Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологическая сущность толпы




Зарождение и оформление теории о психологии толпы в России в основном происходило в рамках коллективной рефлексологии. Представители ее, к сожалению, механически рассматривали данное социально-психологическое явление.

В 1876 г. В.Х.Кандинский провел анализ явлений конформизма и психического индуцирования массовых экстатических состояний.

В 1893 г. А.А.Токарский в докладе «Психические эпидемии» трактовал их как формы массового коллективного поведения. К ним он отнес народные волнения, религиозные движения и явления паники.

С. С. Корсаков писал о психических эпидемиях в связи с анализом индуцированного помешательства и отмечал близость этих явлений.

В 1897 г. В.М.Бехтерев произвел дифференциацию тех форм общения, которые характерны для коллективных, массовых его проявлений в виде психических «эпидемий».

В годы первой русской революции для юристов царской России стал актуальным вопрос о массовых преступлениях. Предметом исследования Д. Д. Безсонова была психология толпы. В ее характеристику он ввел понятия пассивности и активности: «С психологической стороны должно различать толпу пассивную (выжидающую) и толпу активную (действующую)».

В 20-х гг. XX в. В. А. Артемов подметил, что психология различных общностей несходна. В частности, по его наблюдению, неорганизованная толпа и организованная демонстрация могут состоять из одних и тех же людей, но поведение их будет различным, поскольку природа данных общностей неодинакова.

Проблема толпы довольно долго рассматривалась в русле традиционной теории «внеколлективного поведения» (Ю.А. Шерковин, Г.М.Андреева, А.В.Серегин) и массовых эксцессов. Что касается истории исследования групповых эксцессов, то она сравнительно коротка. Начало ее связано с работой Г.А.Туманова (1974), В.А.Ильин, А.И.Китов, А.В.Серегин, И.В.Каретников, А.Д.Сафронов и др.

Групповой эксцесс включает в себя массовые беспорядки, групповое хулиганство, как правило, межгрупповые драки и групповое неповиновение (групповой отказ от приема пищи, выхода из помещения, на работу следования по маршруту). Но, учитывая массовидный характер эксцессов, их следует именовать не групповыми, а массовыми.

По определению, сделанному Л. Н. Войтоловским, главная характеристика толпы — однородность чувств людей. Поэтому в понятие «толпы» он включает неорганизованные скопления народа и такие большие группы, как классы, касты, трудовые коллективы-артели. Основная идея автора состоит в том, что в толпе происходит концентрация энергии, которая наполняет каждого, кто действует в толпе, и дает ему осознание особого всемогущества и заряд творчества. Этим автор объяснял и случаи исцеления больных во время религиозных шествий верующих за «чудотворными иконами».

Законы действия масс — это прежде всего законы эмоциональности.

В западной психологической и специальной литературе имеется множество публикаций, посвященных проблеме толпы. История исследования данного феномена имеет глубокие корни. Ее начало связано с работами Г. Тарда. В ее изучение внес лепту и 3. Фрейд. Его работа «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921) освещает проблему «бессознательного» в условиях толпы.

В словаре русского языка С. И. Ожегова (1978) толпа кратко толкуется как скопление людей, сборище. Если определять толпу с социально-психологических позиций, то можно сказать следующее.

Толпа — это контактная, неорганизованная общность, характеризующаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующая эмоционально и относительно единодушно.

Она оказывает сильное психологическое давление на индивидов. В ней, в условиях анонимности, происходит растворение индивидуальной ответственности ее членов.

Выделяют такие социально-психологические особенности толпы, как повышение групповой внушаемости и снижение эффективности действия механизмов контрвнушения, повышение эмоциональности восприятия действительности, подавление чувства ответственности за собственные поступки, появление чувства силы и осознания анонимности.

В различных условиях могут складываться неодинаковые общности, характеризуемые как толпа, а их поведение может принимать разнообразную направленность. Это и болельщики на стадионе, и пассажиры пригородного транспорта, столпившиеся на вокзале или платформе, и посетители парков, выставок, зрелищных учреждений, участники похоронных процессий, свадеб, митингов, демонстраций и массовых беспорядков.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.