конкретные функции управления производством). При оформлении документации должны соблюдаться требования по их унификации и стандартизации. Согласно ГОСТу разработана стандартная форма документов с указанием отдельных элементов, называемых реквизитами. При адресовании в организацию или её структурное подразделение их наименование дается в именительном падеже, а при адресовании руководителю организации используется дательный падеж. При этом в составе должности руководителя наименование той организации, частному лицу - указывается адрес, затем его почетное звание, ученое звание, ученая степень и так далее. На всех документах, кроме писем, ставится его название (приказ, акт, протокол и т.д.). Заголовки писем начинаются с предлогов “о” или “об” и должны отвечать на вопрос, о чем письмо. В организационно-распорядительных документах текст должен состоять из констатирующей и излагающей частей. В констатирующей части дается введение и обоснование. Излагающая часть содержит суть вопроса и представляет собой заключение или предложение с выводами, просьбой, решением. На всех документах указывают дату его подписания. Под удостоверением юридической силы документа понимается подписание документа и его утверждение вышестоящим органом и приложением печати. Под техническими средствами труда руководителя понимают средства связи и проведение совещания, демонстрационная техника, средства оснащения рабочего места руководителя, средства контроля и т.д. Задание №1 1.Выбрать наиболее эффективное решение из предложенных и обосновать его. 2.Разработать должностную инструкцию руководителя (специалиста). 3.Написать деловое письмо руководителю предприятия-партнера, ранее осуществляющего поставки комплектующих. Задание №2
Расставить в последовательности этапы и операции процесса принятия решения: 1.анализ информации; 2.уточнение целей и критерия управления, их окончательная формулировка; 3.выявление управленческой проблемы или задачи; 4.сбор необходимой информации; 5.предварительная постановка цели; 6.обоснование и построение модели проблемной ситуации; 7.определение исходных характеристик проблемы; 8.экономическое обоснование выбранного решения; 9.окончательное оформление и утверждение решения; 10.контроль выполнения решения; 11.установка обратной связи с лицом, принимающим решения; 12.стимулирование повышения качества работ; 13.организация выполнения решения; 14.разработка альтернативных вариантов решения; 15.согласование решений с органами управления и исполнения; 16.выбор метода решения. Тема 1.5. Методы управления План занятий 1.Рационализация методов работы. Методы управления разделяются на экономические, организационные, распорядительные и социально-психологические. Под экономическими методами понимаются те способы воздействия на людей, которые позволяют стимулировать их деятельность в достижении конечных результатов. На предприятиях, работающих за счет хозяйственного подхода, стремление к увеличению доходов побуждает трудовые коллективы к экономическому ведению хозяйства, рациональному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Хозяйственный доход является разницей между договорной ценой товарной продукции и затратами на их производство. Поэтому особое значение в использовании экономических методов имеет договорная цена и кредит. Организационно-распорядительные методы управления - это совокупность способов и средств организационного влияния, распорядительного воздействия на трудовые коллективы. Эти методы позволяют стабилизировать работу коллектива. Это достигается с помощью организационных положений, постановлений, инструкций, правил, административных актов, планов работы, приказов. Социально-психологические методы управления включают в себя социальные и психологические методы. Социальные методы проявляются в умении руководителя воздействовать на социальную структуру, где формируются потребности личности, её интересы. Для этого используются социальные, моральные, материальные стимулы. Психологические методы составляют основу психологии управления. Психология управления - это искусство влиять на людей различными методами и личным примером, чтобы они действовали творчески. Рационализация методов управления производством предполагает применение инженерных методов и средств ко всем разделам планирования, организации и регулирования деятельности предприятия. Рациональная организация производства направлена на повышение производительности труда и снижение издержек производства. Для обеспечения высокой производительности труда и низкой себестоимости продукции необходимо на базе уже заданной специализации непрерывно вести работы на предприятии по рациональной организации основных и вспомогательных производственных процессов. Так, при том же техническом уровне производства та или иная организация вспомогательных служб и цехов, внутризаводского транспорта и всех работ по перемещению предметов и продуктов труда. В современных условиях важная роль отводится вопросам оснащения и организации процессов внутризаводского транспорта и перемещение материалов изделий в пределах предприятия, цеха, обозначаемых термином “логистика”. Одним из важнейших показателей повышения эффективности произ- водственной деятельности - сокращение длительности производственного цикла. Это одна из центральных задач организации управления производством. Единственный фактор, который может стимулировать экономию времени производства - необходимость за каждый строго данный отрезок времени получить определенную величину прибыли к наличным производственным фондам. Рационализация методов управления производством непосредственно связана с рационализацией методов работы, которая охватывает: ü рациональную организацию рабочего места, оснащение его всеми необходимыми механизмами и устройствами; ü сокращение протяженности путей перемещения рабочих; ü разработку и внедрение наиболее рациональных движений рабочего; ü разработку и внедрение рациональных методов и приемов труда в процессе выполнения производственных заданий. Вопросами рационализации методов работы занимаются инженеры службы организации производства. Инженер по ' рационализации методов работы - это специалист по вопросам организации производства, который разрабатывает методы работы и пути максимального повышения их эффективности. Задание №1 Определить роли: 1. руководителем предложен новый проект, а также новый подход к проблеме в фирме, он обращается к членам своего коллектива по поводу их мнения и благодарит их за высказанное мнение и замечания по поводу предложения. 2. Руководитель обсуждает с подчиненными проблемы, приводит факты на примере других предприятий, принявших аналогичное решение. 3. В коллективе полное взаимопонимание, все члены группы вносят свои предложения и вместе их обсуждают.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |