КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности эксплуатации авиационных электрических машин постоянного тока
Причины искрообразования могут быть механическими и электрическими. Механическая причина искрения — это ухудшение контакта между коллектором и щетками, что может быть следствием неровности коллектора, дрожания щеток и т. п. Неудовлетворительная коммутация является электрической причиной искрения. Коммутацией в электрических машинах называется вся совокупность явлений при изменении направления тока в секциях обмотки якоря во время замыкания щетками этих секций накоротко. В то время как пластины коллектора, к которым присоединены концы секций, замкнуты щеткой накоротко, секция переходит из одной параллельной ветви обмотки в другую. Сущность процесса коммутации рассморим на простейшем примере петлевой обмотки якоря (рис. 3). Время, в течение которого секция обмотки вращающегося якоря замкнута щеткой накоротко, называется периодом коммутации Т. За это время ток в секции должен измениться от значения + I до значения - I, т. е. на 2I. Чем быстрее вращается якорь и чем меньше ширина щетки bщ, тем меньше период коммутации: T=bщ /vк, (7.5) Если бы в коммутируемой секции не индуктировалась никакая ЭДС, то ход процесса коммутации тока в секции определялся бы только соотношениями переходных сопротивлений контактов щетки с двумя пластинами коллектора. Одна из этих пластин постепенно уходит из-под щетки, а вторая входит под щетку. Для упрощении рассуждений будем считать, что ширина щетки не больше ширины одной коллекторной пластины, и пренебрежем небольшими по сравнению с переходным сопротивлением rщ контакта щетки и коллектора сопротивлениями проводников, соединяющих обмотку якоря с коллектором, и самой секции. Во время коммутации щетка касается двух пластин коллектора сразу и образует с ними два переходных сопротивления; каждое из них больше, чем rщ, так как площадь соприкосновения щетки с пластиной меньше, чем в том случае, когда щетка стоит на одной пластине, а переходное сопротивление обратно пропорционально площади контакта. Следовательно, переходное сопротивление r1 контакта с пластиной, уходящей из-под щетки, должно возрастать во время коммутации, достигая бесконечности в конце периода коммутации. Обозначив через t время, протекающее с момента начала коммутации, получим r1 = rщ T/(T-t). В то же время переходное сопротивление контакта второй пластины уменьшается r2 = rщ T/t. Ток I щетки должен распределиться между двумя пластинами коллектора обратно пропорционально их переходным сопротивлениям i1 /i2 = r2 /r1 = (T – t)/t. Согласно первому закону Кирхгофа ток коммутируемой секции i = i1 – I, а ток внешней цепи во время коммутации складывается из токов в двух переходных контактах щетки: 2 I = i1 + i2, следовательно, 2I = i1 T/(T-t); i1 = 2I(T – t)/ T, а ток в коммутируемой секции i = 2I(T – t)/T – I= I(T-2t)/T. В начальный момент при t = 0 этот ток i = I, а в конце коммутации при t = Т он будет i = - I. Ток I является током лишь одной параллельной ветви обмотки якоря; в общем случае при 2а параллельных ветвях ток якоря Iя = 2аI, следовательно, ток в коммутируемой секции равен: Это выражение показывает, что при рассматриваемых идеальных условиях ток в коммутируемой секции является линейной функцией времени (рис. 4, а). Такая коммутация называется прямолинейной или равномерной. В этом идеальном случае плотность тока под всей щеткой одинакова и неизменна во все время коммутации, благодаря чему отсутствуют коммутационные причины искрения. Был рассмотрен простейший случай, когда ширина щетки bщ не больше ширины коллекторной пластины. В действительности щетка всегда перекрывает несколько коллекторных пластин, но это обстоятельство не изменяет линейный характер процесса коммутации при отсутствии в коммутируемой секции индуктированных ЭДС. Однако в реальных условиях неизбежно возникновение ЭДС самоиндукции и коммутируемой секции; витки секции лежат в пазах ферромагнитного тела — сердечника якоря, следовательно, секция обладает заметной индуктивностью L, поэтому изменение тока при коммутации должно индуктировать в секции некоторую МДС самоиндукции eL. К этой ЭДС добавляется еще ЭДС взаимной индукции еМ, индуктируемая изменениями тока в соседних секциях, коммутируемых одновременно. Обе эти ЭДС согласно принципу Ленца противодействуют изменению тока в секции, задерживают этио изменение. Принято называть результирующую ЭДС, индуктируемую изменениями тока, реактивной ЭДС: ep = eL + eM. Ее можно выразить как ЭДС самоиндукции через некоторую индуктивность секции Lc и изменение тока во времени: ep = - Lc di/dt. Реактивная ЭДС задерживает изменение тока (рис. 4, б) и делает коммутацию замедленной в течение большей части периода, но к концу периода, когда уходящая пластина выйдет из-под щетки, ток в секции принудительно примет значение (- Iя /2а). Следовательно, в конце периода неизбежно ускоренное изменение тока в секции, что вызывает увеличение реактивной ЭДС. Одновременно плотность тока под щеткой становится неравномерной. Она сильно возрастает у края пластины, которая выходит из-под щетки, а это может вызывать сильное нагревание краев щетки и пластины коллектора. Обе эти причины могут обусловить искрение — возникновение миниатюрных электрических дуг под щеткой со стороны уходящей пластины коллектора.
Для того чтобы уничтожить или хотя бы ослабить вредное действие реактивной ЭДС, необходимо противопоставить ей вторую индуктируемую ЭДС, называемую коммутирующей ЭДС ек. Таким образом, условие идеальной коммутации: ep = - eк = 0. Коммутирующая ЭДС создается посредством движения витков коммутируемой секции во внешнем магнитном поле. В большинстве случаев ек индуктируется магнитным полем дополнительных полюсов машины ФД.П следовательно . При изменениях нагрузки машины изменяется реактивная ЭДС, пропорциональная току якоря, но одновременно в такой же мере изменяется и коммутирующая ЭДС, так как обмотка дополнительных полюсов соединена последовательно с якорем. Таким образом, при изменениях нагрузки не нарушается взаимная компенсация ер и ек. Усилив надлежащим образом поле дополнительных полюсов путем увеличения числа витков их обмотки, можно сделать ек > ер, что обусловит ускоренную коммутацию. Она осуществляется в машинах, предназначенных для особо тяжелых условий работы, например частого реверсирования. В машинах малой мощности для создания коммутирующего магнитного поля вместо дополнительных полюсов применяется сдвиг щеток с геометрической нейтрали. При таком сдвиге в коммутируемой секции ЭДС ек индуктируется главным магнитным полем, причем в генераторе щетки должны быть сдвинуты по направлению вращения якоря, а в двигателе — против направления вращения (см. рис. 4, в). Особо опасный случай неблагоприятной коммутации представляет собой круговой огонь по коллектору. Это мощная электрическая дуга, замыкающаяся непосредственно по коллектору или даже перекидывающаяся на станину машины, при этом машина может тяжело пострадать. Круговой огонь возникает при резком изменении тока в коммутируемой секции обмотки якоря, что вызывает увеличение реактивной ЭДС, а последняя создает мощную дугу между щеткой и краем уходящей пластины. Эта дуга не гаснет и растягивается вследствие вращения коллектора; в результате непосредственно на коллекторе машины возникает короткое замыкание, разрушающее коллектор и щетки.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |