Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Железнодорожный транспорт




Слив железнодорожных цистерн обычно производится через сливной прибор, расположенный снизу цистерны (нижний слив), а при его неисправности — через горловину (верхний слив).

Схемы применяемых на нефтебазах способов слива нефтепро­дуктов приведены на рис. 6.3.

При открытом самотечном сливе (рис. 6.3а) нефтепродукт через нижний сливной прибор 1 по сливным лоткам 2 поступает в цен­тральный желоб 3, из которого по трубопроводу 4 стекает в рас­положенный ниже поверхности грунта приемный («нулевой») ре­зервуар 5. Во избежание потерь от испарения данным способом сливают только низкоиспаряющиеся нефтепродукты.

Частным случаем данной схемы является межрельсовый слив (рис. 6.3б), когда центральный желоб располагается под сливае­мыми цистернами, и поэтому необходимости в переносных жело­бах нет.

Недостатком обоих способов слива является возможность за­грязнения нефтепродуктов. Данного недостатка лишен закрытый самотечный слив (рис. 6.3в), который отличается от открытого тем, что вместо переносных желобов к нижним сливным приборам при­соединяются гибкие рукава или шарнирно-сочлененные трубы 6, а вместо центрального желоба проложен трубопровод-коллектор 7. Эта схема может быть применена и для бензинов, т. к. потери от ис­парения в этом случае невелики.

Наименьшая продолжительность выгрузки нефтепродуктов до­стигается при принудительном нижнем сливе (рис 6.3д), который производится насосом 10 через нижний сливной прибор цистерны и систему шарнирно сочлененных труб.

Сифонный слив самотеком (рис.6.3г) производится через гор­ловину цистерны. Он возможен только в том случае, когда при­емный резервуар по отношению к сливаемой цистерне находится на более низкой отметке. Начало движения нефтепродукта обеспе­чивается созданием вакуума встояке

 

 
 

Рис. 6..3. Способы слива нефтепродуктов

 

с помощью вакуум-насоса. Во избежание разрыва струи и соответственно срыва сифона давле­ние в точке А не должно опускаться ниже давления упругости паров нефтепродукта.

Производительность сифонного слива самотеком невелика.

Принудительный верхний слив (рис. 6.3е) отличается от преды­дущей схемы тем, что производится через горловину цистерны по­средством сливного стояка 9. Начало слива обеспечивает вакуум-насос, после чего включается насос 10, закачивающий нефтепродукт в резервуарный парк нефтебазы.

Возможные схемы налива железнодорожных цистерн приведены на рис. 6.4. Различают налив открытой и закрытой струей, а также герметизированный налив.

а) б) в)

Рис. 6.4. Схемы налива железнодорожных цистерн

При наливе открытой струей (рис. 6.4а) струя нефтепродукта соприкасается с атмосферным воздухом. Это приводит к повышен­ному испарению светлых нефтепродуктов и образованию зарядов статического электричества. И то, и другое нежелательно. Поэтому налив открытой струей применяют ограниченно и только при опе­рациях с темными нефтепродуктами.

Налив закрытой струей (рис. 6.4б) осуществляется путем опус­кания шланга до нижней образующей цистерны. Поэтому струя неф­тепродукта контактирует с воздухом только в начале слива. Соот­ветственно, при наливе закрытой струей потери бензина, например, почти в 2 раза меньше, чем в предыдущем случае.

Герметичный налив цистерн (рис. 6.4в) производится с помо­щью специальных автоматизированных систем налива (АСН). Их отличительной чертой является наличие герметизирующей крыш­ки 6, телескопической трубы 5 и линии 7 для отвода образующейся паровоздушной смеси (например, на установку отделения углеводо­родов от ПВС).

При сливе и наливе нефтепродуктов (кроме мазутов) с температурой вспышки 120 °С и ниже должны использоваться закрытые сливоналивные устройства, а для нефте­продуктов с температурой вспышки выше 120 °С и мазутов допус­кается применять открытые сливные устройства.

 

6.4. Наливные и сливные эстакады.

При маршрутном приеме и отпуске нефтепродуктов их слив и на­лив осуществляют на эстакадах. Эстакадой называют совокупность расположенных вдоль железнодорожного полотна с шагом 4...6 м сливоналивных устройств, соединенных общими коллекторами и площадкой для перемещения персонала. Эстакады изготавливают из несгораемых материалов с учетом габаритов железнодорожных цистерн. Сооружают эстакады в виде длинных галерей с эксплуата­ционными площадками, расположенными на высоте 3...3.5 м, счи­тая от рельса, и снабжают для перехода на цистерны откидными под­вижными мостиками, которые могут опускаться на котел цистерны. Ширина прохода на эстакаде — не менее 1 м. Лестницы для подъема на нее размещают, как правило, с торцов.

Эстакады классифицируются по назначению, по количеству од­новременно обслуживаемых маршрутов, по виду наливаемых (сли­ваемых) нефтепродуктов, по исполнению.

В зависимости от назначения различают эстакады только для налива или слива нефтепродуктов, а также для выполнения обеих операций.

По количеству одновременно обслуживаемых маршрутов же­лезнодорожные эстакады бывают односторонние и двусторонние. Односторонние эстакады предусматриваются для группы цистерн общей весовой нормы (брутто) менее 700 т, а двусторонние — для нормы более 700 т.

По виду наливаемых (сливаемых) продуктов различают эстака­ды для светлых и для темных нефтепродуктов.

По исполнению различают крытые и открытые эстакады. На­весами или крышами оборудуют железнодорожные эстакады для налива авиационных масел, топлив для реактивных двигателей и авиационных бензинов. Если же эстакады оснащены наливными устройствами, исключающими попадание в цистерну атмосферных осадков и пыли во время операции налива, то навесы и крыши до­пускается не устанавливать.

На рис. 6.5 показана наливная двусторонняя эстакада для свет­лых нефтепродуктов, предназначенная для самотечного или при­нудительного налива. Коллекторы для нефтепродуктов проложены по бокам вдоль эстакады ниже настила, по которому перемещается персонал. Наливные рукава, присоединенные к наливным стоякам, доходят до нижней образующей цистерн не менее чем на 200 мм, что обеспечивает налив под уровень без падения струи с высоты. Все управление наливом ведется с площадки эстакады.

Эстакада оборудована откидными передвижными мостками для перехода на верхние площадки цистерн. Для подъема и спуска с мостков используют ручные лебедки.

Оборудование эстакад зависит от сортности нефтепродуктов, для работы с которыми они предназначаются. Так, эстакады, пред­назначенные для слива темных высоковязких нефтепродуктов, обо­рудуются паропроводами или средствами электроподогрева. С дру­гой стороны, слив и налив светлых нефтепродуктов ведется через закрытые коллекторы и стояки, а темных — с помощью открытых лотков.

При маршрутном наливе железнодорожных цистерн существу­ет опасность их перелива. Решить проблему позволяет автоматиза­ция процесса налива.

В настоящее время разработано несколько автоматизирован­ных наливных устройств, в частности установки АСН-2, АСН-3 и АСН-14.

 

Рис. 6.5. Двусторонняя наливная эстакада типа НС:

1 — штуцер для слива из поврежденных цистерн; 2 — поворотная кон­соль; 3 — наливной стояк; 4 — гибкий шланг; 5 — коллектор для нефте­продуктов; 6 — коллектор для слива из поврежденных цистерн

Установка АСН-2 (рис. 6.6) предназначена для герметизиро­ванного полуавтоматического налива бензина в железнодорожные цистерны. Оператор с помощью гидромеханизмов, управляемых электрозолотниками, заправляет герметизирующую крышку 1 уста­новки АСН-2 в горловину цистерны и открывает клапан-отсекатель 4. При этом герметизирующая крышка автоматически притягивает­ся к горловине и начинается налив.

Образующаяся при наливе паровоздушная смесь через гибкий рукав и обратный клапан с огневым предохранителем 3 под избы­точным давлением 0,05 МПа направляется по газовой обвязке в ре­зервуар, из которого нефтепродукт выкачивается.

При достижении в цистерне предварительного уровня срабаты­вает датчик ограничителя перелива, после чего начинается медлен­ное закрытие клапана-отсекателя и открытие перепускного клапа­на, через который в цистерну при уменьшенной подаче продолжает поступать бензин. Полное прекращение налива происходит при до­стижении заданного уровня. Далее гидрозахваты крышки отпуска­ются, и стояк автоматически поднимается за габариты подвижно­го состава.

Установка АСН-3 предназначена для полуавтоматического на­лива в железнодорожные цис-

Рис. 6.7. Установка АСН-2:

1 — герметизирующая крышка с датчиком ограничителя перелива; 2— наливной стояк с гидроприводом;

3 — газовый обратный клапан с огневым предохранителем; 4 — клапан-отсекатель; 5 — пульт управ­ления

 

 

терны светлых нефтепродуктов с низ­кой упругостью паров (керосин, дизельное топливо и т. д.). Поэтому она в отличие от АСН-2 не имеет герметизирующей крышки, хотя в остальном очень на нее похожа.

Наконец, установка АСН-14 представляет собой мо­дернизированный вариант установки АСН-2, отличающийся тем, что она предназначена для последовательного герметизированно­го налива бензина в две цистерны, расположенные на параллельных железнодорожных путях.

При проектировании железнодорожных эстакад системы налив­ных устройств и коллекторов разрабатываются с учетом возможнос­ти обеспечения их полного освобождения от нефтепродукта. При операциях с высоковязкими (более 160 мм2/с) нефтепродукта­ми система налива должна предусматривать техническую возмож­ность их циркуляции по трубопроводам (коллекторам эстакады) и заполнение всех трубопроводов маловязким (не более 40 мм2/с) незастывающим продуктом.

Коллекторы на наливных эстакадах располагают подземно или на строительных конструкциях эстакады с учетом компенсации температурных деформаций.

Сливоналивные устройства, устанавливаемые на сливных и на­ливных коллекторах, оснащают задвижками с ручным приводом.

Эстакады для операций с маршрутами практикуются для слива и налива не более 4 групп нефтепродуктов. При этом к одной группе относят несколько марок (сортов) нефтепродуктов, перекачка кото­рых может производиться по одному и тому же коллектору.

Для удаления нефтепродукта из неисправных железнодорож­ных цистерн предусматривают отдельно расположенные устрой­ства верхнего и нижнего слива, а при соответствующем обоснова­нии — коллекторы, обеспечивающие раздельный сбор сливаемых нефтепродуктов.

6.5. Автозаправочные станции.

Автозаправочные станции (АЗС) предназначаются для обслужива­ния и заправки автомобилей и других машин горючим и смазочными материалами. Попутно на них реализуются масла, смазки и специаль­ные жидкости, расфасованные в мелкую тару. К вспомогательным операциям, выполняемым на АЗС, относятся мойка машин, их мел­кий ремонт, торговля запасными частями. Неотъемлемой частью со­временных АЗС являются кафе и магазин по торговле продуктами повседневного спроса.

По способу установки и монтажа оборудования АЗС делятся на ста­ционарные и передвижные. Передвижные АЗС (ПАЗС) монтируются на раме и в зависимости от их назначения устанавливаются на авто­мобиле или автоприцепе. Они состоят из емкости, измерительных и раздаточных устройств, смонтированных на шасси транспортного средства. Стационарные АЗС сооружаются по типовым проектам на 300, 500, 750 и 1000 заправок в сутки (1 заправка — 50 л топлива и 2 л масла). В их состав входят:

• подземные резервуары для хранения нефтепродуктов;

• топливо- и маслораздаточные колонки;

• помещения для обслуживающего персонала;

• другие помещения в соответствии с дополнительными функция­ми, выполняемыми АЗС.

Принципиальная схема стационарной АЗС приведена на рис. 6.8.

Нефтепродукт, доставляемый на АЗС с помощью автоцистерн, сли­вается через устройство (1) в резервуар для топлива (2). Здесь он от­стаивается, с помощью специального устройства (5) производится замер его количества. Отпуск нефтепродукта потребителям произво­дится с помощью топливораздаточной колонки (7), связанной с ре­зервуаром трубопроводом, на котором смонтированы приемный кла­пан (3), и углового предохранителя (4). «Дыхания» резервуаров осу­ществляются через специальный клапан (6).

Рассмотрим элементы принципиальной схемы АЗС более подробно.

Сливное устройство (1) предназначено для слива нефтепродуктов в резервуар закрытым способом, т. е. подуровень находящегося в нем продукта. Сливное устройство состоит из ниппеля, к которому при­соединяется рукав автоцистерны, фильтра и сливного трубопровода.

Быстрое и герметичное соединение ниппеля с рукавом автоцистер­ны обеспечивается специальной быстроразъемной муфтой.

Для хранения нефтепродуктов на АЗС используются горизонталь­ные и вертикальные стальные резервуары емкостью от 5 до 50 куб. м и с толщиной стенки 3...4 мм. Резервуары на АЗС,

 
 

Рис. 6.8. Принципиальная схема АЗС: 1сливное устройство; 2 — резервуар для топлива; 3 — клапан приемный; 4противо-взрывник угловой; 5замерное устройство; 6 — клапан дыха­тельный; 7 — топливораздаточная колонка

как правило, рас­пределяются следующим образом: 75 % — под бензины, 15 % — под дизельное топливо и до 10 % — под масла.

Резервуары АЗС рассчитаны на избыточное давление 700 000 и ва­куум — 1000 Па.

Замерное устройство (5) служит для замеров уровня взлива неф­тепродукта в резервуаре. Оно обеспечивает вертикальное направле­ние замерной рейки (метрштока). Конструктивно замерное устрой­ство представляет собой перфорированную трубу диаметром 40 мм с крышкой.

Для соединения раздаточных колонок с резервуарами предназна­чено всасывающее устройство, состоящее из приемного клапана (3), углового предохранителя (4) и всасывающего трубопровода.

Назначение приемного клапана (3) — предотвращение слива нефтепродукта из всасывающего трубопровода в резервуар после от­ключения раздаточной колонки. При прекращении работы насоса дав­ление в трубопроводе и в резервуаре выравнивается и тарелка кла­пана под действием собственного веса садится на седло, перекрывая сечение.

Угловой предохранитель (4) предотвращает распространение пламени по всасывающему трубопроводу. Для этого внутри метал­лического корпуса установлена латунная сетка, выполняющая одно­временно роль фильтра для нефтепродукта, откачиваемого из резер­вуара.

Топливо-раздаточные колонки предназначены для заправки ма­шин с одновременным замером количества выданного горючего или масла.

Несмотря на различия в конструкциях колонок, все они имеют в своем составе насос, счетчик жидкости, фильтр, раздаточный ру­кав и раздаточный кран.

Насос топливораздаточной колонки предназначается для перекач­ки топлива из резервуара АЗС в баки автомашин. Так как резервуар находится ниже колонки, то насос является самовсасывающим. Про­изводительность насосов топливораздаточных колонок находится в пре­делах от 20 до 70 л/мин.

Счетчик жидкости служит для измерения расхода отпускаемого потребителям топлива или масла. Результаты мгновенных измерений суммируются и фиксируются на счетном устройстве как общее коли­чество отпущенной жидкости.

Фильтр служит для очистки от механических примесей жидкости, поступающей в колонку.

Раздаточный рукав предназначается для перекачки жидкости и со­единения колонки с раздаточным краном. В раздаточных колонках используются резино-тканевые бензостоикие рукава диаметром 25 мм на давление 0,4 МПа.

Раздаточный кран служит для быстрого отсечения струи горюче­го при достижении предельного уровня его в баке автомашины, что­бы тем самым предотвратить перелив и связанные с этим потери.

7. Мероприятия по охране окружающей среды. Оборудование для очистки резервуаров, грунта.

 

7.1. Мероприятия по охране окружающей среды.

Экологические требования к проектированию объектов сбора, подготовки и транспорта нефти и газа обоснованы действующим законодательством России.

Реализация и финансирование природоохранных мероприятий предусмотренных действующими нормативными документами, в обя­зательном порядке учитываются в проектах строительства объектов системы транспорта нефти и газа.

В отличие от линейной части трубопровода, воздействие источников загрязнения окружающей среды при строительстве нефтегазовых объектов сконцентрировано на относительно небольшой территории. Интенсивность и продолжительность воздействия определяется объе­мом строительно-монтажных работ.

Источниками комплексного воздействия на окружающую среду яв­ляются строительство и эксплуатация:

· технологических и вспомогательных нефтегазовых объектов; постоянных подъездных дорог к объектам;

· временных дорог;

· временного жилпоселка строителей;

· временной производственной базы и складского, хозяйства;

· временного водоснабжения и канализации, теплоснабжения, электроснабжения и т. д.

 

Для сведения к минимуму вредного воздействия на окружающую природную среду в период строительства и эксплуатации нефтегазо­вых объектов предусматриваются следующие мероприятия:

· рациональное размещение зданий, сооружений и открытых площадок с оборудованием при проектировании, обеспечивающее минимальный отвод земель, в постоянное пользование;

· организация временных производственных баз, стоянок автомобилей, строительной техники, поселка строителей и других временных объектов строительства в соответствии с требованиями охраны окружающей природной среды;

· жесткий контроль за работой автотранспорта и строительной техники в период строительства с целью снижения выброса в атмосферу загрязняющих веществ с выхлопными газами;

· использование новейших технических решений и современного оборудования для оснащения вновь проектируемых нефтегазовых объектов, позволяющих максимально снизить отрицательное воздействие на окружающую среду.

В период строительства и эксплуатации организуется природоохранный мониторинг, проведение которого позволяет:

· определить объем строительных нарушений окружающей среды;

· оценить эффективность проведенных в период строительства природоохранных мероприятий;

· проанализировать состояние природных систем, а также тенден­ции изменений нарушенных участков на перспективу.

Предусматриваются следующие основные требования к системе экологического мониторинга:

· система мониторинга функционирует, начиная с момента нача­ла проектирования до окончания эксплуатации;

· необходим выбор наиболее эффективных методов мониторин­га, дающих наибольшие результаты при наименьших затратах;

· результаты мониторинга поступают к потребителям информации, способным принимать решения о производстве работ по улучшению экологического состояния окружающей среды.

 

7.2 Очистка грунта.

Основные методы ликвидации нефтяных загрязнений почвы представлены в таблице ниже.


Методы Способ ликвидации Особенности применения Примечание
Механические Обваловка загрязнения, откачка нефти в емкости Первичные мероприятия при крупных разливах при наличии соответствующей техники и резервуаров Проблема очистки поч­вы при просачивании нефти в грунт не решается
Засыпка загрязненных участков грунтом, сорбентом При незначительном проливе нефти Проблема очистки почвы не решается
Замена почвы Вывоз почвы на свалку для естественного разложения  
Физико- химические Сжигание Экстренная мера при угрозе прорыва нефти в водные источники. В зависимости от типа нефти и нефтепродукта уничтожается от 1/3 до 2/3 разлива, остальная часть просачивается в почву. Из-за недостаточно высокой температуры сгорания в атмосферу попадают продукты возгонки и неполного окисления нефти. Землю после сжигания необходимо вывозить на свалку ежегодно вы­возится более 70 тыс. т «горелой земли»
Очистка ферромагнитными жидкостями Придание нефтепродуктам магнитных свойств при смеши­вании с ферромагнитными жидкостями для последующего удаления с помощью магнитных устройств  
Предотвращение возгорания При разливе легковоспламеняющихся продуктов в цехах, жилых квартирах, на автомагистралях, где возгорание опас­нее загрязнения почвы. Изолируют разлив сверху противо­пожарными пенами или засыпают сорбентами.  
Промывка почвы Проводится в промывных барабанах с применением ПАВ. Промывные воды отстаиваются в гидроиэолированных пру­дах или емкостях, где впоследствии проводится их разделе­ние и очистка  
Дренирование почвы Разновидность промывки почвы на месте с помощью дре­нажных систем. Может сочетаться с биологическими мето­дами с использованием нефтеразлагающих бактерий.  
Продувка почвы воздухом Закачка воздуха в интервалы ниже уровня загрязнения через специальные скважины для удаления летучих углеводородов  
Экстракция растворителями Обычно проводится в промывных барабанах летучими рас­творителями с последующей отгонкой их остатков паром.  
Сорбция Разливы на сравнительно твердой поверхности (асфальт, бе­тон, утрамбованный грунт) засыпают сорбентами для погло­щения нефтепродуктов и снижения пожароопасности при разливе легковоспламеняющихся продуктов  
Термическая десорбция Проводится редко при наличии соответствующего обору­дования, позволяет получать полезные продукты вплоть до мазутных фракций.  
Биологические Биоремедиация Применяют нефтеразлагающие бактерии, необходима за­пашка культуры в почву, периодические подкормки раство­рами удобрений Ограничения по глубине обработки, температуре почвы (выше 15° С), Процесс зани­мает 2 - 3 сезона
Фиторемедиация Устранение остатков нефти путем высева нефтестойких трав (клевер ползучий, щавель, осока и др.), активизирующих почвенную микрофлору. Является окончательной стадией рекультивации загрязненных почв  

7.3 Зачистка резервуаров.

Для зачистки и извлечения твердых осадков допускается применять деревянные лопаты, неметаллические щетки, метлы.

При входе в резервуар для кратковременного пребывания рабочие Ьогут использовать фильтрующие противогазы соответствующих марок, защищающие от паров и газов, содержащихся в резервуаре. При необходимости же длительного пребывания в резервуаре (например, при зачистке, промывке и т. п.) рабочие должны надевать изолирующие (шланговые) противогазы. Такой противогаз полностью изолирует дыхательные органы человека от окружающей атмосферы и дает возможность дышать свежим воздухом, поступающим по шлангу.

Работы внутри резервуара должны производиться в спецодежде и в обуви без гвоздей. Поверх спецодежды надевается специальный спасательный пояс с сигнальной веревкой. Во время пребывания рабочего в резервуаре наружный конец сигнальной веревки держит в руках другой рабочий, неотлучно находящийся снаружи у резервуара. На обязанности этого рабочего лежит следить за самочувствием работающего в резервуаре и оказывать ему немедленную помощь в несчастных случаях. Рабочий, находящийся снаружи, также наблюдает за тем, чтобы конец шланга от изолирующего противогаза находился все время в зоне чистого воздуха, чтобы шланг не перекручивался и не перегибался, т.к. это может вызвать прекращение поступления воздуха к противогазу.

Ремонтные работы после зачистки резервуаров допускаются только после анализа воздуха и отсутствия внутри резервуаров взрыво- и пожароопасных смесей паров нефтепродуктов с воздухом. К ремонтным работам можно приступать после получения разрешения руководства и после уведомления местной пожарной охраны.

В зачистку резервуаров входят мероприятия по разрушению и удалению твердых отложений (пульпы); удалению паров нефтепродуктов; экспрессный метод анализа воздуха после зачистки резервуаров.

Очень ответственной задачей является исследование воздушной среды внутри резервуаров после зачистки для возможности огневых работ (сварка, клепка и т. п.). Применяя аспирацию или другой способ, берут многократные пробы воздуха из разных уровней внутри резервуара и в лаборатории определяют наличие или отсутствие взрывоопасной смеси. Для огневых работ внутри резервуаров необходимо иметь полную уверенность в отсутствии взрывоопасных концентраций паров и газов внутри резервуара. В силу указанных причин большой интереспредставляют экспрессные методы определения взрывоопасной смеси внутри резервуаров.

Для очистки резервуаров наиболее распространенное и эффективное применение находят химические растворители.

 

Список литературы

1) Нефтебазы и АЗС: Учебное пособие/ А. А. Коршак, Г. Е. Короб­ков, Е. М. Муфтахов. — Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2006. — 416 с.

2) Кудинов В.И., Основы нефтегазопромыслового дела. — Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований; Удмуртский университет. 2005, 720 с.

3) Нефтегазовое строительство: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент орг.» специализация «Менеджмент в отраслях нефтегазового комплекса»/ [Беляева В. Я. и др. Под общ. ред. проф. И.И. Мазура и проф. В.Д. Шапиро]. — М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2005. — 774 с: ил.

4) Бородавкин П.П., Березин В.Л. Сооружение магистральных трубопроводов: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Недра, 1987. — 471 с.

5) Арзунян А. С, Афанасьев В. А., Прохоров А. Д. Сооружение нефтегазохранилищ: Учебник для техникумов. М.: Недра, 1986.—335 с.

6) Проектирование и эксплуатация насосных и компрессор­ных станций: Учебник для вузов / А. М. Шаммазов, В. Н. Алексан­дров, А. И. Гольянов и др.— М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 2003.—404 с.

7) Хранение нефти и нефтепродуктов: Учебное пособие/ В.Н. Антипьев, Г.В. Бахмат, Г.Г. Васильев и др.; Под общей ред. Ю.Д. Земенкова.—М.: ФГУП Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2003.—560 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.