Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни управления

Структура управления любой организации традиционно делится на три уровня управления: операционный, функциональный и стратегический, которые определяются сложностью решаемых задач. Чем сложнее задача, тем более высокий уровень управления требуется для ее решения. При этом следует понимать, что более простых задач, требующих немедленного (оперативного) решения, возникает значительно большее количество, а значит, и уровень управления для них нужен другой - более низкий, где принимаются решения оперативно. При управлении необходимо также учитывать динамику реализации принимаемых решений, что позволяет рассматривать управление под углом временного фактора. На рисунке отображены три уровня управления, которые соотнесены с такими факторами, как степень возрастания власти, ответственности, сложности решаемых задач, а также динамика принятия решений по реализации задач. Операционный уровень управления (нижний) Операционныйуровень управления обеспечивает решение многократно повторяющихся задач и операций и быстрое реагирование на изменения входной текущей информации. На этом уровне достаточно велики как объем выполняемых операций, так и динамика принятия управленческих решений. Этот уровень управления часто называют оперативным из-за необходимости быстрого реагирования на изменение ситуации. На уровне оперативного (операционного) управления большой объем занимают учетные задачи. Пример Некоторые учетные задачи: учет количества проданной продукции; учет затрат времени, сырья и материалов при выполнении отдельных производственных операций; учет произведенной продукции; бухгалтерский учет и т.д. Пользователи ИАСУ этого уровня - исполнители и менеджеры низшего звена (бригадиры, инженеры, ответственные исполнители, мастера, нормировщики, техники, лаборанты и т.п.). Основная задача - оперативное реагирование на изменение ситуации. На всех уровнях управления работают как менеджеры, осуществляющие только общие функции, так и менеджеры-специалисты, которые реализуют функции управления в сфере своей компетенции. Пример Главный инженер организации (менеджер-специалист) передал часть своих функций менеджерам среднего уровня, например главному энергетику, главному механику, главному электрику, оставив, за собой общие функции управления этими службами, не вмешиваясь в их деятельность на оперативном уровне Функциональный (тактический) уровень управления Функциональныйуровень управления обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализа информации, подготовленной на первом уровне. ИАСУ этого уровня предназначена для менеджеров среднего звена и специалистов (начальники служб, отделов, цехов, начальник смены, участка, научные сотрудники и т.п.). Основная задача - тактическое управление фирмой при решении основных функций в заданной сфере деятельности На этом уровне большое значение приобретает такая функция управления, как анализ. Объем решаемых задач уменьшается, но возрастает их сложность. При этом не всегда удается выработать нужное решение оперативно, требуется дополнительное время на анализ, осмысление, сбор недостающих сведений и т.п. Управление связано с некоторой задержкой от момента поступления информации до принятия решений и их реализации, а также от момента реализации решений до получения реакции на них. Пример На основании анализа статистических данных по спросу на продукцию, о ценах конкурентов и пр. прогнозируется прибыль и разрабатывается план выпуска продукции на ближайший период (неделю, месяц, квартал). Результаты принимаемых управленческих решений проявляются спустя некоторое время. Cтратегический уровень управления Cтратегическийуровень обеспечивает выработку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей организации. На этом уровне управления ИАСУ обслуживает менеджеров высшего звена руководства организации, основной задачей которых является стратегическое планирование деятельности предприятия на рынке и координация внутрифирменной тактики управления. Прочие функции управления на этом уровне в настоящее время разработаны недостаточно полно. Часто стратегический уровень управления называют стратегическим или долгосрочным планированием. Правомерность принятого на этом уровне решения может быть подтверждена спустя достаточно длительное время (месяцы или годы). Ответственность за принятие управленческих решений на этом уровне чрезвычайно велика и определяется не только результатами анализа с использованием математического и специального аппарата, но и профессиональной интуицией менеджеров. Пример На основании анализа финансового состояния фирмы принимаются решения об увеличении (уменьшении, снятии с продажи) производимой продукции, о привлечении дополнительных работников или об их сокращении. Функции ИАСУ - информационных автоматизированных систем управления Функции ИАСУ определяются на основе целей управления, заданных ресурсов для их достижения и ожидаемого эффекта от автоматизации., В функции ИАСУ включаются: планирование и (или) прогнозирование; учет, контроль, анализ; координацию и/или регулирование. Необходимый набор элементов выбирают в зависимости от вида конкретной ИАСУ.

ИС организационного управления (ИСОУ)

ИС организационного управления, известны также под устаревшим названием «автоматизированные системы организационного управления — АСОУ», уже свыше 20 лет успешно используются в разных областях экономики. За это время их эволюция прошла несколько этапов, начиная от простых систем обработки данных к интегрированным системам, которые построенные на современной аппаратной и программной базе. Перспективные типы ИС построенные на клиент-серверной архитектуре. Они делятся на две основных группы: интегрированные и узкоспециализированные системы. Корпоративные информационные системы К первому типу относятся корпоративные информационные системы (КИС), которые интенсивно вытесняют традиционные АСУП в сфере управления производством. Они поддерживают конкретные бизнес-процессы предприятий, выполняя наиболее ответственные функции; складывания и анализ консолидированного баланса и аналитических отчетов, управления финансами и персоналом, себестоимостью и торговыми операциями и т.п., их характерная особенность — способность работать в территориально распределенных структурах. В Украине наибольшего распространения приобрели такие корпоративные информационные системы: система R/3 компании SAP AG, система «ГАЛАКТИКА» одноименной корпорации, «BAAN-IV» американско-голландской компании Baan, SCALA шведской компании Bestlutsmodeller AB, пакет бизнес-прикладных программ Oracle Application американской корпорации Oracle, информационная система АВД украинско-русской фирмы «ИНЭК». Класс информационных систем второго типа довольно широкий. Сюда можно отнести: информационные системы для автоматизации банковской деятельности, информационные системы в статистике, информационные системы для финансового и бухгалтерского учета (например, ІС, FinExpert, SoNet), информационные системы в маркетинге, информационные системы в инвестиционном менеджменте (например, Project Expert) и др. Следует заметить, что количество разновидностей таких систем постоянно увеличивается, а диапазон функциональных возможностей их расширяется. Предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. Учитывая наиболее широкое применение и разнообразие этого класса систем, часто любые ИС понимают именно в данном толковании. К этому классу относятся ИС управления, как промышленными фирмами, так и непромышленными объектами: гостиницами, банками, торговыми фирмами и др. Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и другие экономические и организационные задачи. Большинство систем такого типа появились на рубеже 90-х годов, когда, с получением большей свободы в ведении бизнеса, предприятия и фирмы стали задумываться о компьютеризации. В силу объективных причин рыночной экономики, первыми смогли выделить необходимые финансовые средства предприятия торговли и сферы услуг. Промышленность значительно отставала из-за более длительного цикла оборачиваемости капитала и многих других причин. Практически все отечественные ИС начали развиваться как учетные бухгалтерские системы. Многие из них продолжают оставаться чисто учетными, позволяя автоматизировать одну или несколько функций предприятия, но, не давая целостной картины для управления. Автоматизация отдельной функции предприятия, как-то бухгалтерский учет или сбыт готовой продукции, позволяет руководителю среднего звена анализировать результаты своей работы.

ИСУ "Галактика"

Информационная система управления Комплексная система автоматизации управления предприятием "Галактика" реализована в архитектуре клиент-сервер для интегрированной поддержки управленческого цикла в компаниях различных отраслей и масштабов деятельности, была выпущена на рынок в 1995 г. Первая версия системы "Галактика" вышла на платформе BTrieve, в 1997 г (15 модулей) завершены работы по созданию версий для Microsoft SQL Server и Oracle. В 1998 г. корпорация приступила к выпуску отраслевых решений на основе системы "Галактика": для предприятий связи и телекоммуникаций, металлургии, нефтегазового и лесопромышленного комплексов, торговли, пищевой промышленности, химической индустрии. Система постоянно развивается: наращивается функциональность, на данный момент включает более 40 модулей. Ее архитектура совершенствуется в сторону большей интероперабельности и открытости, улучшается эргономика, отслеживаются изменения в законодательстве, предоставляются дополнительные средства информационного обмена с другими программными решениями. "Галактика" изначально проектировалась как интегрированная управленческая система, поддерживающая автоматизацию задач планирования финансовой и хозяйственной деятельности, учета и контроля результатов выполнения планов, анализа итогов хозяйствования. Все элементы цикла управления материальными, финансовыми, людскими ресурсами реализованы в системе комплексно, в едином информационном пространстве, а соответствующая прикладная функциональность апробирована в условиях реальных бизнес-процессов. С точки зрения решаемых задач систему "Галактика" можно условно разделить на несколько функциональных контуров. Каждый контур, в свою очередь, состоит из нескольких модулей. Модульность построения системы допускает как изолированное использование отдельных составляющих, так и их произвольные комбинации в зависимости от потребностей заказчика. Основными являются контуры: Функциональные контуры системы "Галактика"
  • управления персоналом- предназначен для автоматизированного учета кадров и выполнения вычислительных процедур, связанных с оплатой труда персонала предприятий.
  • управления финансами- обеспечивает решение задач финансового менеджмента, предоставляет набор средств для управления бюджетом, ведения платежного календаря и финансового анализа.
  • бухгалтерского учета- функционально полная система ведения бухгалтерского учета на предприятиях любой формы собственности и видов деятельности. Единое информационное пространство системы обеспечивает автоматическое отражение в бухгалтерском контуре всех хозяйственных операций. Механизм типовых хозяйственных операций - универсальное средство для формирования проводок.
  • логистики- охватывает разнообразные задачи, связанные с организацией и управлением производственной и коммерческой деятельностью предприятия.
  • управления производством- позволяет автоматизировать техническую подготовку производства, технико-экономическое планирование на предприятиях различных отраслей промышленности, таких как машиностроение и приборостроение; легкая, пищевая, химическая, горнорудная промышленность; черная и цветная металлургия.
  • специализированных решений- осуществляет учет сырья, переданного для переработки сторонней организации, а также полученной от этой организации готовой продукции; кроме того, включает решение для автотранспортных предприятий, предприятий розничной торговли, организаций, где необходимо вести учет специальной и форменной одежды.
  • управления взаимоотношениями с клиентами- ориентирован на сотрудников отделов сбыта, технической поддержки, маркетинга, которые непосредственно взаимодействуют с клиентами, ответственны за регистрацию контактов с ними, продаж, сделок и договоров на гарантийное и абонентское обслуживание.
  • администрирования- набор сервисных средств для квалифицированного пользователя и программиста, обеспечивающих администрирование базы данных, корпоративный обмен данными, обмен документами с внешними информационными системами, а также проектирование пользовательского интерфейса и отчетов.
Корпорация "Галактика", создавая свои решения, придерживается следующих базовых принципов. Принципы корпорации "Галактика"
  • корпоративность.Модульность и работа в информационном пространстве единой базы данных, охват всего спектра типовых производственно-экономических функций, гибкая настройка на специфику и сферу деятельности конкретного предприятия, предоставление пользователям инструментальных средств для самостоятельного развития возможностей системы, поддержка распределенных баз данных для обеспечения информационного взаимодействия подразделений и территориально удаленных филиалов корпораций, масштабируемость - все эти свойства позволяют считать систему "Галактика" корпоративной управленческой системой.
  • интегрированность.Это понятие включает комплексный подход к автоматизации, "сквозное" прохождение документов через различные службы предприятия. Формирование необходимой заказчику конфигурации из набора интегрированных модулей дает возможность поэтапного построения нужной функциональности и поэтапного внедрения системы, гибкого маневрирования ресурсами при проведении пусконаладочных работ.
  • универсальность и адаптивность.Механизм настроек обеспечивает различные схемы эксплуатации системы. Для каждого предприятия важно, чтобы его информационная система точно отражала присущие ему бизнес-процессы. Эта специфика включается в понятие отраслевой версии. Причем для системы "Галактика" понятие отраслевой версии отнюдь не означает ограничения функциональности. В любую поставку входит базовое ядро, содержащее полный комплект функций, а в процессе настройки лишь активизируются бизнес-свойства, отражающие специфику предприятий данной отрасли.
  • открытость.Сегодня трудно найти предприятие, где в той или иной степени не использовались бы средства автоматизации. Естественно, возникает проблема одновременной эксплуатации продуктов разных поставщиков. В системе "Галактика" открытость обеспечивается средствами утилит администрирования (инструментальный комплекс Support); для обмена данными с банками через систему электронных платежей разработан специальный модуль "Клиент-Банк"; модуль "Обмен бизнес-документами" (Экспорт/Импорт) предоставляет универсальную систему настроек для обмена хозяйственными документами с внешними системами.
  • многоплатформенность.Для территориально-распределенных корпораций и предприятий со сложной структурой управления важна интероперабельность системы. Система "Галактика" поддерживает наиболее распространенные серверные платформы (см. таблицу) и СУБД: Pervasive.SQL (BTrieve), Microsoft SQL Server, Oracle. При этом клиентская часть может функционировать в различных операционных средах: Windows 95/98/NT и т.д.
  • ориентация на реальные бизнес-процессы.При проектировании новых версий в качестве важнейшего источника информации выступают пожелания пользователей. Система автоматизированного тестирования AQA, входящая в поставку системы "Галактика", позволяет клиентам сформулировать свои предложения, создать точный "слепок" своих бизнес-процессов для последующего анализа специалистами корпорации.
  • масштабируемость.Под ней принято понимать возможность использования программного продукта в вычислительных сетях различного размера: в масштабе отдельного подразделения, предприятия, корпорации. Применительно к системе "Галактика" масштабируемость достигается благодаря двум факторам. Во-первых, это широкий выбор СУБД: Pervasive.SQL (BTrieve), Microsoft SQL Server, Oracle, а в перспективе Sybase, Informix, DB2. Во-вторых, возможность выбора аппаратной платформы и сетевой операционной системы сервера (они перечислены в таблице).
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Система управления Парус
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.