КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемы воспитания и обучения в пед. наследии В.А. СухомлинскогоВ.А. Сухомлинский закончил Полтавский педагогический институт. В 1947 году был назначен директором Павлышской школы, которую превратил в своеобразную авторскую экспериментальную площадку. Практик и теоретик. Всю жизнь проработал в сельской школе. Опубликовад более 300 р-т и 600 статей. В основе его педагогической теории лежит педагогический оптимизм и любовь к детям, вера в утверждение доброго и человечного в жизни, формирование идей добра, милосердия, народности воспитания, чтобы в душах детей "отразился в миниатюре портрет народа". Пословицы и поговорки с воспитательным содержанием служат для учащихся основой нравственных заповедей, темами сочинений: задачи-загадки служат для развития мышления, логики, интереса к учению. Огромное воспитательное действие, по мнению В.А. Сухомлинского, оказывает труд, который является не только жизненной необходимостью, но и сферой духовного развития ребенка, средством его социализации, самовыражения и самоутверждения. В основу воспитательного процесса он помещает принцип природосообразности, культ природы, ребенка, человека. Основное внимание уделяет формированию у учащихся понимания общечеловеческих ценностей, гуманизма, трудолюбия, любви к жизни, формированию духовного мира ребенка. Воспитание, - говорит В.А. Сухомлинский, - нужно начинать с простейших нравственных качеств. Родные люди, семья должны стать опорой в формировании нравственности ребенка. Особая роль в этом принадлежит матери как основе основ всей жизни на земле. Поэтому в школе В.А. Сухомлинского осуществляется настоящий Культ Матери. Каждым первоклассником высаживается "Яблоня матери", первые плоды с которой будут торжественно преподнесены матери и бабушке. Делается специальная "клумба материнских цветов". Учреждается "День матери" - 7-го марта, когда выращенные в школьной оранжерее цветы относятся матерям воинов, погибших в годы войны, и "День девочек" в зимние каникулы, к которому каждый мальчишка тайно выращивал какой-то цветок. Существует особая традиция освобождения учительниц or участия в воскресниках и тяжелых работах учителями-мужчинами. Создаются специальные стенды, посвященные матерям. Педагогика, - считает В.А. Сухомлинский, - должна быть наукой и для учителей, и для родителей, а заботиться о воспитании нового человека надо задолго до его появления на свет. Для В.А. Сухомлинского обучение и развитие всех без исключения детей была одновременно и государственной проблемой, и горем одного маленького человека, неспособного угнаться за темпами сегодняшнего преподавания. "Эти дети - не уродливые, а самые хрупкие, самые нежные цветы в безгранично разнообразном цветнике человечества. Не их вина, что они приходят в школу хилыми, слабыми, беззащитными. Виноваты в этом и природа и... многовековая социальная несправедливость, уничтоженная, но оставившая свои плоды на многие годы, и наше общество, не сумевшее предотвратить некоторые социальные бедствия, среди которых на первом месте стоят алкоголизм и непрочность семьи". "Любить отдельных детей, наиболее симпатичных нам, не столь уж трудная задача, - говорит В.А. Сухомлинский, - но любить всех без исключения, чтобы каждый из них стал полноценным человеком, - это большой педагогический талант. Взвинченность ребенка, манию несправедливых обид и преследований, детскую озлобленность, напускную беззаботность он считает признаками школьных заболеваний, вызванных "педагогическим бескультурьем". К нему он относит несправедливость, бестактность, грубость, душевную черствость учителя. Все это потрясает нервную систему ребенка, неспособного противостоять этой несправедливости, сильнейшее нервное возбуждение оканчивается апатией и слабостью, неспособностью нормально мыслить. Воспитательные идеи В.А. Сухомлинского лучше всего выражены им самим в наиболее ярких его высказываниях: - Лозунг о всестороннем развитии личности надо воплощать в реальную жизнь, в каждодневную воспитательную работу. - Подчинить школу, воспитание интересам развивающейся личности ребенка. - Воспитывать и обучать детей можно, только любя их. - В человеке заложена потребность в счастье, но в нем необходимо с малых лет формировать правильное представление об этом счастье, и делать это должна прежде всего школа. - С ранних лет ребенок должен трудиться с радостью, стремясь к тому, чтобы его труд каким-то образом улучшал окружающую жизнь, делал ее красивее. - Необходимым компонентом счастья является борьба против несправедливости, лицемерия, подлости во всех проявлениях. - Истинное счастье неотделимо от умения искренне и предано любить. - Нужно воспитывать в ребенке веру в свои силы. - Проблему воспитания молодого поколения таким, каким мы хотим его видеть, В.А. Сухомлинский связывает с проблемой настоящего учителя, который должен обладать истинной культурой. В ее состав включается: -отличное знание своего предмета,
- богатство личности самого учителя; - самокритичность и большая требовательность к себе; - речевая культура учителя, зависящая от того, что и сколько он читает; Педагогический коллектив должен быть единым коллективом, объединенным общей педагогической верой. Нравственным идеалом для В.А. Сухомлинского и его воспитанников был тип человека с высокими убеждениями, которые он умеет активно защищать, чутко реагирующий на любую несправедливость, неспособный пройти мимо страдания другого. Создает работы "Сердце отдаю детям", " Мудрая власть педагога над личностью и коллективом", " Письмо о педагогической этике", "Сто советов учителю". Такими советами являются: - быть доброжелательным, уметь определять внутреннее состояние ученика и уметь сопереживать с ним это состояние; - делать оценки весомыми; - постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство; - в молодости накапливать духовное богатство, которое станет педагогической мудростью; - создавать собственную библиотеку; - любить красоту, творить ее и оберегать красоту в природе и в душе своих питомцев; - воспитывать ненавязчиво; - заботиться о богатстве эмоциональных отношений в семье и учить этому семью, потому что если ребенок в семье не получил эмоционального воспитания, он не может познавать мир и воспринимать слово воспитателя сердцем; - не допускать, чтобы к ребенку применялись физические меры воздействия. Они делают бесчувственными не только спину, но и сердце, чувства. Такой ребенок становится глух к доброму слову.
4.Инновационные идеи педагогики – XXI вв Стратегические приоритеты развития образования: обоснование ценностных аспектов и целей образования и воспитания, роли и места образования и воспитания в прогрессивном развитии государства, общества и человека, влияние образования на формирование менталитета российского социума. Характеристика школьной системы. Организация экспериментальных школ. Фильм –«Дети Индиго» Литература Блонский П.П. Избр. пед. и психологич. соч.: В 2-х т. - М., 1979. Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. - М., 1982. Вопросы деятельности экспериментальных учебно-воспитательных учреждений в СССР, Западной Европе и США.: Сб. научн. трудов. - М., 1980. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995. Зенъковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М., 1993. История педагогики. - М.,1998. - Ч. II. - Гл. 8. Королев Ф.Ф., Корнейчик Т.Д., Равкин З.И. Очерки по истории советской шкоды и педагогики. 1921-1931. - М., 1961. Крупская Н.К. Пед.соч.: В 11 т. - М., 1957-1963. Ленин В.И. О воспитании и образовании // Собр. соч. - М., 1978. - Т. 12. Лосский Н.О. Избранное. - М., 1991. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. - М., 1976. Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. - М., 1983-1985. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб.документов. 1917-1973. - М., 1974. Очерки по истории педагогической науки в СССР (1917-1980). - М., 1986. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917-1941. - М., 1980. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1941-1961.- М., 1988. Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы. - М., 1993. Развитие экспериментальных учебно-воспитательных учреждений в СССР и за рубежом.: Сб. научн. трудов. - М., 1977. Становление и развитие советской школы и педагогики (1917-1937): Сб. научн. трудов. – М., 1978. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. - М., 1995. Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность. - М., 1991. Фролов А. А. А.С. Макаренко: основы педагогической системы. – Горький, 1990. Хрестоматия. Педагогика российского зарубежья. - М., 1996. Шацкий С.Т. Пед. соч.: В 4 т. - М., 1962-1964.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 2992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |