КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Существует несколько типичных исследовательских методов, позволяющих разрешать диагностические задачи
Для разрешения ряда проблем бывает достаточно беседы или методов наблюдения. В более сложных случаях и при массовых обследованиях лучше применять экспресс-методики или методики, в основе которых лежат переменные, легко интерпретируемые для неспециалистов - учителей, родителей, администрации. Итак, личность ребенка с ограниченными возможностями, как и здорового ребенка, находится в постоянном становлении и развитии и, чтобы оптимизировать этот процесс, своевременно предупреждать нежелательные отклонения и определять программу воспитательной и социально-реабилитационной работы, нужны объективные сведения об изменениях личностных свойств ребенка. Такой контроль может быть обеспечен путем регулярного изучения развития ребенка с помощью психодиагностических средств. Изучение ребенка, тем более с ограниченными возможностями, требует особого подхода и соблюдения определенных требований и условий. Игнорирование этих правил может привести к получению недостаточно объективной информации, что может сказаться на выработке неадекватной тактики его воспитания и социальной реабилитации. Кроме того, необходимо учитывать и особенности детской психики, такие как непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость. Оптимальным для детей дошкольного возраста считается время выполнения тестовых заданий, находящихся в пределах от одной до пяти минут, причем, чем меньше возраст ребенка, тем более коротким оно должно быть. Считается, что детям, не имеющим отклонений в умственном развитии, можно предлагать личностные и поведенческие опросники, опирающиеся на адекватную самооценку. В то же время для них не годятся личностные опросники, содержащие в себе прямые суждения самооценочного типа, адресуемые к недостаточно осознаваемым личностным качествам. Sprachen und Fremdsprachen Gesundheit gesunde Ernährung; Übergewicht und Schlanksucht; Diäten Hochleistungssport und Fitness Stress, Depressionen und andere psychologische Probleme in den Großstädten Hausaufgaben: S. 42. Stress. Strukturen (S.46-47)
Vortragende: 1. 2.
Hausaufgaben: S.15. HV S.42 ff. LV S.48ff. HV. S.122 ff. LV. Gesunde neue Welt. S.125ff. HV. S.127ff. LV. HV Optimismus beinflusst Immunabwehr positiv (HU-Materialien).
Wie viele Sprachen gibt es in der Welt? Aussterben der Sprachen, künstliche Sprachen, Englisch als internationale Sprache Wie viele Sprachen braucht ein moderner Mensch? Methoden des Fremdsprachenunterrichts Reisen und Sprachen
Vortragende: 1. 2. Machen Sie sich Gedanken: Wie muss ein idealer Fremdsprachenunterricht sein?
Hausaufgabe: S.102ff. LV. Vom Ursprung der Sprache. S.108ff. HV.
Достоверные результаты при изучении детей дошкольного возраста можно получить лишь тогда, когда методики, используемые для получения социально-психологической информации о ребенке, будут для них привлекательными, и поддерживать у них интерес на протяжении всей исследовательской процедуры. Как только непосредственный интерес ребенка к выполняемым заданиям утрачивается, он перестает проявлять те способности и задатки, которыми реально обладает. При изучении детей среднего и старшего дошкольного возраста нужно также учитывать такую особенность, как возникновение нового вида социальной активности, ведущей за собой психическое и личностное развитие ребенка - межличностного общения. Дети впервые начинают относиться к своим сверстникам как к личностям и включаться с ними в совместные игры. Следовательно, и методики для изучения детей надо использовать такие, которые позволяли бы вести за ними наблюдение не только в индивидуальной предметной деятельности, но и в коллективных играх сюжетно-ролевого плана. В старшем дошкольном возрасте возникают новые виды деятельности. Это игры с правилами, в которых проявляются элементарные рефлексивные способности детей. Дети уже могут руководствоваться в своем поведении не только нормами межличностного взаимодействия, но и анализировать как собственное поведение, так и поведение других. В связи с появлением названных изменений в психическом и личностном развитии ребенка можно в определенной мере опираться на данные самооценок, использовать те методические приемы, которые обычно применяются при изучении подростков. Чтобы результаты изучения особенностей развития ребенка как личности обладали меньшей погрешностью, нужно к встрече с ним тщательно готовиться и соблюдать при этом определенные условия и требования. В этой связи необходимо иметь в виду следующее: - если изучается ребенок в возрасте до 4-х лет, то важно позаботиться о том, чтобы создать благоприятные условия для организации за ним наблюдения и включения его в естественный эксперимент. Для этого следует заранее познакомиться с ребенком, расположить его к себе и лишь после установления доверительных отношений приступать к решению поставленных задач; - при организации изучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста исследовательский подход несколько меняется. Расширяется методическая база. Наряду с такими методами как наблюдение и естественный эксперимент появляется возможность использовать и другие методы: анкетирование, метод беседы, метод изучения продуктов деятельности и др. В ходе изучения ребенка исследователь должен говорить с ним ласково, используя для этого улыбку, жесты, мимику. Нельзя подчеркивать необычность ситуации, в которой находится ребенок. Недопустимо употреблять такие выражения как: «Я хочу проверить, можешь ли ты запомнить" или "Я посмотрю, можно ли тебя брать в школу", и др. Целесообразно придать общению доброжелательную направленность, типа: "Я хочу с тобой поиграть", "Посмотри, какая красивая книжка" и т.д. Причем, материалы методик использовать для установления контактов нельзя. Если ребенок отказывается выполнять предложенные задания, насильно заставлять его не следует. На успехи и неудачи ребенка во время испытания необходимо реагировать сдержанно, не заострять внимание на ошибках. Лучше всего, если ребенок о них не знает. Хвалить также нужно сдержанно, но не за результат, а за старание. Связано это с тем, что оценки взрослого могут неадекватно повлиять на отношение ребенка к выполнению заданий. Всем детям задание нужно предъявлять строго единообразно, не внося никаких изменений в инструкцию. Если исследование проводится в присутствии одного из родителей, то его следует расположить чуть поодаль от стола экзаменатора с тем, чтобы не подавлять активности ребенка. Ребенка надо посадить радом с собой в удобной для него позе. Темп проведения исследования должен соответствовать индивидуально-психологическим особенностям ребенка. Медлительных детей торопить не следует. Детям, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата, нужно оказать помощь, чтобы они расположились для выполнения заданий в удобной позе. Однако вспоминать о дефекте в присутствии ребенка не рекомендуется. При изучении особенностей развития личностных качеств нужно предъявлять ко всем детям, независимо от наличия того или иного дефекта, одинаковые требования. Экзаменатор должен обладать педагогической зоркостью и интуицией, вовремя замечать смену настроения ребенка в ходе обследования, задавать необходимый темп работы, чувствовать, в каких случаях его надо повысить, в каких – замедлить. В связи с тем, что личностными качествами, соответствующими общечеловеческим нормам, должны обладать все люди, способные развиваться как личности, требования к качественным характеристикам их личностных свойств, в процессе исследования, должны быть едиными, независимо от дефекта, которыми они страдают. В то же время не следует забывать и о том, что в каждом конкретном случае диагностического взаимодействия с ребенком необходимо учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, однако это не должно сказаться на качественных характеристиках получаемой информации, а лишь на организации процедуры исследования. Главное назначение диагностики в практической деятельности заключается в глубоком изучении внутреннего мира конкретного человека. В настоящее время всё больше становится детей с различными отклонениями в развитии. Особенно важно выявить таких детей на ранних этапах развития, с тем, чтобы своевременно оказать помощь. Диагностическая работа тесно переплетается с коррекционной и развивающей и в ней можно выделить несколько этапов: 1) изучение запросов; 2) формулировка психологической проблемы; 3) выдвижение гипотез о возможных причинах наблюдаемого феномена; 4) выбор методов диагностики; 5) применение отобранных методов; 6) формулировка диагноза, которая должна содержать и прогноз дальнейшего развития; 7) разработка рекомендаций и программы психокоррекционной и развивающей работы; 8) реализация этой программы; 9) контроль за ее осуществлением. Диагностическая задача возникает в тех случаях, когда поступает запрос от воспитателей, родителей или самих детей. Наиболее характерные запросы со стороны учителей и родителей связаны с нежеланием некоторых учащихся учиться, с низкой успеваемостью, жалобами на то, что кто-либо учится ниже своих возможностей. Учащиеся обращаются к психологу в плане помощи в овладении некоторыми приемами и навыками развития памяти, внимательности, взаимоотношений со сверстниками и родителями или при разрешении личных проблем. Старшие школьники часто интересуются проблемами развития определенных личностных качеств, навыков самовоспитания, выбора профессии. Ряд запросов учителей к психологу связан с составлением программ воспитательной работы с «трудными» классами, с детьми из неблагополучных семей, социальными сиротами и реализацией путей преодоления конфликтов между учащимися и учителями, родителями и детьми, школьниками между собой - контактов между школой и семьей При коррекционной и развивающей работе с личностью ребёнка реабилитологу необходимо знать индивидуально-психологические особенности, основные потребности и ценностные ориентации, эмоциональные тональности и состояния, а также заповеди работы реабилитолога с детьми. К ним относят: 1.Откажись от стереотипов и принимай человека таким, какой он есть. 2. Верь, что в каждом человеке заложен источник позитивного развития и роста. 3. Учись отделять отдельные поступки человека от его целостной личности. 4. Не оценивай, не суди, избегай прямых советов и нравоучений. 5. Старайся понять другого человека, развивай в себе активное эмпатическое слушание. 6. Будь самим собой, не стесняйся выражать свои чувства, но делай это в неоскорбительной для других форме. 7. Овладевай знаниями, умениями, которые помогут тебе быть уверенным в своей профессиональной компетентности: «Делай как должно. И пусть будет что будет». 8. Не допускай унижения своего личного и профессионального достоинства. 9. Развивай в себе навыки сотрудничества, диалогического общения с другими людьми, независимо от их возраста, опыта, социального положения и профессионального статуса. 10. Не сжигай сегодняшнюю энергию, переживая прошлую беду или предполагаемую: «День спасения человека - сегодня!» 11. Если вы не видите немедленного результата хорошего или плохого, - будьте терпеливы и наблюдайте. Психодиагностика - это раздел психологии, изучающий принципы, методические приемы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых психологических феноменов, позволяющих установить диагноз. В сущности, основная задача психологической диагностики заключаются в измерении различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях. Диагностика в социально-реабилитационной практике решает следующие задачи: 1) прослеживает результативность социально-реабилитационных воздействий на детей; 2) обеспечивает установление обратной связи; в) обеспечивает воспитательно-побуждающее воздействие; г) коммуникацию, позволяющую обмениваться информацией; д) конструирование личности учащихся (на основе диагноза можно проектировать личность учащихся); и) составлять прогноз как предсказание будущего развития, интеллектуального или личностного роста, профессиональной направленности учащихся. Объектом психодиагностики являются все компоненты социально-реабилитацинного процесса: специалист, дети, используемые реабилитационные средства, действенность форм реабилитации. Проведение диагностического обследования предполагает наличие: цели, объекта, предмета исследования, учета возможных ограничений. Существует несколько типов ограничений: 1) по ресурсам (времени, диагностическим материалам, профкомпетентности и т.п.); 2) по точности и 3) принципиальные (например, ряд переменных являются дополнительными и не могут быть одновременно измерены со сколь угодной точностью). К типичным ошибкам начинающих психодиагностов могут быть отнесены поиски идеальной методики и коллекционирование методик. В первом случае пытаются найти методику, которая идеально подходила бы для решения любой диагностической задачи. Во втором - собирается максимально возможный набор методик без учета того, что они должны оптимально соответствовать решаемой задаче и составлять целостную систему. На самом деле цель заключается в том, как проще, точнее определить необходимый показатель с учетом возможных ограничений. Одним из наиболее доступных и широко применяемых в реабилитационной практике методов является наблюдение. Наблюдение - это научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. К достоинствам наблюдения следует отнести: естественность, независимость от умений испытуемых оценивать свои действия, возможность оценить отдаленные последствия воспитательных воздействий и др. Недостатками являются: пассивность, наличие элементов субъективизма, недоступность данному методу некоторых скрытых проявлений психики (переживания, мысли, мотивы) и т.п. Проведение наблюдения требует выделения его специальных категорий.). Наиболее типичными ситуациями, в которых эффективно применение наблюдения, являются: - получение сведений о психическом явлении в «чистом» виде; - сбор первичной информации, не требующей большой выборки исследуемых объектов; - оценка фактов, полученных с помощью других методов, например, анкетирования; - проверка рекомендаций. Например, для исследования эмоциональных предпочтений в группе детей можно использовать метод временных срезов, когда преподаватель через равные промежутки времени фиксирует контакты учащихся (кто с кем общается), заносит интенсивность контактов в таблицу и определяет социометрический статус учащихся. Другим эффективным методом исследования является эксперимент. Эксперимент - это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психологический факт. Достоинствами эксперимента являются: активная позиция наблюдателя, возможность повторения, строго контролируемые условия проведения. К недостаткам следует отнести: искусственность условий, значительные затраты для контроля значимых факторов. Эксперименты бывают естественными, лабораторными и формирующими. Естественный эксперимент характеризуется незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания. При этом типе эксперимента стараются минимально изменять условия и контекст, в котором протекает интересующий диагноста психический феномен. Лабораторный эксперимент отличается строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься от изменяющихся условий окружающей среды. Формирующий эксперимент предусматривает внедрение в реабилитационную практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций. Естественный эксперимент по изучению, например, межличностных предпочтений в группе может заключаться в поздравлении учащихся с праздником с помощью открыток. Ребёнок, получивший максимальное количество открыток, будет эмоциональным лидером, получивший минимальное количество - неизбираемым. При этом типе эксперимента стараются минимально изменять условия и контекст, в котором протекает интересующий диагноста психический феномен. Широко распространен в педагогической практике опрос. Опрос - это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают следующие виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В процессе анкетирования информация получается в виде письменных ответов опрашиваемых (респондентов). Интервью предполагает получение информации путем устных ответов респондентов на вопросы, задаваемые в устной форме. Метод беседы основан на получении информации в процессе двустороннего или многостороннего Например, изучить эмоциональные предпочтения можно и с помощью анкетирования, задав вопрос (социометрический критерий) типа «С кем Вы общаетесь или хотели бы общаться в свободное от занятий время?». Сведя полученные результаты опроса в таблицу (социометрическую матрицу), мы можем выявить статусы различных участников обследуемой группы. Еще одним методом исследования является анализ продуктов деятельности. В реабилитационной практике в качестве продуктов деятельности могут рассматриваться сочинения, дневники, альбомы по рисованию, журналы, различные поделки и т.п. Для реализации указанного метода исследования определяется категория анализа, например, оценка, тема сочинения, пропуски занятий и т.п. Далее подсчитывается частота встречаемости элемента, соответствующего категории наблюдения в продуктах деятельности (игровой, учебной, трудовой) испытуемого. После этого производится содержательная интерпретация результатов статистического анализа. Моделирование - это метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого явления. Модель представляет собой копию интересующего исследователя объекта или явления в каком-либо аспекте. Модель всегда является упрощением (редукцией) исследуемого явления. Она предназначена для выделения самого главного (с точки зрения целей исследования) в изучаемом объекте. Такое упрощение облегчает процесс качественного и количественного анализа. Тестирование относится к методам диагностики, для которых, в отличие от методов исследования, характерен акцент на измерение (т.е. численное представление) некоторой психологической переменной. Процедура тестирования может проводиться в форме опроса, наблюдения или эксперимента. Тест - это краткосрочное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. Более строгое определение: тест - объективное и стандартизированное измерение выборки поведения Процесс стандартизации подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Он включает: - точные указания относительно используемых материалов (стимульный материал); - временные ограничения; - устные инструкции испытуемому; - предварительный показ задания; - учет способа трактовки вопросов (заданий) со стороны испытуемого и др. Объективная оценка психологических тестов (методов исследования) означает прежде всего определение их валидности, надежности, достоверности, репрезентативности, которые являются показателями качества психологического исследования.
Литература: 1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. – М.: Владос, 2003. 2. Акатов Л.И. Психологическая диагностика детей с ДЦП/ Социально- педагогическая реабилитация детей с ДЦП – Под ред. Л.В. Мардахаева – М., 2001. 3. Опыт социальной работы в рамках реализации концепции независимой жизни в деятельности неправительственных организаций /Авторы – составители Ким Е.Н., Колков В.В., Мухина М.Б. – СПб, 2001. 4. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2005. 5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб: Питер, 2002. 6. Социальная психология. /Под ред. А.В. Петровского. - М.,1987. 7. Урунтаева Г.А., Афонькина. Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 2005. 8. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития. - Киев, 2002. Тема 2. Типичные диагностические процедуры при изучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель лекции: познакомить студентов с типичными диагностическими процедурами при изучении детей с ОВ.
План лекции: 1. Личностные опросники. 2. Тесты интеллекта. 3. Проективные методы. 4. Репертуарные методы. 5. Тесты достижений.
Из применяемых в реабилитационной практике для исследования личности диагностических процедур типичными являются: 1) личностные опросники; 2) тесты интеллекта; 3) проективные методы; 4) репертуарные методы; 5) тесты достижений. 1) Личностные опросники.Каждый из таких опросников опирается на какие-либо теоретические положения о личности и ее проявлениях. Исходя из этих положений, строится предполагаемая модель исследуемого феномена, отбирается ряд диагностических признаков (например, психическая неуравновешенность, асоциальность, интровертированность, сензитивность и т.п.), формируется набор вопросов о поведении или предпочтениях обследуемого, позволяющих оценить степень выраженности указанных признаков. Обычно в вопросниках для подсчета количества баллов используется такой критерий, как частота проявления того или иного признака. Классическими методиками подобного типа принято считать: ММРI (миннесотский многопрофильный личностный опросник), 16PF (16 личностных факторов - Р.Кэттелл) и ПДО (психодигностический опросник на выявление акцентуаций). Эти перечни вопросов (или утверждений) могут применяться как для самооценивания, так и для получения экспертных оценок. 1. MMPI - миннесотский многопрофильный личностный опросник базируется на теории клинических типов (например, шизоиды, психопаты, интроверты, гиперманьяки и т.п.). В классическом варианте он имеет 10 клинических шкал и 3 шкалы, позволяющие повысить качество диагноза (невалидность, коррекция, ложь). Как строится подобный опросник? Из клинических интервью выбирается порядка 1-2 тыс. вопросов. Эксперты отбирают вопросы, близкие по содержанию. Из них выбирается один или несколько вопросов, позволяющих объемно представить проявления исследуемой характеристики субъекта. Подбираются испытуемые с ярко выраженной принадлежностью к определенному клиническому типу. Отбираются те вопросы, на которые эти испытуемые в два раза чаще, чем нормальные люди, отвечают «да» или «нет». Эти вопросы в дальнейшем рассматриваются как диагностирующие степень принадлежности исследуемого к одному из обозначенных выше клинических типов. Из всего набора вопросов после разнообразных процедур отбора оставили 550 вопросов. Этот набор вопросов и стал классическим вариантом теста MMPI. Заполнение теста требует от 1 до 1,5 ч. После заполнения опросного листа обрабатываются результаты. Для этого используются специальные трафареты на каждую отдельную шкалу. С помощью таких трафаретов легко подсчитываются «сырые» баллы, из которых с учетом показателей по шкале коррекции строится профиль испытуемого. Приведем наименования основных клинических шкал по MMPI. Ипохондрия (Hs). Депрессия (D). Истерия (Ну). Психопатия (Pd). Мужественность-женственность (Mf) Паранойя (Ра). Психостения (Pt). Шизофрения (5b). Гипомания (Ma). 10) Социальная интроверсия (Si). В MMPI используются три оценочные шкалы: 1) Шкала «лжи» (L). 2) Шкала достоверности (F). 3) Шкала коррекции (К). В MMPI принята Т-шкала, в которой среднее значение равно 50 баллам, а стандартное отклонение - 10. Баллы от 30 до 70 рассматриваются как норма, от 10 до 30 и от 70 до 90 - как акцентуация. Вне этих пределов значения могут говорить либо о явно выраженной патологии, либо о неадекватности процедуры тестирования. 2. 16 PF(16 личностных факторов - личностный тест Р.Кэттелла). Этот тест основан на теории личностных черт. Построение опирается на предположение о том, что человеческий язык включает все многообразие проявлений личности. Из 18 тыс. прилагательных, которые в английском языке могут быть отнесены к личности, выбирались качества, позволяющие описать наиболее различные сферы ее проявления. На базе этих прилагательных выделяется 16 факторов - обобщенных черт. Факторы личности по Кэттеллу: 1) А — добросердечность-отчужденность. 2) В — мышление абстрактное-конкретное. 3) С — эмоциональная устойчивость-неустойчивость. 4) Е — доминантность-подчиненность. 5) F — беспечность-озабоченность. 6) G — обязанность-безответственность. 7) Н — смелость-робость. 8) I — мягкость-твердость характера. 9) L — подозрительность-доверчивость. 10) М — мечтательность-практичность. 11) N — проницательность-наивность. 12) Q — тревожность-безмятежность. 13) Q1 — радикализм-консерватизм. 14) Q2 — самостоятельность-зависимость от группы. 15) Q3 — самоконтроль-импульсивность. 16) Q4 — напряженность-расслабленность. Эти факторы могут быть использованы в качестве категорий психолого-педагогических наблюдений. Имеются детские и взрослые варианты тестов MMPI и Кэттелла. 3. Психодиагностический опросник (ПДО). В основе этого опросника лежит модель акцентуаций личности, разработанная КЛеонгардом для описания пограничных состояний между нормой и патологией. Согласно Леонгарду, имеется четыре типа акцентуаций характера (демонстративный, застревающий, педантичный, возбудимый), шесть - темперамента (оптимистический, циклический, депрессивный, экзальтированный, тревожный, эмотивный) и два - стиля мышления (экстровертированный, интровертированный). Этот тест широко используется для диагностики типа акцентуаций у подростков. 2. Тесты интеллекта. Подобные тесты представляют совокупность заданий, выполнение которых не требует специальных знаний, умений, навыков (как правило) и позволяет оценить общий уровень интеллекта. Подобные задания должны быть неспецифичны по содержанию и культурно-инвариантны, т.е. независимы от культуры, в которой функционирует испытуемый. Каждый из подобных тестов основывается на какой-либо модели интеллекта. Наиболее часто используемые тесты подобного типа: 1) структуры интеллекта Амтхауэра; 2) школьный тест умственного развития (ШТУР); 3) шкалы измерения интеллекта Векслера; 4) прогрессивные матрицы Равена. Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Этот тест предназначен для оценки уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. В тесте 9 групп заданий, которые позволяют определить уровень развития различных составляющих интеллекта: Субтест 1 — «Логический отбор» — исследование индуктивного мышления, чутья языка. Задача испытуемого — закончить предложение одним из приведенных в качестве ответа слов. Субтест 2 — «Определение общих черт» — исследование способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями. В заданиях предлагается пять слов, из которых четыре имеют общую смысловую связь, а одно такой связи не имеет. В качестве ответа необходимо указать это слово. Субтест 3 — «Аналогии» — анализ комбинаторных способностей, т.е. умения строить аналогии. В заданиях необходимо установить связь, аналогичную той, которая существует между парой предложенных слов. Субтест 4 — «Классификация» — оценка способности выносить суждения. В заданиях этого типа испытуемый должен обозначить два слова общим понятием. Субтест 5 — «Задания на счет» — оценка уровня развития практического мышления. Состоит из 20 арифметических задач. Субтест 6 — «Ряды чисел» — анализ индуктивного мышления, способности оперировать с числами. В заданиях необходимо установить закономерность числового ряда и продолжить его. Субтест 7 — «Выбор фигур» — исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей. Задания состоят из разделенных на части геометрических фигур. В качестве ответа необходимо указать фигуру, которая соответствует фигуре-заданию. Субтест 8 — «Задание с кубиками» — исследование того же, что и в субтесте 7, но при оперировании пространственными фигурами. Задания состоят из отдельных кубиков, имеющих различные пометки на гранях. Эти кубики-задания необходимо идентифицировать с кубиками-ответами. Субтест 9 — «Задание на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное». В заданиях необходимо запомнить слова, соединенные в группы. После этого эти слова предлагаются в качестве заданий, и необходимо вспомнить, в какую из групп они входят. После этого проводится обработка (в баллах по шкалам). Субтесты 1, 2, 3, 4 и 9 позволяют оценить развитость гуманитарных способностей; субтесты 5, 6, 7 и 8 - естественно-научных; субтесты 7 и 8 - технических, а субтесты 5 и 6 - математических способностей. Школьный тест умственного развития (ШТУР). Тест предназначен для диагностики уровня интеллектуального развития учащихся 6-8-х классов. ШТУР состоит из шести субтестов: 1) осведомленность (2 субтеста); 2) аналогии (1 субтест); 3) классификация (1 субтест); 4) обобщение (1 субтест) и 5) числовые ряды (1 субтест) (см. прил. 2). В состав субтестов входят задания, типичные по форме для большинства вербальных тестов интеллекта. Включенные в субтесты задания составлялись на базе сведений, отобранных на основе психологического анализа учебных программ и учебников 6-7-х классов общеобразовательной школы. Понятия, используемые в заданиях, подобраны по основным циклам учебных дисциплин: естественному, гуманитарному и физико-математическому. В отличие от теста Амтхауэра, ШТУР ориентирован на социальный норматив, который (по мнению авторов теста) зафиксирован содержанием школьной программы. Практическое использование теста показало его достаточную эффективность для диагностики уровня интеллектуального развития учащихся среднего школьного возраста общеобразовательных школ. Шкалы измерения интеллекта Векслера. Шкала предназначена для оценки уровня интеллектуального развития и стандартизована на выборке испытуемых в возрасте от 7 до 69 лет. В полном объеме используется лишь для углубленной диагностики уровня развития различных составляющих интеллекта. Наиболее широкое распространение получила модификация этой шкалы - WAIS-R. WAIS-R состоит из 11 субтестов, образующих вербальную и невербальную (основанную на действиях) шкалы. Вербальная шкала включает: 1) субтест общей осведомленности - диагностирует запасотносительно простых сведений и знаний. Пример вопросов: «Почему на солнце в темной одежде теплее, чем в светлой?»; 2)субтест общей понятливости - исследует полноту понимания смысла выражений, общественных норм, способность к суждениям. Пример вопросов: «Что означает выражение "Куй железо, пока горячо"?»; 3) арифметический субтест - оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом. Пример заданий: «Если человек купил 7 марок по 2 копейки каждая и дал полтинник, сколько он должен получить сдачи?» 4) субтест установления сходства - оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочению, абстрагированию. Например, при установлении общности в паре понятий «платье - пальто» могут быть даны ответы: - сделаны из одного материала, имеют пуговицы (0 баллов); - их носят, они дают тепло (1 балл); - верхняя одежда (2 балла); 5) субтест повторения цифровых рядов- исследует развитие оперативной памяти и внимания; 6)словарный субтест - оценивает понимание и умение определить содержание слов (предлагается объяснить значения ряда слов). 7) субтест шифровки цифр - изучает степень усвоения зрительно двигательных навыков. Задание состоит в написании под каждой цифрой в клеточке соответствующего ей символа; 8) субтест нахождения недостающих деталей - изучает особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные детали. Предъявляется 21 изображение, в каждом из которых требуется отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие; 9)субтест кубиков Коса - направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагается последовательно воспроизвести девять образцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков; 10) субтест последовательности картинок - исследует способность к организации фрагментов в логическое целое, пониманию ситуации и предвосхищению событий. В задании предлагаются серии картинок, в каждой серии испытуемый должен расположить их в определенной последовательности; 11) субтест составления фигур - направленность субтеста аналогична субтесту 9. Предлагаются в определенной последовательности детали четырех фигур без указания на то, что из этих деталей должно быть составлено. Существуют варианты шкалы, предназначенной для обследования дошкольников и младших школьников в возрасте от 4 до 6,5 лет. Состав субтестов шкалы следующий Субтесты вербальные Субтесты невербальные 1) осведомленность 2) дом животного 3) словарный запас 4) завершение картинок 5) арифметика 6) лабиринты 7) нахождение сходства 8) геометрические схемы 9) понимание Прогрессивные матрицы Равена. Тест применяется для диагностики уровня интеллектуального развития испытуемых в возрасте от 8 до 14 лет и от 20 до 65 лет. Тест Равена относится к культурно-инвариантным тестам, так как в минимальной степени показатели по этому тесту зависят от наличия знаний, обусловленных жизнью в определенной культуре. Материал теста в черно-белом варианте состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом, задания разделены на пять серий (А, В, С, D и Е) по 12 однотипных по возрастающей сложности заданий в каждой серии. Трудность задания возрастает также при переходе от серии к серии. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6—8 предложенных вариантов ответов (рис. 17) Серия А — диагностируется способность к дифференциации шовных элементов структуры и раскрытию связей между ними, идентификации недостающих частей фигуры и сличению с представленными образцами (обследуемому необходимо дошнить недостающую часть изображения). Серия В — оценивается способность к аналогии. Серия С — диагностирует способность выявлять сложные изменения закономерностей непрерывного развития, обогащения по вертикали и горизонтали. Серия D — оценивается способность к пространственной перестановке фигур в матрице по горизонтальному и вертикальму направлениям. Серия Е — выявляет способность к аналитико-синтетической мыслительной деятельности (задания этой серии включают анализ фигур основного изображения и последующую «сборку» недостающей фигуры по частям). Обработка полученных результатов заключается в подсчете общего количества баллов как в отдельной серии, так и в целом по всему тесту. Проективные методы. В основе проективных методов лежит принцип психологической проекции, согласно которому испытуемый проецирует, т.е. отражает (или выражает) на достаточно неструктурированный (неупорядоченный) стимульный материал (цвета, сказочные персонажи, пятна неопределенной формы и т.п.) свои неосознаваемые или скрываемые потребности, комплексы, вытеснения, переживания, мотивы. Подобное проецирование проявляется в виде субъективного упорядочения стимульного материала или придания ему личностного смысла. Исследователи выделяют ряд признаков проективных методик: —относительная свобода в выборе ответа и тактики поведения испытуемого; —отсутствие внешних показателей оценочного отношения к испытуемому со стороны экспериментатора; —обобщенное оценивание взаимоотношения личности с ее социальным окружением или интегральная диагностика ряда личностных свойств, а не измерение какой-либо отдельной психической функции. Наиболее типичными проективными методиками являются: —тест на фрустрацию Розенцвейга; —тематической апперцепции тест (ТАТ); —тест Роршаха; —тест цветовых выборов Люшера. Тест Розенцвейга - является проективной методикой исследования личности. В качестве стимульного материала используются 24 рисунка, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации преходящего типа. Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фрустрация, собственная или другого индивида. Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать первые пришедшие на ум ответы. Черты и мимика персонажей в рисунках отсутствуют. Ситуации, изображенные на рисунках, могут быть разделены на две группы: 1) ситуации-препятствия; 2) ситуации-обвинения. Оценка полученных ответов осуществляется по направлению реакции (агрессия) и ее типу. По направлению реакции подразделяются на: а) экстрапунитивные - направлены на окружение, осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица; б) интропунитивные - направлены на самого себя с принятием вины или ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению; в) импунитивные - фрустрирующая ситуация рассматривается как несущественная, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой. По определенной программе выявляются скрытые мотивы поведения. Испытания должны быть многократными, с разных плоскостей. Тематической апперцепции тест (ТАТ) - является методом, посредством которого опытный интерпретатор раскрывает некоторые из доминирующих импульсов, эмоций, чувств, комплексов и конфликтов определенной личности. Особой его ценностью является то, что он в состоянии вскрыть определяющие мотивы, которые пациент не хотел бы открывать, или не может открыть, потому что не осознает их. Применяется ТАТ в многостороннем исследовании личности, в истолковывании расстройств поведения, психосоматических заболеваний, при неврозах, психозах. Как установлено, он не подходит для детей младше 14 лет. Особенно рекомендуется применение этой техники в качестве первой стадии к серии психотерапевтических бесед или к краткому психоанализу. Поскольку ТАТ и тест Роршаха дают взаимодополняющую информацию, комбинация этих двух тестов крайне эффективна. Методика заключается в том, что испытуемому показывают ряд картин и предлагают на основе сюжета каждой картины рассказать историю. Истории часто раскрывают существенные компоненты личности. Содержание их зависит от тенденций людей интерпретировать неопределенную ситуацию в соответствии с прошлым опытом, наличными потребностями и поступать таким же образом при написании рассказа (истории). Процедура опроса. Испытуемый усаживается в удобное кресло, предпочтительно (за исключением детей) спиной к экспериментатору, и ему медленно читают инструкцию: «Этот тест на воображение, фантазию. Я намерен показать вам несколько картин, по одной. Ваша задача - придумать рассказ, насколько возможно драматичный. Расскажите, что привело к событиям, изображенным на картине, что происходит в этот момент, а затем, что произойдет дальше. Высказывайте ваши мысли так, как они возникают в вашем сознании. Помните ли вы задачу? Поскольку у вас 50 мин на 10 картин, вы можете посвятить каждому рассказу около 5 мин». Все высказывания испытуемого фиксируются. Прежде чем приступить к интерпретации совокупности рассказов, психолог должен знать основные объективные отношения и реальную обстановку жизни испытуемого (пол, возраст, семейное и социальное положение и т.д.). Без этих фактов интерпретатору трудно будет ориентироваться при чтении рассказов. При анализе рассказов используют ряд приемов: 1. Находят «героя», с которым обследуемый идентифицирует себя. 2. Определяют важнейшие характеристики «героя» - его чувства, желания, стремления. 3. Выявляются «давления» среды, т.е. силы, воздействующие на «героя» извне. 4. Производится сравнительная оценка сил, исходящих от «героя», и сил, исходящих из среды. Сочетание этих переменных образует «тему» (отсюда - тематической апперцепции тест) или динамическую структуру взаимодействия личности и среды. В итоге обследования получаются сведения об основных стремлениях, потребностях обследуемого, воздействиях, оказываемых на него, конфликтах, возникающих во взаимодействии с другими людьми, способах и разрешения и т.п. Тест Роршаха - является одной из самых популярных проективных методик за рубежом. Стимульный материал теста состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными слабоструктурированными изображениями (так называемые пятна Роршаха). Обследуемому предлагается ответит на вопрос: «Что изображено на рисунке, на что это похоже?» Производится дословная запись всех высказываний испытуемого с учетом контекста (предъявляемого рисунка, сопутствующего элемента поведения и т.п.). Полученные ответы формализуются с помощью специально разработанной системы символов по основным счетным категориям: 1. Локализация (в ответе фигурирует все изображение или отдельные его части). 2. Детерминанты (учет доминирующей в описании формы изображения, цвета, формы совместно с цветом и т.д.). 3. Уровень формы (оценка того, насколько адекватно форма изображения отражена в ответе). 4. Содержание (ответы касаются людей, животных, неодушевленных предметов и т.д.). 5. Оригинальность — популярность. Помимо диагностики общей направленности личности («тип переживания»), тест позволяет получить данные о степени реалистичности восприятия действительности, эмоциональном отношении к окружающему миру, тенденции к беспокойству, тревожности. Тест цветовых выборов Люшера - в классическом варианте представлен в двух основных формах: полный (73 цветовые таблицы) и краткий, использующий восемь цветов. Первый вариант является достаточно сложным в проведении и интерпретации и применяется, как правило, в тех ситуациях, когда требуется углубленное обследование, а другие методы представляются не достаточно адекватными. Второй вариант менее трудоемкий, легко обрабатываются результаты обследования и проста процедура интерпретации. 8-цветный набор включает в себя четыре основных и четыре дополнительных цвета. Четыре основных цвета (синий, зеленый, красный, желтый) играют особую роль и каждый из них имеет свое значение, выражает одну из основных потребностей. Обследование протекает следующим образом: испытуемому предлагается выбрать из предложенных восьми цветов наиболее предпочитаемый (тот, который ему больше всех нравится), при этом стараться не ассоциировать эти цвета с какими-либо предметами. После первого выбора предлагается повторить процедуру - выбрать наиболее предпочитаемый из оставшихся семи цветов, шести, пяти и т.д. Через одну-две минуты процедуру следует повторить, предварительно изменив в случайном порядке расположение цветов. При этом необходимо обратить внимание обследуемого, что опрос не направлен на изучение его памяти и он может выбирать те цвета, которые ему нравятся в данный момент. После первого и второго опроса психолог записывает выборы испытуемого и размечает функции. Далее производится интерпретация результатов обследования. По результатам тестирования можно установить основной способ действия, цель, к которой стремится испытуемый, истинное положение вещей, незадействованные особенности личности, подавленные потребности, актуальные проблемы и ряд других показателей, характеризующих личность испытуемого. Репертуарные методы. Это сравнительно недавно возникшее направление диагностики, которое получает все более широкое распространение. Эти методы (частный случай психосемантических) уже зарекомендовали себя как системные, содержательные, технологичные и эффективные, позволяющие на единой основе конструировать LTQ — образ исследуемой переменной. Подобные методы достаточно оптимальны для диагностики признаков, независимых от диагноза, при попытке фальсифицировать ответы и в случае размытого диагноза. Эти методы более стандартизированы по сравнению с проективными, но позволяют определять часть того, что выявляется проективными методами. Кроме того, данные методы дают возможность как прогнозировать ряд ситуативных моментов проявлений личности или группы, так и осуществлять дальний прогноз, служить основой для коррекции и развития. Исходными в подобных методах являются: репертуар объектов оценивания и совокупность (или система) конструктов (заданных или выявленных). Конструкты имеют форму биполярных понятий (например, белый - черный, хороший - плохой, эгоист - альтруист), Конструкт - это «личностное изобретение», это истолкование, которое накладывается на реальность (Дж.Келли). В функционировании конструкта обобщение и различение имеют место одновременно. Кратко, конструкт - это элементарная единица нашего восприятия, мышления, отношения и т.п., в которой соединены объективныесведения и их субъективная интерпретация. После того как выявлены (или заданы) объекты и конструкты, производится оценивание указанных объектов по соответствующим конструктам. В итоге получается матрица оценок, которая подвергается обработке с целью получения ряда показателей, характеризующих диагностируемый феномен. В зависимости от целей исследования в качестве объектов могут выступать родственники, друзья или члены группы, основные понятия учебной дисциплины и т.п. Таблица 7 Матрица «конструкты * объекты»*
* В качестве объектов оценивания представлены руководитель группы, участники, занимающие «полярные позиции» и профорг. Числа в таблице - это ранги (места), которые обследуемый присваивает участникам группы по степени выраженности у них того или иного качества. Система критериев оценивания (конструктов) может быть выявленной, заданной или смешанной. Выявленные конструкты допускают более точную диагностику индивидуальных предпочтений и субъективных значений, но при этом вызывают затруднения процессы их вербализации (называния), интерпретации и сопоставления с критериями других испытуемых. Заданные критерии позволяют обойти отмеченные затруднения, хотя существует опасность навязать испытуемому систему критериев, которые не соответствуют, с его точки зрения, объектам оценивания. Практика применения описанных методов показывает, что вероятность указанной ситуации мала и может быть учтена путем представления опрашиваемому возможности дополнения заданных конструктов своими собственными. В первом приближении можно пользоваться заданными конструктами, дополняя их при необходимости выявленными. Процедура выявления конструктов включает: 1) отбор наиболее представительной (репрезентативной) выборки объектов относительно исследуемой предметной области. Например: —при диагностике межличностных отношений в учебной группе в качестве такой выборки могут выступать учащиеся, занимающие «полярные позиции» по значимым для жизнедеятельности группы основаниям (деловое лидерство, успеваемость, референтность, эмоциональное предпочтение); —если изучается отношение к учебным предметам, то репрезентативными объектами будут основные учебные предметы; —при оценке уровня понимания в качестве объектов можно использовать основные понятия конкретной дисциплины. 2) «вызывание» конструктов можно осуществить, например, методом минимального контекста, когда испытуемому предъявляются три элемента (объекта оценивания) и предлагается назвать качество, по которому два из них отличаются от третьего. Конструкты могут выявляться также путем контент-анализа свободных описаний объектов, бесед с учащимися по поводу интересующих диагноста предметов, учителей, родителей, друзей и т.п. После проведения наблюдения, опроса или эксперимента и фиксации их результатов исходной для определения показателей является матрица оценок: конструкты и объекты. Обработка результатов позволяет получить ряд показателей, характеризующих, например, межличностные отношения в группе, и состоит из нескольких этапов: 1. Оценка сходства строк матрицы (конструктов). 2. Определение иерархичности (суперординатность) конструктов (первое место получает конструкт, наиболее связанный с другими). 3. Оценивание сходства столбцов матрицы (объектов). 4. Определение иерархии объектов (первое место получает объект, наиболее сходный со всеми остальными). 5. Выделение кластеров конструктов (совокупности конструктов, по которым обследуемый присвоил сходные оценки одним и тем же объектам). 6. Выделение таксонов объектов (например, участники группы, оцениваемые сходным образом). 7. Вычисление интегральных показателей обследуемого (например, когнитивной сложности в диагностируемой предметной области, степени декларативности, доминирующего уровня ориентации и другие). 8.Интерпретация полученных результатов. Наиболее 9.эффективными сферами применения репертуарных методов являются: —диагностика отношения к учебным предметам; —психологический анализ урока; —оценка отношения к преподавателям; —диагностика уровня сформированности профсамосознания и личности учителя; —повышение психологической компетентности учителей; —диагностика внутрисемейных отношений; - оценка личностных особенностей дошкольников и школьников (сказочный дифференциал, цвета Люшера и др.); —профориентация и профконсультация; —бесконтактная диагностика; —диагностика межличностных отношений в группе; —оценка успешности изучения учебного материала и результатов педагогического воздействия; —изложение материала «вдоль» ведущих конструктов-мотивов обучающихся (т.е. эти методы позволяют более эффективно излагать и усваивать учебный материал, учитывая наличный ре —психолого-педагогическое воздействие, формирование и социальное проектирование межличностной активности в учебной группе. В ряде ситуаций значительно повышается эффективность методов и процедур, если применять системы, а не множества, диагностических методик. Такие системы, в зависимости от решаемых задач, могут строиться как из классических вариантов методик, так и путем системного синтеза отдельных элементов подобных методик. Репертуарные методы являются наиболее приспособленными для такого синтеза (особенно в задачах диагностики содержания индивидуального сознания, личности и межличностных отношений). Например, для диагностики совместимости в супружеских парах можно использовать репертуарную методику, в которой, помимо системы объектов (ценностного, индивидуально-психического и эмоционального уровней), имеется и аналогичная система критериев. На ценностном уровне такими критериями выступают терминальные ценности (цели жизни), на индивидно-психическом - порождаемые конструкты и качества, соответствующие 10 шкалам психодиагностического теста (ПДТ). В качестве эмоционально-символических форм применяются цвета из 8-цветного варианта теста Люшера. В приведенном примере мы имеем системный синтез элементов шкалы ценностных ориентации (Рокич), личностного опросника (Мельников, Ямпольский), проективной (Люшер) и репертуарной методик. Интерпретация результатов такой системной методики может проводиться на различных уровнях и носить интегральный характер. Применение таких системных по форме, содержанию и сущности методов позволяет особенно точно диагностировать интегральные по своей природе психические феномены и показатели типа уровня развития межличностных отношений в группе, направленности личности, ее пассионарности. На основе информации, полученной с помощью подобных методов, возможны разнообразная терапия, коррекция и развитие личности. Тесты достижений. Еще одной группой типичных диагностических процедур являются тесты достижений, позволяющие оценить уровень (или степень) овладения каким-либо видом деятельности. В основе различных тестов достижений лежат разные представления и модели интеллекта и деятельности. Одной из широкоупотребляемых моделей интеллекта, на которой могут базироваться тесты достижений, является модель, предложенная американским психологом Дж.Гилфордом. В основу этой модели Гилфорд положил три переменные: операции, содержание и результаты мышления. Составляющие проявлений структуры интеллекта включают: 1) познавательные процессы (операции) - это то, что умеет испытуемый. 2) виды информации (содержание) - природа материала или информации, на основе которой осуществляются действия. 3) виды конечного мыслительного продукта (результаты). Более развернуто интеллектуальные операции состоят из: —познания - открытие, повторное открытие или узнавание; —памяти - сохранение познанного; —дивергентного (расходящегося) мышления, т.е. мышления в различных направлениях, включающего исследование или отыскивание различий; —конвергентного мышления - сходящегося мышления, которое приводит к одному ответу, узнаванию лучшего или самого оптимального варианта действия; —оценки. Содержание мышления можно представить в следующих формах: а) образной (реальные объекты или их изображения, модели); б) символической (буквы, числа, условные знаки); в) семантической, смысловой (слова); г) поведенческой (информации о других людях, их поведении, способностях, потребностях и т.д.) формах. Результаты мышления могут проявляться в: элементах; 1) классах (совокупности элементов); 2) отношениях; 3) системах; 4) предвидениях; 5) преобразованиях. На базе этой модели можно построить тест, позволяющий оценить уровень (или степень) овладения какой-либо деятельностью (например, учебной). Чтобы не давать преимуществ учащимся с доминированием определенных составляющих интеллекта, необходимо строить тест достижения из заданий, уравновешенных по вышеперечисленным составляющим интеллекта. Частным случаем тестов достижений являются педагогические тесты, предназначенные для диагностики успешности овладения учащимися различными компонентами учебной деятельности. «Педагогический тест представляет собой совокупность взаимосвязанных заданий возрастающей сложности, позволяющих надежно и валидно оценить знания и другие интересующие педагога характеристики личности учащегося». В педагогических тестах используются различные формы тестовых заданий: 1) закрытые, в которых необходимо осуществить выбор ответа из множества приведенных. Такие задания чаще используются для текущего контроля знаний учащихся; 2) открытые включают самостоятельное конструирование ответа. Они обладают высоким обучающим потенциалом и часто используются для итогового контроля; 3) установления правильного соответствия между двумя группами объектов, например, понятиями и их определениями, авторами и названиями произведений и т.п.; 4) установления правильной последовательности каких-либо действий, этапов развития и т.п.. 5)Эти формы заданий соответствуют основным мыслительным операциям: выбор из множества альтернатив, конструирование, установление соответствия и правильной последовательности. Диагностика эффективности обучения должна включать оценку уровня: 1) сформированности ЗУН; 2) понимания, т.е. наличие адекватной структуры и содержания понятий изученной дисциплины. Такие структуры могут выявляться, например, репертуарными методами. Экспертов (например, преподавателей), компетентных в изучаемой предметной области, просят оценить степень сходства ключевых понятий из этой области. После определенной статистической обработки получаются эталонные показатели для сравнения с аналогичными показателями у обучающихся. Чтобы не давать преимущества обучающимся с определенным типом познавательных способностей, задания и обучающие программы должны быть сбалансированы по основным показателям таких способностей, формам предъявляемого материала и видам конечного мыслительного продукта Психологический диагноз Практика использования разнообразных психодиагностических тестов (методик) для изучения личности неразрывно связана с понятием «психологический диагноз».Понятие «диагноз» (распознавание) широко используется в разных областях науки и техники, Медицинское понимание диагноза, прочно связывающее его с болезнью, отклонением от нормы, отразилось и на определении этого понятия в психологической науке. В таком осмыслении психологический диагноз - это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия Подобные взгляды приводят к неправомерному сужению области психологического диагноза, из него выпадает все то, что связано с выявлением и учетом индивидуально-психологических различий в норме. Одной из наиболее разработанных теоретических схем психологического диагноза и сегодня остается предложенная известным польским психологом Янушем Рейковским, который выделяет четыре основных направления в работе психодиагноста. 1. Осуществление диагноза деятельности, поведения, т. е. описание, анализ и характеристика особенностей поведения обследуемого. 2. Осуществление диагноза процессов регуляции деятельности или изучение психических процессов, благодаря которым осуществляется деятельность. 3. Осуществление диагноза механизмов регуляции, механизмов психических процессов, от которых зависит их протекание - диагностика систем нервных связей. 4. Диагностика генезиса механизмов регуляции или ответ на вопрос о том, как и в каких условиях формировалась психика данного индивида. Деятельность понимается как направленный на определенный результат процесс. При диагнозе деятельности предлагается различать ее два наиболее общих аспекта: инструментальный (качество, скорость и адекватность действий) и аспект отношений, т. е. те характеристики, которые выражают отношение субъекта к выполняемым им действиям, к окружению и к самому себе. Задача психологического диагноза не только в том, чтобы выявить, какие действия протекают ошибочно, но также и то, в каких действиях индивидуум может быть успешен. Для получения систематизированных характеристик деятельности предлагается использовать систему основных ролей, выполняемых человеком в обществе. В клинической диагностике чаще всего учитывается аспект отношения, а в профессиональной наибольшую ценность имеет учет аспекта инструментального. Для того чтобы ответить на вопрос о том, почему действия протекают неправильно, необходим диагноз процессов регуляции. В диагностике процессов регуляции также условно выделяется два класса явлений: процессы типа инструментальных и процессы типа отношений. К процессам типа инструментальных относятся три группы процессов регуляции, каждая из которых выполняет свою функцию: ориентационные, интеллектуальные и исполнительские. Диагноз ориентационных процессов включает оценку адекватности восприятия, способности осмысления явлений и формирования понятий. Интеллектуальные функции обусловливают создание программ деятельности, их диагноз связан с оценкой эффективности планирования, решения проблем. К исполнительским функциям относятся психомоторные и вербальные реакции. Под процессами типа отношений понимаются эмоциональные и мотивационные процессы. Диагностика мотивационных процессов — это оценка вида и интенсивности мотивов, побуждающих индивидуума к действию. Процессы регуляции осуществляются благодаря сложным системам нервных связей (динамические стереотипы), вырабатывающимся в течение жизни человека. Эти механизмы регуляции обеспечивают устойчивость и организованность человеческого поведения. Для описания механизмов регуляции предлагается выделять два класса динамических схем: операционные (системы навыков, умений, знаний) и динамические (личностные проявления). Личность – это особая система, благодаря которой человеческое поведение приобретает постоянство, специфичность и ориентацию на определенные цели. Цель диагноза личности - не только определение источников патологии, но и зон эффективного функционирования. В диагностике генезиса механизмов регуляции особое внимание уделяется изучению «истории дидактических процессов» индивида, важной для анализа приобретенных знаний и умений, а также рекомендуется внимательно изучать «историю воспитательных процессов», в которой формируются системы ожиданий, потребностей и отношений. Представляет интерес соотнесение диагноза медицинского и диагноза психологического, что позволяет глубже понять особенности последнего. Основное в медицинском диагнозе- определение и классификация имеющихся проявлений заболевания, которые выясняются через их связь с типичным для данного синдрома патофизиологическим механизмом. При постановке медицинского диагноза обычно не возникает вопроса о том, что именно вызвало такие, а не иные расстройства, так как ответ содержится в уже готовой этиологической характеристике болезни. Значительная часть диагностических методик разрабатывалась в соответствии с потребностями клиники. Поэтому наиболее разработанными в современной психодиагностике считаются представления о клинико-психологическом диагнозе.Обобщая взгляды разных исследователей к основным задачам клинико-психологического диагноза можно отнести описание нарушений поведения, проявляющихся у обследуемого в его профессиональной, семейной жизни, общении с людьми, а также обнаруживающихся в ходе исследования; выяснение лежащих в их основе психических дисфункций в области мотивации и познавательных процессов; определение значения психологических механизмов в генезисе имеющихся нарушений, а именно: обусловлены нарушения ситуационными или личностными ф
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |