Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение как психологическая деятельность партнеров




Общение по своему содержанию является сложнейшей психологической деятельностью партнеров.

В рамках коммуникативного аспекта общения психологическое взаимодействие партнеров концентрируется вокруг проблемы кон­такта. Эту проблему не следует сводить только к умениям и навы­кам коммуникативного поведения и использования средств об­щения. Главное в успехе контактов заключается в восприятии парт­нерами друг друга.

Психологический контакт начинается с конкретно-чувствен­ного восприятия внешнего облика партнеров посредством орга­нов чувств.

В этот момент доминируют психические отношения, прони­занные эмоциональной реакцией друг на друга как на психофи­зическую данность. Реакции приятия-неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, которые свидетель­ствуют о том, нравимся ли мы друг другу или нет. На стадии возникновения контакта заметная роль принадле­жит внешней привлекательности человека, благодаря которой человек приобретает особый, более высокий, коммуникативный потенциал. Поэтому люди, как правило, ревниво относятся к своему внеш­нему облику и уделяют ему много внимания.

В различных формах невербального и вербального поведения происходит выражение всех сторон человеческой привлекательности, которые предопределяют обаятельность лич­ности. Обаяние – это нечто большее, чем физическая привлекатель­ность, это, скорее, таинствен­ный дар достигать психологического расположения окружающих людей, быть притягательным, очаровательным. Это тот, кто вызывает ответное эмоционально-психологическое отношение, которое явля­ется предпосылкой, необходимой для обратной связи. Обратная связь как процесс взаимонаправленных ответных дей­ствий служит поддержанию контакта.

Внутригрупповые контакты приобретают характер социального взаимодействия в раз­личных формах информационно-коммуникативной деятельности.

В рамках информационного аспекта общения происходит рас­ширение круга психологических проблем, связанных с передачей и восприятием сообщений. Информация заключает в себе результаты познания людьми всего, что их окружает, общечело­веческий опыт. Она представляет собой общечелове­ческое наследие, которое с помощью средств коммуникации передается от поколения к поколению, создавая для каждого из них новые условия жизни и развития.

Информационные функции общения можно трактовать как своеобразный механизм наследования способов адаптивного поведе­ния человека и передачи опыта. Поэтому информация приобретает наибольшую ценность в любой сфере человеческой деятельности. Информация кодируется в каналах связи в виде знаков и их комплексов (сообщений, слов, жестов и др.), за которыми за­креплены определенные значения. Системы знаков образуют ес­тественные и условные языки, с помощью которых и совершает­ся процесс общения.

Знание языков расширяет информационные возможности че­ловека. Количество языков, которыми он владеет, может быть неограниченным в зависимости от его практических потребно­стей и технических возможностей.

По целям сообщения информация может подразделяться на осведомительную, регуляторную и эмоциональную. Если переда­ются только сведения об объекте, то информация имеет осведо­мительное назначение. Если же общение рассчитано на побужде­ние партнера к действию, то информация приобретает регулятор­ную нагрузку. Эмоциональная информация адресуется к чувствам и переживаниям реципиентов.

Межличностный характер общения выводит партнеров на про­блему взаимопознания, что активизирует когнитивные функции субъектов общения, которые начинают выступать в роли практи­ческих психологов. Вопросы о том, кто мой собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать и многие другие, связанные с личностью партнера, становятся главными психологическими загадками для участников общения. Когнитивный аспект обще­ния охватывает не только познание другого человека, но и реф­лексивно — самопознание. Обобщающим эффектом этих процес­сов становятся образы-представления о себе и партнерах. Такие образы формируются через групповую оценку личности и соци­ально-психологическую интерпретацию личности по ее внешним проявлениям.

Содержательная структура данных образов соответствует многообразию свойств человека. В ней обязательно присутствуют ком­поненты внешнего облика. Это не случайно, так как человек в роли практического психолога прокладывает путь к внутреннему миру партнера через поведенческие сигналы о состояниях и свой­ствах воспринимаемого. Психологическая характеристика личности прочно связывается с элементами внешнего облика, например: «умные глаза», «волевой подбородок», «добрая улыбка» и т.д.

Конституциональные признаки внешнего облика и особенно­сти его оформления одеждой и косметикой играют роль эталонов и стереотипов социально-психологической интерпретации лич­ности.

Другая особенность этих образов заключается в том, что взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех ка­честв партнера, которые наиболее значимы для участников обще­ния на данный момент их взаимодействия. Поэтому в образе-пред­ставлении о партнере не обязательно выделяется доминирующее качество его личности.

Эталоны и стереотипы взаимопознания формируются через общение с непосредственным окружением человека в тех общнос­тях, с которыми он связан своей жизнью. Прежде всего это семья и этнос, пользующиеся культурно-историческими шаблонами по­ведения. Вместе с последними личность усваивает национально-этнические, социально-возрастные, эмоционально-эстетические, профессиональные и другие эталоны и стереотипы познания че­ловека человеком.

Практическое назначение взаимных представлений партнеров состоит в том, что понимание психологического облика лично­сти является исходной информацией для определения тактики своего поведения по отношению к участникам взаимодействия. Это означает, что эталоны и стереотипы взаимопознания вы­полняют функцию регуляции общения людей. Положительный и отрицательный образы партнера закрепляют отношения той же направленности, снимая или возводя психологические барьеры между ними. В расхождениях взаимных представлений с самооцен­ками партнеров скрыты психологические конфликты когнитив­ного свойства, которые время от времени перерастают в конф­ликтные отношения между взаимодействующими людьми.

В группах людей индивидуальные представления друг о друге концентрируются в групповые оценки личности, которые функ­ционируют в процессах общения в виде общественного мнения о человеке.

От непосредственного образа партнера мы поднимаемся к зна­нию о человеке вообще и возвращаемся к самооценке. Совершая эти круги взаимопознания, мы уточняем знания о себе и о том месте, которое можем занимать в обществе.

Аттракция как аспект общения связана с эмоциями, чувства­ми и настроением в личных контактах партнеров. Они проявляют­ся в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении. Через них проступают взаимные отноше­ния, которые становятся своеобразным социально-психологиче­ским фоном взаимодействия, предопределяя больший или мень­ший успех совместной деятельности.

Когнитивная (поведенческая) сторона общения как раз и служит целям согласования внутрен­них и внешних противоречий в позициях партнеров. Когнитивные функции обеспечивают управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности. Они раскрывают стремление человека к тем или иным ценностям, стимулируют его побуди­тельные силы, регулируют поведение партнеров в совместной дея­тельности. Универсальным механизмом регуляции поведения лю­дей является установка, во многом определяющая стратегию жиз­ни, пронизывающая все уровни функционирования человека и его психику. Установки всех видов уходят корнями в подсознание и поэтому с трудом поддаются рациональным способам согласо­вания. Партнеры с разными установками не всегда понимают друг друга, плохо сотрудничают, скорее идут на радикальный разрыв. Благоприятному развитию общения способствует совместимость установок партнеров.

Согласование и координация позиций партнеров происходят посредством обмена взглядами, мыслями, чувствами. Этот про­цесс подчинен целям корректировки планов совместной деятель­ности. В ходе общения формируются цели, мотивы и программы поведения включенных в него индивидов, а также осуществляет­ся взаимная стимуляция и взаимный контроль этого поведения. Установки, потребности, интересы, отношения в целом, высту­пая как мотивы, определяют перспективные направления взаи­модействия партнеров, в то время как тактика общения регулиру­ется еще и взаимным пониманием личностных особенностей лю­дей, их образами-представлениями друг о друге и о себе. При этом регуляция взаимодействия и взаимоотношения осуществляется не одним, а целой группой образов. Помимо образов-представлений партнеров друг о друге в систему психологических регуляторов общения входят образы-представления о себе — Я- концепция, представления партнеров о впечатлении, произведенном друг на друга, идеальный образ общественной роли, выполняемой ими. Эти образы не всегда четко осознаются людьми в процессах об­щения. Чаще всего они выступают как неосознанные впечатления и не находят выхода в понятийную сферу мышления. Психологи­ческие явления, заключенные в установках, мотивах, потребно­стях, интересах, проявляются посредством волевых действий в различных формах направленного на партнера поведения.

Когнитивные функции в процессе общения проявляются в рам­ках проблемы «отношение — поведение», эффективное решение которой предполагает согласованность взаимодействий партнеров.

Большую роль здесь играет аттракция (от франц. attraction — притя­жение, тяготение; механизм формирования привлекательности, привязанностей, симпатии, любви), эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание).

Взаимостремление предполагает столкновение партнеров в процессе согласования позиций, в результате чего они приходят к отношениям «согласия — несогласия» друг с другом. В случае со­гласия партнеры вовлекаются в совместную деятельность. При этом происходит распределение ролей и функций между ними. Эти от­ношения вызывают особое направление волевых процессов у субъектов взаимодействия.

Оно связано либо с уступкой, либо с завоеванием определен­ных позиций. Поэтому от партнеров требуется проявление вза­имной терпимости, собранности, настойчивости, психологиче­ской подвижности и других волевых качеств личности, основан­ных на интеллекте и высоком уровне сознания и самосознания личности.

В этом процессе происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отношений партнеров по совместной жизнедеятельности. Он облекается в различные формы обращения. Одни из них по­буждают партнеров к действиям (приказ, просьба, предложение), другие санкционируют действия партнеров (согласие или отказ), третьи вызывают на дискуссию (вопрос, рассуждение). Сама же дискуссия может происходить в форме беседы, диспута, конферен­ции, семинара и целого ряда других видов межлюдских контактов.

Однако выбор форм обращения чаще продиктован функцио­нально-ролевыми взаимосвязями партнеров в совместной работе. Например, контрольная функция руководителя побуждает его к более частому использованию приказов, просьб и санкциониру­ющих ответов, в то время как педагогическая функция того же руководителя требует более частого использования дискуссион­ных форм общения.

Взаимовлияние и его социально-психологическое содержание реализуются в способах и приемах воздействия людей друг на дру­га при их общении. Посредством взаимовлияния партнеры «обра­батывают» друг друга, стремясь к изменению и преобразованию психических состояний, установок и в конечном счете поведения и психологических качеств личности.

В результате взаимовлияния возникают отношения «подчине­ния—сопротивления», «следования — избегания», «солидарности — противодействия» и др., основанные на волевых качествах парт­неров, признании или отрицании их авторитета, статуса и ролей. Влиятельность личности зависит также от ее места в системе об­щественных и групповых отношений, от тех средств, которыми она располагает в организационной структуре совместной деятель­ности.

Каждая общность людей имеет свои средства воздействия, ис­пользуемые в разнообразных формах коллективной деятельности, в которых происходит концентрация социально-психологическо­го содержания образа жизни. Это проявляется в обычаях, тради­циях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказани­ях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном ис­кусстве, в художественной литературе, кино, радио- и телепере­дачах. Все названные массовые формы общения обладают мощ­ным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средством воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.

Одним из видов общения является доверительное общение, в ходе которого происходит сообщение особо значимой информации.

Доверительность — это существенный признак всех видов об­щения, без которого нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы.

Следует остановиться на анализе делового общения, актуальность которого в последнее время значительно возросла во всех сферах. Оно неоднородно по своей природе. Одно дело — деловое обще­ние в сфере экономики, другое — в правоохранительной области и т.д.

Деловое общение в сфере экономики предполагает знания по ве­дению телефонных разговоров, проведению совещаний и пр.

Часто первым шагом к деловому партнерству становится теле­фонный разговор, по телефону проводятся переговоры, отдаются распоряжения, излагаются просьбы. Несоблюдение правил веде­ния служебных разговоров экономически невыгодно. Кроме того, это свидетельствует о серьезных проблемах в профессиональной подготовке специалистов. Недостаточная подготовка к разговору, неумение выделить в нем главное, лаконично и грамотно изло­жить свои мысли приводит к значительным (до 20 — 30%) поте­рям рабочего времени.

Известно, что большинство плодотворных идей возникает при контакте мнений. Этим объясняется распространенность такой коллективной формы поиска решений, как совещание. Однако на их проведение затрачивается слишком много времени, и к тому же это один из самых дорогостоящих видов служебной деятель­ности.

Последнее обусловлено следующим: совещаются обычно руко­водители, то есть самые высокооплачиваемые работники; боль­шинство чрезвычайных происшествий случается во время отсут­ствия руководителя на рабочем месте; некоторых работников со­вещания расхолаживают.

С другой стороны, совещание является основной и наиболее распространенной формой группового решения проблемы. Зачем тратить столько средств и времени для того, чтобы собрать целую группу людей? На это есть причины: группы обладают большими знаниями и опытом, которыми отдельный индивидуум не распо­лагает; группой более успешно избегают ошибок и неудач в рабо­те; те, кто должен выполнять решение группы, принимают ре­зультаты ее работы более благожелательно, чем решение индиви­да; если решение группы будут проводить в жизнь сами ее участ­ники, они сделают это более эффективно; существует «групповой эффект», благодаря которому результат работы группы выше суммы вкладов индивидов.

Эффективность проведения совещаний возможна при соблю­дении следующих правил.

Каждый участник совещания должен быть поставлен перед необходимостью высказаться, и ему надо предоставлять такую возможность. Председательствующий должен регулировать направ­ленность выступлений: не допускать отклонений от повестки дня, следить за соблюдением регламента, стимулировать реальные пред­ложения. Все участники совещания должны уметь говорить «я» вместо употребления безличной формы, а также избегать оценоч­ных высказываний, неоправданных обобщений.

В большинстве случаев для повышения эффективности группо­вого решения требуется специальная тренировка управленческо­го персонала.

Для многих людей выступление перед аудиторией представля­ет собой почти неразрешимую проблему, однако каждому, кто работает с людьми, требуются навыки свободного поведения в различных аудиториях.

Всякое выступление должно иметь стержневую идею, которую необходимо ясно обозначить с самого начала. Когда слушатели знают цели, которые отстаивает выступающий, это усиливает их внимание к докладу. Сформулировать основной тезис — значит ответить на два вопроса: зачем говорить (цель выступления) и о чем говорить (средства достижения цели, или, другими словами, система посылок и умозаключений)?

Классическая композиция выступлений включает: вступление, основную часть и заключение. Рекомендуется следующее пример­ное распределение времени: на вступление — 10—15%, на ос­новную часть — 60—65%, на заключение — 20 — 30% от всего времени выступления.

Нередко успех выступления зависит от вступления, поэтому первые фразы должны быть наиболее тщательно подготовлены и отработаны.

При подготовке публичного выступления следует иметь в виду интеллектуальный уровень аудитории; знать, как пробудить и под­держать интерес к теме; учитывать общее количество слушателей (чем больше их число, тем более простым и доходчивым должно быть выступление — отказ от специальной и иноязычной тер­минологии, построение речи короткими предложениями и т.п.). Не стоит пытаться «втиснуть» слишком много материала в огра­ниченное время: просрочка времени или перескакивание с одно­го на другое в процессе выступления может непоправимо испор­тить его. Материал должен быть отобран исходя из степени убеди­тельности, об остальном можно только упомянуть и предложить желающим ознакомиться после доклада.

Для облегчения выступления и усвоения слушателями матери­ала желательно использовать рисунки, схемы, графики, однако плохо подготовленный наглядный материал будет только раздра­жать слушателей и мешать выступающему.

Формирование социально-психологической компетентности предполагает использование таких видов тренинга, как сенситив­ный (тренинг межличностной чувствительности) и тренинг дело­вого общения.

Выделяются четыре компонента сенситивности:

1) наблюдательная сенситивность — способность наблюдать (видеть и слышать) другого человека и одновременно запоми­нать, как он выглядит и что говорит;

2) теоретическая сенситивность — способность применять тео­рии для более точных интерпретаций чувств и действий других людей;

3) номотетическая сенситивность — способность понимать ти­пичного представителя той или иной социальной группы;

4) идеографическая сенситивность — способность понимать своеобразие каждого человека.

Тренинг делового общения по своим задачам отличается от сенситивного. Он направлен на формирование знаний и умений общения в сфере экономики и в других областях.

Одним из видов делового общения является так называемое представительское общение. В реальной жизни это взаимодействие людей, в котором они выступают не как свободные личности, а как представители тех или иных государств, социальных групп и институтов. Особенность такого общения и устанавливаемых с его помощью отношений состоит в том, что оно осуществляется в виде переговоров. Это общение часто можно наблюдать в телеви­зионных трансляциях из залов заседаний, репортажах о визитах глав государств и встречах деловых людей. В данном виде общения отношения симпатий-антипатий имеют минимальное значение по сравнению с умением людей представлять свою общность, вести переговоры, организовывать и планировать совместные действия.

Элементы представительского общения иногда переносятся людьми на межличностные контакты, особенно если общаются и взаимодействуют люди разных национальностей, представители отличающихся религиозных течений, гостят друг у друга жители разных государств. Известен факт, что человек, оказавшийся за границей в целях представительского общения, ведет себя в отно­шениях с друзьями-иностранцами корректнее, чем с друзьями-соотечественниками, поскольку неосознанно стремится показать себя с лучшей стороны, ощущая принадлежность к общности, которую он представляет.

Специфика данной формы общения наблюдается в речи людей, в их поведении, манерах общения. Она направлена на создание определенных отношений, обеспечение принятия совместных ре­шений, реализации взаимных действий в интересах тех общностей, позиции которых отстаивают участвующие в таком общении их представители.

Общение — многоплановый процесс, необходимый для орга­низации контактов между людьми в ходе совместной деятельно­сти, и в этом смысле относится к явлениям материальным. Но в ходе общения его участники обмениваются мыслями, намерени­ями, идеями, переживаниями, а не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, фиксирован­ными в материи.

Следовательно, общение способствует передаче, обмену, ко­ординации идеальных образований, существующих у индивида в виде представлений, восприятия, мышления и т.п.

Помимо рассмотренных, существуют и другие виды общения: интимное, ненасильственное, терапевтическое, криминогенное, а так же затрудненное.

Человек с детства учится общению и овладевает разными его видами в зависимости от среды обитания, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, на основе житейского опыта. В большинстве случаев такого опыта бывает недостаточно для овладения некоторыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя). Традиции овладения профессио­нальными особенностями общения связаны с обучением дипло­матов. В настоящее время овладение правилами профессионально­го общения распространяется на такие профессии, как коммер­сант, агент туристического бюро и др. Чтобы понять причины важ­ности обучения профессиональным приемам общения, следует обратиться к тем трудностям, которые встречаются в процессе межличностных контактов.

Трудности общения могут быть рассмотрены с позиций раз­личных отраслей психологии: общей, возрастной и педагогиче­ской, социальной, психологии труда, юридической и медицин­ской психологии индивидуальных различий.

Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого из них проявляются те или иные психиче­ские свойства личности.

Таким образом, стоя на позициях общей психологии, мы вправе не только исследовать типичные для всех нормальных людей фе­номены общения, закономерности и механизмы его протекания, но и выявлять трудности общения, т.е. те характеристики психи­ческих процессов, состояний и свойств личности, которые, объеди­няясь, имеют своим следствием взаимодействие людей, не отве­чающее критериям психологически оптимального общения.

А какое же общение считается психологически оптимальным? По нашему мнению, психологически оптимальное общение име­ет место тогда, когда в нем осуществляются цели участвующих в нем людей в соответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и с помощью таких способов, которые не вызывают у парт­неров чувства неудовлетворения.

При этом было бы ошибочно полагать, что психологически оптимальное общение — это непременно своеобразное слияние умов, чувств, воли его участников. Психологически оптимальным может быть и общение, в котором партнерам удается сохранить желаемую для каждого из них субъективную дистанцию.

Поскольку общение — это взаимодействие по крайней мере двух людей, то трудности при его протекании (имеются в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частич­ное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего моти­ва или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.

Функции общения многообразны. Их можно выявить при сравни­тельном анализе общения человека с разными партнерами, в раз­личных условиях, в зависимости от используемых средств и влия­ния на поведение и психику участников общения.

В системе взаимосвязей человека с другими людьми выделяют­ся такие функции, как информационно-коммуникативная, регулятивно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная.

Информационно-коммуникативная функция общения — это, по сути, передача и прием информации как некоего сообщения. В нем имеют место два составных элемента: текст (содержание сообщения) и отношение к нему человека (коммуникатора). Из­менение доли и характера этих составляющих, т. е. текста и отно­шения к нему сообщающего, может существенно повлиять на ха­рактер восприятия сообщения, на степень его понимания и при­нятия, а следовательно, отразиться на процессе взаимодействия между людьми.

Информационно-коммуникативная функция общения хорошо представлена в известной модели Г. Лассуэлла, где в качестве струк­турных единиц выделяются такие звенья: коммуникатор (кто пе­редает сообщение), содержание сообщения (что передается), ка­нал (как передается), реципиент (кому передается). Эффектив­ность передачи информации может выражаться степенью пони­мания человеком переданного сообщения, его принятия (отвер­жения), включая новизну и актуальность информации для реци­пиента.

Регулятивно-коммуникативная функция общения направлена на организацию взаимодействия между людьми, а также на коррек­цию человеком своей деятельности или состояния. Эта функция призвана соотносить мотивы, потребности, намерения, цели, за­дачи, предполагаемые способы деятельности участников взаимо­действия, корректировать ход выполнения намеченных программ, регулировать деятельность. Общение здесь может быть нацелено на достижение сработанности, спаянности, установление воле­вого единства действий людей, объединенных как в малые кон­тактные группы, так и большие общности (например, сработав­шиеся бригады на производстве, сплоченные воинские подразде­ления и т.п.).

Показателем эффективности реализации этой функции обще­ния служит степень удовлетворенности совместной деятельностью и общением, с одной стороны, и их результатами — с другой.

Аффективно-коммуникативная функция общения представляет собой процесс внесения изменений в состояние людей, что воз­можно и при специальном (целенаправленном), и при непроиз­вольном воздействии.

В первом случае сознание и эмоции изменяются под влиянием заражения (процесса передачи эмоционального состояния други­ми людьми), внушения или убеждения. Потребность человека в изменении своего состояния при непроизвольном воздействии про­является у него как желание «выговориться», «излить душу» и т.п. Благодаря общению у человека меняется общий настрой, что со­ответствует информационной теории систем. Само общение мо­жет как усиливать, так и снижать степень психологического на­пряжения.

Тема 4.Место общения в жизни общества

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Запишите термины в словарь: интеракция, аттракция, деловое общение, доверительное общение, представительское общение, психологически оптимальное общение.

2. Какое из общих определений общения вы бы использовали как основу для характеристики педагогического общения? Почему?

3. Какие изменения, с вашей точки зрения, произошли в общении школьни­ков в течение XX века? Как они могут дальше меняться в следующем столе­тии? Почему?

4. На каком уровне возможно диалогическое (манипулятивное) общение?

5. Какой психологический выигрыш получает литературный герой Ч.Дик­кенса в отрывке, представленном в качестве эпиграфа к главе учебника Е. В. Андриенко «Социальная психология»? Можно ли на­звать данное общение манипулятивным? Кто именно выступает в качестве манипулятора?

6. Сгруппируйте функции общения по тем направлениям, которые предложены в учебниках у различных авторов. Создайте схему: «Функции общения».

7. Какие критерии удовлетворенности общением вы могли бы добавить к обозначенным в главе?

8. Задания для самостоятельной работы:

Используя материал главы, составьте табличный вариант типологии уровней общения. Самостоятельно изучите уровни общения, описанные А.Б.Добровичем (Психологический анализ общения учителя и ученика / Хре­стоматия по педагогической психологии. - М., 1995); Л.И.Рувинским (Методика воспитательной работы. - М., 1989). Сопоставьте все три типоло­гии. Сделайте обобщение.

9. Разделившись на пары, подготовьте и проиграйте несколько ситуаций, иллюстрирующих каждый уровень общения по любой типологии. Главное условие: используйте типологию уровней полностью.

10. Подумайте, с кем из знакомых у вас не сложилось общение. Проанализируй­те это с точки зрения критериев удовлетворенности общением. Какие ваши со­циальные потребности не удовлетворяются в процессе общения? Удовлетворе­ние каких социальных потребностей партнера вы блокируете своим поведени­ем? Как вы должны изменить свое поведение, чтобы изменилось качество обще­ния с данным человеком? (Для анализа и моделирования общения используйте книгу: М. Е. Литвак «Психологическое айкидо». - Ростов н/Д, 1992.)

11. Проанализируйте особенности педагогического общения в семье. Поду­майте, какова принципиальная разница между педагогическим общением в семье и педагогическим общением в школе?

12. Составьте сообщение о стилях педагогического общения на основании ис­пользования материалов главы «Лидерство и руководство».

13. Подготовьте сообщение на тему: «Общение как психологическая деятельность партнеров».

 

 

Мистер Лэмл, искрометный с головы до ног, выдвигает на первый план своего друга Фледжби, заявляя, что тот умирает от желания представиться леди Типпинз. Фледжби представляют. Судя по выражению его лица, он хочет что-то сказать, судя по выражению его лица, он ничего не хочет сказать, судя по выра­жению его лица, он погружается в размышления, потом им овла­девают сомнения и чувство внутреннего опустошения, он пятится, натыкаясь на Бруэра, описывает круг около Бутса и, окончатель­но стушевавшись на заднем плане, проводит рукой сперва по ле­вой, потом по правой щеке, как будто долгожданные бакенбарды могли вырасти там за последние пять минут.

Но Лэмл снова извлекает Фледжби на свет божий, не дав ему времени окончательно убедиться в бесплодии его физионо­мии. По-видимому, Фледжби чувствует себя совсем плохо, так как, если верить Лэмлу, он опять умирает. На сей раз Фледжби умирает от желания представиться Твемлоу.

Твемлоу протягивает ему руку. Он рад познакомиться. - Мы с вашей матушкой в родстве, сэр. -Да, кажется, - отвечает Фледжби, - но она была не в ладах со своей родней. - Вы сейчас живете в городе? - спрашивает Твемлоу. - Я всегда живу в го­роде, - говорит Фледжби. - Любите городскую жизнь? - гово­рит Твемлоу, - но Фледжби сразу укладывает его на обе лопат­ки, заявив обиженным тоном, что он не любитель городской жизни. Пытаясь ослабить силу падения Твемлоу, Лэмл говорит: - Городская жизнь нравится далеко не всем. - Фледжби возра­жает, что это верно только по отношению к нему, и Твемлоу снова сбит с ног. - Новостей сегодня, кажется, нет? - спрашива­ет Твемлоу, с удивительным присутствием духа опять кидаясь в бой. - Фледжби ничего особенного не слышал. - Никаких ново­стей нет, - говорит Лэмл. -Совершенно никаких новостей, -добавляет Бутс. - Решительно никаких, - подхватывает Бруэр.

Этот номер программы, исполненный квартетом, почему-то поднимает общее настроение. Долг совершен - все оживляются. Теперь им легче перенести такое бедствие, как общение друг с другом...

Ч. Диккенс «Наш общий друг»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.