Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношения между корпорациями и государством




В настоящее время существуют две точки зрения на проблему взаи­моотношений между бизнесом и государством, бизнесом и обществом в целом. Первая из них основывается на идеях Р. Нозика, высказанных им в книге "Анархия, государство и утопия" (1974), главной среди которых является идея справедливости как права свободного владения и распоряжения законно приобретенной собственностью. Она развива­ет классические буржуазно-индивидуалистические взгляды на невме-



Лекция 9. Проблемы макроэтики


Отношения между корпорациями и государством


 


шательство в дела бизнеса со стороны как государства, так и общества, считая, что бизнес, максимально используя предоставленную свободу, будет получать больше прибыли и тем самым приносить больше пользы обществу (в виде большего дохода держателей акций, повышения зи-работной платы наемным работникам, что увеличит благосостояние общества в целом, а также в виде благотворительности). Эта точка зре­ния поддерживается последователями неоконсерватизма, мощное на­ступление которого на идеологию общества наблюдалось в 80-е годы, Однако ныне более популярна вторая точка зрения. Ее представители утверждают, что бизнес является частью общественной структуры и и качестве общественного института не только испытывает влияние со стороны общества и государства, но также должен регулироваться и контролироваться как "снизу", так и "сверху". Снизу — членами обще­ства при помощи формирования общественного мнения по поводу оценки деятельности фирмы и качества ее продукции, используя ре­зультаты опросов покупателей, создания общественных комиссий и обществ потребителей. Сверху — специальными государственными структурами, такими, как Комиссия по безопасности и качеству продук ции в США и законами (в первую очередь антимонопольным зако­нодательством, а также законами о качестве товаров и регламен­тирующими права потребителей). Исходя из этой точки зрения и будут рассматриваться отношения между макросубъектами на вертикальном уровне.

Взаимовлияние моральных субъектов в этом виде отношений очень велико. Со стороны государства наблюдается тенденция контролиро­вать корпорации при помощи специальных законов и государственных структур, однако налицо и небезуспешное стремление корпораций путем лоббирования влиять на политику, проводимую государством. С обеих сторон явно прослеживаются тенденции утилитаризма, моральная оцен­ка своих действий с точки зрения положительного результата, однако в понятие положительного результата стороны вкладывают различно! содержание.

Кроме того, в политике государства, направленной на поддержи-ние жизненного уровня неимущих, больных и стариков, перераспре­деление общественного богатства путем высоких налогов и осущесш ления широких социальных программ явственно прослеживаются тенденции этики справедливости. Эта политика, впрочем, оценивается неоднозначно: как положительно, так и отрицательно. В последнем случи» отмечается распространение вследствие такой политики потребитель ских настроений в обществе, отсутствие стимулов к активной деятель ности.

В процессе государственного регулирования бизнеса можно выдр лить три основных направления:


 

• регулирование деятельности корпораций в целях обеспечен!
эффективности экономики. Так, упомянем, в частности, ант;
трестовское законодательство, в основе которого лежат Акт Ше
мана, принятый еще в 1890 г., и Акт Клэйтона (1914 г.), це.
которого — предотвращение монополизации и соглашений ме;
ду фирмами о ценах на свою продукцию, которые устанавлив
лись бы независимо от рынка;

• регулирование отношений бизнеса и потребителей. Государст
определяет ответственность бизнеса в целях защиты интерес
потребителей и следит за четким выполнением законов, заш
щающих эти интересы;

• регулирование действий бизнеса в отношении окружающей q
ды при помощи таких государственных органов, как, наприм»
агентство по охране и защите окружающей среды.

Особо необходимо выделить моральные аспекты отношений ме» корпорациями и государствами "третьего мира".

Во-первых, вложения корпораций в экономику стран "третьего у ра", привнесение собственных технических умений и возможное] маркетинга могут не столько способствовать самостоятельному раз! тию экономики этих стран, сколько поставить их в зависимость от ш странных инвестиций и иностранных компаний. Возможности форл рования собственной технической интеллигенции, собственж бизнеса, квалифицированных работников уменьшаются. Возника ситуации, когда экономика всей страны может зависеть от крут корпорации, как, например, произошло в Нигерии, Компания 17л. Africa создавалась только для производства пальмового масла. Одн; спустя некоторое время она проникла практически во все сферы п изводства. Начав с сельского хозяйства и торговли, она заняла лиди ющие позиции в производстве текстиля, сахара, цемента, сига^ пластмасс и в строительстве.

Во-вторых, это проблема справедливой оплаты труда вследст стремления корпораций платить в странах "третьего мира" за выпол ние той же самой работы, что и в собственной стране, гораздо ме шую заработную плату.

В-третьих, это проблема стремления корпораций размещать в j вивающихся странах вредные производства, загрязняющие окруж щую среду, и потенциально опасные производства, а также уде; гораздо меньше, чем в собственных странах, внимания обеспече! безопасности работников и охране их здоровья. Моральный долг t пораций — следовать тем же стандартам безопасности, которые npv ты в их собственной стране, даже если законы других стран не жестко их регламентируют.


)6


Лекция 9. Проблемы макроэтики


Отношения между корпорациями и потребителями



 


В-четвертых, экономическое вмешательство корпораций в жизнь гран "третьего мира" вследствие того, что возможность ведения кон-рентной борьбы у корпораций значительно выше, приводит к вы­яснению с рынка национальных предприятий.

В-пятых, большинство ученых считает аморальной поддержку ра-1стских, коррумпированных или проводящих репрессии против насе-:ния своей страны режимов. Участие сильных иностранных корпора-4й усиливает экономические возможности этих режимов и тем самим юсобствует их сохранению. Аморальна, кроме того, и торговля с та-ши режимами товарами, которые могут быть использованы как ин-рументы насилия и подавления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.