Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прагматизм

Реализм

как философия воспитания явился детерминантом концепций воспитания. Реализм в воспитании человека исходит из положений о передаче воспитуемому бесспорных знаний и опыта в препарированном виде, истины и ценностей культуры через разделение целостной реальности на предметное отображение с учетом возрастных возможностей их присвоения. Воспитание должно строиться как помощь воспитаннику в осознании того, что естественным образом побуждает его поведение и деятельность. В результате приоритет отдается методам воспитательного воздействия на сознание воспитанника и практическую деятельность, при этом недостаточное внимание уделяется развитию эмоционально-образной сферы личности.

Слабое место моделей воспитания, разработанных на так называемом материалистическом реализме, состоит в том, что принижается роль знаний о самом человеке в процессе его воспитания, не признается его право на иррациональность в поступках, в жизнедеятельности.

как философия воспитания. Его представители рассматривают воспитание не как подготовку воспитанника к будущей взрослой жизни, а как жизнь воспитуемого в настоящем. Поэтому задача воспитания в рамках данного направления - научить воспитуемого решать реальные жизненные проблемы и с накоплением такого опыта добиться максимального благополучия, успеха в рамках тех норм, которые определены социальной средой его жизнедеятельности. Отсюда в основу содержания воспитания предлагается положить сам процесс решения жизненных проблем. Воспитуемые должны научиться общим принципам и методам решения типичных проблем, с которыми сталкивается человек в течение жизни, и накапливать опыт решения таких проблем в реальных условиях своей жизнедеятельности с тем, чтобы не только успешно включиться в жизнь современного общества, но и стать проводником социальных преобразований. Воспитание - это постоянное побуждение воспитуемого к экспериментированию с целью подготовить его к встрече с жизненными реалиями, которые полны случайностей, опасностей, риска. Основой воспитания считается воспитательное взаимодействие воспитанника с реальной средой, как природной, так и социальной, как на познавательном, так и практическом уровнях. Содержание воспитания должно исходить из логики самой жизни воспитанника и из его потребностей.

Слабым местом данной модели воспитания является крайнее выражение философская прагматизма, что на практике проявляется в воспитании жестких прагматиков и индивидуалистов.

Прагматическая педагогика возникла в CШA на рубеже XIX и XX вв. (основатели - Ч. Пирс и У. Джемс, окончательно оформилась под влиянием Д. Дьюи и его последователей - У. Килпатрика, X. Рагга, Дж. Каунтса). В 1 половине XX в. являлась теоретической основой преобразований в школах США, обусловив цели, содержание и методы обучения в них.

Исходное положение прагматизма - представление о деятельной сущности человеческой личности, согласно которому человек изменяет окружающую сре­ду на основе получаемого практического опыта, активно приспосабливаясь к ней.

1. Будучи биологически детерминированной, природа человека предопределяет пути и возможности воспитания, присущие ребенку закономерности его развития - через учет движущих им его непосредственных интересов и потребностей (Д. Дьюи). Воспитание является природосообразным процессом, поощряющим спонтанное развитие личности, а школа должна облегчить на практике социализацию детей.

2. Воспитание рассматривается не как подготовка воспитанника к будущей взрослой жизни, а как жизнь воспитуемого в настоящем.

3. Воспитание - это постоянное побуждение воспитуемого к эксперименти­рованию, чтобы подготовить его к решению реальных жизненных проблем, к разработке планов своего будущего, к выбору подходящего стиля жизни, стандартов поведения и с накоплением такого опыта добиться максимального благополучия, вплоть до преобразования условий в желаемом для себя направлении, успеха в рамках тех норм, которые определены социальной средой его жизнедеятельности.

4. Основа воспитания - воспитательное взаимодействие воспитанника с реальной средой, как природной, так и социальной, как на познавательном, так и на практическом уровнях.

5. Содержание воспитания должно исходить из логики самой жизни воспи­танника и его потребностей, а в его основе - сам процесс решения жизненных проблем.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Идеализм. Гуманистическая (феноменологическая) парадигма | Социетарная модель воспитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.