Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативная культура педагога как средство формирования социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)




Современное общество в своем развитии претерпевает ряд экономических, социальных, психологических и других новообразований, каждое из которых создает определенные трудности в процессе социального вхождения ребенка в то общество, в котором ему предстоит жить и развиваться как личности и субъекту какой-либо деятельности, тем более, если речь идет о ребенке с ограниченными возможностями здоровья. Безусловно, приобщение детей к обществу, усвоение ими норм, ценностей, требований, законов функционирования данного социума – процесс сложный, но необходимый. Поэтому возникает необходимость формировать у них социальные навыки взаимодействия с обществом, способность познавать социальный мир и мир внутренний – собственный.

В словаре медико-социальных терминов под социальной компетентностью рассматривается «мера свободы владения знаниями и навыками, необходимыми для эффективного участия в процессах взаимодействия и коммуникации и приобретаемыми в результате социализации». Современное общество настолько сложно, что любой человек, особенно ребенок-инвалид, нуждается в определенном психологическом «запасе прочности» для вступления в его ряды, и таким «запасом прочности», на наш взгляд, является необходимый уровень социализации ребенка, т.е. наличие соответствующих знаний, умений, навыков и качеств личности, помогающих ему адаптироваться в социуме здоровых людей.

Формирование социальной компетентности у детей с ОВЗ - это процесс, направленный на оказание психолого-педагогический помощи в становлении и социализации их личности, познание своих особенностей, чувств, поступков, что обеспечивает готовность не только адекватно оценивать и анализировать социальные последствия своих действий, но и быть успешным в обществе.

В ряде исследований последних лет выявлена одна из главных причин, препятствующих процессу социализации детей и подростков с особыми образовательными потребностями – это нарушение общения со сверстниками, членами семьи, окружающими людьми.

Известный русский учёный А.М. Пешковский писал: «Там, где дети усиленно учатся говорить, там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». Эти слова убеждают в том, что чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

Особо актуальна и важна эта проблема для детей с ОВЗ, которым требуется больше времени, чтобы адаптироваться в окружающем мире.

Среди базисных коммуникативных умений, которые необходимо формировать у детей с ОВЗ,можно назвать следующие:

¾ умение вступать в контакт,

¾ слушать другого,

¾ обращаться с просьбой,

¾ оказывать и принимать сочувствие, поддержку,

¾ умение сказать «нет» адекватно ситуации,

¾ оказывать и принимать знаки внимания,

¾ реагировать на справедливую и несправедливую критику,

¾ понимать состояние другого человека,

¾ анализировать мотивы поведения других людей и свои собственные,

¾ благодарить,

¾ прощаться,

¾ извиняться.

Необходимо обращать внимание на понимание детьми другого человека, на восприятие одноклассников и учителя как партнеров по общению, учить воспринимать их интересы.

Речевое партнерство в процессе обучения в значительной степени зависит от коммуникативного поведения учителя. По мнению В. А. Сухомлинского, лучшим учителем является тот, кто забывает о том, что он учитель. Стоит педагогу отбросить менторский тон, проявить подлинный интерес к ученикам, их словам, забыть, что он находится «наверху» и «встать рядом», как ученики откликнутся, проявят искреннюю заинтересованность в общении, то есть станут речевыми партнерами. Наилучшие показатели в развитии речевой коммуникации учащихся отмечаются у тех учителей, чей педагогический стиль общения можно охарактеризовать как «общение дружеского расположения» или «общение совместной увлеченности» (Т. А. Ладыженская).

Одним из основных качеств речи учителя должна быть уместность, коммуникативная целесообразность, предполагающая умение педагога учитывать ситуацию общения и выбирать оптимальные для конкретных задач и обстоятельств вербальные и невербальные средства общения. Комфортность общения на уроке в большой степени зависит и от того, как учитель реагирует на ошибки детей. Исправление ошибок в процессе организованного диалога нарушает коммуникацию, не сочетается с существующими этикетными нормами (не прерывать собеседника). Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение. Необходимо поощрять стремление каждого ребенка всеми имеющимися в его распоряжении средствами реализовывать коммуникативное намерение. Речевое партнерство в процессе обучения в значительной степени зависит от коммуникативного поведения учителя, от того, относится ли педагог к ребенку как к важнейшей ценности, ориентируется ли в своей профессиональной деятельности на его жизненные интересы, настроен ли на установление позитивных взаимоотношений с ребенком, а не на воздействие на него.

К элементам коммуникативной культуры педагога относятся:

¾ наличие установки на реализацию способностей каждого учащегося, на создание комфортного микроклимата в учебно-воспитательном процессе;

¾ степень готовности к сотрудничеству с коллегами, родителями, общественностью;

¾ речевая культура педагога.

Именно ежедневная коммуникация учителя и ученика оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка.

Коммуникативная культура основана на доверии и открытости, эмпатийности (способности «вчувствоваться» в другого, эмоционального понимания другого), толерантности (терпимости к «инаковости» другого), конструктивности (умения разрешать конфликты позитивно, на ненасильственной основе), системе диалогического управления.

В целом коммуникативная культура является проявлением общей культуры человека, а также его профессиональной педагогической культуры. И поскольку образование все более начинает осознаваться обществом как сфера инвестиций в человека, в лучшее будущее Российского государства, ученикам и воспитанникам как никогда нужны высокий профессионализм, гражданская позиция и педагогическая культура работников образования. Реализовать лучшие идеи реформирования образования может только учительство, понимающее и принимающее задачи образования на современном этапе.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.