Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы организации труда на предприятии

В зависимости от разделения и кооперации труда различают две формы его организации на предприятии:

• индивидуальную - каждый рабочий на своем рабочем месте выполняет постоянно закрепленные за ним либо одну или несколько однородных операций, либо комплекс разнородных операций, либо все операции по из­готовлению конкретного вида продукции (изделия);

• коллективную - группа работников объединяется для совместного и наиболее эффективного выполнения комплекса разнородных и группы однородных трудовых операций.

Наиболее эффективной коллективной формой организаци труда яв­ляется бригада. На отечественных промышленных предприятиях в зависи­мости от содержания выполняемых работ применяются различные виды производственных бригад:

• специализированные, осуществляющие технологически однород­ные виды работ или операций и объединяющие рабочих одной профессии или специальности;

• комплексные, выполняющие комплекс технологически разнородных, но взаимосвязанных видов работ и операций и объединяющие рабочих различных профессий и специальностей. Эти бригады могут быть как с полным, частичным распределением труда, так и без разделения труда.

В зависимости от режима работы организуют сменные бригады, объ­единяющие рабочих одной смены, и сквозные бригады, включающие ра­бочих нескольких смен. Эти бригады могут быть как специализированны­ми, так и комплексными.

На промышленных предприятиях производственные бригады создаются в следующих случаях:

1) для обслуживания крупных агрегатов, автоматических линий, гибких производственных систем;

2) когда группа рабочих мест связана общим ритмом работы (например, поточные линии);

3) при выполнении определенного объема однородной работы, тре­бующей одновременного участия нескольких исполнителей;

4) если определенная законченная часть технологического процесса не может быть выполнена одним рабочим и требует параллельной работы группы рабочих;

5) для выполнения определенной работы с целью повышения ответ­ственности за конечные результаты труда и обеспечение материальной за­интересованности в качественной и эффективной работе.

Формирование бригад в производственных условиях требует соблюдения ряда принципов:

• технической замкнутости, заключающегося в закреплении за бригадой определенных операций, номенклатуры деталей и узлов;

• территориальной целостности, означающего закрепление за бригадой определенной производственной площади, где расположены соответ­ствующие рабочие места;

• добровольности, предусматривающего создание бригады и объеди­нения рабочих мест на основе личной заинтересованности рабочих, а не только производственной необходимости;

• равнозначности, предполагающего, что рабочие всех смен, занятые на одном и том же оборудовании, включаются в одну сквозную бригаду с сохранением необходимой организационной самостоятельности каждой смены;

• достоверности учета, определяющего необходимость и возможность обеспечения правильного и достоверного приема результатов рабочей бригады;

• оперативности планирования, предусматривающего доведение до бригады производственного задания, отражающего содержание его дея­тельности и систему материального стимулирования;

• оптимальной численности, характеризующего количество и состав рабочих в бригаде в соответствии с действующими нормативами управ­ляемости.

Указанные принципы организации бригад могут быть успешно реа­лизованы, если при их формировании осуществлен тщательный анализ производственных условий, характера и содержания производственных связей, рассмотрены и решены вопросы регламентации труда и его оплаты, оптимизации численности, планирования, учета и хозяйственного расчета.

Совершенствование техники и технологии, рост культурно-технического уровня, квалификации и мастерства рабочих создают предпосылки для внедрения передовых форм и методов организации труда. Это имеет не только экономическое, но и социальное значение; способствует устранению монотонности труда, повышению его привлекательности и содержательности, росту квалификации рабочих и расширению их трудового профиля. К этим формам труда можно отнести совмещение профессий и функций, многостаночное обслуживание.

