КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Постановка проблемы сознания в философии
ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Бердяев Н. Человек и машина / Н. Бердяев // Вопросы философии. 1989. № 2. 2. Веркмайстер В. Исторический спектр теории ценностей. Т.1. / В. Веркмайстер. М., 2003. 3. Каган М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. СПб., 1997. 4. Кант И. Лекции по этике / И. Кант. М.: Республика, 2000. 5. Леонтьев Д.А. Ценности общества и ценности личности / Д.А. Леонтьев. М., 2005. 6. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т.3. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: изд-во полит. лит-ры, 1965. 7. Мишлен Тизон-Браун. Завещание гуманиста / Мишлен Тизон-Браун // Звезда. 2001. № 12. 8. Ницше Ф. К генеалогии морали / Ф. Ницше // Соч.: в 2 т. Т.2. М., 1990. 9. Огурцов А.П. Аксиологические модели в философии науки / А.П. Огурцов // Философские исследования. 1995. № 1. 10. Проблема ценности в философии. М., 1966. 11. Шохин В.К. Классическая философия ценностей: предистория, проблемы, результаты / В.К. Шохин // Альфа и Омега. 1998. № 18(3). 12. Хайдеггер М. Европейский нигилизм / М. Хайдеггер // Время и бытие. М., 1993. 13. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме / М. Хайдеггер // Время и бытие. М., 1993. 14. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М., 1991. 15. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире / Н.С. Розов. Новосибирск, 1998. 16. Соловьев Вл. Оправдание добра / Вл. Соловьев. СПб., 2006. 17. Назаретян А.П. Каьастрофы и нравственность / А.П. Назаретян // Общественные науки и современность. 1992. № 1. 18. Фрейд З. Будущее одной иллюзии / З. Фрейд // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. 19. Фромм Э. Психоанализ и религия / Э. Фромм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. 20. Борзенко И.М. Человечность человека. Основы современного гуманизма: учеб. пособие для вузов / И.М. Борзенко, В.А. Кувакин, А.А. Кудишина. М., 2009. 21. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. М., 1989. 22. Леви-Стросс П. Три вида гуманизма / П. Леви-Стросс. М., 1994. 23. Ценностные ориентации в гуманитарном познании. К., 1989. 24. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. СПб., 1999. 25. Печчеи А. Человеческие качества / А. Печчеи. М., 1980. 26. Тугаринов В.П. Доклад на симпозиуме по проблеме ценностей / В.П. Тугаринов // Философские науки. 1996. № 2.
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека Понимание природы сознания предполагает широкий спектр вопросов, который становится предметом Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, Таким образом, если исходить из понимания человеческой реальности как целого, то вторичность человеческого сознания по отношению к человеческому бытию выступает как вторичность элемента по отношению к объемлющей его и включающей его в себя системе. Разрабатываемые сознанием идеальные планы деятельности, его программы и проекты предшествуют деятельности, но их осуществление обнажает новые "незапрограммированные" слои реальности, открывает новую фактуру бытия, которая выходит за пределы исходных установок сознания. В этом Если учитывать эту предпосылку, то сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает С сознанием в широком смысле слова, конечно, следует связывать и представление о самосознании. Развитие сложных форм самосознания происходит на достаточно поздних этапах истории человеческого сознания, где самосознание приобретает известную самостоятельность. Однако понять его происхождение можно только на основе рассмотрения сознания в целом. Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями. Уже в глубокой древности люди задумывались над таинством происходящих вокруг изменений, над своим Средневековая философия, "служанкой религии", перевела вопрос о сознании в другую плоскость, связав его с пониманием Бога как надмирового начала существующего вечно и сотворившего мир, в том числе и человека с его душой из ничего. Разум человека - это частичка, "искорка" божественного разума и хотя он обладает активностью - самопознанием и самоанализом, эта работа сознания направлена на познание Всевышнего и общение с ним. Представление о сознании расширилось в Новое время. Декарт, отождествляя сознание с мышлением, полагал его Немецкая классическая философия в лице Гегеля рассматривала индивидуальное сознание как одну из конечных форм абсолютной идеи, на основе которой все разворачивается. Сознание понималось как активное обусловленное исторически начало. Такие философы как Бюхнер и Молешот рассматривали сознание с позиций вульгарного материализма, в соответствии с которым оно признавалось как сугубо материальный процесс, а его содержание связывалось с химическим составом продуктов питания человека. Марксистская философия считает сознание "инобытием" материального. Оно переводит материальное путем отражения в идеальные формы, существующие по законам логики и психологии, например, воображение. В то же время это идеальное невозможно без материального (человек, общество) и неотделимо от мозга и языка. Вне человека, например в компьютере, моделирующем процесс мышления, его нет. Некоторые философские системы считают, что сознанию вообще невозможно дать строго определения или рассматривают его как непостижимое чудо. Материалистический подход к пониманию сознания характеризуется стремлением объяснить появление сознания из самой материи, отрицая при этом сверхприродное, вневременное и нематериальное его происхождение. И хотя Современная наука утверждает: сознание является процессом работы человеческого мозга, выступает как
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |