КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воздействие православия на бизнес
Православие оказало существенное влияние на российское пред принимательство, выработав самобытный эталон хозяйственного рационализма. Литературный носитель этого эталона хорошо известен ~ это "Домострой", книга, написанная духовным наставником молодого царя Ивана IV протопопом московского Благовещенского собора Силь вестром. Как документ эпохи только формирующегося рынка, к тому жо эпохи, отягощенной политическими потрясениями, "Домострой" отразил постоянную неустойчивость ситуации, угрожавшую любому хозяйственнику. Отсюда его стремление свести к минимуму зависимость от внешней среды, культ рачительности, бережливости и особая забота о поддержании репутации; ведь судьба в любой момент могла повернуться так, что без помощи соседей и даже чужих людей под вопросом оказалось бы не только благосостояние человека, но и его жизнь. И такой обстановке сугубо практическое звучание получает повторяемая в "Домострое" евангельская мудрость: "...всякую скорбь и притеснение с благодарностью приемли, если обидят — не мсти, если хулят — мо лись, не воздавай злом на зло, согрешающих не осуждай, вспомни и о своих грехах..." Ежедневное, ежечасное следование этой заповеди было необходимо, для того чтобы обрести доверие окружающих, кредитоспособность. Забота о репутации проявлялась и в том, как ставился вопрос о качестве. "Не понравится товар — обратно возьму и деньги отдам", — писал автор "Домостроя". Не одно поколение русских купцов Воздействие православия на бизнес 239 воспитывалось в таких традициях. Как вспоминал впоследствии Владимир Павлович Рябушинский — представитель второго поколения этой известной фамилии, "уклад жизни почти до самой революции мог называться патриархальным: сидели в своих особняках-усадьбах, как западные средневековые феодалы в замках... В этой среде, ориентированной на православную нравственность и вековую народную мудрость, учились мелочам, ритуалу, а через них и духу московской хозяйственной деятельности". Но православие не просто нашло собственный эквивалент протестантскому рационализму. Оно изначально исходило из более высоких нравственных критериев, что не могло не отразиться и на деловой сфере. В противоположность протестантскому "предопределению к спасению" и "оправданию верой" этической нормой православия является, по словам протоиерея Сергия Булгакова, "хождение перед Богом с мыслью об ответственности перед ним"; для православного человека сам по себе успех предпринятого дела, величина приносимой им прибыли еще не является доказательством его этической оправданности, богоугодности. "Краше быть в праведном убожестве, чем в неправедном богатстве", — предписывал все тот же "Домострой", и большая часть русских купцов, часто обвиняемых в склонности к обману, твердо следовали этой заповеди. Представители русского купечества в большинстве своем происходили из крестьянской среды. О них говорили, что пришли из деревень с котомками и в лаптях и сделались миллионерами. В нравственном же развитии, в привычках, в быту они оставались неизменными, и лишь столичная жизнь отшлифовала их внешне. Купечество хранило древние обычаи и веру отцов и дедов. Художественные и публицистические произведения, посвященные событиям того времени, пестрят указаниями на поразительную религиозность купечества, иногда выражаемую терминами "мракобесие", "домостроевщина". Но редко указывалось на тот положительный импульс, который давала эта религиозность развитию частных предприятий и хозяйства в целом, как проявлялась в повседневном быту, в хозяйственной деятельности. Редко упоминалось и о том, что религиозность составляли не только общехристианские нормы, но и традиционные практические хозяйственные добродетели: рационализм, включающий прилежание, усердие, предприимчивость (оборотистость), осмотрительность, верность и точность в деловых отношениях, воздержание и милосердие, которое в хозяйственной жизни реализуется в благотворительности. Соблюдение христианских норм поведения связывалось с успехом, хозяйственный процесс воспринимался как Промысел Божий, где человеческая воля часто бессильна. Система ценностей, напрямую связанная с православием, во многом определила поведение представителей торгово-промышленного Лекция 11. Православие и хозяйственная деятели и i сословия и легла в основу внутрикупеческих взаимоотношений. Очень популярна среди купцов была ветхозаветная книга Иова, в коториЦ пророк говорит: "Полагал ли я в золоте опору мою и говорил ли еО«кровищу: ты — надежда моя? Радовался ли я, что богатство мое был! велико и что рука моя приобрела много?., я отрекся бы тогда от НогЧ Всевышнего... Но Он... не предпочитает богатого бедному, потому чтЦ все они дело рук Его" (Иов. 24—25, 28, 34). Не случайно, что именно 1 России получило распространение такое явление, как заключение еде» лок посредством честного слова, скрепленного не подписью и печв«тью, а крестным знамением. Крепко было купеческое слово, и, види* мо, в этом одна из причин того, что даже в условиях развитого рынке многие сделки заключались вне биржи — в амбарах и трактирях, В.