Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие коммуникативной культуры. Речевые ошибки, типичные для педагога

План

Ограниченными возможностями здоровья

Тема 2.6 Методы оценки коммуникативной культуры педагога как средство формирования социальной компетентности учащихся с

 

  1. Понятие коммуникативной культуры. Речевые ошибки, типичные для педагога.
  2. Речевая компетентность как основа коммуникативной культуры педагога.
  3. Коммуникативная культура педагога как средство формирования социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  4. Оценка уровня общительности педагога как одного из важных профессиональных качеств.

 

Рекомендуемая литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1980. – 173 с.
  2. Батаршев А.В. Психология личности и общения. М.: ВЛАДОС, 2003. – 248с.
  3. Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Социально-психологический тренинг как предпосылка развития общения учителя с учениками // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М.: Просвещение, 1980. – 300 с.
  4. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Просвещение, 1983. – 560 с.
  5. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Просвещение, 1996. – 270 с.
  6. Бодалев А.А. Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности. М.: Просвещение, 1978. – 250 с.
  7. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: Просвещение, 1990. -200 с.
  8. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения// Современная высшая школа. - № 3. – 1982. – С. 18-25.
  9. Воробьев А.В. Личность учителя в системе межличностных отношений классного коллектива. М.: Просвещение, 1986. – 70 с.
  10. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник/ Под ред. Проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 272 с.
  11. Гойхман О.Я., Надеина Т.М., Яковлева Н.В. Основы речевой коммуникации: Учебное пособие. – М.: МТИ, 1992. – 180 с.
  12. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М.: Международные отношения, 1993. – 300 с.
  13. Ильин Г.Л. Некоторые вопросы психологии общения // Вопросы психологии. - № 5. – 1986. – С. 113-124.
  14. Каган М.С. Мир общения. – М.: Просвещение, 1988. – 121 с.
  15. Каган М.С., Эткинд А.М. Общение как ценность и как творчество// Вопросы психологии. - № 4. – 1988. – С. 25-34.
  16. Кан-Калик В.А. Основы педагогики и психологии высшей школы. М.: Просвещение, 1986. – 266 с.
  17. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. – 350 с.
  18. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования//Вопросы психологии. - № 4.– 1985. – С. 9-17.
  19. Каренина Л.И. Работа над звуковой культурой речи// Начальная школа. - № 4. – 1984. – С. 23-30.
  20. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш. школа, 1989.
  21. Мурашов А.А Личность и речь: эпоха кризисов: Учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005. – 504 с.
  22. Савостьянов А.И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. Учебно-практическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 160 с.
  23. Семенова Е.В. Обучение будущих учителей культуре и технике речи// Начальная школа. - № 10-11. – 1989. – С. 55-64.
  24. Творогова Н.Д. Общение: диагностика и управление. – М.: Смысл, 2002. – 246 с.
  25. Янушевский В.Н. Речевая компетентность в коммуникативной культуре педагога: практико-ориентированная монография / В.Н. Янушевский. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007. – 80 с.

 

Педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и особое умение – это умение общаться. Человек начинает овладевать навыками общения с малых лет, однако не все, повзрослев, в достаточной мере умеют общаться. Профессия педагога относится к типу профессий «человек – человек» (по типологии отечественного психолога Е.А. Климова), и поэтому умение общаться является для педагога ведущим, профессионально важным качеством.

Общение – основа педагогической деятельности. От того, как педагог общается с учащимися, зависит степень их познавательного интереса к предмету, а значит, и учебная мотивация. Стиль педагогического общения в значительной мере определяет результативность овладения учащимися предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений, создает соответствующий морально-психологический климат учебного процесса. Общение является важным условием социализации личности.

Педагогическое общение – это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией (прежде всего, учебной), познание личности партнера по педагогическому общению, а также организация совместной деятельности. При этом информация передается как вербальными (речевыми), так и невербальными средствами. Речевое общение – это общение посредством слова. А.С. Макаренко считал, что педагогом-мастером учитель может стать лишь тогда, когда научится произносить даже самые простые слова и фразы (например, «иди сюда») с 15 – 20 интонационными оттенками.

Дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства и переживания педагога невербальные средства (взгляд, мимика лица, движение рук). Исследования показали, что до 50 % информации в общении передается при помощи мимики и жестов. В то же время далеко не вся вербализованная информация воспринимается слушателем.

Умение пользоваться словом, эмоционально выражать свои мысли – важная сторона коммуникации. Но для учителя не менее значима и другая сторона – умение слушать. Психологи утверждают, что лучший собеседник – не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Данная – перцептивная – функция общения позволяет педагогу не только понимать ученика, но и чувствовать его состояние, настроение, отношение к учебному материалу и учебному процессу в целом.

Механизмом познания и понимания воспитанников является педагогическая эмпатия. Она проявляется в умении учителя мысленно поставить себя на место ученика, проникнуться его состоянием, понять его, сопереживать ему. Но это возможно лишь тогда, когда педагог понимает самого себя, объективно анализирует свои мысли, действия, отношения между людьми, т.е. если у него развита рефлексия. Учитель, владеющий рефлексией и эмпатийно воспринимающий воспитанников, может успешно строить педагогическое общение, корректировать его, управлять им.

Важной функцией общения является организация совместной деятельности. Общение сопровождает профессиональную деятельность учителя. Урок – это, прежде всего, общение; классный час, экскурсия, литературная гостиная – тоже общение. Успешность всех форм учебной деятельности определяется продуманным общением, а также тем, как учитель настроил учащихся на совместную работу, как строилось общение в процессе ее организации, завершения, при подведении итогов.

Выделение названных функций общения – условно; в реальном педагогическом процессе все они взаимосвязаны. Эффективность педагогического труда во многом определяется стилем педагогического общения. Стилевые особенности педагогического общения зависят, с одной стороны, от индивидуальности учителя, определяются его коммуникативной культурой; с другой стороны, – от особенностей учащихся, их возраста, пола, воспитанности.

Характеристику типичных стилей общения дал психолог А.А. Кан-Калик. Он выделяет:

1) общение на основе увлеченности совместной деятельностью, предполагающее содружество, заинтересованность, сотворчество;

2) общение на основе дружеского расположения, при котором важна мера, целесообразность дружественности.

Это – стили гуманистически направленного общения. Они создают ситуацию комфортности, способствуют развитию и проявлению индивидуальности учеников. В системе взаимоотношений «учитель – ученик» А.А. Кан-Калик выделяет также стиль общения-дистанции. Для педагога важно уметь устанавливать дистанцию, избегать фамильярности в общении, но и не отгораживаться от детей.

Стили педагогического общения находят свое выражение в типах педагогического руководства деятельностью воспитанников: авторитарном, демократическом, либеральном. При авторитарном стиле общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении. При демократическом типе руководства общение и деятельность предполагают творческое сотрудничество. При либеральном типе руководства имеет место попустительство, отсутствует система в организации деятельности учащихся и необходимого контроля. Заметим, что в деятельности учителя, которому присущ демократический тип руководства, могут присутствовать и элементы авторитарного стиля: например, при организации сложной деятельности, требующей строгого порядка и дисциплины. Некоторые элементы либерального стиля допустимы при организации творческой деятельности. Таким образом, выбор стиля педагогического руководства определяется гибкостью, вариативностью техники педагогического общения, зависит от конкретных условий, особенностей воспитанников и их деятельности.

Знание научных основ общения является базисом искусства общения. Искусство общения во многом определяет профессиональные успехи и обусловлено развитием у учителя комплекса умений: умения управлять своим поведением, чувствами; умения наблюдать, переключать внимание, понимать душевное состояние другого человека; умения «читать по лицу», устанавливать вербальный и невербальный контакт с учащимися.

Стиль общения во многом зависит и от профессионально-педагогической позиции учителя. Личностная позиция педагога закрепляется в его социальной роли и социальном статусе. Уникальность педагогической позиции заключается в том, что она одновременно является и личностной, и профессиональной, культурно-деятельностной позицией.

Все перечисленное выше определяет коммуникативную культуру педагога, которая, в свою очередь, является основой педагогической культуры.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
И в генераторе | Речевая компетентность как основа коммуникативной культуры педагога
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.