КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ускоренное развитие экономики. Строительство нового общества в конце 1920-1930-е гг
Экономическое и политическое положение России после окончания гражданской войны. Образование СССР. План 1. Экономическое и политическое положение России после окончания гражданской войны. Образование СССР. 2. Ускоренное развитие экономики. Строительство нового общества в конце 1920-1930-е гг. 3. Итоги развития советского общества к концу 1930-х гг. 1.1. Необходимость рассмотрения периода в свете теории «долгого времени» Ф. Броделя (см. о ней л. 4). 1.2. Течения в литературе и публицистике о развитии России-СССР в 1920-1930-е гг. 1.3. Положение России после окончания гражданской войны. Генуэзская международная конференция 1922 г. Раппальский договор апреля 1922 г. об экономическом сотрудничестве между Советской Россией и веймарской Германией – выход Советской России из международной изоляции. 1.4. НЭП – 1921-1927 гг. Он позволил восстановить народное хозяйство до дореволюционного уровня, но к концу 20-х гг. себя исчерпал: Модернизацию, Развитие на его основе осуществить было нельзя. Цитата: «НЭП не был отменён, он отмер сам, не дав желаемого результата». (Зиновьев А.А.Русская судьба, исповедь отщепенца. М.: Центрполиграф, 1999. Гл. IX. Юность коммунизма // http://www.zinoviev.ru/ru/zinoviev/textsudba.pdf)
1.5. Образование СССР на I Всесоюзном съезде Советов СССР 30 декабря 1922 г. Роль И.В. Сталина (Джугашвили) – он готовил это событие. (Генеральный секретарь ЦК РКП (б) – ВКП (б) – КПСС в 1922 -1953 гг.). Значение образования СССР. – Крепкий «дом» народов СССР в 1922-1991 гг.
2.1. Угроза грядущей (будущей) войны. Переход к индустриализации. XIV съезд ВКП (б) – декабрь 1925 г. – курс на «социалистическую индустриализацию» СССР. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. подтолкнул её проведение, благоприятствовал поставкам технологий, станков, оборудования в СССР. Страны Запада, прежде всего США и Германии, нуждались в советском рынке.
2.1. Проведение индустриализации. Сверхвысокие темпы. Обоснование их. В частности, И.В. Сталин, выступая 4 февраля 1931 г. с речью «О задачах хозяйственников» на заключительном заседании Первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности, сказал: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». (Сталин И.В. Соч. М.: Политиздат, 1951. Т. 13. С. 39.) (Такой подход злободневен и сегодня. – А.А.) Довоенные пятилетние планы развития СССР: 1) Первый пятилетний план 1928/29 – 1932/33 гг. 2) Второй 5-летний план 1933-1937 гг. 3) Третий пятилетний план 1938-1942 гг. (не был завершён в связи с началом войны).
2.2. Итоги индустриализации. Несмотря на то, что некоторые показатели пятилетних планов были недовыполнены, за гг. первых пятилеток было построено около 9 тыс. новых крупных промышленных предприятий. СССР превратился из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую машины и оборудование. По объёму промышленного производства СССР вышел на 2-е место в Европе и 3-е – в мире (после США и Британской империи). 2.3. Коллективизация сельского хозяйства (КСХ). Сверхвысокие темпы проведения. Проведена в основном за четыре года: в 1929-1932 гг. К 1933 г. в СССР было коллективизировано более 60% крестьянских хозяйств, к 1938 г. – 93% хозяйств и 99% посевных площадей. (См.: Коллективизация в СССР: Материал из Википедии — свободной энциклопедии // http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0.) Ликвидация кулачества как класса. Это 1-1,1 млн. хозяйств. Голод 1932-1933 гг. (3-5 млн. жертв). (История России с древнейших времён до наших дней / Орлов А.С. [и др.]; Моск. гос. ун-т. 2-е изд. М., 2001. С. 368) Налаживание к концу 1930-х гг. производства в колхозах. Значение коллективизации: несмотря на жертвы крестьянства, благодаря колхозному строю СССР был надёжно обеспечен продовольствием и техническим сырьем в годы индустриализации и Великой Отечественной войны. Это позволило стране победить, дало будущее всему народу, в т. ч. крестьянам и их потомкам. Цитата: «Коллективизация была не злым умыслом, а трагической неизбежностью. […] Дело обстояло вовсе не так, будто высшее советское руководство имело возможность выбора пути. Для России в исторически сложившихся условиях был только один выбор: выжить или погибнуть. А в отношении путей выживания выбора никакого не было. Сталин явился не изобретателем русской трагедии, а лишь её выразителем». (Зиновьев А.А.Русская судьба, исповедь отщепенца. М.: Центрполиграф, 1999. Гл. IX. Юность коммунизма // http://www.zinoviev.ru/ru/zinoviev/textsudba.pdf)
2.4. Культурная революция (КР). В лекции не было. - На самостоятельное изучение. 2.4.1. Определение. КР - это совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществленных в СССР в 1920-1930-е гг. Культурная революция предусматривала ликвидацию неграмотности среди рабочих и крестьян, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование нового социального слоя — «социалистической интеллигенции», перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контроле. 2.4.2. Начальное и неполное среднее образование. 1) 1930 г., 14 августа принято постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении». Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) и Совет народных комиссаров РСФСР в развитие постановления ЦК ВКП (б) от 25 июля 1930 года приняли 14 августа 1930 года постановление "О всеобщем обязательном начальном обучении", узаконившее обязательное обучение детей обоего пола в возрасте от 8 до 15 лет в объеме четырехлетнего курса начальной школы. - К 1934 г. начальное обучение было внедрено в СССР повсеместно. 2) Параллельно шла реализация плана по введению обязательного семилетнего обучения в городах и рабочих поселках. В 1933‑1937 годах в СССР было введено обязательное семилетнее обучение в городах и рабочих поселках.
2.4.3.Развитие среднего специального и высшего образования.
Таблица 1. Рост числа средних и высших учебных заведений и учащихся, студентов в СССР с 1928 по 1940 гг.
Источник: Большая сов. энциклопедия. 3-е изд. М., 1977. Стб. 145. (Подсчёт в % наш. – А.А.)
Комментарий к табл. 1: в гг. первых пятилеток в СССР происходил невиданный прежде, вызванный нуждами индустриализации, рост образования, доступного трудящимся. За каких-нибудь 13 лет, с 1928 по 1940 гг. число студентов вузов увеличилось в 4,8 раза, учащихся в техникумах – в 5,1 раза! – И т. д.
Томск в годы КР – это «кузница кадров» индустриализации для всей Азиатской части Советского Союза.
2.5. Массовые политические репрессии – это т. н. «революционный невроз», характерный для всех революций (то же было в периоды Английской буржуазной революции XVII в. и Великой Французской революции XVIII в. (См.: Кабанес О., Насс Л. Революционный невроз. Заключение. СПб.: Издательство Д. Ф. Коморского, 1906. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Kab/index.php) Они прекратились как массовые к началу Великой Отечественной войны.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |