КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие информатики
Лекция 1 Тема 1: Основные понятия информатики.
Учебные цели: изучить основные термины и понятия. Вопросы: 1.Понятие информатики 2.Понятие информации 3.Устройство современного компьютера. Размещение 4.Техническое обеспечение 5.Программное обеспечение 6. Операционные системы 7.правление памятью 8. Файловые системы 9.Межпроцессорное взаимодействие 10.Графический интерфейс пользователя
Автор лекции: к.т.н., профессор Ванин Ю.П. Литература: Основная: Каймин В.А. Информатика / учебник. - М.: Инфра, 2007. Турецкий В.Я. Математика и информатика / учебник. - М.: Инфра, 2007. Дополнительная: Стоцкий Ю., Васильев A. Office 2007. - Спб.: Литер, 2007. - 524 с.
Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры общих гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.
Протокол № 8 от «_27__» марта 2012
Информатика. - прикладная наука, изучающая законы и методы сбора, накопления, хранения, передачи и обработки информации с использованием средств вычислительной техники (ВТ). Информатика – область человеческой деятельности, связанная с процессом образования информации с помощью персонального компьютера (ПК). Информатика изучает свойства информации, методы и средства ее получения, преобразования, передачи и хранения. Основные разделы: 1) Теоретическая (ТИ), 2) Прикладная (ПИ). ТИ рассмат-ривает след. проблемы: 1) Информация как семантическое свойство материи, 2) Общая теория информации, методы изучения и измерения, 3) Теория алгоритмов, 4) Мат. и инф. модели, 5) Инф. системы искусственного интеллекта, 6) Методы представления знаний. ПИ состоит из следующих частей: 1) Инф. технологии, 2)Средства информатизации, 3) Социальная информатика. Понятие «информация» Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях; это сведения о той или иной стороне материального мира и происходящих в нем процессов. Виды информации: 1) Научная, 2) Техническая, 2) Производственная 3) Управленческая, 4) Экономическая, 5) Правовая и т.д. Наиболее важным свойством информации является ее качество. Основные параметры качества информации: 1) Релевантность (соответствие запросам потребителя), 2) Полнота (исчерпывающая совокупность параметров отображаемого объекта) 3) Своевременность (соответствие запросам потребителя в нужный момент времени), 4) Достоверность (отсутствие скрытых ошибок), 5) Доступность (возможность получения данных пользователем), 6) Защищенность (невозможность несанкционированного использования информации). Связь (передача информации) и управление является. основными процессами, характеризующими любую организацию. В связи с этим важную роль играет управленческая информация. Она представляет собой разные сведенья экономического, социального, юридического, демографического и др. содержания; обеспечивает решение задач организационно-экономического управления экономики страны. Данные - информация о параметрах, характеристиках конкретных объектов (ФИО студента). Знание – информация о том, как устроены и как ведут себя все объекты определенного типа. Обычно знания объединяют в базы знаний. Системы, использующие БЗ, называют экспертными системами. Роль информации в личной, профессиональной и социальной жизни человека столь велика, что попытка дать ее всеобъемлющее описание обречена на провал. Понимать ведущую роль информации люди стали не очень давно. Возникновение такого понимания совпало, что весьма естественно, с бурным ростом информационных технологий. Этот рост резко увеличил то количество информации, с которым повседневно приходится иметь дело человечеству. Понятия информации, информатики и информационных систем и сетей повсеместно распространены. Интуитивное понимание, а значит и подразумеваемое определение термина (понятия) «информация», далеко не однозначны. Такая ситуация часто встречается при знакомстве с достаточно общими понятиями, которые точно не определяются и их смысл вычленяется только при массовом использовании. для описания основных проблем. Тем не менее, для ряда оценок качества получаемой информации полезно сделать некоторые уточнения и ввести некие определения. Слово информация происходит от латинского слова information -разъяснение, изложение. Это означает, что информация — это нечто несущее или таящее в себе некоторые сведения. Такое определение является достаточно общим, и, как следствие, связано с потерей конкретности. Последнее обстоятельство естественно для общих определений всех базовых (фундаментальных) понятий. Его скорее можно назвать философским определением. Стало быть, для уточнения смысла термина информация необходимо уточнить и конкретизировать его содержание, обратив внимание на его основные свойства. При введении любого нового термина теория обычно стремится определить его с помощью других терминов, которые, в конечном итоге, опираются на различные постулаты. Такой чисто теоретический подход не всегда удобен, и поэтому в нашем случае можно исходить из другого подхода, который принято называть операционным. В этом случае вводимая вновь величина определяется путем указания способа ее измерения. При таком подходе информацию можно определить через вызванное ею уменьшение числа возможных ответов в некоей задаче (проблеме). Таким образом, количество информации связывается с уменьшением неопределенности. Количественный подход к определению информации позволяет изучать вопросы хранения и передачи информации, однако он совершенно не касается ценности информации. Ценность информации связывают с ее прагматическим смыслом, то есть с возможностью ее разумного использования. Поясним понятие прагматического смысла информации. Ценность информации зависит от соответствующей ситуации, а также от уровня сведений, которые могут уже иметься у индивидуума. Можно сказать, что ценность информации существенным образом зависит от характеристик воспринимающею информацию субъекта, точнее от уровня уже имеющихся у него знаний. Сумму этих знаний принято определять как тезаурус субъекта. Иными словами, ценность информации есть функция тезауруса Воспринимающего объекта и в этом смысле она относительна. Анализ математической формулы дает совершенно разные представления о Скрытом в ней смысле в зависимости от того, каков образовательный уровень человека, с этой формулой знакомящегося. Таким образом, семантический смысл информации связан как с объектом, с которым соотносится информация, так и с субъектом, получающим и анализирующим данную информацию. Кратко можно так сформулировать что такое информация. Информация — совокупность сведений, воспринимаемых из окружающей среды, выдаваемых в окружающую среду, либо сохраняемых внутри информационной системы. Понимание общих принципов обработки информации на компьютере позволяет пользователю лучше понимать и принципы работы с компьютерными программами. · Устройсво современного компьютера. Размещение составных частей. · Компьютер - исполнитель команд, достаточно сложно устроенный и, как правило, весьма надёжный. Он «верно» выполнит все команды пользователя. Но из этого, в частности, следует, что и пользователь несёт определённую ответственность за последствия выполнения этих команд. Бессмысленно винить компьютер в неверном «понимании». Человек, работающий с компьютером, должен уметь командовать им, а интерфейс пользователя — средство подачи команд. Взаимодействие человека с ЭВМ должно быть прежде всего взаимным (на то оно и общение). Взаимность, в свою очередь, предуcматривает возможность общения как человека с ЭВМ, так и ЭВМ с человеком. Сама схема взаимодействия крайне проста:
· +--------+ +--------+ · ¦ ¦ +--------------------+ ¦ C ¦ · ¦ H +----+ input devices +---> O ¦ · ¦ U ¦ +--------------------+ ¦ M ¦ · ¦ M ¦ ¦ P ¦ · ¦ A ¦ +--------------------+ ¦ U ¦ · ¦ N <----+ output devices +---+ T ¦ · ¦ ¦ +--------------------+ ¦ E ¦ · ¦ ¦ ¦ R ¦ · +--------+ +--------+ · · · где HUMAN - человек; · COMPUTER - компьтер; · input devices - устройства, с помощью которых ЭВМ получает · информацию от человека; · output devices - устройства, с помощью которых ЭВМ передает · информацию человеку. · · Обычно, при традиционном подходе input devices = keborad & mouse, а output devices = monitor & printer. В ряде случаев возможно добавление других устройств, таких как сканеры, дигитайзеры, плоттеры, графические планшеты, но при всем своем разнообразии до последнего времени все output devices были спроектированы для использования в качестве информационного канала зрительную систему человека. Другим чувствам отводилась в лучшем случае роль сигнализаторов (принтер пищал, когда кончалась бумага, а блок питания неприятно пах, когда горел). Конечно, более 90% информации из окружающей среды человек получает из зрительного канала, но он не должен получать информацию только этим путем. Неоспоримый факт, что визуальная информация, дополненная звуковой гораздо эффективнее простого зрительного воздействия. Техническое обеспечение o Центральный процессор o Чипсет, его принципиальная схема o Материнская плата, слоты и порты o Оперативная память o Устройства ввода и вывода o Устройства для хранения данных Слово «компьютер», означающее буквально «вычислитель» и восходящее к лат. computare, сегодня не нуждается в переводе: повсеместно им обозначают электронные вычислительные машины, и оно понятно даже носителям языков, в которых для компьютера есть собственное слово. Однако в английском, из которого оно и начало свое распространение, это слово имеет и более ранее значение: человек, занятый вычислениями. В большинстве случаев вычисления были не отдельной профессией, а частью других профессиональных занятий. Бухгалтер, инженер, техник затрачивали существенные усилия на проведение расчетов, являющихся частью их повседневной работы. Компьютер меняет все это: вычисления выполняются все более и более автоматизировано, от профессионала же требуется умение придумать и применить способ расчета.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |