Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономика культуры и ее социальное значение

Социокультурного сервиса

Организация досуга как часть экономического производства и сегмент

Место хозяйственно-экономической деятельности в культуре современного типа. Приведенное выше научное понимание культуры раскрывает ее как действующий в истории огромный механизм, воспроизводящий способ жизнедеятельности конкретного народа в его развитии. Данный механизм функционирует спонтанно благодаря активности многих поколений людей. Действие этого механизма наглядно демонстрируется на примере динамики языка народа, его религиозных верований, нравственности и др.

Возникает вопрос, какое место занимает экономика в функционировании такого сложного и масштабного механизма, который вмещает в себя не только хозяйственную практику, но и другие крупные составляющие общественной политики (политическую сферу, право, искусство, религиюидр.). Действительно, целостная культура народа воссоздается исторически, т.е. посредством жизнедеятельности его разных поколений. В этом случае в рамках культуры экономика занимает вполне определенное место наряду с политикой, религией, искусством и др., что схематично отражено на рис. 3.1. На этом рисунке представлена схема построения культуры как системы, состоящей из разных сфер деятельности и повседневных отношений.

Вместе с тем в любой культуре всегда немало механизмов которые, девствуя спонтанно, одновременно нуждаются в организационно-административном, правовом регулировании, а также в материальной поддержке специализированных институтов и общественных структур. Как было показано, подобная поддержка осуществляется различными способами: во-первых, через социальную и культурную политику органов власти, во-вторых, через активность общественных организаций, спонсоров, меценатов; в-третьих, путем включения социокультурных механизмов в рыночные отношения.

Любое современное общество заключает в себе интегрированную социокультурную сферу, которая в свою очередь состоит из:

» пространства порождения культурных ценностей в системе образования, науки, искусства;

«производства товаров культурного назначения;

* деятельности по распространению культурной информации;

 

В современной экономике формируется обширная область производства, связанная с функционированием и обслуживанием указанных выше сфер и сегмен­тов культуры — повседневных отношений людей, их досуговых заня­тий, системы образования, искусства, информации. Условно эту область так и обозначают — экономика культуры. Но следует помнить, что в этом случае речь идет не о всей масштабной культуре, выступающей историческим механизмом жизнедеятельности народа, а лишь о воспро­изводстве некоторых ее областей и сегментов в системе экономического производства. Все эти области и сегменты приобретают огромное зна­чение в национальной экономике и одновременно стимулируют воспро­изводство национальной культуры по ряду направлений, поддерживая тем самым ее целостное развитие в оперативном режиме.

Таким образом, можно видеть, что назначение той части экономики, которая связана с культурой, досугом, информационными потоками, сво­дится к реализации функций, нацеленных на:

* поддержание социальных связей и взаимодействий;

* потребности человека в рекреации и самореализации, преимуще­ственно в свободное время;

* духовное развитие (эстетическое, нравственное, религиозное, ин­теллектуальное и др.) как всего общества, так и разных социальных групп, конкретных граждан.

В разных странах существуют многообразные и неодинаковые струк­турные звенья, из которых формируется культурно-досуговая сфера как часть экономики. Чаще всего в нее включены предприятия, выпускаю­щие товары культурного назначения, учреждения культуры и организа­ции, предоставляющие досуговые услуги, фирмы, создающие и трансли­рующие кино-, теле-, радиопродукцию, а также туристские организации, развлекательные центры и т.п.

Экономика и рыночные отношения способны выполнить немало кон­структивных функций по отношению к развитию культуры и досуга. Так, в условиях рынка отрабатываются и удовлетворяются более многообраз­ные и дифференцированные досуговые потребности, внедряется новая техника, развиваются более эффективные технологии социального и куль­турного обслуживания и др.

Вместе с тем рыночные отношения в сфере культуры и досуга име­ют свою специфику, так как они одновременно конфликтуют с сущнос­тью культурного развития. Среди этих конфликтных аспектов есть те, которые связаны с воспитанием новых поколений, с духовным развитием личности, с творческой деятельностью в искусстве, с досугом, с долго­срочными целями и познавательными задачами всего общества. Напри­мер, основные издержки рынка по отношению к воспитанию молодежи, искусству, досугу заключаются в его нацеленности прежде всего на при­быль, игнорировании сущности культурного развития человека, художе­ственного творчества, национальной культуры как единого целого.

Рынок во многом остается антидемократичным, порождая соци­альную несправедливость, антидуховность, частично нейтрализуемые государством, общественными инициативами (благотворительностью, самодеятельным творчеством и др.). Поэтому сфера культуры и досуга весьма специфическая область экономической практики, требующая особого внимания, сглаживания противоречий, которые порождаются ее чрезмерной коммерциализацией.

В течение XX в. экономизация и коммерциализация сферы культу­ры возрастала во многих странах, что потребовало от общества новых политико-хозяйственных стратегий по отношению к ее развитию. В мире существуют как сходные приемы культурной политики, позволяющие сфере культуры и досуга успешно развиваться в рыночных отношениях (наличие законодательства о культуре и досуге, бюджетное финансиро­вание, налоговые льготы и др.), так и особые традиции, механизмы, сни­жающие издержки коммерциализации культуры.

Элементы экономики культуры и их место в современной хозяйственной практике. В современной хозяйственной практике эконо­мика культуры захватывает разные сектора1. Первичный сектор совре­менной экономики состоит из сельскохозяйственного производства, до­бычи биоресурсов и др. Вторичный сектор связан с промышленным производством во всех своих разновидностях, включая и производство товаров культурного назначения. Третичный сектор является по существу сферой услуг, в рамках которой реализуются и социокультурные услуги. В последние десятилетия исследователи выделяют четвертичный сектор (информационные, телекоммуникационные услуги) и пятеричный сек­тор (услуги, связанные с высокоинтеллектуальным трудом - художе­ственно-творческим и научно-техническим). Схематичное положение экономики культуры в хозяйственной практике представлено на рис.3.2.

Из схемы видно, что производство товаров культурного назначения и досуговых услуг расположено в разных секторах. Культурное произ­водство и социокультурные услуги, выступая единицами экономики, имеют общую направленность и содержательную цель. Вместе с тем они располагаются в разных секторах экономической практики.

Выпуск товаров и продукции культурного назначения (книгоизда­тельская деятельность, производство сувениров, туристского снаряже­ния, техники для киносъемки и т.п.) относится к сфере промышленного производства, где перерабатываются ресурсы и создаются товары (вто­ричный сектор экономики). Звенья культуры, связанные с кулыурно-досутовым обслуживанием, относятся к сфере услуг, точнее, услуг социокультурного, досугового типа, т.е. к третичному сектору. Информацион­ные и телекоммуникационные услуги формируют четвертичный сектор. Наконец, пятеричный сектор состоит из тех научных и художественно-творческих результатов, которые составляют наиболее продуктивные и уникальные элементы экономики культуры, формируя интеллектуаль­ные и духовные ценности национального масштаба.

Сущность социокультурных и досуговых услуг. Социокультурные услуги порождаются общественными и индивидуальными потребно-

стями, которые связаны с коллективной природой человека, его взаимо­действием с другими людьми, культурными запросами всего общества. Перечень социокультурных услуг современного типа исключительно многообразен. К услугам социальной направленности относят те, кото­рые позволяют каждому человеку развиваться как гражданину, члену современного общества, субъекту социальных отношений. В качестве социальных услуг выступают торговые, транспортные, юридические, информационные услуги, услуги общественного питания, гостеприим­ства и размещения, а также услуги связи, рекреации и медицинского обслуживания, физической культуры, услуги государственного обслу­живания, информационно-рекламные услуги. К культурным услугам относят те, которые приобретают развивающий, образовательный и творческий характер, заключают в себе содержатель­но-духовный потенциал. Такими услугами являются услуги воспитания, образования, индивидуального развития, услуги в сфере культуры и ис­кусства, паломничества, модельного и шоу-бизнеса и т.п. Множество ви­дов услуг имеют двойственную природу — их можно назвать социокуль­турными, например, основные виды туристских услуг, рекреационно-оздоровительные услуги и др. Наконец, значительное число социокультурных услуг развивается преимущественно в сфере рекреации и досуга.

Чтобы глубже уяснить сущность услуг в сфере социальных отноше­ний, культуры и досуга, назовем общие характеристики любого вида сервисной деятельности, отметив отличительный характер социокуль­турного и досугового сервиса. Перечислим признаки услуг, которые со­общают любой сервисной деятельности как экономическому явлению специфический характер.

» Оказываемые услуги носят неосязаемый, невещный характер, хотя для производства услуг, как правило, необходимы материальные ресур­сы, вещества, техника, специальное оборудование.

* Услуги не существуют до начала их предоставления; их нельзя хранить и складировать. Производство услуг проходит одновременно с их потреблением.

* Потребитель нередко участвует в оказании услуги. Однако гене­рация услуг возможна без присутствия потребителя; потребитель мо­жет появиться на определенном этапе оказания услуги, но он обязатель­но должен появиться, так как без него услуга не приобретет своего за­вершающего характера.

* Потребитель услуг не может становиться их собственником. Но это правило не распространяется на вещи, относительно которых ока­зывается услуга (например, отремонтированный утюг, сшитый костюм).

* Оказание услуг — это деятельность, поэтому услуги не могут быть протестированы и оценены прежде, чем покупатель их оплатит.

* Конкретная услуга представляет собой конкретную потребитель­скую стоимость лишь в определенное время на данном направлении, что резко ограничивает возможности ее замещения на рынке. Спрос на услуги характеризуется значительными колебаниями.

Вместе с тем труд, связанный с услугами, приобретает свою рыноч­ную цену. Точно высчитать рыночную цену сервисной деятельности нелегко, но в хозяйственной практике фирм и трудовых коллективов, а

также в рамках современной национальной экономики эта процедура выполняется довольно эффективно.

Услуги социокультурного и досугового плана имеют свои специфи­ческие особенности: они возможны лишь при наличии у населения сво­бодного времени, соответствующих запросов и финансовых возможно­стей. Оказывающий их работник имеет дело прежде всего с человеком, который ставит рекреационные цели, желает обогатить внутренний мир, развлечься. Чем бы ни был занят отдыхающий, он намерен улучшить свое физическое и душевное состояние, внутренний мир и внешний вид.

В целом человек готов и сам приложить усилия для того, чтобы его отдых оказался эффективным. Некоторые виды своего досуга он само­стоятельно организует в домашней обстановке, со знакомыми и т.п. Но досуг современного типа, как правило, более результативно развивает­ся в рамках общественного производства. При наличии определенного уровня платежеспособности и свободного времени человек предпочи­тает обращаться к услугам специалистов, чтобы добиться нужного рек­реационного эффекта — уравновешенного психологического насгроя, позитивных эмоций, телесного здоровья.

В ситуации выбора досугового занятия и сопутствующих услуг по­требитель становится особенно требовательным, придирчивым, порой капризным. Он желает за сравнительно короткий срок увидеть резуль­тат, например, восстановить здоровье, получить позитивные впечатле­ния, реализовать собственные предпочтения и т.п. Человек не только руководствуется своими запросами, состоянием, но и ориентируется на моду, учитывает ситуативные обстоятельства своей жизни, а также свои материально-финансовые возможности. Естественно, в этой ситуации интересы человека, его эмоции, ценностные ориентации задействованы в полной мере. Все это вынуждены учитывать организаторы досуга, ко­торые в свою очередь руководствуются принципами окупаемости рас­ходов и достижения прибыли. Сервисные функции организации досуга, конечно, остаются значимыми. Но в тех случаях, когда человек активно включен в досуговое занятие, погружен в свои переживания и эмоции, сервисные усилия организаторов должны работать на его рекреацион­ный эффект, оставаясь в тени.

Культурный продукт. Производство услуг все больше насыщается техникой; организация труда здесь во многом приобретает качества, сход­ные с трудом на промышленном производстве (специализация, разбие­ние труда на отдельные операции и т.п.). Некоторыми своими аспектами процесс обслуживания отдыхаюших сближается с индустриальным про­изводством, оставаясь предельно динамичным, сохраняющим обратную связь с потребителем. Производство и потребление досуговых услуг в большинстве случаев происходит в непосредственных контактах меж­ду обслуживающим персоналом и клиентами (заказчиками, отдыхаю­щими, зрителями, посетителями и т.п.).

В связи с высокой технической оснащенностью, технологичностью и тщательной проработкой всех аспектов сервисной деятельности во мно­гих сегментах индустрии досуга выработалось понимание культурных продуктов. Также как и сервисные продукты1, культурные продукты представляют собой результат труда множества специалистов. Поэтому в отличие от конкретной услуги культурный продукт имеет комплексный и технологически более сложный характер. Культурный продукт — завершенная единица культурно-досугового производства. Его состав­ные части, спроектированные и реализованные разными специалиста­ми в области культуры, досуга, менеджмента, образуют целостное един­ство, которое можно выносить на рынок, т.е. демонстрировать перед пуб­ликой, продавать как оригинал продукта, так и его копии.

Культурный продукт существует в вещественно-материальном и неве­щественном виде. Вещественные продукты — это книги, компакт-диски, кинофильмы, записанные телевизионные программы и т.п. Вещественные продукты можно копировать, продавая копии.

Невещественные продукты заключают в себе нематериальные уси­лия и духовно-ценностные аспекты деятельности творческих работни­ков. Это театральный спектакль, транслируемая вживую телепередача, а также система услуг, оказываемая работниками фитнес-клуба, ресто­рана, казино и т.п. Невещенственные продукты каждый раз должны воз­обновляться. Впрочем, в практике культурного обслуживания есть воз­можность копировать некоторые невещественные культурно-досуговые услуги. Например, посетитель музея знакомится с экспозицией, слушая не экскурсовода, а записанный текст.

Таким образом, в процессе экономического исследования, изучения организационно-управленческих аспектов досугового бизнеса ключе­выми единицами анализа служат такие понятия, как товары культурно­го назначения, культурно-досуговые услуги, культурные продукты.

Инфраструктура культуры и досуга. Для лучшего понимания структуры культурно-досуговой сферы как части экономики рассмот­рим инфраструктуру этой сферы. Под инфраструктурой культуры и досуга понимается комплекс отраслей, учреждений и организаций хо­зяйственной практики, которые создают условия их функционирования как экономической отрасли, обеспечивая ее существование. Выделим в этой инфраструктуре три самостоятельные единицы.

1. Производственный и сервисный комплексы тех отраслей хозяйства, которые обслуживают население в свободное время и создают условия для рекреации, индивидуального развития людей, их развлечений. В эту ин­фраструктуру входят сегменты, связанные с культурой, спортом, рекреа­ционными зонами, культурно-досуговым сервисом, туризмом.

Элементами культурно-досуговой инфраструктуры выступают:

* исторические центры, культурные памятники, мемориальные тер­ритории;

* отраслевые организации сферы культуры и искусства (учрежде­ния культуры —• библиотеки, кинотеатры, театры, музеи, выставочные залы, филармонии и др.);

* развивающие организации, обучающие фирмы;» городские зоны отдыха (парки, скверы, пляжи);

* рекреационные зоны вне города (национальные парки, санатории, курорты и др.);

* учреждения и фирмы, производящие услуги спортивно-оздорови­тельного, культурного и художественно-обучающего назначения (ста­дионы, фитнес-клубы, аквапарки, танцклассы);

* турфирмы и связанные с ними перевозки, система гостеприим­ства;

* тематические парки, игровые и культурно-досуговые центры;

* рестораны, кафе;

* модельный бизнес.

2. Производство и трансляция культурно-досуговой информации, а также товары культурно-досугового и информационно-художественно­го назначения:

* развлекательные телепрограммы, радиопередачи;» сеть Интернет;

* артпродукты (подготовка и запись на пленку разного рода шоу, телевизионных и радиопрограмм, музыкальные компакт-диски, аудио-и видеокассет, компьютерных игр); * редакционно-издательская деятельность (выпуск книг, журналов, газет);

* производство товаров и техники культурно-спортивного назначе­ния (спортивной одежды, сувениров, настольных игр, музыкальных ин­струментов, аудиовизуальной техники, сценического, светового, звуко­вого оборудования и др.).

3. Дороги, связь, транспорт.

4. Профессиональные кадры и учреждения по их подготовке.

Именно целостное построение и взаимосвязанное единство выде­ленных единиц делает возможным существование культурно-досуговой деятельности как общественно-экономического явления. В разных стра­нах и регионах одной страны культурно-досуговая инфраструктура различна по своему строению, полноте, имеет неодинаковый набор видов культурной деятельности и социальных услуг. Например, наиболее плот­ной данная инфраструктура оказывается в столицах, крупных городах, санаторно-курортных зонах, исторически сложившихся центрах, распо­лагающих культурными памятниками. Подобная неравномерность оп­ределяется, во-первых, историческими особенностями развития культур­но-досуговой сферы, а также разными геоклиматическими зонами, удоб­ными или неудобными для отдыха, которые характерны для разных стран или для разных территорий внутри одной страны.

Близок к досуговой инфраструктуре феномен индустрии досуга и различных ее компонентов (индустрии туризма, перевозок, гостепри­имства, питания, развлечений и др.). В отличие от термина «инфраструк­тура» понятие «индустрия» акцентирует внимание на индустриально-технической, технологической и предпринимательской сущности досуговой деятельности. Индустрия досуга понимается прежде всего как бизнес в сфере досугового сервиса, как производство продуктов и услуг на современной технической базе, с использованием технологий и спо­собов индустриального труда. Важнейшие составляющие индустрии досуга:

* индустрия товаров культурного назначения;

* индустрия туризма (а также питания, размещения, перевозок);» индустрия развлечений;

» индустрия аудио- и видеопродукции (радио-, теле-, кинопродук­ции, печати).

Рассмотрим более подробно индустрию развлечений. Как было ска­зано, развлекательные виды досуга используют искусство, которое свя­зано с ярким зрелищем, насыщено юмором, позитивными эмоциями.

Это также занятия, которые доставляют людям удовольствие, создают праздничное настроение. К индустрии развлечений относятся следую­щие виды культурной продукции, бизнеса и досуговых услуг:

* газеты, журналы, книги развлекательного содержания;

* киноиндустрия и производство видеопродукции (создание фильмов, радио- и телепрограмм, видеорекламы и др.);

* сеть кинопроката, телеканалы, радиостанции;

* музыкальная индустрия, производящая и продающая соответствую­щую музыкальную продукцию — компакт-диски, компакт-кассеты и др.;

* артбизнес (галереи, выставочные залы);

* организация концертов, туров и т.п. (шоу-бизнес);» игровой и игорный бизнес;

* театры, концертные организации, цирки;

* досуговые центры, клубы, развлекательные комплексы, дискотеки;

* модельный бизнес, конкурсы красоты и др.;

* парки (зоопарки, аквапарки, тематические, развлекательные пар­ки, экопарки и др.);

* сеть общественного питания (кафе, рестораны).

Если говорить об отрасли экономики культуры в целом, то она скла­дывается на стыке хозяйственной (производство товаров и производство услуг), социальной, культурно-художественной сферы, а также сферы рек­реации, спортивно-оздоровительной и досуговой деятельности. В нее так­же включены часть материально-городской и ландшафтно-природной сре­ды, а также территории, имеющие рекреационный характер.

Культурно-досуговый сервис опосредован индустриальным произ­водством, что позволяет говорить об индустрии организованного досу­га. Этот вывод относится к туризму, массовым развлечениям, услугам оздоровительной практики и др. Здесь производство досугового серви­са опирается на современную технику, эффективные технологии орга­низации труда промышленного типа, создающие возможности обслу­живать тысячи и миллионы потребителей за относительно короткий период времени (например, летний сезон).

И существенно-правовые формы организации культурного про­изводства и культурно-досуговых услуг. В производстве культурных продуктов и в сферах социокультурного, информационного и досугово­го сервиса имущественно-правовые формы организации досуга весьма разнообразны благодаря множеству типов общественных корпоратив­но-групповых и индивидуальных потребностей. В любом обществе име­ются культурные интересы и досуговые потребности: * всего общества в целом;

* региональных и муниципальных сообществ внутри страны;

* культурно-этнических, религиозных сообществ, а также любитель­ских объединений, общественных организаций;

* коммерческих структур (фирм, организаций, корпораций и др.) культурно-досугового назначения, вкладывающих свой капитал в ука­занные сферы деятельности как в бизнес;

* разных слоев и социальных групп населения (работников веду­щих отраслей, крупных предприятий, представителей основных соци­ально-демографических групп);

* работников сферы искусства и досуга (авторов и исполнителей, пер­сонала конкретных учреждений культуры и сервисных фирм).

В разных странах отношения собственности в сфере культуры стро­ятся на основе общественной значимости тех или иных культурных цен­ностей. По общественной значимости выделяются следующие крупные группы культурных ценностей:

* воплощенные в прошлой культуре (народное искусство, фольк­лор, нравственные нормы и т.п.), в произведениях профессионального искусства, представляющие культурное наследие общества. Строго го­воря, этот общенациональный уровень культурных ценностей принад­лежит всему обществу, выступая источником духовного обогащения исторических поколений. Из этого наследия современная культурно-досуговая деятельность использует темы, образы, духовные ценности. Нередко наследие нуждается в правовой защите государства, но специ­альных правовых гарантий бережного отношения к нему обычно не вы­рабатывается;

* тяготеющие к государственным и общественным формам собствен­ности. Будучи общенационально значимыми, они не всегда имеют ком­мерчески выгодный характер. Но они помогают культурному развитию личности, транслируют молодым поколениям ценности национальной куль­туры, в силу чего обеспечивают гарантированные нормы общественного потребления культурных услуг всем слоям населения, в частности, детям, подросткам и другим социально незащищенным группам;

* являющиеся объектами негосударственной частной (акционерной, паевой, долевой) собственности коммерческого типа, так как выходят за пределы гарантированных культурных стандартов, могут быть предостав­лены на коммерческий основе, в процессе как индивидуального, так и массового потребления. Способны интегрироваться в безубыточные виды культурно-досугового производства;

* привлекательные и ценные для отдельных культурных или обще­ственно-политических групп населения, конкретных граждан. Культур­ные ценности такого рода значимы для отдельных этносов, религиоз­ных сообществ, общественных структур. Они выступают объектами частной общественной собственности некоммерческого типа или част­но-индивидуальной собственности (статьи законодательства, обеспе­чивающие авторское право и право наследников автора, право граждан на материальные объекты культуры — предметы личных коллекций и т.п.).

Вместе с тем все виды собственности в сфере культуры способны интегрироваться друг с другом, образуя смешанные типы наиболее час­то в электронных, печатных средствах массовой информации, шоу-биз­несе и т.п. Весьма многообразные виды смешанной собственности фор­мируются в тех сегментах досуга, где, с одной стороны, действуют част­ные инвесторы, предприниматели, коммерческие фирмы, с другой — творческий труд авторов, исполнителей. (Подробнее об этом будет сказано в гл. 4.) Бизнес-производители культурного продукта — коммерческие структуры и фирмы стремятся закрепить на него свое правообладание. Как было указано, сравнительно легче использовать имущественные пра­ва на материально-вещные культурные продукты: компакт-диски и видео­кассеты, книжную продукцию, аудио- и видеотехнику, газетную инфор­мацию и т.п. Но даже в случае владения материальной продукцией по­рой трудно ее защитить.

Еще сложнее с созданием сервисных услуг, где доминирует невеще­ственная компонента, а также в производстве культурных продуктов, где вещественные и невещественные аспекты перемешаны. Так, в мировой практике шоу-бизнеса продукт делается отнюдь не вокруг артиста-звезды. Чаще начинающий исполнитель создается опытными менеджерами-орга­низаторами под определенный продукт. Поэтому для них звезда-исполни­тель обычно приобретает все признаки «живого товара», в создание ко­торого они вложили огромные средства и который должен их отрабаты­вать. В этой ситуации возможны различные конфликтные коллизии.

Вместе с тем творческий работник сферы искусства и досуга обла­дает правом свободно распоряжается результатами своей интеллекту­ально-художественной деятельности в соответствии с принципами ав­торского права. Существует ряд международных договоров (Всемирная конвенция об авторском праве, Конвенция об охране интересов произ­водителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, и др.), регулирующих отношения в сфере культурного производства и досугового бизнеса. Эти договоры содержат определен­ный объем международных стандартов, позволяющих на демократичес­кой и правовой основе регулировать отношения между авторами, ис­полнителями, с одной стороны, и производителями культурной продук­ции, организаторами досуга — с другой.

До 70-х годов XX в. правительства многих стран мира пытались жестко регулировать финансовые и имущественные отношения, связан­ные с производством культурной продукции СМИ. Но ряд сложных тен­денций в этой сфере заставил их перейти к политике дерегулирования.

В настоящее время транснациональные телекоммуникационные корпорации приватизированы по всему миру; зарубежные конкурен­ты проникли на прежде закрытые для них рынки. Дерегуляция инду­стрии культурной связи и СМИ стала сопровождаться сложным пе­реплетением взаимосвязанных альянсов и совместных культурных программ. В сфере передачи информации в цифровом виде, в том числе музыки, визуальных образов и текстов, начались рассчитан­ные на перспективу совместные действия телекоммуникационных компаний, компаний по производству компьютерного оборудования и программного обеспечения, компаний, владеющих средствами массовой информации, и телекомпаний. В данном случае это озна­чает появление подлинно глобального комплекса коммуникацион­ных, развлекательных и информационных корпораций. В этот комп­лекс входит группа примерно из 20-30 крупнейших многонациональ­ных корпораций, которые присутствуют почти на всех континентах. Значительная доля этих корпораций — из США.

В целом данный интернациональный комплекс, транслирующий информационно-культурную развлекательную продукцию в конкрет­ные страны, не вытеснил в них полностью местных конкурентов. Даже в своих собственных странах такие интернациональные груп­пы не способны противостоять присутствию зарубежных соперни­ков. Однако для всех очевидно, что в сфере производства массовой информации (новости, издание журналов и книг, производство те­лепрограмм, кинопроизводства и кинопрокат, продажа телефиль­мов, музыкальная звукозапись) эти транснациональные группы за­нимают доминирующее положение на рынке в своих секторах.

4. Основные тенденции развития досуга в условиях глобальных взаимодействий

Во второй половине XX в. обозначились проблемы развития куль-турно-досуговой деятельности как общественного и экономического яв­ления. Рассмотрим некоторые наиболее важные из них.

Формирование основных звеньев мировой культурно-досуговой инфраструктуры. Мировая культурно-досуговая инфраструктура начала складываться из отдельных ее звеньев в странах, расположенных на раз­ных континентах и активно участвующих в международном обмене куль­турными товарами и досуговым сервисом. В качестве важнейших компо­нентов глобальной инфраструктуры выступают беспрецедентные по мас­штабам охвата, интенсивности и скорости распространения продукции информационно-культурные коммуникации разных видов: телекоммуникаци­онные системы, кинопроизводство, радио- и музыкальная индустрия, ком­пьютерные сети. Именно эти звенья обеспечивают распространение по всему миру продукции массовой культуры, компьютерных игр, рекламы, культурно-художественной информации и образовательных материалов.

Следующее звено мировой инфраструктуры досуга — международ­ный туризм. Он включает в себя курортно-туристскую индустрию, ин­дустрию перевозок, размещения, питания, развлечений. В крупных го­родах мира иностранных туристов обслуживают работники музеев и культурных центров, специалисты курортно-санаторных зон, историчес­ких территорий, национальных парков. В распоряжении туристов тор­говая сеть, расположенная на месте пребывания, финансовое и инфор­мационное обслуживание.

С одной стороны, туристские потоки распространяются прежде все­го по территориям с благоприятным для отдыха климатом и экологи­чески чистой средой, а также с сетью исторических территорий и па­мятников. С другой — наблюдаются противоположные процессы: имен­но вокруг курортно-рекреационных территорий и зон отдыха создаются новые центры развлечений, тематические парки, проводят фестивали и другие мероприятия досугового характера, которые умножают числен­ность приезжающих туристов.

В середине XX в. важнейшие компоненты мировой инфраструкту­ры культуры и досуга были расположены в странах Западной Европы, Северной Америки, в Советском Союзе и ряде социалистических стран. Но на рубеже XX и XXI вв. картина меняется. Важнейшие части этой инфраструктуры оставались в Западной Европе, странах Средиземно­морья, США, но появились новые звенья в странах Центральной Аме­рики, в некоторых государствах Южной и Юго-Восточной Азии. Про­изводителями культурной продукции и центрами досуга выступают США, Франция, Германия, Великобритания. По ряду культурных про­изводств и использованию определенных каналов к этим странам стали примыкать некоторые государства и города, расположенные на других материках: Мексика, Бразилия, Гонконг (Китай), Бомбей (Индия).

Ныне страны Западной Европы и США продолжают оставаться ли­дерами приема зарубежных туристов, но их догоняют Мексика, Китай, Индия. Основная часть зарубежных путешественников живет в странах Запада (Европа, Северная Америка). Реже обращаются к зарубежному отдыху жители стран Африки, Ближнего Востока, Южной Азии. Все это свидетельствует о том, что расположение важнейших производств культурной продукции в разных странах, обращение к мировым кана­лам связи и культурной инфраструктуре жителей различных континен­тов имеет несбалансированную конфигурацию.

То или иное направление мировой инфраструктуры культуры и досуга складывается из ряда крупных предприятий обслуживания, средних и ма­лых фирм, предоставляющих соответствующие услуги. Все эти структур­ные звенья в совокупности способны обслуживать за единицу времени (неделя, месяц, год) не десятки и сотни клиентов, а тысячи и миллионы потребителей, охватывая, таким образом, массовые потоки отдыхающих.

Альтернативность культурно-досуговых видов деятельности и повышение качества обслуживания. В мировой практике развития культурно-досуговой деятельности широк диапазон рекреационных за­нятий и несовпадающих ценностно-содержательных направлений до­суга. Виды и формы обслуживания также постоянно умножаются и ста­новятся более разнообразными и качественными.

Наиболее динамичны и многообразны по формам проявления такие сегменты культурно-досуговой деятельности, как производство товаров культурного назначения, индустрия питания и развлечений, информа­ционно-культурные коммуникации. Они наиболее массовые по спросу, усредненные по содержанию, стандартные по формам обслуживания, что в итоге снижает их востребованность со стороны определенных групп потребителей. Представители бизнеса весьма чутко реагируют на малейшее снижение спроса на свою продукцию. Высокий уровень конкуренции заставляет их откликаться на запросы, которые отклоня­ются от массовых потребностей. Среди потребителей всегда находятся

группы, продвинутые запросы которых стимулируют появление новых видов досуга и обслуживания.

Таким образом, на рынке культурных продуктов и услуг постоянно сохраняется спрос как на стереотипные сервисные продукты, так и на досуг альтернативного плана. При распространении массовой культур­ной продукции существует множество культурных товаров, востребо­ванных небольшими и средними сегментами рынка. В условиях доми­нирования развлекательных целей досуга все же сохраняется его значи­тельный объем, направленный на развитие и обогащение внутреннего мира человека, на образование, расширение личного кругозора и т.п. С одной стороны, существуют массовые и опосредованные формы до­суга, но одновременно сохраняется стремление к групповым формам его проведения, когда доминируют коммуникации «здесь и теперь», «ли­цом к лицу». При распространении усредненной культурной продук­ции продолжает цениться богатое и многообразное содержание досуга, которое отдыхающие нередко находят в классическом или религиозном искусстве, в народных формах отдыха.

Подробнее рассмотрим тенденцию, связанную с высоким уровнем стандартизации товаров культурного назначения и досуговых услуг. Бе­зусловно, высокий уровень стандартизации делает отдых людей без­опасным, облегчает контроль за качеством обслуживания, снижает себе­стоимость товаров и услуг. Высокого качества и стандартизации обслужи­вания, как правило, требуют сами отдыхающие. Но это одновременно снижает активность самих отдыхающих, обесценивает новизну их впе­чатлений от досуга. Так, мировые стандарты обслуживания нередко ве­дут к унификации рекреационных состояний людей, к усредненным досуговым впечатлениям.

Распространенная ситуация с качественным, комфортным, предска­зуемым, но малоактивным и предсказуемым отдыхом устраивает дале­ко не всех, поэтому сохраняется высокий спрос на такие виды отдыха, которые позволяли бы, во-первых, добиться многообразия и новизны культурно-досуговых занятий, во-вторых, реализовать активный потен­циал самого отдыхаюшего. Отсюда появление новых видов отдыха (эк­стремальный туризм), расширение активных видов рекреации (с исполь­зованием животных, пеших походов и т.п.).

В связи с распространением урбанистических форм существования и попытками горожан вырваться хотя бы в период отпуска из душных городов на природу, альтернативными видами туризма становятся дере­венский (провинциальный) туризм, агро- и экотуризм. Даже в Италии, известной своими историко-культурными цент­рами, музеями и прославленными курортами, в последние десяти­летия XX в. стал бурно развиваться агротуризм. Оказались востре­бованными небольшие фермы в отдаленных районах страны. На­пример, хозяин одной из таких ферм в высокогорном районе выращивал домашних животных {коз, овец, кур, гусей и др.) и изго­тавливал на продажу традиционные продукты питания: овечий сыр, козье молоко, колбасы и т.п. Но в 90-е годы XX в. горожане потяну­лись на эту ферму, чтобы отдохнуть здесь и подкормить детей нату­ральными продуктами. В итоге хозяин, взяв в аренду дополнитель­ные 300 га земли, превратил свое хозяйство в место пребывания небольшой группы туристов. В его усадьбе есть маленькая гостини­ца, ресторан, небольшой магазин, хранилище для произведенных продуктов. В каждом номере гостиницы — ванная с душем, телеви­зор, телефон; в холле — большой камин. Мебель в номерах дере­вянная, старинная, напоминающая о Средних веках.

Хозяин кормит своих постояльцев только собственными продук­тами и блюдами местной кухни. Но и это не все: каждый турист, включая детей, может наблюдать хозяйственную деятельность фер­мера или даже участвовать в ней: пасти скот, изготавливать сыр, готовить пищу. На ферме немало мини-техники, но переработка сырья и приготовление пищи выполняются в основном вручную. Подобные воспитательно-познавательные стороны агротуризма привлекают родителей, которые везут сюда маленьких детей и под­ростков, чтобы приобщить их не только к здоровому отдыху, но и к прошлому родной культуры.

Технизация досуга. Одна из тенденций, определяющих сущность современного досуга, все более тесное переплетение с автоматикой и техникой, что придает отдыху ярко выраженный технизированный ха­рактер- Организация досуга индустриального типа невозможна без опо­ры на технику и автоматы. Во многих случаях они становятся неизбеж­ными компонентами досуговой деятельности и сервиса в этой сфере, позволяя вносить элемент новизны в содержание самого отдыха, облег­чать труд обслуживающего персонала. Достаточно вспомнить примеры из индустрии питания, гостеприимства, из практики шоу-технологий, организации аттракционов и др.

Вместе с тем содержание современного досуга все в большей степе­ни определяется техническими элементами, сокращая долю самодея­тельного творчества и свободы, которую способен проявить отдыхаю­щий. Специально создаваемая для досуга техника используется в сво-

бодных занятиях, в неожиданных рекреационных ситуациях, нередко заменяя другого отдыхающего (партнера) и обслуживающий персонал. Первое место в досуговой технике по частоте и масштабам обращения занимают телетрансляция, Интернет, а также электронные игры. Рас­пространение этих форм досуга не всегда дает благоприятные результа­ты, которые первоначально планируются их создателями.

В последние годы граждане разных стран сталкиваются с из­держками многочасового пребывания перед монитором компьюте­ра. В отделения психиатрических лечебниц все чаще привозят де­тей и подростков, страдающих от сетевых игр или общения в Интер­нете. Постоянно сидя за компьютером, можно утратить способность переносить психические нагрузки обычной жизни. Отсюда раздра­жительность, утомляемость, агрессивность, бессонница. Болтая в чате, легко заработать проблемы с самоидентификацией. Известен пример, когда девушка, выступая в чате сразу в пяти ролях, потом долго лечилась от раздвоения личности.

На грани невозможного. Мо 22. 2005.

Особо скажем об электронных играх и игрушках. Здесь важно учи­тывать социально-психологические эффекты, связанные с распростра­нением электронных игр, которые далеко не всегда формируют у игра­ющих рекреационный эффект.

Японские создатели игрушки назвали «тамагочи» другом из кос­моса, чтобы привязать товар к массовому интересу современников к космическим пришельцам. Игрушка быстро стала пользоваться безум­ной популярностью во многих странах мира. В первый год фирмен­ных брелоков «тамагочи» было продано 30 млн, не считая многочислен­ных подделок. Ему отдавали свою привязанность и дети, и взрослые.

Однако вскоре с этим "другом из космоса» стали возникать зем­ные проблемы. Многие владельцы стали переживать за своих вир­туальных зверушек гораздо более эмоционально, чем за живых ко­шек и собак. Приняв компьютерного друга близко к сердцу, хозяева возводили все его электронные «проблемы» в ранг жизненных. Дети становились невротиками, поскольку хронически недосыпали, вска­кивая среди ночи, чтобы посмотреть, не нужно ли чего их питомцу. Не лучше вели себя и взрослые. И только после нескольких само­убийств в Германии из-за «смерти» «тамагочи» производители были вынуждены поменять программу «яйца»: в новых моделях было пре­дусмотрено повторное «рождение» виртуального персонажа. Но вывод психологов неумолим: видеоигра должна подражать реаль­ности, а не заменять и не подменять ее. Иначе последствия могут быть непредсказуемыми.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История развития культурно-досуговой активности в России | Информатика Предмет и задачи информатики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.