Совмещение профессий представляет собой выполнение одним рабочим функций и работ, относящихся к различным профессиям. Это значит, что рабочий в течение нормальной продолжительности рабочего дня, наряду со своей основной работой, выполняет работу по другой профессии или специальности. Совмещать можно различные функции, но при условии, что производительность труда не уменьшится. Смежной профессией называют такую, которая имеет технологическую или организационную общность с основной и осуществляется на рабочем месте по основной профессии (например, станочник-наладчик). Выполнение работы по смежной профессии называют совмещением. К совмещению относится и овладение рабочим второй специальностью (профессией), трудовые функции которой не имеют общих признаков с функциями по основной профессии. Совмещение может быть полным, если рабочий осуществляет все трудовые функции рабочего другой специальности, или частичным, если рабо­чему передается только часть функций рабочего одной специальности. В результате повышается загрузка рабочих и сокращается общая числен­ность, возрастает производительность труда.

Совмещение профессий возможно при соблюдении следующих условий:

1) неполная занятость рабочего по основной профессии;

2) равномерность выполнения совмещаемых функций;

3) отсутствие отрицательного влияния совмещения работ на точность, качество и производительность труда;

4) достаточный для освоения второй профессии (специальности) уровень квалификации рабочего.

Совмещение профессий наиболее эффективно тогда, когда совмещаются профессии (специальности), связанные по содержанию и ходом техно­логического процесса, единством обрабатываемых предметов труда, обес­печением роста производительности труда и повышением его качества.

Сущность совмещения профессий в том, что работник в течение установленной законом продолжительности рабочего дня наряду со своей основной работой выполняет дополнительную работу другого работника, отнесенную, как правило, к смежной профессии. Это ведет к полному высвобождению работников, осуществлявших ранее работу по совмещаемой профессии (если совмещение осуществляется постоянно).

При совмещении функций работник, сохраняя прежний профиль своей работы, частично выполняет обязанности другого исполнителя. Такое совмещение функций сопровождается частичным высвобождением работников.

Расширение зон обслуживания отличается от совмещения профессий тем, что в данном случае совмещаются работы в рамках одной профессии. Этой мерой можно достигнуть улучшения использования рабочего времени, высвобождения работников.

Совмещение профессий (функций), расширение зон обслуживания вызываются необходимостью более рационального использования рабочего времени, более полной загрузки оборудования, повышения маневренности в использовании персонала, обеспечения взаимозаменяемости.

Совмещение профессий (функций) расширяет производственный профиль работника, способствует повышению профессионально - квалификационной мобильности, содержательности труда, устраняют монотонность в работе.

Основные условия, при которых возможно и экономически оправдано совмещение профессий:

• наличие у работников неиспользованного рабочего времени, обусловленного технологией производства или применяемым оборудованием;

• общность содержания труда по совмещаемым профессиям, их технологическая и функциональная взаимозависимость;

• территориальная близость рабочих мест;

• разновременность выполнения совмещаемых функций;

• отсутствие отрицательного влияния совмещения работ на точность, качество и производительность труда;

• достаточный профессиональный уровень работника или возможность его повышения.

Разновидности совмещения профессий

I. По видам совмещаемых профессий, работ, функций:

• совмещение основных функций с основными;

• совмещение основных функций со вспомогательными;

• совмещение основных функций с функциями по обслуживанию оборудования;

• совмещение ряда вспомогательных (или обслуживающих) функций;

• совмещение вспомогательных функций (или обслуживающих) с основными.

II. По количеству совмещаемых профессий (специальностей):

• одна профессия (простое совмещение);

• несколько профессий (комбинированное совмещение).

III. По степени совмещения:

• полное (с выполнением всего объема работ по совмещаемой профес¬сии);

• частичное (с выполнением части функций по совмещаемой профессии).

IV. По порядку совмещения: параллельное; последовательное.

V. По сложности совмещаемых работ по сравнению с работами по основной профессии:

• низшего разряда;

• аналогичного разряда;

• более высокого разряда.

VI. По стабильности совмещения:

• временное;

• постоянное.

Конкретная форма совмещения выбирается в конкретных производственных условиях в зависимости от технологии производства, состава и расположения оборудования, форм и глубины разделения труда, квалификации работников и т.п.

Многостаночное обслуживание - это форма организации труда, при которой рабочий (или группа рабочих) обслуживает одновременно не­сколько станков (агрегатов), выполняя ручные элементы операции на каж­дом из них, а также все или часть функций обслуживания рабочего места во время машино-автоматической работы каждого станка.

Многостаночное обслуживание организуется на участках, где активная деятельность рабочего на станках чередуется с автоматической работой станка, при которой роль рабочего сводится к наблюдению.

Техническими предпосылками развития многостаночного обслуживания являются повышение уровня автоматизации оборудования, улучшение системы управления оборудованием и конструкции технологической оснастки, благодаря чему доля ручного труда сокращается и увеличивается доля его автоматической работы.

Условия организации многостаночного обслуживания:

1) рациональная планировка оборудования, обеспечивающая удобство его обслуживания;

2) кратчайшие маршруты перехода от станка к станку;

3) эффективная организация обслуживания рабочих мест.

Экономическая целесообразность многостаночного обслуживания

заключается в возможности обеспечения полной занятости рабочих- станочников и в повышении эффективности использования оборудования.

Основой расчетов многостаночного обслуживания является продолжительность и структура цикла многостаночной работы (Тц). Цикл многостаночного обслуживания — это время, в течение которого полностью осуществляются все регулярно повторяющиеся элементы оперативной работы на обслуживаемых станках. Если при многостаночном обслуживании полностью используется время рабочего, то

Тц = ZT3 (ZТ3 — время занятости на всех станках).

Если у рабочего имеется свободное время (Тсв), то

Тц = Сумма ZT3+Тсв

Если имеются простои оборудования, то

Тц = Тм.с.+ Сумма ZT3+Тп.с.

где Тм.с. — свободное машинное время, т.е. время машинно-автоматической работы станка, в течение которого рабочий не занят выполнением ручной работы и активным наблюдением за технологическим процессом на данном станке;

Тп.с. — время перерывов в работе станков вследствие ожидания обслуживания, отнесенное к одному циклу.

Необходимо стремиться, чтобы обеспечивалось равенство Тп = ZТ3. Это зависит от отбора станков и определения выполняемых рабочим операции.

При определении оптимальной зоны обслуживания учитывается степень занятости рабочего путем расчета коэффициента занятости (К3), который определяется как частное от деления времени занятости (Т3) на величину оперативного времени отдельного станка (Топ)

К3=Т3/Топ

При оптимальных условиях сумма коэффициентов занятости по всем обслуживаемым станкам не должна превышать единицы, в противном случае могут быть простои оборудования.

Расчет количества станков, включаемых в многостаночное обслуживание (п) в самом простом случае, когда все станки одинаковы и выполняют одни и те же операции (такое обслуживание называют циклическим), производится по формуле

n= 1+Тма*Кп/Т3

где: Кп — коэффициент, учитывающий время на переходы от станка к стан¬ку и микропаузы в работе; 1 — первый станок; Тма — машинно-автоматическое время.

При нециклическом обслуживании, когда станки выполняют разные операции неодинаковой продолжительности, число обслуживаемых станков определяется по формуле: n= Тма*Кп/Т3

где: Тзм — максимальное время занятости рабочего на одном станке.

Наиболее широкое распространение в промышленности получили 3 метода многостаночного обслуживания: сторожевой (дежурный), маршрутный и маршрутно-сторожевой.

Разделение и кооперация труда руководителей, специалистов и служащих

Каждое промышленное предприятие имеет определенную организа­ционную структуру управления, основу которой составляют формы разделения и кооперации труда управленческого персонала: руководителей, специалистов и служащих.

Функциональное разделение труда руководителей, специалистов и служащих обусловлено содержанием выполняемых ими функций управления и заключается в обособлении однородных работ, требующих определенного комплекса знаний, подготовки и навыков. Так, руководители выполняют общие функции управления: организуют, направляют, координируют и регулируют деятельность подчиненных звеньев и лиц, принимают решения и несут ответственность за них.

Специалисты - это работники, осуществляющие отдельные функции управления, требующие специальных технических знаний, соответствую­щего уровня профессиональной подготовки, навыков и опыта (технологи, механики, нормировщики, экономисты и др.). Они выполняют инженерно- технические, экономические, финансовые работы, занимаются организацией производства и труда.

Служащие - это работники, выполняющие функции управления, которые не требуют специальных знаний. Они осуществляют подготовку и оформление документации, учет и контроль. Это делопроизводители, секретари, кассиры и др. При формировании организационной структуры управления предприятием распределяются функции и соответственно работники по отделам и службам аппарата управления, разрабатываются положения об этих подразделениях, где четко формулируются задачи, содержание труда, выполняемые функции и взаимоотношения с другими службами и подразделениями.

Технологическое разделение труда заключается в специализации ра­ботников на выполнении работ, связанных общностью технологических процессов. На основании этого подразделяют руководителей и специалистов на административно-управленческий и цеховой персонал. Кроме того, из различных видов их деятельности выделяются стереотипные и формализуемые операции, которые выполняются специализированными техническими службами. Эти службы обеспечивают функциональные подразделения и руководителей информацией, необходимой для принятия управленческих решений.

Профессионально-квалификационное разделение труда руководителей, специалистов и служащих предусматривает распределение обязанностей и разграничение ответственности между работниками с учетом занимаемой должности, степени сложности поручаемых работ, уровня профессиональных знаний, требуемых для их выполнения и замещения должностей, специальности и квалификации для обеспечения эффективности труда каждого работника. Профессиональное и квалификационное разделение труда руководителей, специалистов и служащих на предприятиях осуществляется на основе Единого квалификационного справочника должностей служащих, в котором по каждой должности определен круг обязанностей, указано, что должен знать работник, и установлены квалификационные требования (образование, практические навыки). Перечень профессий (специ­альностей) специалистов и служащих, уровень их профессиональной подго­товки (квалификации) определяются содержанием производственно- хозяйственной деятельности предприятия, составом производственного процесса, уровнем технической оснащенности, организации производства и труда, номенклатурой и характеристикой выпускаемой продукции, мас­штабами производства.

Разделение труда руководителей, специалистов и служащих нераз­рывно связано с его кооперацией, которая представляет собой систему устойчивых производственных взаимоотношений между функциональными подразделениями, системами подчиненности внутри них. Так, функциональное разделение труда обусловливает необходимость кооперации между структурными подразделениями и службами при выполнении закрепленных за ними функций. При технологическом разделении труда возможна кооперация как между отдельными работниками, так и между струк­турными подразделениями, а профессионально-квалифицированному раз­делению труда в основном соответствует кооперация между работниками внутри каждого подразделения.

Для реализации на практике форм разделения и кооперации труда руководителей, специалистов и служащих на предприятии разрабатывают положения о структурных подразделениях, в которых четко разграничивают и фиксируют задачи, функции и права каждого подразделения, определяют взаимоотношения с другими подразделениями предприятия. На основе этих положений составляются инструкции, в которых указываются организационно-правовые положения каждого работника: функции, права, обязанности, взаимоотношения, критерии оценки и ответственности. Эти документы используются для организации труда и управления руководи­телей, специалистов и служащих.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается разделение труда на предприятии?

2. Какие виды разделения труда имеют место на предприятии? Дайте их характеристику.

3. Какие границы характеризуют разделение труда? В чем они состоят?

4. Что понимают под кооперацией труда на предприятии? Как она связана с разделением труда?

5. Какие применяются на предприятии виды производственной ко­операции труда?

6. Какие критерии характеризуют рациональные границы кооперации труда?

7. Какие формы организации труда применяются на предприятии? Охарактеризуйте их.

8. Каковы условия создания бригад на предприятии?

9. Какие принципы соблюдаются при формировании бригад в произ­водственных условиях?

10. Что представляет собой совмещение профессий? В каких условиях оно возможно?

11. Охарактеризуйте многостаночное обслуживание и условия его применения.

12. Какие формы разделения труда управленческого персонала при­меняют на предприятиях?

13. Что представляет собой кооперация труда управленческого персонала и как она реализуется на предприятии?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Логистические операции | Японская и американская модели менеджмента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.