КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Источники праваНормы права формализованы и закреплены в тех или иных формах, или источниках. Источник (форма) права – это внешняя форма права, содержащая установленные государством обязательные правила и нормы поведения. Исторически первым источником права явился правовой обычай – санкционированное государством сложившееся правило поведения, которое существует и применяется длительное время и выступает регулятором общественных отношений. По содержанию он остается тем же самым правилом поведения, но обретает возможность государственно-принудительной реализации: если не сработает сила привычки, к делу подключится государство. Государственное санкционирование обычая производится двумя способами: а) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю); б) использованием обычая в качестве нормативной основы судебного решения. Если норма (правило) обычая полностью воспроизведена в тексте нормативно-правового акта или положена в основу судебного прецедента, то качества самостоятельного источника права (правового обычая) обычай не обретает: норма обычая существует уже в форме нормативного юридического акта или судебного прецедента. В российской правовой системе роль правового обычая как источника права незначительна. Ссылки на применение международного обычая имеются в Консульском уставе, Кодексе торгового мореплавания. Однако правоведы предполагают, что с развитием рыночной экономики и частного права значение обычая для российского права должно возрасти, о чем свидетельствует, например, введение в Гражданский кодекс РФ ст. 5 «Обычаи делового оборота». Обычное право господствовало на ранних этапах развития правовых систем. Однако оно используется и в современных правовых системах США, Англии, ФРГ, в мусульманском праве. Велико значение обычая в развивающихся странах Азии, Африки и Океании. Источником международного права обычай признан Конвенцией ООН о международной купле-продаже товаров 1980 г. Второй вид источников права - судебный прецедент, который признавался источником права еще в Древнем Риме (преторское право). Важным источником права судебный прецедент в настоящее время является в странах, в которых получило распространение англо-саксонское общее право (в Англии, США, Канаде, Австралии). Во всех этих странах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Прецеденты устанавливаются не всеми судами, а только высшими судебными инстанциями. Признание прецедента источником права означает признание у суда правотворческой функции, условием чего, в принципе, являются высокая правовая культура и развитое правовое сознание как судебной системы, так и общества в целом, демократические традиции, отлаженные системы информации и социального контроля. В российской правовой системе судебный прецедент официально источником права не признан. В сфере управленческой деятельности государства источником права может быть административный прецедент. Итак, юридический прецедент (судебный или административный) - это решение судебного или административного органа, которое послужило образцом (эталоном, примером) при рассмотрении подобного (аналогичного) дела и стало юридическим правилом. Строго говоря, судебный прецедент - это судебное решение, в котором суд фиксирует, находит новую юридическую норму и использует ее для решения своего дела, то есть прецедентом может быть названо и единичное судебное решение. Третьим видом источников норм права можно назвать нормативно-правовой договор. Нормоустанавливающее значение договоров признается во всех правовых системах. Однако нужно отличать договор как источник права (нормативный договор) от правового договора как индивидуального юридического акта (например, договор купли-продажи в гражданском праве), который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов. Нормативно-правовым договором выступает соглашение субъектов права, которое содержит новые юридические правила. Наибольшее значение договор как источник права имеет для международного и конституционного права, с развитием рыночных отношений получает распространение в сфере гражданского и трудового права. Четвертым (и важнейшим) источником права является нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт – это официальный юридический документ, принятый в определенном порядке управомоченным государственным органом и содержащий нормы права. Нормативно-правовой акт рассчитан на неограниченный круг лиц (на всех, кто подпадает под его действие), на множество конкретных ситуаций, возникающих в жизни, и действует во времени до тех пор, пока его не изменят или не отменят в установленном законом порядке. Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве ограничены территорией данного государства или отдельных его частей. В России нормативные правовые акты федеральных органов действуют, как правило, на территории всей Российской Федерации. Республиканские и региональные нормативно-правовые акты действуют на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Виды нормативно-правовых актов. Они делятся прежде всего на законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Закон - нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке и выражающий государственную волю по ключевым вопросам жизни общества. Высшая юридическая сила закона означает следующее: все другие правовые акты должны исходить из законов и не противоречить им; в случае расхождения акта с законом действует закон, а противоречащий ему акт не имеет юридической силы; кроме органа, издавшего закон, никто не вправе его отменить или изменить. Законы в России принимаются как на федеральном уровне, так и органами субъектов Российской Федерации, либо в результате непосредственного правотворчества всего народа на референдуме. Законы, в свою очередь, делятся на конституционные законы и обыкновенные. К числу конституционных относятся: а) Конституция (как основной политико-правовой акт страны); б) законы, которые вносят изменения и дополнения в текст Конституции; в) законы, необходимость издания которых предусмотрена самой Конституцией. В Конституции РФ 1993 г. предусмотрено издание 14 конституционных законов (о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Конституционные законы имеют более сложную, чем обыкновенные законы, процедуру принятия. В РФ на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента. Подзаконным является нормативно-правовой акт, издаваемый на основе и во исполнение закона. Он издается в пределах компетенции исполнительным органом государственной власти, не должен противоречить закону, но может и должен его развивать, конкретизировать, дополнять. В Российской Федерации подзаконными (по иерархии) нормативно-правовыми актами являются следующие: а) указы Президента РФ; б) постановления и распоряжения Правительства РФ; в) нормативные акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и ведомств). На уровне субъектов РФ - акты президентов (в президентских республиках) или глав администраций регионов, а также нормативные акты центральных органов исполнительной власти субъектов РФ. Акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции также создают нормативные правовые акты. Их примерами могут быть решения, распоряжения, приказы муниципалитетов, советов и т.п. органов.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |