Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вступление. Полагаю, что необходимо выделить связь данной темы как внутри предмета «Международное право», так и межпредметные связи

Полагаю, что необходимо выделить связь данной темы как внутри предмета «Международное право», так и межпредметные связи. Говоря об указанных связях, следует отметить, что данная тема тесно связана с последующими темами, так как рассматриваемые вопросы являются основой для изучения других тем.

Очевидна связь с теорией государства и права, конституционным правом России, конституционным правом зарубежных стран.

 

Вопрос № 1. Понятие, особенности, функции международного права.

Международное право является одним из величайших достижений человеческой цивилизации. Оно не только воспитывает людей в духе уважения к себе подобным, но и служит инструментом регулирования в самой сложной социальной сфере.

Международное право существует в трех видах:

1) формальное право — право, как оно изложено в нормах;

2) фактическое право — право, как оно воплощено в реальных международных отношениях;

3) идеальное право — идеальная модель права.

В системе межгосударственных отношений произошли значительные изменения, в частности, преимущественно двусторонний характер отношений заменяется универсальной взаимозависимостью государств и народов.

На базе этого меняется и международное право. Оно также утрачивает преимущественно двусторонний характер, растет значение универсальных правоотношений, когда на первый план выходит функция защиты мирового сообщества в целом.

Вместе с тем международное право переживает сегодня непростой период, вызванный перестройкой всей системы международных отношений, и от того, какими они станут, зависит, насколько эффективно международное право сможет помочь установлению в мире более справедливого, разумного порядка. Но для этого оно, как и любой закон, должно в максимальной степени отражать волю народов, всего международного сообщества в целом, а не обслуживать интересы отдельных государств, как иногда происходит в настоящее время.

Международное право, в современном смысле этого слова, берет начало в XVI в., но некоторые историки права рассматривают и более ранние периоды, включая период античности, когда во многом сформировались ключевые правовые принципы. Основные концепции международного права берут начало в римском праве, когда закон регулировал отношения между римскими гражданами и представителями остального мира. Однако принципы эти были отнюдь не универсальны. В Древнем Китае политическая и правовая теория строилась также не на равенстве государств, а на неком космологическом превосходстве императора.

Римская империя не развивала международное право, так как подавляющее число правовых актов создавалось без учета правил взаимоотношений с территориями, которые не входили в состав Римской империи.

Вследствие падения Римской империи, а также распада Византии, возникло огромное количество независимых городов, княжеств, королевств и наций, что в свою очередь породило необходимость правового регулирования взаимоотношений между крупными международными сообществами. В отсутствии империи, а также доминирующей религиозной доктрины, которая бы сдерживала и направляла международные отношения, большинство недавно созданных государственных образований Европы заимствовало принципы Кодекса Юстиниана и канонического права римской католической церкви.

Развитие международной торговли также послужило катализатором для возникновения обоснованных и конкретных правил относительно взаимоотношений между государствами. Без наличия некоего свода нормативных актов не было гарантий ведения свободной торговли и гарантий защиты торговцев одного государства от действий другого государства. Усложнение системы экономических отношений породило общие международные правила торговли и, прежде всего, вызвало необходимость регламентирования отношений на море.

В процессе вовлечения все большего количества стран в экономические отношения и военные действия, а также благодаря многочисленным географическим открытиям, необходимость выработки общих правил международных отношений становилась все более насущной. С образованием Ганзейского союза, который установил и поддерживал торговую монополию на Балтийском море, частично на Северном море и в большей части Северной Европы в период между XIII и XVII вв., в рамках Ганзейского союза, состоящего из более, чем 150 членов, был разработан ряд правил относительно международной торговли. Итальянские города-государства впервые разработали дипломатические правила и стали назначать послов в иностранные государства. Соглашения между государствами носили не только политический, но и экономический характер, способствовали упрощению и защите международной торговли. Трагедия столетней войны остро поставила вопрос о введении норм международного права для защиты гражданского населения.

Все более разрастающиеся в средние века международная практика, традиции, правила и законы создают большие сложности. Ряд ученых того времени пытаются неким образом систематизировать и соединить международную практику в единый свод.

Наиболее выдающихся результатов в данной области достиг Гуго Гроций (Гуго де Гроот) (1583—1645 гг.), голландский юрист, основатель современного международного права. Кроме своего великого труда «О праве войны и мира» («De Jure Belli ac Pacis», 1625 г.), Гроций еще молодым человеком написал трактат «О праве на добычу» («De Jure Praedae»), одна из глав которого под названием «О свободном море» («De Mare Libero») вышла в свет в 1609 г. Оставшаяся часть рукописи была утеряна и вновь найдена в 1864 г. В этой работе Гроций обсуждает понятие «сообщества людей» (societas humana), включающего все человечество. В трактате «О праве войны и мира» его теория международного права основывается на той же идее человеческого общества как правового сообщества, подчиняющегося «праву народов» (jus gentium), которое, в свою очередь, основано на естественном праве, общем для всех людей и народов. Трактат Гроция имел огромный успех, к 1775 г. появилось 77 изданий этой работы, большей частью на латыни, но также на голландском, французском, немецком, английском и испанском языках.

После Гуго Гроция большинство европейских мыслителей рассматривали право как независимую отрасль знания. Основной вклад в теорию права Гроция состоит и в том, что он, в отличие от более ранних мыслителей, полагавших, что принципы естественного права устанавливаются богами, указал, что законы создаются людьми и универсальны по своей природе.

Международное право – это особая правовая система, состоящая из принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.

Международные отношения представляют собой конкретные связи между государствами по поводу обмена материальными и духовными ценностями, существующие на данный момент.

Особенности международного права:

1. Основная особенность международного права состоит в том, что в качестве его субъектов выступают, главным образом, суверенные государства. Из этого, в частности, следует, что на международной арене государства выступают как равноправные участники международного общения и над ними нет какой бы то ни было верховной власти. Субъектами же внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства.

2. Международное право отличается от национального и по объекту регулирования, каковым для него являются отношения между государствами, отношения независимых друг от друга суверенных образований. Национальное же право регулирует отношения, которые возникают между субъектами этой системы права в рамках государственных границ того или иного государства.

3. Международное право характеризуется и особым по сравнению с национальным правом процессом нормообразования. В такой системе общения не может быть центральных, стоящих над государствами законодательных органов, а нормы, регулирующие подобное общение, могут создаваться только самими участниками общения, т.е. государствами.

4. В международном праве отсутствуют исполнительные органы. Нормы права в международном общении применяют и обеспечивают выполнение сами участники общения – государства.

5. Отсутствие обязательной юрисдикции. Поскольку участниками международного общения являются суверенные государства, то и спор между ними о нарушении норм международного права может быть рассмотрен в том или ином международном суде только с согласия спорящих государств.

6. Связи между элементами системы международного права в сфере нормотворчества и нормоприменения носят преимущественно координационный характер.

Функции международного права – это основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования.

Социальное назначение международного права заключается в организации международных отношений, отвечающих современному уровню человеческой цивилизации.

Функции международного права многообразны и усложняются по мере роста значения стоящих перед международным правом задач. Рассмотрим главные функции.

По своим внешним признакам они делятся на две группы:

- социально-политические;

- юридические функции.

Социально-политические функции международного права направлены на упрочение существующей международной системы, обеспечение ее функционирования.

Осуществляются эти функция в значительной мере путем поддержания международного правопорядка. Значение этого положения подчеркивается как в практике, так и в теории. В Консультативном заключении Международного Суда ООН о ядерном оружии 1996 г. говорится, что международное право призвано обеспечивать стабильность международного порядка. В одном из древнеегипетских гимнов (I в. до н.э.) содержалось обращение к "всемогущей Исиде": "Ты подумала обо всем, чтобы дать людям жизнь и мир. Ты установила законы, чтобы царил порядок...".

К социально-политическим функциям международного права относятся:

- функция поддержания в системе международных отношений должного стабильного порядка;

- функция противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам (предотвращение конфликтов, запрещение угрозы и применения силы и т.д.);

- функция интернационализации, состоящая в расширении и углублении взаимосвязей между государствами и укреплении тем самым международного сообщества;

- информационно-воспитательная функция, смысл которой заключается в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и к охраняемым им интересам и ценностям (особенно касательно государств, недавно вставших на путь интеграции в мировое сообщество).

Юридические функции международного права состоят в правовом регулировании межгосударственных отношений. Они отражает метод реализации главной социальной функции.

Во вторую группу функций МПП, вошли:

1. Координирующая -нормы МПП устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений государств;

2. Стабилизирующа я состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок, стремиться улучшить его, сделать более стабильным.

3. Регулятивная – устанавливая международный правопорядок и соответственным образом регулируя общественные отношения, международно-правовые нормы наделяют участников международных отношений определенными правами и обязанностями.

4. Обеспечительная функция, содержание которой состоит в том, что МПП имеет нормы, побуждающие государства следовать определенным правилам поведения;

5. Охранительная – состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом.

Развитие функций идет по пути их расширения и усложнения как в социально-политическом, так и в юридическом плане. Международное право было порождено потребностью установить элементарный порядок в межгосударственных отношениях, делающий возможным сосуществование независимых государств. Сегодня поддержание порядка все более тесно связывается с созданием благоприятных условий для развития международных отношений в соответствии с потребностями государств и международного сообщества в целом.

По мере ускорения прогресса все более важной становится функция содействия социальному прогрессу.

Вывод: Динамика развития международного права проявляется в обогащении и усложнении его функций. Оно прошло путь от установления элементарного, крайне индивидуалистического порядка в межгосударственных отношениях до создания международного сообщества.

 

Вопрос № 2. Система международного права.

Система международного права – это совокупность международных норм, институтов, отраслей международного права, взятых в своем единстве, взаимосвязи и взаимозависимости.

Первичный элемент системы международного права – норма.

Норма международного права – это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юридическим механизмом.

Особенности международно-правовых норм:

1. Предмет регулирования – межгосударственные отношения и связанные с ними отношения других субъектов;

2. Порядок создания – согласование позиций государств;

3. Форма закрепления (существования) – соответствующая согласительному характеру содержания правил поведения (договор, обычай, акты международных конференций и международных организаций);

4. Обеспечение реализации, как правило, самими государствами – создателями норм индивидуально или коллективно, в т.ч. посредством созданных ими международных организаций и органов, при этом особое значение имеют меры, содействующие добровольной организации.

Классификация норм:

а) по сфере действия – универсальные, региональные, партикулярные (локальные);

б) по юридической силе – императивные и диспозитивные;

в) по функциям в системе – материальные и процессуальные;

г) по способу создания и форме существования – обычные, договорные, нормы решений международных организаций;

д) по содержанию и месту в системе – нормы-цели и нормы-принципы.

Нормы международного права объединяются в институты.

Институт права – это совокупность (комплекс) международно-правовых норм, регулирующих отношения субъектов международного права по какому-либо ограниченному объекту правового регулирования или устанавливающих международно-правовой статус или режим использования какого-либо района, сферы, пространства или иного объекта (например, институт мирного прохода судов через территориальное море, институт дипломатических иммунитетов и привилегий и др.)

Отрасль международного права – совокупность юридических норм и принципов, регулирующих отношения между субъектами международного права в определенной области международного сотрудничества (например, право международных договоров, право внешних сношений, право международных организаций и др.).

В пределах отраслей существуют подотрасли, как нормативные миникомплексы по конкретным вопросам регулирования. Так, в праве внешних сношений сложились в виде подотраслей дипломатическое право, консульское право, право постоянных представительств при международных организациях, право специальных миссий.

Принципы международного права – это общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни.

Они представляют собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений. Таким образом, принцип международного права является нормой международного права, имеющей обязательный характер для всех субъектов международного права, прежде всего для государств и международных организаций.

Принципы международного права формируются, как правило, обычным и договорным путем.

Они призваны выполнять две функции:

1) стабилизационную - помогать приводить в определенный порядок международные отношения при помощи ограничения их определенными нормативными рамками;

2) фиксирующую - закреплять все новшества практики международных отношений.

Характерной чертой принципов международного права является их универсальность, которая понимается как распространение на всех субъектов международного права без исключения требования соблюдения принципов международного права, поскольку любое их нарушение будет с неизбежностью затрагивать законные интересы других участников международных отношений.

Таким образом, принципы международного права являются своеобразным критерием законности всей системы международно-правовых норм, а действие принципов распространяется даже на те области отношений субъектов, которые по каким-либо причинам не урегулированы конкретными нормами.

Основные принципы международного права зафиксированы:

В Уставе ООН;

Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г.,;

Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащаяся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

При толковании и применении принципов международного права принято применять системный подход, т.е. важно помнить, что все они взаимосвязаны и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

 

Основные принципы:

1. Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету.

2. Принцип неприменения силы или угрозы силой.

3. Принцип мирного разрешения международных споров.

4. Принцип невмешательства во внутренние дела государств.

5. Принцип территориальной целостности государств.

6. Принцип нерушимости границ.

7. Принцип уважения прав человека.

8. Принцип права народов и наций на самоопределение.

9. Принцип сотрудничества между государствами.

10. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Представляется целесообразным рассмотреть каждый из принципов международного права, входящих в систему принципов международного права.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Время: 2 часа | Понятия информационной системы и информационной технологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.