КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия. Божкова Галина Констатиновна
Божкова Галина Констатиновна Понедельник 732, 26 корпус, 13:30. Спиркин, Лавриенко, Бучило «Философия»
Лекция 1.05.09.13
Тема: "Бытие. Материя философии. Формы существования материи". (Движение, пространство, время) План: 1. Бытие, небытие и нобытие. 2. Материя, ее исторические этапы развития в философии. 3. Движение, как способ существования материи. 4. Пространство, время как формы существования материи. 5. Социальные, личностные пространства, время.
1) Бытие (по Пармениду) - все то, что существует, но существует и мысль, значит и мысль тоже бытие, а небытие-это все равно бытие, значит бытие-это тождество предмета.
Бытие (по Платону) - мир идей, а мир вещей – небытие.
Бытие (по Демокриту) – материя - это атом - это бытие, а небытие - пустая материя (пространство).
Бытие (по буддизму) - это майя - заблуждение, а небытие - это духовный мир.
Бытие (марксизм) - мир существует в виде отдельных вещей, которые изменяются, но все равно существует нечто общее. Разделяют бытие на субъективное, объективное и историческое (то, что сделано поколениями и что творит современное поколение); Небытие - есть неосуществленные мысли, но связано с тем, что существует
Вывод: Бытие - все то, что существует. Главный его аспект - сложность, многогранность.
Формы бытия: · Материальное · Идеальное · Социальное · Духовное · Феноменальное · Ноуменальное Человек двойственен по своей природе - он и бытийный, и духовный
2) Материя
Этапы развития понятия материя: 1. Стихийный материализм (древние греки - Анаксимен, Анаксимандр, Фалес) 2. Механистический (вещественный) материализм (Галилей, Ньютон) 3. Диалектический (Энгельс, материя - чистая мысль; Ленин - это все объективная реальность и человек понимает ее с помощью своих чувств) 4. Современное представление о материи (мир не хаотичен, он состоит из множества частиц)
Материя - есть нечто единое, объединяющее все существующее, т.е. материя не исчезает, не возникает, она видоизменяется, это есть некий момент разрушения и созидания нового. Типы материальных систем: · Неживая природа (элементарные частицы - планеты, звезды и т.д.) · Живая природа (все, что дает жизнь) · Общество (человек, семья) Форма движения материи: · Механическая · Физическая · Химическая · Биологическая · Социальная · Минеральная · Геологическая и т.д.
3) Движение - есть всякое изменение. Свойства движений: 1. Всеобщность (все в мире находится во взаимосвязи) 2. Объективность (независимо от сознания человека) 3. Противоречивость 4. Абсолютность и относительность покоя (есть временное, устойчивое отношение количественной и качественной взаимосвязи стороны предмета)
4) Пространство как форма существования материи - протяженность материальных объектов, длительность, последовательность этих материальных объектов. Общие свойства пространства и времени: 1.Объективность 2.Конечность и бесконечность 3.Прерывность и непрерывность Свойства пространства: · ширина · длина · высота Время необратимо.
Релятивистская теория (Аристотель) - материя и формы крепко связаны Социально-личностное пространство и время опирается на сознательную деятельность людей, уничтожая физическое пространство. Личностное пространство - тело протяженность. Личностное время - степь осознания человеком самого себя в мире.
Лекция 2. 12.09.13 Тема: "Сознание, его происхождение и сущность." План: 1. Проблема сознания в философии. 2. Отражение как всеобщее свойство материи. 3. Сознание как информационная деятельность. 4. Сознание как продукт биологической и социальной формы движения материи. 5. Сознание, мышление, язык их соотношение и диалектика.
Антиматерия - сливаются материя и сознание. Материалистическая философия: сознание не существует, оно имеет материальный носитель. Сознание есть свойство материи и является вторичным. Сознание есть продукт развития общества.
Всеобщее свойство материи: · отражение
Отражение-взаимосвязь материальных тел, в результате которой происходит переход каких-либо свойств с одного объекта на другой, вызывая в нем изменение. Виды отражения: 1. Через развитие. 2. Через взаимодействия материальных тел. 3. Опережающие.
Типы материальных систем: 1. Живая природа: а) Биологический: материальная и идеальная формы отражения (чувствительность, двигательная способность. Высшие животные: ощущения, восприятия, представления) б) Социальная: появления языка, сознание.
2. Неживая природа: механические, физические, химическая формы отражения. Структура сознания человека: 1. Осознание человеком самого себя; 2. Мышление, 3. Язык. Информационное сознание. Информация обладает свойством инвариантности (способность получать и сохранять сведения без изменения объекта). Действует механизм обратной связи. На биологическом уровне механизм обратной связи действует на уровне удовлетворения потребностей. Знаковая модель - объективированная форма от конкретного, абстракция. Человек создает новую информацию, которой нет в естественном виде. Материальное-объекты, явления их взаимодействие. Способность создавать копию, образ.
Идеальное– мысли человека как отражение материального мира. Развитие сознания связано с общественными отношениями, политическими режимами, сменой эпох.
Сознание (узк.) - субъективный образ субъективен объективного мира. Сознание (шир.) - высшая форма психической деятельности человека в идеальных образах.
Мышление - способность к понятию, суждению, включает чувственность, психику. Память - способность сохранять и воспроизводить представления, образы, суждения в своем внутреннем мире. Формы языка: письменность, устная речь, внутренний язык. Язык - форма мыслительной деятельности человека. Сознание имеет форму и содержание. Содержание: окружающей внешний мир. Форма: язык.
Лекция 3.19.09.13 *Семинар: материя как философская категория философии. Тема: "Диалектика как учение всеобщей связи и развития мира". План: 1. Проблема развития в философии. Объективная, субъективная диалектика. 2. Принципы диалектики (связь, развитие, единство противоположностей). 3. Всеобщие законы диалектики (единство и борьба противоречий как источник развития, переход количественных изменений в качественные как механизм развития, отрицание отрицания как направленность развития.
Античная философия (Сократ, Платон, Аристотель): стихийная диалектика, субъективная - процесс изменения движения. (Гегель, Фихте). Объективная диалектика, особая роль принадлежит Гегелю. Гегель сформулировал законы диалектики. Фихте: человеческое мышление способно разрешить противоречие через интеллект. Материалистическая диалектика: Маркс, Энгельс (марксистская философия). XX век: синергетика - теория сложных материальных систем, которые находятся в постоянной взаимосвязи.
Принципы диалектики. 1. Связь - универсальный принцип взаимодействия. Изменение, движение, развитие на основе взаимосвязи внешних существующих предметов, явлений. Виды связи: по содержанию, по характеру взаимодействия, результат взаимодействия. Группы связей: субстанциональная, каузальная, функциональная. 2. Принцип развития - объективный, закономерный, необратимый процесс изменения (развитие, где есть качественно новое образование). Два типа развития: прогресс, регресс. 3. Принцип единства противоположностей.
Законы: 1. Закон единства, различие противоположностей. Противоположности обладают признаками: альтернативности (богатый, бедный), одна противоположность определяет противоположность, одновременность (сон, бодрствование). Виды противоречий: 1) Внешнее, внутреннее. 2) Основные, неосновные. 3) Антагонистические, неантагонистические. 2. Закон перехода количественных изменений в качественные. Качество, количество, мера, свойство, скачок. Качество - совокупность системы, объекта, которая показывает новые образования, отличия от другого предмета. Количество - такая сторона предмета, которая обозначает объем, степень, интенсивность развития, выражается числом. Количественное изменение ведет к качественному изменению. Мера - равновесие количества и качества предмета. Свойство - одно из выражений качества. Скачок - переход в другое качество.
3. Двойное отрицание - показывает, куда идет изменение.
1. Единичное - отдельные предметы, объекты, явления, на которые мир разделяется. Общее- отождествляет (связывает) подобные предметы, явления. *Особенность - подчеркивание неповторимости предмета, явления.
2. Причина - то, что вызывает следующие событие. Следствие - результат причины. *Условие - развитие причины. *Следствие - причина другого следствия. Мир изменяется благодаря причинно - следственной связи (детерминизм). Механический детерминизм: Спиноза, Демокрит. Фатализм - предопределенность, неизбежность.
3. Случайность - то, что может быть и может не быть. Необходимость - проявление какой-либо закономерности. *Случайность есть пересечение необходимости.
4. Форма - структура расположения элементов. Содержание - совокупность элементов в определенной взаимосвязи.
5. Сущность - главная линия содержания объекта, явления. Явление - внешнее проявление содержания
6. Возможность - нереализованная действительность. Виды: -Абстрактные; -Формальные; -Действительная; -Конкретные. Действительность - реализованная возможность.
7. Свобода - способ реализовывать себя (абсолютной свободы нет). Необходимость - обязанность, долг человека.
Лекция 4. 26.09.13 Тема: "Познание как предмет философского познания".
Познание - процесс приобретения информации из окружающего мира.
Виды познания: · Житейский опыт · Художественное познание. · Философское познание. · Научное познание.
План: 1. Проблема познания в философии. 2. Диалектический характер познания (чувственный и логический ступени познания). 3. Истина (абсолютная истина, объективная, субъективная, конкретная, относительная). Диалектическое соотношение абсолютной и относительной истины. 4. Практика, ее роль в познание и обществе.
Агностицизм - отрицание познаваемости мира (Кант). Энгельс: критика Канта.
Процесс познания имеет две ступени: 1. Чувственная: ощущение, восприятие, представление. 2. Логическая: опосредованное, умозрительное. Понятие, суждение, умозаключение.
Понятие - отражение общих свойств объекта в слове или словосочетании. Суждение - отношения между понятиями. Умозаключение - совокупность суждений.
Виды умозаключений: 1) Дедуктивный; 2) Индуктивный 3) Редуктивный
Отличительная черта рациональной ступени от чувственной: 1. Одна ступень имеет дело с образами, а другая отрыв от конкретных единичных объектов. 2. Мы мыслим по отношению к чувствам.
Логика базируется на законах формальной логики: закон тождества; закон противоречия; достаточного основания (Аристотель), каждая мысль должна быть обоснована (Лейбниц).
3. Интуиция - бессознательное чувство. 4. Творчество. Механизм творчества: · Накопление фактов (наблюдение), бессознательное распределение образов; · Комбинирование, переработка; · Осознание; · Скачок;
Истина - знание соответствующее действительности (Аристотель). Истина - объективно, субъективно, абсолютно, относительно, конкретно. *Абсолютной истины нет.
Практика - материальная деятельность человека для разрешения жизненных вопросов.
Виды практики: 1. Производственная. 2. Общественные отношения (создание институтов, митинги, общение, революции). 3. Научный эксперимент. Практика носит абсолютный и относительный характер.
Практика является: · Критерием истины для теории познания; · Основой познания; · Целью познания;
Лекция 5. Тема: "Научное познание" План: 1. Принципы, методология научного познания. 2. Уровни, методы научного познания. 3. Принцип системного подхода. 4. Единство диалектики, логики и теории познания. 5. Синергетика. 6. Основные черты современной науки.
Наука - особая сфера духовной деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных законов действительности. Цели: · Объяснение, описание процессов, явлений действительности;
Научная революция - качественный перелом знаний в процессе познания. Научно-техническая революция - качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общества.
Структура научного познания: · Понятия · Идеи · Концепции · Гипотезы · Модели · Теории · Выводы
Сущность и смысл познания. На этом пути человечество встречало множество фактов, свойств, законов природы и человека. Поиск знаний всегда шел параллельно с развитием искусства и творчества. Знания образуют сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, это передается из поколения в поколение, от народа к народу с помощью механизма той культуры, в которой мы живем.
Теория познания - общая теория, выясняющая саму природу деятельности человека и поэтому познание есть знание о знании.
Принципы научного познания: 1. Причинность. 2. Истина. Доказывается только практикой (наблюдения опыты, эксперимент, производственная деятельность). 3. Относительность (понятие, идеи, концепции, модели, теории, выводы) 4. Соразмерность с общечеловеческими ценностями.
Методология научного познания. Метод - прием, способ познания. Методология - совокупность приемов, которые исследуют структуру, развитие научного знания, способы обоснования результатов, механизм и способы реализации знания на практики.
Типы методологий: 1. Философский метод. Диалектика, метафизика. 2. Общенаучные подходы и методы исследования. 3. Часто научные методы. 4. Методы междисциплинарного исследования.
Уровни научного исследования: - эмпирический (Галилей, Аристотель, Бэкон), выработка программы, организация наблюдений, описание данных, первичное обобщение; - теоретический, сущностное познание (понятие, категории, законы, гипотезы, теории). Данные уровни носят диалектический характер.
Методы эмпирического уровня: 1) анализ; 2) синтез; 3) сравнение; 4) наблюдение; 5) аналогия; 6) обобщение.
Виды эксперимента: исследовательский, проверочный, воспроизводящий, количественный, химический.
Теория - система высказываний (законов) связаны между собой определенными логическими отношениями.
Методы теории: - Аксиоматический метод; - Гипотетико-дедуктивный метод; - Исторический (отражает реальную историю объекта); - Логический (часть исторического процесса в абстрактной форме); - Метод восхождения от абстрактного к конкретному; - Формализация (обобщение форм различных по содержанию процессов) - Идеализация (процесс образования понятий);
Гипотеза - научное предположение, призванное объяснить какое-либо явление и требующее обязательной проверки.
Принцип системного подхода. Система - целое, состоящее из частей, совокупность элементов, находящихся в отношениях в друг с другом каких-то определенных связей и которые образуют целостность, систему.
Виды систем: · Стабильные · Функционирующие · Динамические
Общее диалектики теории познания и логики: 1. Один источник; 2. Законы мышления;
Синергетика - теория саморазвивающихся систем. Парадигма - модель теоретического мышления в научном познании.
Все процессы и явления в природе, обществе связаны между собой постоянным обменом: вещество, энергия, информация.
Лекция 6. 17.10.13
Аристотель дал логическую ориентацию получения знаний - систематизация научных знаний и научного исследования. Физис - органическое изучение природы. Аристотель дал первую классификацию науки. Процесс шел без экспериментальной базы.
Научная революция (Томас Ун) Этапы научной революции: 1. Кон. 16 - нач. 18 вв. Отделение науки от религии. Возникновение классического естествознания (механика). Формирование физика. 2. Вторая половина 18 - первая половина 19 века. Становление классического естествознания. Языком естествознания заговорила математика. Экспериментальная база. Ведущей была механика. 3. Эйнштейновский (рубеж 19-20 столетия). Теория относительности Эйнштейна. Антимеханицизм. 4. Сер. 19 - нач. 21 вв. Постнеклассическая наука. Теория синергетики. Практика становиться основой познания.
Тема: "Социальная философия или философия общества. Общества как система.
План: 1. Философы об обществе. Проблемы социальной философии. 2. Диалектика природы и общества. Специфика познания общества. 3. Источники саморазвития общества. Внешние и внутренние. Основные сферы жизни общества (гражданское общество и государство). 4. Обще социологические законы. 5. Общественный прогресс. Модели развития общества. Формационная модель, цивилизационная и информационная модель.
Человеческое общество - форма объединения жизнедеятельности людей на определенной территории.
Общество - социальная форма движения материи.
Сложность познания объективных законов: 1. Те, кто познает имеют свои чувства, свой интерес, свои взгляды 2. В обществе большую роль играет политический режим. 3. Познание общества опирается на историю прошлого. 4. Велика роль абстракции. 5. Переплетение материально и идеального, сознательного и бессознательного, объективного и субъективного. Три измерения: внутренний мир, социальные взаимоотношения, история прошлого.
Источники саморазвития общества: 1. Внутренние: - производство материальных благ; - воспроизводство самого человека; - воспроизводство общественных взаимоотношений; - духовное производство;
2. Внешние (разрешение противоречий между обществом и природой).
Экономическая сфера. Экономика создает базу общества, на которой развивается культура, политика.
Социальная сфера - внутреннее устройство общества: классы, сословия, народности, нации. В социальной сфере формируется гражданское общество.
Политическая сфера общества - совокупность учреждений организаций, которые представляют интересы социальных групп (власть, политическая партия, профсоюзы, институты). Вся система органов подчиняется государственной власти. Функции: регулятивная, охранительная, внешнеполитическая; интеграционная.
Духовная сфера: индивидуальное, общественное сознание.
Общесоциологические законы: 1. Общественное бытие - материалистическое понимание истории. Общественное сознание самостоятельно: творит, отстает, опережает бытие, соответствует бытию.
2. Соответствие производительных сил производственным отношениям. Человек - главная производительная сила. Социальная революция.
3. Соответствие базиса и надстройки.
Тема: "Общественное сознание. Его развитие". План: 1. Общественное индивидуальное сознание. 2. Структура общественного сознания: аспекты, уровни, формы. 3. Историческая особенность общественного сознания. Необходимость планетарного сознания.
Общественное сознание - совокупность взглядов, теорий, эмоций, настроений, привычек, обычаев, настроение социальных групп, народов, человечества в целом.
Индивидуальное сознание - есть духовный мир, культура отдельного человека. Каналом связи общественного и индивидуального сознания является язык как средство общения.
Соотношение общественного и индивидуального сознания - диалектическое (единство и противоречие одновременно). Противоречия: Индивидуальное сознание базируется на физиологии. Общественное сознание формируется на базе отдельных выдающихся личностей.
Единство: В каждом человеке есть общественная печать.
Диалектика взаимоотношений в обществе. Духовный мир человека зависит от его природных данных, от общественных условий, принадлежность к нации, культуре.
Структура общественного сознания. Аспекты: 1. Социологический (общественная психология - чувства, настроения, привычки, которые вырабатываются стихийно в связи с условиями проживания; и идеология - идеи правящей верхушки). 2. Идеологический.
Уровни: 1. Обыденный (познание явлений, ограничено повседневной практикой, не систематизированный, создает условия для теоретического уровня). 2. Теоретический (систематизирован, открывает суть природных и общественных явлений в форме понятий, суждений; познание сущности).
Формы: 1. Мораль. 2. Искусство. 3. Религия. 4. Право. 5. Политика. 6. Наука. 7. Философия.
Общее: Общественное сознание выполняет следующие функции: регулирование, организация; сплочение, целеуказание. Различия: Предмет отражения
14.11.13 Политическое сознание - отражение в концентрированной форме экономических потребностей социальных слоев классов. Политика - отношения между людьми в государстве для регулирования, для защиты (взаимоотношение между людьми, регулирование хозяйственных отношений, защита внутренняя и внешняя).
Искусство - как особая форма духовного производства. Духовная деятельность заключается в чувственной стороне. Стремление к прекрасному.
Функции искусства: 1. Познавательная 2. Воспитательная 3. Идеологическая
Искусство отражает жизнь, раскрывает идеи, субъективное восприятие.
Мотивы к прекрасному: 1. Сохранить воспоминания, память о чем-то. 2. Работа на заказ. 3. Стремление к признанию. 4. Постоянное совершенствование человека.
Религия - одна из ранних форм общественного сознания. Формы ранней религии: 1. Магия. 2. Аниматизм. 3. Фитишизм.
Мировые религии: 1. Буддизм. 2. Христианство. 3. Ислам.
Национальные религии: 1. Иудеи. 2. Индуизм. 3. Синтоизм.
Причины возникновения религия: 1. Гносеологическая. 2. Экономическая (материальное производство не может всех удовлетворить). 3. Психологическая. 4. Историческая (из поколение в поколение передается преемственность). Религия (материализм) - является фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в повседневной жизни. Земные силы принимают форму неземных. Религия (идеология) - есть введение божественной жизни в человеческую душу.
Структура религии: 1. Религиозные идеи (обоснование веры в сверхъестественное). Обыденное религиозное сознание и религиозная идеология. 2. Религиозное действие, культы. 3. Эмоции, чувства, побуждения. 4. Религиозные организации (церкви, храмы, мечети, сенобоги). 5. Люди, выступающие посредниками между верующими и Богом (епископы, митрополиты, патриархи, папы...).
Функции религии: 1. Мировоззренческая. 2. Управленческая. 3. Объединение людей. 4. Вдохновленное. 5. Нравственная (моральная).
21.11.13 Тема: «Культура и цивилизация» План: 1. Актуальность проблемы. 2. Культура, ее содержание, источники, функции. 3. Цивилизация: ее характеристика, специфика. 4. Диалектика культуры и цивилизации.
Культура как феномен общественной жизни в целом - связана с материальными и духовными ценностями. Ценности выражают общественную сущность.
Культура в широком смысле - совокупность материальных (средства производства, труд, отношение к природе) и духовных (язык, образование, просвещение, медицина) ценностей, создаваемых в процессе общественно исторической практики.
Формы общественной организации. Источник культуры: труд. Мир культуры прибывает вне человека. Культура носит двойственный характер: природный и социальный. Типы культуры: первобытный, рабовладельческий.... Основное назначение культуры: сохранить чистоту нравов.
Функции культуры: 1. Познавательная. 2. Регулятивная. 3. Идеологическая. 4. Коммуникативная. 5. Эстетическая. 6. Информативна.
Культура выступает как механизм накопленных общественных богатств. Насколько активность масс становиться творческой деятельностью.
Национализация в культуре: самосознание нации, выраженной в языке, искусстве, религии, обычаях. Интернационализация: взаимодействие, сотрудничество.
Национализм - идеология, политика, заключающееся в проведении национальной обособленности, межнациональная борьба.
Цивилизация относится к классовому обществу. Общественное разделение труда, возникновение товарно-денежных отношений, раскол общества на классы, появление государства, прав, письменности.
Признаки цивилизации: социальная организация общества.
Основные типы цивилизаций человечества: Древневосточные (Древний Египет, Китай, Индия, Месопотамия). 1. Античная. 2. Средневековая. 3. Индустриальная. 4. Постиндустриальная. 5. Современно-восточная. 6. Российская.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |