КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Величины, рассматриваемые в начальном курсе математики: масса, время, скорость, путь и пр., единицы их измерения. Зависимости между тройками величин
Цель изучения темы: обобщение и систематизация знаний о массе, скорости, времени, пути и прочих величинах, изучаемых в начальной школе, единицах их измерения, зависимостей между ними.
План: 1. Масса тела, единицы массы. 2. Время. Единицы времени. 3. Скорость при прямолинейном равномерном движении. Единицы скорости. 4. Зависимости между тройками величин.
Рассмотрим, как возникает представление о массе тела. Термин «масса» происходит от латинского «massa», означающего «глыба, ком, кусок». Масса тела — одна из основных физических величин, определяющая инерционные и гравитационные свойства материи. Понятие массы было введено в механику И. Ньютоном и определялась как мера инерции тела по отношению к действующей на него силе. Позднее в теории относительности А. Эйнштейна понятие массы приобрело более глубокий смысл. Кроме того, принято считать, что масса элементарной частицы определяется полями, которые с ней связаны (электромагнитными, ядерными). В целом, природа массы — одна из важнейших, до конца еще не решенных, задач физики. Простейшие (на бытовом уровне) представления масс тела формируются при практическом рассмотрении следующих ситуаций. Предположим, что в нашем распоряжении имеются рычажные весы и некоторые тела А, В, С, … Массы тел будем обозначать соответствующими малыми буквами: a, b, c … Множество масс обозначим буквой М. Положим на левую чашу весов тело А, а на правую — тело В. При этом возможны следующие случаи: 1. Правая чаша весов опустилась, а левая поднялась и стала выше правой. В этом случае говорят, что масса тела А меньше массы тела В и пишут a < b. 2. Правая чаша весов поднялась, а левая опустилась и стала ниже правой. В этом случае говорят, что масса тела А больше массы тела В и пишут a > b. 3. Правая и левая чашки весов оказались на одном уровне. В этом случае говорят, что тела А и В имеют равные массы, т.е. a = b. Из рассмотренной ситуации можно сделать вывод о том, что массы можно сравнивать. Если какое-то тело, например С, на чашках рычажных весов уравновешивается телами А и В, то говорят, что масса тела С равна сумме масс тел А и В, т.е. массы тел можно складывать. В этом случае записывают: Процесс измерения масс называется взвешиванием, производится с помощью весов и заключается в следующем. Выбирается тело Е, масса которого l принимается за единицу измерения. Основной единицей массы является килограмм. Используется также дольные и кратные единицы массы. По ним изготавливают гири — специальные тела, выбранные в качестве единиц измерения.
множества масс М во множество положительных действительных чисел R+. Несмотря на то, что процесс взвешивания существенно отличается от процессов, связанных с измерением геометрических величин, указанное отображение характеризуется все теми же свойствами, общими для всех скалярных величин: существование единицы измерения; инвариантность, аддитивность и монотонность массы. В результате измерения сравнение масс и действия над ними сводятся к сравнению и действиям над числовыми значениями масс при одной и той же единице измерения.
SI (СИ)
Единицы массы, применяющиеся в народном хозяйстве: миллиграмм, сантиграмм, дециграмм, грамм, килограмм, центнер, тонна, карат.
Первые представления о том, что предметы имеют массу, дети получают в жизненной практике до школы. Взяв в руки предметы, дети на основе ощущений устанавливают, какой предмет тяжелее, какой легче или по массе одинаковы. Рассмотрим, как формируется представления о массе у младших школьников. Первая единица массы, с которой знакомятся учащиеся — килограмм. Чтобы сформировать конкретное представление о массе в 1 кг, детям можно дать подержать в руках предметы с такой массой и сравнить их с предметами, которые тяжелее или легче их. Можно принести на урок весы, познакомить детей с набором гирь и научить их взвешивать различные предметы. Полезно дать учащимся задание узнать, какова масса часто встречающихся в быту предметов, таких, как буханка хлеба, литр молока, ведро картофеля. Во II-м классе учащиеся знакомятся с новой единицей массы — граммом. Для того, чтобы сформировать наглядное представление о грамме, школьникам можно дать подержать гирьку в 1 г. Далее учащиеся знакомятся с набором гирь. Для того, чтобы сформировать представление о центнере и тонне, можно провести экскурсию на склад или базу. На данном этапе приступают к преобразованию величин, выраженных в единицах массы (заменяя мелкие единицы крупными и обратно), а также сравнивают массы и выполняют арифметические действия над ними. В процессе этих упражнений закрепляются знания таблицы единиц массы. В процессе решения задач учащиеся устанавливают и используют взаимосвязь между величинами: масса одного предмета — количество предметов — их общая масса, учатся вычислять каждую из величин, если известны значения двух других. Перейдем к рассмотрению понятия времени и его измерения. Понятие о времени имеет каждый человек. Время выражает порядок смены явлений. В философии время — одна из основных объективных форм существования бесконечно развивающей материи. Говоря о времени в быту, мы как правило, имеем в виду промежутки времени фиксированной продолжительности. Промежутки времени можно сравнивать, складывать, вычитать, умножать на положительное действительное число, делить. Поскольку для указанных действий выполняются свойства, схожее со свойствами длины, площади и массы, то в математике и физике время считают скалярной величиной. Процесс измерения времени значительно сложнее измерения длин, площадей, объемов и масс. Так, за единицу времени не может быть взят произвольный промежуток, а только такой, который связан с периодически повторяющимся процессом. Поэтому существующие измерение времени основано на учете вращения Земли вокруг оси и обращения Земли вокруг Солнца. За основную единицу времени в астрономии приняты сутки — промежуток, равный времени обращения Земли вокруг своей оси. Сутки и их доли (часы, минуты и секунды) используются при измерении коротких промежутков времени.
SI (СИ)
Вся жизнь человека тесно связана со временем, с умением измерять, распределять, ценить время. Время течет непрерывно, его нельзя ни остановить, ни возвратить, поэтому восприятие промежутков времени, сравнение событий по продолжительности очень затруднено. Время — одна из трудных для изучения величин. Временные представления у детей развиваются медленно, в процессе длительных наблюдений, накопления жизненного опыта, изучения других величин. Первые представления о времени дети получают в дошкольный период. Временные представления у учащихся формируется прежде всего в процессе их практической (учебной) деятельности: режим дня, ведение календаря природы, ежедневная запись в тетрадях даты работы — все это помогает ребенку увидеть изменения времени, почувствовать течение времени. Знакомство с единицами времени способствует уточнению временных представлений детей. Знание количественных отношений единиц времени помогает сравнивать и оценивать по продолжительности промежутки времени, выраженные в тех или иных единицах. Усвоению отношений между единицами времени помогает таблица мер. В III классе рассматриваются простейшие случаи сложения и вычитания величин, выраженных в единицах времени.
Программа по математике предусматривает наряду с рассмотренными величинами знакомство со скоростью. Для количественной характеристики процесса движения тела вводится понятие скорость движения. Средней скоростью движения в физике называют отношение перемещения к промежутку времени, в течение которого это перемещение произошло. Направление вектора средней скорости совпадает с направлением вектора перемещения. Мгновенной скоростью поступательного движения тела в момент времени t называется отношение очень малого перемещения к малому к малому промежутку ∆t, за который произошло это перемещение: . Мгновенная скорость — векторная величина. При последовательном уменьшении длительности промежутка времени ∆t направление вектора перемещения приближается к касательной точке А траектории движения, через которую проходит тело в момент времени t. Поэтому вектор скорости лежит на касательной к траектории движения тела в точке А и направлен в сторону движения тела. Движение материальной точки называется равномерным, если модуль ее мгновенной скорости с течением времени не изменяется. Средней скалярной (средней путевой) скоростью называется физическая величина, определяемая отношением пути, пройденного точкой, за промежуток времени, к длительности этого промежутка. При стремлении знаменателя к нулю мгновенное значение скалярной скорости совпадает с модулем мгновенной скорости точки. В общем случае средняя скалярная скорость не равна по модулю средней скорости точки. Равенство этих скоростей выполняется только при прямолинейном движении. Итак, движение с постоянной по модулю и направлению скоростью называется равномерным прямолинейным движением. При равномерном прямолинейном движении тело движется по прямой и за любые равные промежутки времени проходит одинаковые пути. Формула, приведенная выше, позволяет установить единицу скорости. В международной системе (СИ) единицей расстояния является метр, единицей времени — секунда, поэтому скорость выражается в метрах в секунду:
Метр в секунду равен скорости прямолинейно и равномерно Рассмотрим, как изучается тема «Скорость. Время. Расстояние» в начальной школе. Методика изучения этого материала связывается непосредственно с обучением решению задач. В частности по программе Л.Г. Петерсон данная тема изучается в Прежде всего дети узнают, что скорость можно измерить и сравнить, значит скорость является величиной. Дети знакомятся с единицами измерения скорости: метр в секунду, метр в минуту, километр в час. Далее учащиеся знакомятся с формулой пути и решают разнообразные задачи на нахождение того или иного компонента формулы. Мы рассмотрели тройку величин, связанных с прямолинейным равномерным движением: скорость (v); время (t); расстояние (s). Зависимость между этими величинами выражается, как известно, формулой S=vt Положим в формуле v=const. Отсюда видно, что зависимость расстояния от времени является прямо пропорциональной. Такая зависимость обладает свойством: во сколько раз увеличивается (уменьшается) время движения, во столько же раз при постоянной скорости увеличивается (уменьшается) пройденное расстояние. Допустим теперь, что время, потраченное на движение, постоянно. Во сколько раз увеличивается (уменьшается) скорость движения, во столько же раз при постоянном времени увеличивается (уменьшается) пройденное расстояние. При постоянном расстоянии время и скорость находятся в обратно пропорциональной зависимости, и, следовательно, справедливо свойство: во сколько раз увеличивается (уменьшается) время движения тела, во столько же раз при постоянном расстоянии уменьшается (увеличивается) скорость.
Аналогичные зависимости существуют между другими тройками величин, рассматриваемыми в начальном курсе математики. К таким величинам относятся: цена, количество, стоимость товара; производительность труда, время работы, объем работы; расход сырья на одно изделие, количество изделий, количество сырья; масса одного ящика, количество ящиков, общая масса и т. д. Так, для величин цена, количество, стоимость товара справедливы следующие свойства: а) во сколько раз увеличивается (уменьшается) цена товара б) во сколько раз увеличивается (уменьшается) количество то- в) во сколько раз увеличивается (уменьшается) цена товара при
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 8076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |