КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и виды хозяйственных объединений
Хозяйственные объединения – объединения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, участники которых осуществляют согласованную предпринимательскую деятельность. Хозяйственные объединения являются одним из видов партнерских связей между организациями. Они создаются для реализации следующих целей: 1) консолидация участников и концентрация капитала; 2) повышение устойчивости фирмы на рынке и снижение финансовых рисков за счет их дифференциации и перераспределения; 3) повышение конкурентоспособности на рынке (превращение конкурентов в партнеров); 4) оптимизация управления; 5) открытие кредитных линий с целью доступности и удешевления кредитных ресурсов[7] Классификацию хозяйственных объединений можно провести по нескольким критериям. 1. По способу организации хозяйственные объединения делятся на: а) горизонтальные объединения – объединения, основанные на договоре и равноправии участников (ассоциации (союзы)), некоммерческие партнерства, простые товарищества. б) вертикальные объединения – объединения, основанные на экономической субординации (холдинги). 2. В зависимости от организационно-правовой формы: а) ассоциации (союзы) – договорные объединения коммерческих организаций, созданные в целях координации предпринимательской деятельности, представления и защиты их общих имущественных интересов (ст. 121 ГК РФ). Ассоциации имеют статус юридического лица. Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов, члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами. б) Некоммерческое партнерство – основанное на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении целей, направленных на достижение общественных благ (ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7 «О некоммерческих организациях»). К таким целям могут относиться, в частности, защита интересов участников, разрешение споров, оказание юридической помощи и т. п. В качестве некоммерческих партнерств, например, могут создаваться фондовые биржи. в) холдинговая компания – совокупность юридических лиц, состоящая из основного (преобладающего) общества или товарищества и дочерних (зависимых) хозяйственных обществ, ведущих согласованную производственную, торговую, финансовую или иную предпринимательскую деятельность и связанных между собой отношениями экономической зависимости и контроля, позволяющими основному обществу (товариществу) определять решения дочерних хозяйственных обществ. г) Финансово-промышленная группа (ФПГ) – совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. Правовое положение финансово-промышленных групп – определяется Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. «О финансово-промышленных группах». В соответствии со ст. 7 указанного закона договор о создании ФПГ должен содержать следующие условия: • наименование ФПГ; • порядок и условия учреждения ФПГ, • порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих ФПГ; • порядок внесения изменений в состав участников ФПГ; • объем, порядок и условия объединения активов; • цель объединения участников; • срок действия договора. Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ. В силу закона или договора ведение дел ФПГ осуществляется центральной компанией, которая представляет собой юридическое лицо, учрежденное всеми участниками договора о создании ФПГ или являющееся по отношению к ним основным обществом. По обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате участия в ее деятельности, участники несут солидарную ответственность в порядке, установленном договором. В качестве высшего органа управления ФПГ выступает совет управляющих, включающий представителей всех ее участников. Компетенция совета управляющих устанавливается договором о создании ФПГ. Основными функциями центральной компании ФПГ являются: • представительство от имени участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью ФПГ; • ведение сводного (консолидированного) учета, отчетности и баланса ФПГ; • подготовка ежегодного отчета о деятельности ФПГ; • выполнение в интересах участников ФПГ отдельных банковских операций в соответствии с законом о банках и банковской деятельности и т. д. Законодатель допускает установление в уставе и договоре иные виды деятельности центральной компании ФПГ. В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной ФПГ не допускается. Исходя из сущности ФПГ обязательно наличие среди ее участников организаций, работающих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и других кредитных организаций. Статус ФПГ приобретается в результате ее государственной регистрации. Регулирование ее создания (в т. ч. государственная регистрация), деятельности и ликвидации ФПГ осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом РФ. Для регистрации ФПГ в частности представляются: • заявление; • договор о создании ФПГ; • копии свидетельств о регистрации, учредительных документов; • согласие собственника имущества государственного и муниципального унитарных предприятий; • заключение федерального антимонопольного органа; • организационный проект (пакет документов, содержащих необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых результатах деятельности и др.) Действующим законодательством предусмотрен разрешительный порядок регистрации ФПГ. Проводится экспертиза проектов создания ФПГ с точки зрения целесообразности и эффективности. В случае положительного заключения ФПГ подлежит регистрации и внесению в государственный реестр финансово-промышленных групп Российской Федерации. Государственная поддержка ФПГ осуществляется через предоставление государственных гарантий для привлечения разного рода инвестиций, передачу в доверительное управление центральной компании временно закрепленных за государством пакетов акций участников и др. Контрольные вопросы 1. Какие признаки присущи субъектам предпринимательского права? 2. Перечислите виды субъектов предпринимательского права. 3. Каковы особенности правового положения индивидуального предпринимателя? 4. Кто относится к субъектам малого предпринимательства в России? 5. Какие льготы предоставлены законодательством для субъектов малого предпринимательства? 6. Сформулируйте определение товарной биржи и перечислите присущие ей специфические особенности. 7. Какой товар может быть предметом биржевых сделок? 8. Охарактеризуйте основные виды биржевых сделок. 9. Назовите организационно-правовые формы хозяйственных объединений. 10. В чем заключаются отличия и сходства холдинговых объединений и финансово-промышленных групп?
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |