Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные структуры

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Организационный процесс и организационные отношения

Разделение труда и департаментализация

Организационная структура предприятия

Организационные основы предприятия

Успешное достижение поставленных целей и выполнение плана практически невозможно без осуществления процесса организации, — следующей за планированием и целепостановкой основной функцией менеджмента. Характерный признак любой организации,

Организационная структура - совокупность соотношений между уровнями управления и функциональными областями, построенную так, чтобы достичь целей организации.

Требования:

- создавать четкое представление о том, кто какие работы должен выполнять и кто за какие результаты отвечает;

- устранять мешающие нормальной деятельности препятствия, (связанные с нечетким распределением обязанностей);

- обеспечивать ясные коммуникационные сети, способствующие эффективному принятию управленческих решений.

Процесс департаментализации приводит к созданию организационной структуры. Эта структура тесно связана не только с целями организации, но и со всеми проходящими в ней процессами. Она выражает целостность, взаимосвязанность элементов в системе управления организацией.

Свойства организационной структуры

1. Структура осуществляет интеграцию вертикального, горизонтального, профессионально-квалификационного. и функционального разделения труда. Так, например, в коммерческом банке именно орг. структура объединяет деятельность управляющих уровней, сотрудников разных профессий, функционирование операционных, маркетинговых, территориальных и других подразделений, работу с юридическими и физическими лицами.

2. Организационная структура отражает технологию деятельности фирмы и процесса управления ею.

З. Структура выражает определенную субординацию органов‚ управления организацией, отношения власти и подчиненности. В большинстве организаций эти отношения закрепляются в регламентирующих документах: уставах, положениях, должностных инструкциях. Такие документы определяют функции каждого органа управления, разделение прав и обязанностей.

Основные характеристики организационной структуры:

1. Сложность отражает количество структурных элементов в организации. Чем выше степень разделения труда, чем больше уровней имеется в организационной иерархии, чем более рассредоточены подразделения, тем труднее координировать деятельность работников. В сфере услуг к структурам с высокой сложностью можно отнести фирмы, финансовые учреждения, предприятия связи, сеть железных дорог с присущей им узкой специализацией работ, множеством управленческих уровней и территориальных подразделений. Малую сложность имеют структуры небольших консультационных фирм, парикмахерских где используется широкая специализация и где работники почти полностью самостоятельно выполняют весь комплекс обслуживания клиентов.

2 Формализация показывает, в какой степени организация в ходе дельности основывается на правилах и процедурах. Некоторые фирмы в сфере обслуживания (косметические салоны, ателье мод, кафе, туристические базы) функционируют с минимумом таких стандартных предписаний, в то время как другие (сети быстрого питания, медицинские учреждения, авиакомпании) диктуют работникам что и когда делать. Чем больше директив действует в организации, тем более формализованной является структура.

3. Централизация дает ответ на вопрос о том, где в структуре управы сосредоточены основные права по принятию решений. Ряд организаций сферы услуг отличается высокой степенью централизации: авиационный и железнодорожный транспорт, налоговые органы, почтовая служба). Главные проблемы здесь решаются топ-менеджерами. В других организациях консультационные фирмы, тур.агенства, адвокатские конторы полномочия по принятию решений передаются на более низкие уровни управления.

 

В основе любой организационной структуры — главного результата организационной деятельности в сфере услуг — лежит разделение труда, представляющее собой качественное разграничение процесса трудовой деятельности по оказанию услуг и выделение в нем элементов и этапов, ответственность за выполнение которых возлагается на отдельных исполнителей или их группы.

Существуют два вида разделения труда — горизонтальное, когда выделяются функциональные области или этапы, последовательная реализация которых превращает исходные ресурсы в конечную продукт, и вертикальное, когда управленческий труд отделяется от неуправленческого и возникают уровни управления.

Разделение труда приводит к наличию в организации множества обособленных видов деятельности, совокупность которых позволяет достигать поставленные цели. Успешное управление ими возможно лишь при объединении сходных действий в особые группы с закреплением за ними конкретного руководителя. Процесс объединения работ в соответствии с каким-либо логическими принципом называется департаментализацией. В процессе департаментализации образуются подразделения, т.е. официально созданные группы людей, отвечающих за выполнение конкретного набора функций. Принцип, по которому производится департаментализация, выбирается исходя из особенностей деятельности организации, ее ресурсов и результатов.

Принципы департаментализации:

1. количественный принцип департаментализации, при котором подразделения создаются исходя из оптимального числа людей, необходимых для оказания конкретных услуг, а также возможности управления ими. Такой способ группировки применяется для услуг с минимальной степенью сложности: например, для работ по уборке помещений и территорий, погрузочно-разгрузочных работ. В области образовательных услуг данный принцип используется для формирования учебных классово и подгрупп.

2. временной принцип департаментализации (разделение по времени). Он используется в тех случаях, когда по экономическим или технологическим причинам введение обычного рабочего дня при оказании услуг невозможно или нецелесообразно. При этом создаются сменные бригады, экипажи и т.п., которые, чередуясь, выполняют одинаковую работу в разные периоды. Данный принцип используется при оказании транспортных, медицинских, охранных, образовательных и других услуг. (ПРОСТЫЕ)

3. технологический принцип департаментализации. При оказании сложных, многоэтапных услуг часто применяется. При этом в основе группировки работ в подразделения лежит технологический процесс оказания услуг и его этапы. Так, на предприятиях автосервиса формируются кузовные, покрасочные и другие участки. Как правило, данный принцип департаментализации используется на нижних уровнях управления и для неуправленческих работ.

Многие фирмы, оказывающие разнообразные схожие услуги, используют

4. функциональный принцип департаментализации, который предполагает, что группировка работ производится в соответствии функциями, закрепленными за конкретными подразделениями. К таким функциям относят операции (производство), финансы, снабжение, сбыт и т.п. В результате на предприятии формируются производственные (непосредственно оказывающие услуги) и управленческие подразделения. Данный принцип группировки работ в сфере ус является наиболее распространенным. Так, в учреждениях, оказывающих медицинские услуги, могут существовать подразделения для проведения лабораторных исследований, обслуживания пациентов, административной работы. В гостиницах, как правило, выделяются: служба управления номерным фондом, общественного питания административная, коммерческая, инженерная, вспомогательная и дополнительные службы.

Организации, оказывающие услуги на больших территориях, используют

5. территориальный принцип департаментализации. При этом каждое подразделение специализируется на оказании полного набора услуг для конкретного района или региона, что позволяет полнее учитывать местную специфику. Такой принцип используется при оказании образовательных, почтовых, медицинских, банковских услуг, социальной помощи.

В случаях предоставления одной организацией нескольких существенно различных видов услуг может использоваться

6. продуктовый принцип департаментализации. При этом каждое подразделение, входящее в состав организации, специализируется на одном виде услуги для всех обслуживаемых территорий и всех категорий клиентов, возглавляются продуктовые подразделения опытными в соответствующей области специалистами. Такой подход позволяет в результате специализации повысить эффективность деятельности. Напри бухгалтерская фирма может иметь подразделения по налогам, управленческому консультированию, аудиту. В высших учебных заведениях существуют отдельные подразделения по довузовской подготовки высшему образованию, повышению квалификации и переподготовки кадров. Данный способ департаментализации используется также оказании бытовых и жилищно-коммунальных услуг.

7. Рыночный принцип (департаментализация по потребителю) используется при создании подразделений, ориентированных на оказание услуг определенным категориям клиентов, что позволяет учитывать их специфические потребности. Так, медицинские услуги для детей и взрослых оказываются, как правило, разными отделениями мед. учреждений. В банках для обслуживания физических и юридических лиц создаются специальные подразделения.

Современные тенденции департаментализации:

1. Все в большей степени делается упор на департаментализацию по потребителю (клиенту) при снижении роли других способов группировки работ, особенно функционального, который ранее был наиболее распространенным.

2. Жесткая департаментализация в организациях, предоставляющих услуги, постепенно заменяется использованием рабочих команд, которые пересекают традиционные границы подразделений.

В большинстве организаций для формирования организационной структуры используется не один, а одновременно два или более способов департаментализации. Так, в большинстве банков на верхних уровнях управления применяется функциональный принцип группировки работ, на более низких — территориальный, технологический или рыночный. При выборе способа выделения подразделений необходимо ориентироваться на его максимальное соответствие целям, задачам и особенностям деятельности конкретной организации, оказывающей услуги.

На рисунке 3.1 показан пример одновременного использования двух департаментализации: функциональной группировки работ на одном уровне управления организацией и количественной — на другом.

На рисунке 3.2 иллюстрируется сочетание функциональной временной департаментализации, а на рис. 3.3 — функциональной продуктовой.

 

Действия, направленные на формирование такой структуры, создание условий для ее функционирования и развития, называются организационным процессом, а отношения между людьми и условиями их деятельности, возникающие в результате этого процесса, организационными отношениями.

Необходимость организационной деятельности вытекает, по существу, из потребности в кооперации усилий по достижению каких-либо целей. В большинстве случаев люди вынуждены объединять свои усилия, сталкиваясь с различного рода ограничениями (физическими, социальными, психологическими и т.п.). Результатом такого объединения становятся организационные отношения, лежащие в основе разнообразных организационных структур.

Организационный процесс включает:

1) проведение рационального разделения труда;

2) формирование групп из взаимосвязанных видов работ;

З) создание подразделений внутри организации;

4) разработку иерархических связей между подразделениями;

5) регламентацию функций, работ и операций, разработку правил,. стандартов и нормативов;

6) формирование перечня должностей, установление прав и обязанностей должностных лиц;

7) подбор и расстановку кадров.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Захоронение отходов, отвечающее действующим природоохранным нормам | Лекция 5. Виды организационных структур
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.