Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономика против экономики

Мировое сообщество по собственной инициативе добровольно подверглось особой и чрезвычайно опасной форме психической депривации - мировоззренческой, так как иных путей развития практически никто не ищет.

Очевидным стало непрерывное ускорение темпа жизни, упрощение и примитивизация отношения к жизни вообще, к культуре человеческих отношений в частности. Сегодня даже само отношение к жизни (как к живому) стало примитивным, упрощенным. Совершенно явственным становится то, что у человечества чрезвычайно измельчала система ценностей. Это свидетельствует о наступлении серьезного психологического кризиса.

 

Новая техника, давая прирост в единицы процентов объемов производства, становится опаснее в десятки и сотни раз. Новые технологии, давая незначительное повышение качества изделий, повышают энергоемкость производства многократно, усиливают экологическое напряжение Природы. Даже в быту происходит постоянный рост энергопотребления. Поэтому можно сказать, что наиболее явственно наблюдается наступление кризиса в системе “ естественных ” наук как раз в необходимости многократного умножения энергопотребления для достижения минимальных (в доли процентов) технических или технологических успехов. Отсюда следует вторая грань кризиса – жизнь как таковая потеряла смысл и содержание.

 

Все сказанное позволяет сделать заключение, что человечество уже давно (не позже, чем с конца ХIХ века) вступило в период глубокого морального, социального и эмоционального кризиса. Сегодня кризис должен быть также охарактеризован, как кризис технический, технологический, научный, информационный. Теперь следует говорить о серьезном системном кризисе системы существования человека, кризисе миропонимания. Данный кризис охватывает не только сферу научных исследований, но и все области жизни, поскольку в нашем (материальном) мире все взаимосвязано по закону причинно-следственных связей.

 

Но многие исследователи, отмечая наличие кризиса, рассматривают проблему односторонне – только как энергетическую проблему. То, что мы живем в период серьезного кризиса, понимается многими, но представляется всего лишь как кризис энергетический. Это означает, что многие видят всего лишь отсутствие надежных и долговременных источников энергии. При этом такие исследователи не замечают других граней этого кризиса. Вот пример.

“В наше время только ленивый не знает, что нефти осталось на 30 – 50 лет, газа на 100 – 150 лет (это при нынешних темпах потребления). Даже если не вспоминать о глобальных последствиях (потепление климата, озоновые дыры, грязные вода и воздух), стоит задаться вопросом, а что после исчерпания ресурсов? И только самые ленивые говорят, что есть множество других источников энергии, например, ядерная, солнечная, ветровая и другие уже известные энергии.

Но если додумать мысль до конца и просчитать количество затраченных ресурсов хотя бы для ядерной энергетики (добыча, обогащение, транспортировка, хранение, использование и, особенно, утилизация, связанная с созданием хранилищ, требующих дорогостоящих природоохранных мероприятий в течение десятков и сотен лет), то становится ясно, что речь идет об использовании тех же традиционных энергоносителей – нефти и газа. Восстановление же загубленной природы требует гораздо больших затрат, чем требовалось для ее разрушения…

В основе расчета себестоимости любого продукта лежит цена используемых природных ресурсов. Но в эту цену входят только затраты по их добыче и первичной переработке. Обычно в эту цену не входит цена ресурса как такового. Считается, что он ничего не стоит. Это как раз и говорит о том, что природный ресурс не имеет цены, т.е. он бесценен, так как ограничен и невосполним…

Практически все существующие технологии направлены на то, чтобы в одном месте что-либо разрушить, а в другом – создать. Разрушается или природный ресурс, или человеческий. Но в любом случае разрушается всегда больше, чем возможно воссоздать. Это называется КПД, или коэффициент полезного действия. Все знают. Что КПД паровоза 5 – 7%, автомобиля 15 – 20%, тепловой электростанции 25 – 30%. Следовательно, большая часть потребляемого ресурса безвозвратно теряется и загрязняет окружающую среду. Причем ресурсов постоянно не хватает. Идет борьба за ресурсы, которая выливается в войны и конфликты…

То, что человечество зашло в тупик и необходимо искать из него выход, находит понимание у все большего количества людей. Появляются новые знания о том, что мир устроен не так, как нас учили в школе и вузе, что Земля – живая структура, а нефть – “кровь” Земли, что человек и природа имеют более интимные связи, чем простое “укрощение” природы” (В. П. Аванесян, С. Д. Авдеев “Цивилизационный кризис энергетического сознания и пути его преодоления”, ж. “Сознание и физическая реальность”, том 6, № 2, 2001 г., стр. 35 – 37).

Совершенно очевидно, что авторы видят всего лишь кризис энергоресурсов, но не замечают масштабности в смысле всеохватности этого кризиса. Поэтому кратко охарактеризуем разные грани существующего кризиса.

 

Суть кризиса естественных наук заключается в том, что человечество практически остановилось в своем научном развитии. Это может показаться спорным и/или не столь очевидным. Однако анализ показывает, что достижения, например, теоретической физики эфемерны. Они основаны на искусственных математических моделях, не имеющих ничего общего с действительностью, не имеющих никакой связи с физикой процессов и явлений. Поэтому многие положения современной физики базируются на мифотворчестве (см. книгу “Триединство Природы” из цикла “ Природа разума ”).

 

В области используемых материалов – металлы, искусственные полимеры, полупроводники – кажется, не осталось уже ничего, что следовало бы еще “придумать”. Технологии, несмотря на их совершенствование в отдельных компонентах, практически остаются неизменными и не соответствующими современным требованиям. Многие технологии (например, резание металлов на соответствующих станках) достались человечеству еще от XVII - XIX веков и за прошедшее время не претерпели качественных изменений. Новых, истинно революционных материалов не создано. Да и методы обработки материалов, по большому счету, совершенствуются незначительно.

 

В области энергетики новые технологии вообще давно не создавались. Между тем, совершенствование технологических процессов идет по пути интенсификации энергопотребления, а это приводит к перегрузкам энергопроизводящих производств. Сейчас уже говорят о всемирном энергетическом кризисе. Более того, усовершенствование промышленных и сельскохозяйственных технологий, приводящее к увеличению энергоемкости всех технологических процессов, приводит, с одной стороны, к усугублению проблемы воспроизводства энергетических ресурсов, а с другой стороны, - к “тепловому засорению” атмосферы нашей планеты, т.е. к существенному нарушению экологического баланса природы.

 

В области медицины кризис естествознания ощущается наиболее явственно. Новые методы и новые лекарства, создаваемые в многочисленных институтах и на фармакологических фирмах, не снижают уровень заболеваемости на планете. Более того, одни и те же болезни (например, грипп) из года в год повторяются с прежней или даже с большей интенсивностью. Кроме того, следует быть честным: и новые лекарства далеко не всегда создаются. Нередко известные лекарства лишь корректируются, подправляются. Эти “новые” лекарства упаковываются по-новому (оболочка и название) – и “новое” лекарство готово. Но и это еще не все. Например, такое заболевание как туберкулез вследствие применения антибиотиков “преобразовалось” в новые формы, которые или почти не поддаются излечению, или вообще не лечатся. Появляются все новые и новые болезни, ранее неведомые, а сегодня – неизлечимые. Несмотря на все усилия врачей, не побежден рак, сердечно-сосудистые заболевания, диабет, все виды гепатита и вообще большинство болезней. С каждым годом увеличивается число больных аллергией, причем число аллергенов все увеличивается.

 

Фармакологи и врачи не представляют, каким образом и за счет чего создать условия строго индивидуального воздействия лекарств, индивидуальной дозировки, да и вообще – в чем состоит смысл действия лекарственных веществ. Это происходит потому, что назначения в медицине дают по методу “проб и ошибок”. С другой стороны, несмотря на совершенствование диагностической техники и диагностических технологий, выявляются всего лишь патологические последствия, а не первопричина заболевания. Врачи в подавляющем числе случаев просто не знают или не понимают природу заболеваний. Однако ситуация осложняется тем, что из-за действия рыночных механизмов в медицине врачи и фармакологи всей планеты вовсе не заинтересованы в снижении заболеваемости населения. Более того, следует сказать, что медицина как таковая в современных экономических условиях своего существования не может быть заинтересована в победе над болезнями. Ведь тогда она лишится доступа к неисчерпаемой кормушке.

 

Не менее критическое положение наблюдается и в транспортной сфере. После создания автомобилей на органическом топливе, современных скоростных самолетов и ракет ничего нового не создано, а те виды транспорта, которые существуют на сегодня, нарушают экологию планеты по многим показателям. Сюда относятся такие факторы, как сжигание кислорода из атмосферы Земли, загрязнение атмосферы вредными веществами, отчуждение больших массивов земли железными и автомобильными дорогами, разрушение озонового слоя ракетами.

 

Ярким примером ошибочного пути развития промышленного производства как единой системы служит современное автомобилестроение. Срок службы современных автомобилей неуклонно сокращается. И связано это не с тем, что выпускаемые автомашины имеют низкое качество, а с тем, что производитель не заинтересован в длительной эксплуатации современных машин. Ему (производителю) необходимо непрерывно расширять рынок сбыта, а это возможно только в том случае, если выпускаемые автомобили будут иметь гарантированный и ограниченный срок службы. Следовательно, современное промышленное производство ориентировано на интересы производителей, а не на интересы потребителей продукции. Это психологическая основа данной составляющей общего кризиса. В итоге производство сегодня реально существует ради самого производства.

 

Указанная форма существования и развития производств наложила отпечаток на всю жизнь человечества. Развилось потребительское отношение к миру вещей, а через него – и ко всему остальному, в том числе и к природе, к человеческой жизни. Мерилом всего стали деньги. Как следствие этого, многие люди уже и не заинтересованы в участии в процессе товарного производства, но заинтересованы в совершенствовании методов получения больших прибылей. Отсюда вытекает возможность получения доходов и за счет различных преступлений, например, за счет наркобизнеса.

 

Было бы неверным оставить в стороне от рассмотрения современное состояние духовной жизни человеческого сообщества. Мы привыкли восхищаться (это как обязательный атрибут) античным искусством, искусством эпохи Возрождения, всеми видами духовной продукции (живопись, архитектура, литература, поэзия, драматургия и так далее) семнадцатого, восемнадцатого, девятнадцатого веков. Но вот появилось телевидение и – все! Ничего более не стало существовать. Сегодня литература практически выродилась, встав на путь удовлетворения животных инстинктов. Исчезла драматургия, ранее воспитывавшая целые поколения в духе человеколюбия, любви, сострадания. Стало не нужным кино, воспевающее Человека. Сегодня убить человека или умереть самому стало также просто, как два раза плюнуть: исчезло понятие ценности человеческой жизни. Самым невостребованным занятием сегодня стал процесс чтения, когда человек задумывается о содержании и смысле жизни. Сегодня потребляется, как жвачка, как банка пива, чтиво таких “ писателей ”, как Донцова, Устинова и им подобным.

 

Следовательно, возникший парадокс глобальных перекосов в развитии человеческого общества свидетельствует о непонимании задач на пути позитивного цивилизационного развития.

 

Есть и ещё одна проблема - “засорение” ноосферы Земли осколками душ убиваемых организмов. Эта проблема, вообще говоря, нигде всерьез не ставилась и не обсуждалась. Одна из причин этого кроется как раз в естествознании, как системе мировоззренческих концепций, не только никак не учитывающей подобные эффекты и явления, но и сознательно игнорирующей их.

 

Психология общества потребления, навязанная человечеству ЛИБЕРАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛЬЮ ЛЖЕРАЗВИТИЯ, оказалась роковой, ведущей человечество к пропасти моральной, психологической, технической и технологической. В том, что наркобизнес, в частности, получил сегодня такое большое распространение и влияние, “заслуга” принадлежит, форпосту либерализма - США, их искусственной валюте. Образ жизни “человека экономического” возведен в эталон, тиражируется, пропагандируется, распространяется, насаждается не только с помощью средств массовой информации (телевидение, кино, газеты), но и с помощью оружия. США сегодня считают возможным и правомерным диктовать любой стране мира свои условия жизни, свой образец “демократии”, свои ценности. Насилие стало эталоном поведения на международной арене в области политики, в экономике и в других формах деятельности. Такой опыт дублируется и тиражируется через механизм НАТО.

 

Естественным итогом развития области знаний, навязываемых сегодня как “экономическая наука” является движение всего человечества к жестокости, к насилию, к изъятию из жизни милосердия, сострадания и покаяния. Поэтому и общий итог будет неизбежно совершенно негативным не для какой-либо отдельной страны, а для всего человечества. Финиш этого образа жизни будет печальным. Возможным исходом будет прерывание человеческой цивилизации, изжившей себя собственными усилиями. Естественным и единственным исходом этого пути псевдоразвития будет всеобщий и жестокий экологический кризис не только в части разрушения биологического баланса природы, но и в части засорения ноосферы Земли негативной эмоциональной информацией и другими информационными “ отходами ” деятельности человека. Это приведет к катаклизму мирового масштаба, что уже не раз случалось в жизни планеты Земля. Считается, что первым предупредил человечество о грядущем Апокалипсисе евангелист Иоанн. Сегодня предсказаний и пророчеств о грядущем цивилизационном кризисе более чем предостаточно. Но для человечества такого рода предупреждения, как выясняется, не имеют никакого значения. Однако если не принять мер, то в этом случае от Земли вообще может ничего не остаться.

 

Таким образом, можно вычленить следующие основные признаки системного кризиса.

1. Экстенсификация всех видов производств неуклонно замедляет прирост суммарной новой информации, создаваемой совокупным человечеством.

2. Существующее сегодня мерило эффективности производства – прибыль и конкуренция - ведут к разрушению моральных устоев человечества независимо от наличия или отсутствия усилий какой-либо отдельной страны на преодоление этого.

3. Выбранный путь экстенсивного развития производства неуклонно ведет человечество к энергетическому и к сырьевому кризису, а также к природной глобальной и всеохватной экологической катастрофе.

Как итог сказанному следует вывод. Истоком глубокого кризиса современной человеческой цивилизации является навязанная ей денежная форма хозяйствования, в основе целевой функции которой лежит прибыль и конкуренция. Именно отсюда произрастает энергетический кризис, экологическая напряженность, деморализация общества, кризис науки. Избавиться от прессинга кризиса невозможно при прежнем отношении ко всем компонентам жизни. Как бы ни казалось это странным или удивительным, но ни одно новшество принципиального характера в технике или технологии не будет дано человечеству, если не изменится общий психологический климат на планете Земля.

Рождённая и практически реализованная на Западе теория создания и приумножения денег выдается сейчас за экономическую науку, хотя на самом деле – это деструктивное учение о накопление материального богатства как высшей цели. Об опасности таких «знаний» предупреждал ещё Аристотель. Однако в последующем, в процессе экспансии и укрепления библейской цивилизации, введенное этим гением базисное размежевание экономики и хрематистики было «утрачено». В наше время экономическая наука, которая занималась бы проблемами организации действительно общественно полезного производства людьми-тружениками при улучшении среды обитания сейчас никого не интересует. В официальной экономической теории и социологии негативная роль денег умышленно скрывается или маскируется. Во всех учебниках молодому поколению демонстрируется лишь глянцевый фасад финансовой системы, а истинная природа денежного механизма самоубийства цивилизации не раскрывается.

Традиционные финансово-экономические показатели, являющиеся сегодня основой для разработки и принятия управленческих решений практически во всех сферах человеческой жизни, совершенно не адекватны той реальности, в которой человек развивался бы гармонично и где количество страданий сокращалось бы неуклонно и при этом совершенно естественным образом. Использование современных денег неизбежно ведёт к разбалансировке общества, к его атомизации и несовместимости с естественной средой обитания человека, и, в итоге, обусловливает неизбежность цивилизационного коллапса, начало которого мы можем наблюдать уже непосредственно в наши дни. Сегодня приходится констатировать, что попытки финансовых интеллектуалов хвалёных западных экономических школ найти новый всеобщий эквивалент окончились полным провалом, поскольку все подмены утратившего свои системные свойства золота не смогли восстановить жизнеспособность мировых валют. Находясь на ортодоксальных материалистических позициях справиться с развалом «мировой экономики» невозможно. Такие глобалистские структуры, как, например, ВТО, на самом деле занимаются распространением хаоса, а не порядка. Функция регуляризации, приписываемая этой структуре, является лживым отвлекающим манёвром. ВТО - это проект тех же самых людей, которые построили мировую финансовую систему, и которая разваливается буквально у нас на глазах.

Экономическая наука и социология Запада, в целом, в лице их широкоизвестных научных школ, создавалась и культивируется для обслуживания библейской доктрины порабощения человечества, для её продвижения и защиты от несогласных с нею и противящихся ей. Других задач они решать в принципе не могут, и потому по настоящему свободному обществу необходима иная социология вообще и экономическая наука, в частности.

Вышеизложенное позволяет многим исследователям констатировать, что сложившаяся ситуация крайне тяжела. Да, это так, но она не отнюдь не безысходна. В принципе, на первом этапе уже будет достаточно, если люди просто начнут понимать, что происходит вокруг них, и перестанут жить в мороке иллюзий комфортности и благополучия.

В свете всего вышесказанного, особое значение имеет формирование у студентов всех специальностей правильного представления о том, что сегодня понимается под термином «экономическая наука» и каков пройденный ею исторический путь.

Приводимый ниже материал позволяет восполнить пробелы, которыми изобилует стандартный курс истории экономических учений, преподаваемый в ВУЗах Росии в наши дни студентам экономических специальностей.

 


Ничто, пожалуй, не обсуждается в нашем обществе с такой страстностью и с таким пылом, как экономические проекты. В дискуссии различные стороны употребляют целые блоки экономических терминов, ссылаются на различные концепции, намекают на те или иные школы экономической мысли. Но если внимательно приглядеться к ходу этой полемики, сразу станет очевидно, что почти никто и никогда не говорит всерьез об экономических первопринципах, никто и никогда не удосуживается показать более или менее ясно весь спектр существующих альтернатив.

За доминацией марксистского подхода во вчерашнем обществе, последовала доминация либерального подхода, хотя, на самом деле, либеральная, рыночная экономика является далеко не единственной альтернативой марксизму.

Поэтому нам представляется совершенно необходимым сделать краткий обзор экономических проектов без всякой предвзятости, не стараясь никого убедить в своей правоте. Объективность в определенных обстоятельствах бывает красноречивее пропаганды.

 

Сразу оговорим, что в данном исследовании мы будем в основном опираться на курс лекций по экономике, прочитанный в летнем университете ГРЕСЕ во Франции бельгийским социологом, политологом и экономистом Робером Стойкерсом. Это, однако, отнюдь не означает, что мы не будем привлекать других источников, избегая при этом подробных цитат, чтобы не утяжелять и так довольно концентрированного текста.

“Метафора Часов”

 

Первые чисто экономические доктрины стали складываться в 18-ом веке, причем это происходило в интеллектуальном контексте философии “рационализма”. Заметим, что в это время “рациональным” считалось только то, что можно было описать в терминологии механических законов — “рациональное” и “объяснимое механическим образом” просто совпадало. Формулой, точнее всего определявшей эту эпоху, была знаменитая “метафора часов”, согласно которой вся Вселенная и все ее части, включая и человеческое общество, могут быть уподоблены часовому механизму. Особенно популярна эта метафора была в приложении к государству. Все части “механизма” были принципиально заменимы, их общее число строго известно, принцип и цель функционирования не вызывали никаких сомнений. Единственной проблемой, которая стояла перед “рационалистами”-”часовщиками”, была проблема наиболее эффективного и четкого функционирования “общества часового типа”. В постоянном усовершенствовании “социального механизма” состояла задача людей прогресса, оптимистов и инженеров.

Социальный рационализм нашел свое наиболее полное выражение в трудах таких философов, как Джон Локк [1] и Бернар де Мандевилль [2]. Два этих мыслителя фактически сформулировали такое представление о человеке, в котором он представляет собой тип чистого эгоиста, лишенного качественной традиционной, исторической и национальной памяти, не связанного никакими органическими и естественнами узами с общественной стихией и действующего лишь для удовлетворения своих индивидуалистических и чисто меркантильных запросов.

Индивидуум Локка и Мандевиля был некоей “вещью в себе”, центральной и основной фигурой социальной реальности, не имеющей ни над собой, ни рядом с собой никаких высших сверхиндивидуальных или просто внеиндивидуальных ценностей. Общество мыслилось этими философами как простое и механическое суммирование “эгоистических индивидуумов”, не имеющее поэтому никаких особых качественных и самостоятельных характеристик. “Метафора часов” применима к обществу в полной мере. Общество мыслится как составной механизм, как агрегат, как искусственная конструкция, состоящая из атомарных, автономных и дискретных частей — “эгоистических индивидуумов” в погоне за личным благосостоянием.

Как бы далеко современные западные либеральные теоретики ни ушли от примитивной откровенности Локка и Мандевиля, за всеми утонченными построениями скрывается именно эта убежденность, именно такое понимание природы общества и индивидуума, именно этот “инженерский оптимизм”, составляющие совокупно основы либерального миовоззрения, либеральной идеологии.

Отец классической либеральной экономической теории Адам Смит [3] был учеником именно этих философов, и практически все его чисто экономические построения основываются на “механическом” понимании общества, на “метафоре часов”, на убежденности в совершенной автономности индивидуума и уверенности, что главным мотивом всех его социальных действий является стремление к удовлетворению своих личных потребностей, стремление к потреблению.

Когда сторонники либеральной модели экономики утверждают, будто они стоят вне идеологии, что их интересуют только чисто экономические аспекты, они сознательно или бессознательно скрывают тот факт, что теориям либеральной экономики с необходимостью предшествуют теории философии либерализма, утверждающие в центре своей сугубо философской системы тот или иной тип человека, то или иное понимание человеческих мотивов в социальной и экономической сфере. “Метафора часов” лежит в основе экономического либерализма как ее философское, идейное и почти “метафизическое” обоснование. Для всякого серьезного обсуждения той или иной экономической модели просто необходимо учитывать философскую и идеологическую подоплеку, формирующую в дальнейшем логику сугубо экономических утверждений.

 

“Метафора дерева”

Уже в эпоху рационализма, однако, возникла интеллектуальная и философская оппозиция “метафоре часов”, т.е. представлению о человеке и обществе как сугубо механических, автономных и чисто количественных категориях. Ярче всего противоположная тенденция проявилась у Канта [4], Гете [5] (в “Учении о красках”), Кольриджа [6] и немецких романтиков[7].

“Метафоре часов” они противоставляли “метафору дерева”, утверждая, что и человек и общество суть явления органические, а не механические, что они отнюдь не полностью описываются с помощью эгоистических, материальных параметров, что существует множество других “трансцендентных”, сверхиндивидуальных и сверхэгоистических факторов, которые не только оказывают огромное воздействие на субъекта, но подчас становятся решающими даже в вопросе экономического выбора. Романтики исходили из убежденности в невозможности произвольно менять общественные и государственные формы и структуры, как детали неживого механизма. Они полагали, что общество и индивидуум обусловлены множеством исторических, национальных, культурных, географических и т.д. факторов, которые являются качественными параметрами и заменить которые так же невозможно, как променять листья дерева или его кору.

“Метафора дерева” как общее выражение особой органической идеологии легла в основу всех экономических проектов, противоположных либеральным моделям. Поэтому можно утверждать, что за экономическими спорами почти всегда стоят сугубо идеологические противоречия, смысл которых в самом общем приближении можно свести к противостоянию “метафоры часов” “метафоре дерева”.

Как это ни странно, но и в сегодняшнем мире, определяя пути нашего экономического развития, мы, в сущности, сталкиваемся с тем же самым выбором, что и философы, жившие двести лет назад.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВВЕДЕНИЕ. Истоки кризиса современной цивилизации | Ортодоксы и еретики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.