Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические основы архитектурного проектирования

 

((Метод (греческ. - путь исследования, теория, учение) - это способ решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.
Комплексный метод проектирования охватывает всю сложность архитектурного механизма, и применяется как в учебном процессе, так и в проектной архитектурной практике. В процессе комплексного проектирования применяются:
- метод анализа – типологического, функционального, экономического, визуального, и
- метод синтеза – приемы компоновки целостной системыархитектурного объекта и средства гармонизации объекта проектирования (дома, комплекса или района города) с окружающей средой.))

Слово система в переводе из греческого языка обозначает соединение, или целое, составленное из частей. Система - это множество элементов, которые находятся между собой в связях и взаимоотношениях, образующих определенную целостность. Под системой понимается связанное целое, образованное взаимозависимостью и согласованностью составляющих его частей и элементов, то есть структурой.
Структура выступает как характеристика системы. Структура - это совокупность стойких связей объекта, которые обеспечивают его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств при разных внешних влияниях. Его становой хребет.
Применяемый в науке метод структурного анализа позволяет рассматривать любой объект как систему, которая имеет совокупность общих свойств, выраженных в характеризующей ее структуре.

При формировании архитектурного произведения взаимодействует множество сил - постоянных и переменных факторов, роль которых не однозначна: градостроительные, климатические, функционально-планировочные, конструктивно-технические и архитектурно-художественные условия, экономические и эксплуатационные требования.Конечная цель процесса - создание целостной композиции проектируемого объекта. Таким образом, при проектировании следует учитывать следующие позиции:

- единство содержания и формы объекта проектирования (дома, города и т.д.);

- взаимодействие внешнего и внутреннего;

- функциональная целесообразность;

- роль конструктивного замысла;

- экономический фактор;

- композиция как целостность;

- художественные средства и закономерности;

- соразмерность с окружающими объектами;

- архитектурный образ.

В процессе проектирования перед нами стоит задача раскрыть также и содержание объекта - как совокупность назначения здания и неразрывно связанных с ним идейно-образных требований. Соотношение формы и содержания в композиции архитектурного объекта выступает в единстве структуры и функции. Функция, так или иначе, организует структуру, структура - определяет компоновку функции.
Связи, которые формируют структуру в архитектурном объекте, могут быть: функциональными, зависящими от конкретной деятельности и выражаться как коммуникации (пешеходные или транспортные). Т.е., в подобном случае они служат скелетом, направляющим «рост» идеи здания при его проектировании. Или же такие связи могут быть композиционными, - как правило, визуальными. Они выражаются как непосредственный зрительный контакт или же как последовательность визуальных кадров, которые формируют пространственно-временную цепь впечатлений посетителя от объекта, своего рода сценарий его восприятия, который потом складывается в единый художественный образ.

Иным важным фактором является взаимосвязь внешней формы объекта с другими объектами пространственной среды, в которых рассматриваемый объект создается. Проектирование объекта как системы облегчает понимание связи объекта с внешней средой. Градостроительный подход определяет каждый архитектурный объект как систему, которая входит в состав другой, более сложной пространственной системы; относительно нее первая система выступает как компонент. Таким образом, жилой дом - система относительно его компонентов - секции и квартир, в то же время он сам - один из компонентов внешней пространственной системы - группы домов или ансамбля. И, как и в случае с меньшими системами – при взаимодействии объекта и его составляющих – так и тут внешняя и внутренняя структура всегда находятся в единстве и взаимопроникновении.
Также, выбор взаимосвязей внешнего и внутреннего пространства влияет на архитектурный и конструктивный замысел проекта, на композиционный прием в целом. Так, формирование интерьера во взаимодействии с внешней естественной средой повышает комфортные - функциональные и эстетические качества решения внутреннего пространства. Раскрытие общественных и жилищных домов к окружающей среде служит средством художественно-эмоционального и психофизиологического воздействия. Таким образом, предметом архитектурного проектирования становится взаимодействующая система архитектурного объекта и среды.

Функциональный подход опирается на внутренние связи, обусловленные назначением здания, - технологическими процессами, которые будут проходить в данной материальной оболочке. Принцип целесообразности, " пользы" архитектурного произведения состоит в стремлении наилучшим образом удовлетворить материальные и духовные потребности общества при разумном минимуме расходов. Приступая к проектированию, архитектор определяет обязательные (закономерные) и необязательные (желаемые) функциональные связи.
Следует помнить, что разработка объемно-планировочной структуры шире функционального решения. Функциональная схема не может использоваться в качестве реальной эстетической структуры. " Форма определяется функцией, но превосходит ее, поскольку художественное воображение может ее сопровождать без убытка для нее [функции] " [Ф. - Л. Райт].

Существенно для методики комплексного проектирования введение понятия "поведения" объекта, которое определяет взаимодействие компонентов внутри системы во времени. Процессы, которые происходят в объекте, динамичны, вместе с тем пространственная структура здания дает им статическое выражение. Преодоление этого противоречия находит свое отображение в идее гибкого пространственного решения как жилищных, так и общественных зданий. " Одного функционирования для искусства недостаточно - вместе с тем... не найдется никого, кто стал бы утверждать, что красивому разрешено плохо функционировать " [Г.Б. Бархин].

Что касается роли конструктивного замысла. Именно формулировка задания архитектуры как создание материальной среды путем искусственного выделения определенной части пространства как материальной оболочки объема показывает необходимость сплава архитектурно-пространственного и конструктивного замыслов - и ту роль, которая уделяется технике, как средству создания архитектурного сооружения.

Комплексный метод допускает одновременную разработку архитектурной и конструктивной структуры здания. Любое усовершенствование конструктивного и технического решения является усовершенствованием архитектурного реш е ния. Всякая работа над организацией пространства является работой над техникой, всякая работа над технической проблемой является и работой над решением пространства. Структурное мышление, развитое у архитектора в процессе учебы, позволяет решать подобные задачи синтеза конструктивного и композиционно-образного построения объекта. Выдающийся архитектор Феликс Кандела выразил мнение о том, что современную архитектуру можно создавать как скульптуру, которая воспринимается "изнутри". Инструментом, позволяющим создавать эти "скульптуры", служат различные структуры, и архитектор должен уметь ими пользоваться.
Это мнение раскрывает важнейшее задание проектирования, которое заключается в создании целостности архитектурной и конструктивной структуры здания, связи формы и конструкции. Взаимовлияние техники и художественного творчества представляет собой сложный противоречивый процесс, который находит свое единство в композиции удачного архитектурного произведения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Код другої міграції | Ландшафт в архитектурном проектировании
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.