А. Гиляровский, знаток московской жизни начала нынешнего вскд, описывает один из таких трактиров, прозванный "хлебной биржей", где собираются за чаем «солидные купцы, делают сделки с уха на ухо, предъявляют образцы, после чего ударяют по рукам и едут обедать к "Яру". Через час агент из какого-нибудь порта мог сообщить, что цены поднялись, в силу чего только что заключенная сделка оказывалась убыточной. Но раз слово было дано, приходилось нести и потери». Часто купец мог пользоваться только кредитным капиталом. Предо ставление кредита основывалось на доверии кредитора. Не случайно н это время слова "вера" и "кредит" были синонимами. Примечательно и то, что первостепенное значение имел именно беспроцентный кредит. Характерны в этом отношении методы торговли Михаила Александровича Соколова, чья букинистическая лавка находилась в Москве ни Никитской. Про него говорили, что он душу покупателя насквозь видит. Так, придет "какой-нибудь искатель книги и начнет рыться на полках, Соколов сразу почувствует, что денег у покупателя нет, а книга ему нужна... И наградит ошеломленного покупателя пачкой книг ни значительную сумму в долг, на веру". Такие отношения устанавливались на основе деловых качеств кун ца, фирмы. Оценка их достоинств была иной, чем, например, во Франции, где торговец старался продать как можно дороже, хотя бы за счет сокращения оборота; где хорошим купцом считался тот, кто умел продать дорого. В России, наоборот, хорошей фирмой считалась та, которая могла торговать дешевле, чем ее конкуренты. Однако эта дешевизна не должна была идти за счет недоплаты персоналу. Другим проявлением высокой нравственности дореволюционного российского предпринимательства являлся культ честной конкуренции. "Не знаю почему, — писал автор мемуаров "Москва купеческая" Я.А. Бурышкин, — между московскими "скупщиками" (оптовыми торговцами текстильным товаром) никакой общности не было, разве что были друг с другом знакомы, да и то более домашним порядком, а не Воздействие православия на бизнес по деловым отношениям. Совершенно не было в обычае обменивав справками о кредитоспособности покупателя или иными деловы сведениями". Считалось неуместным заходить в чужой амбар, даж(знакомым. Очевидно, боялись, что таким путем можно было вывед/, какие-либо коммерческие тайны и создать недобросовестную кош ренцию. О том же косвенно свидетельствуют воспоминания извести! шего московского купца П.И. Щукина, который, много говоря о свс покупателях, совсем не упоминает о фирмах-конкурентах. Следствием постоянного "хождения перед Богом" была также щ рая благотворительность русских предпринимателей. Достаточно назв суммы, которые потратили на дела милосердия только некоторые них: Бахрушины — 3,4 млн. руб., Третьяковы — 3,1 млн. А вк С.И. Мамонтова, С.Т. Морозова, К.С. Алексеева (Станиславскогс отечественную культуру не подлежит оценке в денежном выражен Являясь мощным стимулом развития здравоохранения, просвещена культуры, благотворительные пожертвования стали одним из рег> торов социальной стабильности в стране. Причем не только крут купеческие фамилии тратили деньги на благотворительность, н мелкие торговцы. Такова была российская альтернатива "кровавым конам" против бедняков в других, "цивилизованных" странах. Не менее важным залогом социальной стабильности был свойст! ный российскому предпринимательству особый тип внутрифирмен отношений, в котором воплотился православный дух соборности, ctj ление любого социального организма, будь то семья, предприятие государство, к целостности. «Служащие, — вспоминал о деле св> отца В.П. Рябушинский, — начиная с главного доверенного, бухга ра, приказчиков, артельщиков и кончая рабочими, все это — до летние сотрудники. Редко-редко кого-либо увольняли, разве толы< очень крупные проступки, воровство или уж очень бесшабашное п ство. Отношение было патриархальное. Если кто-либо сам уходи; особых причин, то это было для хозяина поношением. В хороших д* с гордостью говорили: "От нас уходят, только когда помирают"». Хорошей фирма считалась лишь тогда, когда служащие знали их положение лучше, чем в других, и стремились остаться на слу покидая ее только при намерении начать собственное дело. Фирмь служащие из-за плохого обращения с ними часто менялись, уваж ем не пользовались. Их презрительно называли проходными дво{ Фабрика в России конца XIX — начала XX в. стала уже целым горе где было все необходимое для жизни: школа, больница, жилы рабочих и служащих, столовая, библиотека, роддом, дом для пр релых, иногда даже театр, как на Никольской мануфактуре С Морозова. Фабричные столовые принадлежали артелям и были л вы, а в фабричных магазинах можно было покупать товары в кр
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |