Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчество отдельных мастеров, сохраняющих коллективный художественный опыт и народные традиции




 

Если мы обратимся к третьей форме - творчеству отдельных мастеров, сохраняющих коллективный художественный опыт и традицию в своих работах, с тем чтобы выяснить являются ли они - наши современники, носителями народной традиции, то окажется, что и здесь не все ясно и определенно. Часто употребляемый сегодня термин «народный мастер» объединяет подчас очень разных людей. Казалось бы общим для них является определенный профессионализм, владение самобытной художественной системой местного искусства с ее традициями и канонами, создание конечного продукта - вещей, предметов. Но каждый автор интерпретирует эти нормы в меру своих способностей, привнося свою творческую индивидуальность, свое понимание канона. При этом некоторые из них испытывают воздействие среды, коллег, искусствоведов, критиков. В результате их творчество предстает индивидуализированным, то отступающим от канона, то идущим на поводу у специалистов-искусствоведов.

Как мы уже говорили, творцами народной предметно-вещной культуры в прошлом были крестьяне, а также городские и деревенские ремесленники, рабочие мануфактур. В их практической деятельности жизненная необходимость соединена с

эстетическим освоением мира, меняющимся в связи с конкретными социально-историческими условиями, а также местными особенностями бытового уклада.

В наше время народные мастера живут в иных условиях. Снова воспользуемся выделенными выше формами народного искусства для выявления носителей традиции. К числу носителей народной культуры, очевидно, можно отнести мастеров и ремесленников - жителей этнических районов. Эта группа напрямую связана с бытом, с рынком. Она менее зависима от общественного мнения, от той или иной направленности в искусстве, от моды.

В отличие от них мастера, работающие в структуре традиционных художественных промыслов, находятся в большей зависимости от общей художественно-производственной системы, от традиционных материалов, технологий, стилевого характера выпускаемых изделий, от мнения специалистов, чем от спроса на рынке. Изменения наступили только в наше время, когда рынок, как говорится, стал снимать постепенно «тяжелые оковы» с таких предприятий и, соответственно, с работающих там мастеров.

Существует значительная группа мастеров - заслуженных работников искусств, лауреатов Государственных премий (среди них мастерицы Дымковской игрушки, вологодские кружевницы, мастера Палеха и Федоскина и др.). Но являются ли они носителями традиционной культуры, когда работают исключительно по заказам Художественного фонда и Министерства культуры и находятся в иных, в более благоприятных условиях, а их работы приобретаются музеями и коллекционерами. Авторская продукция таких мастеров оценивается особенно высоко как уникальная, сохраняющая национальное своеобразие. Сегодня рынок ломает эти «установки». Все мастера, оказались в одних и тех же условиях - они вынуждены искать рынок, объединяться или наоборот, выходить из объединений.

В итоге все же следует признать, что современный мастер народного искусства - это иной тип мастера, чем прежде (исключение, пожалуй, составляют представители первой формы). В самом деле, почти каждый из них прошел школу обучения. Кто-то окончил школу, кто-то техникум или специализированное училище при том или другом промысле или фабрике. В результате полученного образования многие мастера и исполнители, по сути, осведомлены на практике или умозрительно, что такое народное искусство, чем оно отличается от профессионального «ученого», что такое традиция. Но главное - они хорошо усваивают, что от них требуется. Они являются участниками всевозможных семинаров, конференций по проблемам народного искусства, присутствуют на заседаниях художественных Советов, которые проходили и проходят постоянно и играют решающую роль в рождении каждой вещи. Сам мастер уже давно освоил все приемы, технологии своих предшественников, научен относиться к ним предельно бережно, видоизменяя лишь то, что следует воспроизвести, восстановить. Но более заметные перемены в этой сфере - это не статус мастера, не новые технологии, не условия труда, не введение машинного производства и т.п., а изменения в представлении о картине мира, которые не могли не сказаться на художественном видении мастеров. С этим обстоятельством невозможно не считаться сегодня, оно все больше дает о себе знать, и это во многом объективный процесс. Так, например, в старом крестьянском производстве, в формах вещи, орнаменте, мотивах преобладала двухмерность; теперь тоже двухмер-ность используется, но по другой причине. Плоскостность и условность форм в современном «производстве» - прием сознательный, наученный, прием исключительно стилистический.

И в наши дни на выставках, на всевозможных фестивалях и ярмарках во всех уголках страны мы можем встретиться с большим количеством созданий народных мастеров, которые делают игрушки, расписывают шкатулки, досточки и т.д., повторяя приемы старых крестьянских мастеров (Архангельска, Вологды, Городца, Твери, Тулы и т.п.). Причем, делают это они с большим уважением и искренностью, для многих эти «архаические» приемы кажутся их собственным открытием, они как бы «мыслят» подобными традиционными образами и приемами. В итоге создается впечатление, что все изделия современных мастеров обладают стилевым единством, условностью художественного языка. В них на первый взгляд все та же непосредственность, очарование и самобытность старых образцов. Но по сути своей это уже почти авторское индивидуальное творчество с использованием народной традиции. Мастера, обладающие плоскостно-орнаментальным мышлением, встречаются все реже, во многом это дар природы реликтового характера.

В XX в. так называемое народное искусство дуализируется. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к творчеству палешан, мстерцев, федоскинцев и др. Каждая их вещь, как правило, имеет авторскую подпись, а теперь и свое клеймо - технический знак во избежание подделки. Одновременно с активизацией индивидуальных черт в авторских изделиях происходит и своего рода деканонизация. Традиции и каноны, несмотря на внимание худсоветов и деятельность искусствоведов, постепенно расшатываются. Расширяется ассортимент изделий, обновляются старые предметы и орнаменты, мотивы, приемы декора заменяются новыми - чаще всего с современной тематикой. Канон, как определенная система, начал заметно распадаться на отдельные элементы: преобладает то цвет, то линия, то композиция. Подобные элементы компонуются мастером довольно произвольно, не столько по правилам канона, сколько по воле автора-исполнителя. Все это свидетельства того, что многие промыслы все более отдаляются от исконной народной вещной культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.