Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационная война




В последнее время военные ведомства разных стран ведут интенсивные разработки в области информационных (информационно-психологических) войн. Сам термин «информационная война» появился в середине 80-х гг. XX в. в работах американских военных теоретиков и начал широко применяться после проведения операции «Буря в пустыне» в 1991 г. В настоящее время в армии США есть специальные информационные войска.

Считается, что войны XXI в. будут по преимуществу информационными войнами. Более того, некоторые исследователи, такие, например, как В.А. Лисичкин и Л.А. Шелепин считают, что в настоящее время уже идет «третья мировая информационно-психологическая война». А основным средством ведения такой войны являются средства массовой информации.

Существует уже множество разных определений информационной войны. Так, Г.Г. Почепцов подразумевает под информационной войной «коммуникативную технологию по воздействию на массовое сознание с кратковременными и долговременными целями». В новом армейском уставе США информационная война определяется так: «Действия, предпринятые для достижения информационного превосходства в интересах национальной стратегии и осуществляемые путем влияния на информационные системы противника при одновременной защите собственной информации и своих информационных сетей».

Две принципиально различные сферы функционирования информации – техническая и гуманитарная – задают соответствующие направления, где формируются возможности информационного оружия. В результате создаются два варианта информационных технологий: технические и гуманитарные (социальные).

Основными формами ведения технической информационной войны являются радиоэлектронная борьба, война с использованием средств электронной разведки и наведения, психотронная война, борьба с хакерами, кибернетическая война. Одним из примеров технических средств ведения информационной войны является американская глобальная разведывательная сеть «Эшелон», способная перехватывать поток радиоэфира во многих диапазонах частот. Специальные мощные компьютеры позволяют фильтровать по ключевым словам всю перехваченную информацию, обрабатывать и хранить в банках данных.

В целях нашего курса нас интересуют, прежде всего, социальные («гуманитарные») технологии информационной войны, о которых и пойдет далее речь.

Ричард Шафранский, разрабатывающий концепции информационной войны для ВВС США считает, что «информационным оружием являются любые средства, сознательно используемые для воздействия на разум противника с минимальной физической силой и таким образом, чтобы иметь высокую вероятность заставить противника выполнить наше желание». Таким образом, принципиальное отличие информационного оружия от обычного в том, что воздействует оно на разум, дух, а не на тело человека. Это очень удобно и эффективно. В результате применения информационного оружия объект воздействия (человек, социальная группа, народ) начинает совершать действия, идущие в разрез с его собственными интересами и отвечающими интересам противника. (Если речь идет о ситуациях применения информационного оружия внутри государства, например, по отношению к политическим оппонентам, уместнее более мягкая формулировка: объект воздействия приводится к типу поведения, выгодному для коммуникатора).

Кроме того, информационная война обладает для ведущей ее стороны целым рядом преимуществ по сравнению с обычной войной, в частности:

-Война ведется в «белых перчатках». Агрессора, как правило, невозможно обвинить в уничтожении людей.

-Эта война не регламентирована международным правом. Стороны, ведущие информационную войну, не связаны в данном отношении нормами МГП или иными нормативными актами.

-Ведение информационной войны стоит дешевле, чем ведение обычной войны.

- Развязывание информационной войны гораздо менее опасно для страны-агрессора и ее граждан, чем развязывание традиционной войны. Люди обычно не в состоянии реагировать на невидимое воздействие, подобное радиации. Более того, это воздействие может облекаться в доброжелательную форму, на которую даже чисто биологически человек не готов отвечать агрессивно. Факт и последствия ведения информационной войны не всегда являются очевидными для тех, против кого она ведется. Таким образом, отсутствие видимых разрушений, характерных для войн обычных, можно признать главной опасностью информационной войны. Население даже не ощущает, что подвергается воздействию. В результате общество не приводит в действие имеющиеся в его распоряжении защитные механизмы.

-Эффект зачастую достигается гораздо больший, чем с помощью обычного оружия. Применение технологий информационной войны может вызвать нарушение социально-экономических процессов и привести к гибели государства. При этом народ оказывается деморализованным и неспособным к сопротивлению. Например, развал сверхдержавы под названием СССР произошел в результате поражения в «холодной войне», которая была в значительной мере информационной войной.

В этом документе впервые, вследствие осознания возможностей информационного оружия, появился термин Strategic Information Warfare - «стратегическое информационное противоборство». Такое противоборство, согласно заявлениям авторов отчета, представляет собой «использование государствами глобального информационного пространства и инфраструктуры для проведения стратегических военных операций и уменьшения воздействия на собственный информационный ресурс».

Проведенные исследования позволили выделить следующие ключевые особенности информационного противоборства (ИП): сравнительно низкая стоимость создания средств ИП; крушение статуса традиционных государственных границ при подготовке и проведении информационных операций; изменение приоритетов в деятельности стратегической разведки, которые смещаются в область завоевания и удержания информационного превосходства; усложнение проблем обнаружения начала информационной операции; сложность создания коалиции против агрессора, развязавшего информационную войну.

Важнейшим понятием, введенным в одном из следующих отчетов корпорации «РЭНД», является классификация стратегического противоборства на первое и второе поколение. Стратегическое ИП первого поколения больше ориентировано на дезорганизацию деятельности систем управления и проводится скорее как обеспечение действий традиционных сил и средств ведения войны.

В частности, во время войны в Панаме в 1989 г. впервые был апробирован метод создания так называемых журналистских пулов, который затем постоянно использовался военным командованием США. Смысл этого метода заключается в том, что еще до начала боевых действий командование подбирает ограниченный контингент (как правило, несколько десятков, реже – сотен человек) представителей лояльно настроенных и влиятельных СМИ, инструктирует этих людей и направляет в район конфликта. На первом этапе проведения военной операции практически вся информация из района вооруженного конфликта исходит только от этих журналистов. Затем постепенно разрешается присутствие других представителей СМИ. Но журналисты, не входящие в пулы, обладают гораздо меньшими возможностями. Например, в ходе войны в Персидском заливе в 1990-1991 гг. все представители СМИ, которые не входили в пулы центрального командования Многонациональных Сил, не допускались на передовую. Таким образом, большинству журналистов, желавших участвовать в освещении войны в Персидском заливе, пришлось довольствоваться информацией, предоставляемой пулами и получаемой в ходе ежедневных брифингов. Однако и для журналистов, входящих в пулы, «Правила деятельности СМИ» предусматривали значительные ограничения. Так, все материалы должны были подвергаться предварительному просмотру с целью выяснить, не содержится ли там какая-либо информация, способная «подвергнуть опасности американские или другие силы коалиции».

Конечно, помимо работы с журналистами, используются также другие средства и методы информационной войны. Например, разбрасывание с самолетов над позициями вражеских войск листовок, призывающих солдат сложить оружие. Этот метод применяется еще с первой мировой войны.

«Стратегическое информационного противоборства второго поколения». Стратегическое ИП второго поколения является самостоятельным видом стратегического противоборства, способным (в идеале) разрешать конфликты без применения вооруженной силы.

По мнению специалистов корпорации «РЭНД», ведение ИП второго поколения предусматривает решение следующих задач:

создание атмосферы бездуховности и безнравственности, негативного отношения к культурному наследию противника;

манипулирование общественным сознанием и политической ориентацией социальных групп населения страны с целью создания политической напряженности и хаоса;

дестабилизация политических отношений между партиями, объединениями и движениями с целью провокации конфликтов, разжигания недоверия, подозрительности, обострения политической борьбы, провоцирование репрессий против оппозиции и даже гражданской войны;

снижение уровня информационного обеспечения органов власти и управления, инспирация ошибочных управленческих решений;

дезинформация населения о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация органов управления;

провоцирование социальных, политических, национальных и религиозных столкновений;

инициирование забастовок, массовых беспорядков и других акций экономического протеста;

затруднение принятия органами управления важных решений;

подрыв международного авторитета государства, его сотрудничества с другими странами;

нанесение ущерба жизненно важным интересам государства в политической, экономической, оборонной и других сферах.

Хотя ИП второго поколения порой называют «принципиально новым типом противоборства», очевидно, что его основные элементы активно использовались в «холодной войне» Соединенными Штатами против СССР.

Суть информационно-психологической войны - воздействие на общественное сознание таким образом, чтобы управлять людьми и заставить их действовать против своих интересов.

У современного человека есть возможность оперативно получать огромный объем информации со всего света. Но, как правило, это та информация, которая поступает через средства массовой информации. Человек видит мир глазами СМИ, в его голове формируется такая картина действительности, которую предлагают ему СМИ. В таких условиях появляются огромные возможности по манипулированию массовым сознанием, созданию мифов. Находясь часто в мире оторванных от реальности символов, люди могут идти даже против своих собственных интересов.

Информационное оружие – наиболее эффективное оружие современности. Между тем, его применение не регламентируется международным правом. Информационная война характеризуется отсутствием линии фронта, стиранием четких границ между государствами, между войной и миром, между участниками и неучастниками боевых действий. Гражданское население, как правило, больше всего страдает от последствий информационной войны. Если говорить о журналистах – очевидно, в условиях информационной войны для них важнее всего не стать слепыми исполнителями чужой воли, стараться, чтоб деятельность СМИ отвечала интересам своей страны, а не тех, кто ведет против нее Strategic Information Warfare.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.