Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Патопсихология личности. Психогении и яторгении




Лекция №6

План лекции:

1.Понятие о патопсихологии.

2. Неврозы. Психозы.

3. Истерия. Ипохондрия

4. Аутизм.

5. Психогении. Ятрогении.

6. Исследования личности

 

1 .Понятие о патопсихологии.

 

Психические аномалии могут повлиять на жизнь, как известного человека, так и обычного, как богатого, так и бедного. Психологические проблемы приносят тяжелые страдания и, наоборот, могут быть источником вдохновения и энергии. Сфера науки, изучающая психологические проблемы, называют патологической психологией. Исследователи патопсихологии собирают информацию, чтобы иметь возможность описать, предсказать и объяснить исследуемые явления. Эти знания используются для выявления и лечения патологического поведения.

Патопсихология (греч. pathos - страдание, psyche - душа, logos - учение) - раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности в случае психических или соматических заболеваний.

По Б. В. Зейгарника, патопсихология изучает структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой

Понятие о психической патологии.

 

Что такое психическая патология определить очень нелегко. Большинство известных определений сходятся на том, что это отклонение от общепринятых норм, которые сопровождаются постоянными душевными страданиями, психической дисфункцией и опасностью, которую человек несет сам себе и окружающим.

Признаки психической патологии:

 

1. Отклонение от нормы (т.е. человек сильно отличается от других людей, склонен к крайностям, необычное, даже странное; суждения о том, что следует называть патологией, зависят от различных обстоятельств, а также от того, что считается нормой, - писаные и неписаные правила поведения, принятые в обществе);

2. Постоянные душевные страдания (т.е. неприятные переживания; бывает, что люди, чье поведение можно считать патологическим, продолжают сохранять позитивный настрой);

3. Психическая дисфункция, что мешает человеку должным образом выполнять свои повседневные обязанности (патологическое поведение может привести к психической дисфункции, т.е. до нервного расстройства, что мешает человеку в его повседневной жизни: то так сбивает ее с толку, так волнует, что она не может в достаточной мере заботиться о себе, поддерживать нормальные социальные связи или эффективно работать);

4. Опасность, которую несет в себе человек (крайним случаем психической дисфункции является поведение, которое становится опасным для самого человека и для других, однако многие люди, страдающие от постоянной тревоги, депрессии и даже странно себя ведут, не несут непосредственной опасности ни для себя, ни для других).

 

Обществу трудно отличить патологию, которая требует лечения, от необычных особенностей индивидуального поведения - в этом случае никто не имеет права вмешиваться в личную жизнь.

Время от времени мы видим людей или слышим о людях, которые, под обычной точкой зрения, ведут себя очень странно, например, узнаем о том, что кое живет сам с дюжиной кошек и практически ни с кем не разговаривает. Поведение таких людей отклоняется от нормы, она может приносить человеку неприятности, может способствовать психической дисфункции, но многие специалисты считают ее скорее эксцентричным, чем патологической.

Действия, направленные на то, чтобы изменить патологическое поведение на более нормальное, - терапия. Это специальный, систематический процесс.

2. Неврозы. Психозы.

Психозы

Слово «психоз» означает достаточно серьезное психическое расстройство. К психозам можно отнести те заболевания, которые нередко сопровождаются изменением сознания, часто с отсутствием критики к себе или к окружающему. Так, в частности к психозам можно отнести психические расстройства, включающие в себя делирий - расстройство сознания, обычно характеризующееся обильными зрительными галлюцинациями; онейроид - состояние сознания, напоминающее сон, нередко фантастического содержания с ложными галлюцинациями, бредом феноменами; аменцию - спутанное состояние сознания с растерянностью, беспорядочным мышлением (в отличие от делирия аменция может продолжаться несколько недель и даже месяцев); сумеречное состояние сознания – более или менее выраженное сужение поля сознания, возникающее при эпилепсии или истерии. Следует отметить, что любой бред и галлюцинации также свидетельствуют о наличие психоза. Психоз достаточно часто сопровождается выраженным двигательным возбуждением.

Различают экзогенные и эндогенные психозы. Экзогенный психоз возникает вследствие воздействия внешних по отношению к организму человека факторов окружающей среды. Экзогенный психоз может быть вызван инфекционным заболеванием (грипп, тиф, туберкулез, сифилис и др.) интоксикацией (алкоголь, наркотики, тяжелые отравления и др.), или достаточно сильной психической травмой. Эндогенный психоз - психоз, вызванный внутренними, обычно нейроэндокринными факторами. К эндогенным психозам можно отнести шизофрению, психозы, обусловленные возрастными изменениями. Достаточно часто встречаются психозы при сосудистых заболеваниях: атеросклерозе сосудов головного мозга и гипертонической болезни. В ряде случаев границу между экзогенными и эндогенными психозами провести достаточно сложно, поскольку психоз может начаться вследствие воздействия внешних факторов, а позже включить внутренние факторы.

Обычно психоз требует помещения человека в психиатрическую больницу. Поскольку в состояние психоза человек может быть опасен для себя и окружающих. Нередко больной сопротивляется госпитализации в силу измененного состояния сознания, выраженных изменений со стороны эмоциональной сферы, например, страх, тревога или отсутствия критики к своему состоянию.

Современная терапия психоза требует использования психотропных средств, чаще всего нейролептиков, в ряде случаев транквилизаторов и антидепрессантов. Обычно в процессе лечения психоза используются средства, укрепляющие организм или медикаменты, способствующие уменьшению явлений интоксикации.

Неврозы

В современной классификации психических расстройств (МКБ – 10) термин «невроз» не используется. Теперь психиатры говорят о невротическом расстройстве и выделяют достаточно много вариантов его проявлений, включая расстройства связанные со стрессом и соматоформные расстройства (расстройства внутренних органов без подтвержденных объективными методами признаков их анатомического поражения). Предполагалось, что неврозы – это психогенно обусловленные функциональные расстройства нервной системы, при которых в отличии от психозов человек сохраняет критическое отношение к болезни и не утрачивает способности руководить своим поведением. Истерическими реакциями или истерическим неврозом, обозначается ряд расстройств чувствительной и двигательной сферы. Чаще всего эти расстройства наблюдаются при истерии одной из распространенных разновидностей личностных расстройств (психопатий). При неврозе навязчивых состояний доминирующими в его клинической картине являются признаки навязчивости: навязчивые мысли, воспоминания, страхи, желания, действия, которые подчиняют себе весь образ жизни больного. Основным, что характеризует неврастению, являются признаки истощения, слабости нервной системы. В настоящее время невроз навязчивых состояний обозначают термином обсессивно–компульсивное расстройство.

Специфическое воздействие на неврозы (невротические расстройства) оказывают транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики. Терапевтическое воздействие транквилизаторов и нейролептиков на внешне сходные психические расстройства неравнозначно, специфичны побочные эффекты, к транквилизаторам развивается зависимость. В последние годы, учитывая значение аффективного компонента в структуре невротических расстройств (тревога, страх, сниженное настроение), все большую роль в лечении неврозов начинают играть современные антидепрессанты (особенно ингибиторы обратного захвата серотонина). Невроз практически невозможно вылечить одними медикаментами, основным средством лечения невротических расстройств является психотерапия. Важно индивидуально подобрать для больного именно тот метод психотерапии, который окажется наиболее эффективным.

Терапевтическая тактика и реабилитация больных при каждом невротическом расстройстве имеет свои особенности.

3. Истерия. Ипохондрия

 

Ипохо́ндрия (от др.-греч. ὑποχόνδριον — «подреберье») (ипохондри́ческое расстро́йство, ипохондри́ческий синдро́м) — состояние[1][2] человека, проявляющееся в постоянном беспокойстве по поводу возможности заболеть одной или несколькими болезнями, жалобах или озабоченности своим физическим здоровьем, восприятии своих обычных ощущений как ненормальных и неприятных, предположениях, что кроме основного заболевания есть какое-то дополнительное. При этом человек может считать, что знает, какое у него «на самом деле» заболевание, но степень его убеждённости обычно раз от раза меняется, и он считает более вероятным то одно заболевание, то другое.

В современных психологии и психиатрии ипохондрия считается психическим расстройством и называется «Ипохондрическим расстройством Оно, во-первых, обратимое, а во-вторых — психосоматическое, то есть сопровождающееся изменениями в работе физиологических (соматических) механизмов.

Ипохондрические опасения относятся чаще всего к сердцу, желудочно-кишечному тракту, половым органам и головному мозгу.

Автономные функции органов контролируются с заботой и страхом. Вследствие этой патологической обращенности внимания и тревожной установки могут нарушаться функции вегетативно иннервируемых систем, поскольку автономная регуляция подвержена влиянию эмоций.

Подход к ипохондрическим больным затрудняется тем, что они относят своё страдание к физиологическим заболеваниям и стараются найти все данные для подтверждения этого мнения. В большинстве случаев показана психотерапия. Если она не удаётся, врачебные усилия направляются на то, чтобы уменьшить значимость ипохондрических опасений. Медикаментозное лечение в большинстве случаев противопоказано, поскольку усиливает убеждение больного, что его проблемы имеют физиологические причины.

Истерия (от греч. hystéra — матка; с древнейших времён И. связывали с заболеванием матки), болезнь, относящаяся к группе неврозов и характеризующаяся многообразными нарушениями психики, двигательной сферы, чувствительности, функций внутренних органов

По И. П. Павлову, И. развивается в результате преобладания в высшей нервной деятельности процессов возбуждения над процессами торможения;

Лицам с истерическим характером присущи неустойчивость психики, поверхностная и возбудимая эмоциональность, капризно изменчивые стремления, способность к совершенно противоречивым поступкам: сочетание чувства неполноценности со стремлением привлекать внимание и играть роль, рисовка, принятие воображаемого за реальное, подчинение разума и воли аффективным побуждениям, легко меняющееся отношение к окружающим, мгновенная смена симпатии и антипатии. Нарушения психической деятельности при И. выражаются психотическими явлениями: состояния повышенной раздражительности, угнетения, обездвиженности, безразличия; волевые расстройства (чаще в форме абулии). Во многих случаях возникают пароксизмальные приступы, истерические припадки, которые начинаются обычно с какого-нибудь раздражающего повода, сопровождаются бурным проявлением аффектов, плачем, криками, двигательным возбуждением, падением и внешними проявлениями нарушения или потери сознания; такие припадки могут быть приняты за эпилептические, но они никогда не влекут за собой сколько-нибудь серьёзных телесных повреждений, каких-либо вызванных припадком нарушений в послеприпадочном состоянии и пр. Расстройства чувствительности приистери захватывают точно половину тела, иногда отдельную конечность или лицо. Наблюдаются также функциональные (обратимые) нарушения движений, речи, слепота, глухота, желудочно-кишечные расстройства, расстройства сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и мочеполовых органов. В тяжёлых случаях возникает помрачение сознания, сопровождающееся яркими зрительными галлюцинациями, образным бредом.

Профилактика: правильное воспитание в семье, школе, общественных организациях.

4. Аутизм

Аутизм (ранний детский аутизм), тяжелая аномалия психического развития ребенка, характеризующееся главным образом нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, перверсией интересов, стереотипностью деятельности. Один из определяющих и диагностически важный признак заболевания - появление симптомов в возрасте до 2,5 лет. Аутизм встречается редко, у 2-4 детей из 10 000, у мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек. Он выявляется во всех социальных классах и во всех частях света. (Отметим, что термин "аутизм" употребляется и в широком смысле как обозначение крайней степени отчужденности, ухода в себя - состояния, наблюдаемого чаще всего при шизофрении).

Однако у большинства детей с аутизмом в дальнейшем сохраняются только характерные для него симптомы, а признаков детской шизофрении - бреда, галлюцинаций, бессвязности речи - не возникает. Способность к игре и фантазированию развивается плохо. Игрушки используются для неуместных стереотипных манипуляций, не соответствующих целям, для которых они предназначены. Игровая фантазия, если она пробуждается, носит бесплодный и обедненный характер. Для матерей аутичных младенцев характерно более тяжелое протекание беременности и родов, однако при рождении почти все эти дети признаются нормальными. Правда, по наблюдениям некоторых исследователей, уже при рождении или вскоре после него можно обнаружить "мягкие неврологические симптомы" типа непостоянных и вариабельных слабовыраженных неврологических аномалий, позволяющих подозревать нарушение функции головного мозга, но выявить отчетливые изменения в центральной нервной системе до сих пор не удавалось. Хотя диагностическим признаком заболевания служит его начало в возрасте до 2,5 лет, в большинстве случаев нарушения проявляются уже в 3-6 месяцев. Позже, по данным тестирования, половина таких детей попадает в категорию умственно отсталых средней или тяжелой степени. Только 25% достигают показателей нижней границы интеллектуальной нормы, хотя некоторые из аутичных детей обладают очень высоким интеллектуальным потенциалом, а иногда и одаренностью в какой-то области. Причины аутизма неизвестны. Развитие ребенка тесно связано с социальным опытом, от воздействия которого во многом зависит созревание центральной нервной системы в первые два года жизни. Недостаточная привязанность младенца к родителям или воспитателям, а тем более ее отсутствие может привести к длительно сохраняющимся изменениям нейронных структур и нейроэндокринных функций мозга. Трудно зафиксировать те глубокие, повторяющиеся изо дня в день межличностные взаимодействия между младенцем и его близкими, которые формируют и пробуждают разные формы поведения и привязанности у малыша. Нелегко оценить и эмоциональное воздействие, оказываемое на взрослых явно безучастным и трудным младенцем, а также ответные формы поведения, порождаемые этим воздействием. По данным многочисленных исследований, при аутизме имеется целый ряд нейрохимических и нейродинамических отклонений, но все они неспецифичны, т.е. характерны не только для данного расстройства. Первая же беседа врача с родителями аутичных детей приносит доказательства недостаточной привязанности: "Он как будто смотрит сквозь меня", "Она никогда не улыбается", "Я думала, что он глухой", "Она каждый раз словно застывает, когда я беру ее на руки". Это лишь некоторые из типичных выражений, используемых для описания симптомов заболевания, и эти симптомы, в свою очередь, могут способствовать закреплению расстройства. Вероятно, существует совокупность факторов, наследственных и биохимических, влияющих на ребенка в период, когда начинают устанавливаться его взаимодействия с социальной системой, состоящей из двух-трех человек.

5. Психогении. Ятрогении.

 

Психогении ( psychogenia; греч. psychē душа, сознание + genea порождение; синоним реактивные состояния) — психические болезни, обусловленные психической травмой. К ним относят неврозы, реактивные психозы, психогенные патохарактерологические реакции, а также ностальгию и ятрогении. Для психогении характерна выраженная связь клинических проявлений с психической травмой и эмоциональным состоянием больного. Проявления психогении не имеют четких границ, возможны переходные состояния между расстройствами невротического и психотического уровня.

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА психогении обусловлена силой, внезапностью психической травмы. Условно к психическим травмам относят ситуации, угрожающие жизни, тяжелые конфликты, потерю близкого, отрыв от родины и др. В ситуациях, угрожающих жизни, например при землетрясениях, наводнениях, кораблекрушениях, могут наблюдаться аффективно-шоковые психозы, характеризующиеся аффективной суженностью сознания, страхом и ужасом, двигательными нарушениями (возбуждением или ступором) и вегетативными расстройствами; воспоминания о пережитом у больных либо отсутствуют, либо фрагментарны. В ситуациях тяжелого конфликта, при угрозе лишения свободы чаще развиваются истерические реактивные психозы. Неврозы отмечаются при длительных личностных конфликтах.

 

Психогеные патохарактерологические реакции проявляются различными отклонениями в поведении ребенка или подростка, ведущими к нарушению социально-психологической адаптации и сопровождающимися невротическими расстройствами. Отклонения в поведении выражаются реакциями оппозиции (протеста), имитации, компенсации и гиперкомпенсации, а также эмансипации, группирования со сверстниками и др. К реакциям пассивного протеста относят отказ от еды, уход из дома, суицидальные попытки, которые обычно не обдумываются. Реакции имитации характеризуются изменением поведения, связанным с подражанием поведению человека, пользующегося авторитетом (положительного или отрицательного лидера). К реакциям компенсации и гиперкомпенсации относят фантазии, в которых слабый подросток представляет себя сильным, самооговоры, в которых мальчик сообщает об ограблении или выполнении особых поручений милиции. Реакции эмансипации выражаются в повышенном стремлении к самостоятельности, независимости. В тяжелых случаях подростки уходят из дома, бродяжничают.

Ятрогения (греч. iatros — врач, -genes — порождающий, вызывающий) [Bumke О., 1925]. Один из вариантов психогении. Причиной болезненных расстройств является неправильное поведение врача (неосторожное высказывание врача о тяжести и плохом прогнозе болезни, предоставление больному возможности ознакомиться с медицинской документацией, научно-популярная лекция, построенная в пессимистическом плане, рассказ о плохом исходе аналогичного заболевания у другого больного и т.п.).

Ятрогении

(греч. ятрос-врач, генус-происхождение) - любые болезни и травмы, к-рые возникают у пациентов и мед. работников в результате оказания мед. помощи. Проявления и причины Я. многообразны. В зависимости от причинного фактора их разделяют на психогенные, лекарственные, травматические, инфекционные. Я. психогенные вызываются негативными высказываниями мед. работников о состоянии здоровья пациента, неэффективностью лечения, недоверием к лечащему врачу и медицине, страхом перед лекарствами и мед. аппаратами. Они проявляются в развитии неврозов, психозов, фобий, истерий, депрессивных и гипохондрических расстройств. К Я. травматическим относят болезни и травмы, вызванные повреждающим действием мед. факторов механической и физ. природы. В группе выделяют хирургические, манипуляционные, случайные мед травмы, ожоги и последствия травм, лучевые поражения. Особенно тяжелы и многочисленны осложнения и последствия мед. травм и ожогов Я. (болезни) лекарственные являются следствием побочного действия лекарственных препаратов, их компонентов и примесей.

6. Исследования личности

 

Все психологи согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия. Он должен овладеть речью, а затем с ее помощью многими моторными, интеллектуальными и социо-культурными навыками. Личность рассматривается как результат социализации индивида, в процессе которой он усваивает традиции и систему ценностных ориентаций выработанных человечеством. Чем более человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.

А может ли человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый ребенок, психически неполноценный человек или изощренный преступник? Эти вопросы неоднократно становились предметом дискуссий у психологов, философов, медиков и юристов. Так ребенка, подростка и юношу корректнее называть формирующейся личностью, потому что в них пока имеются только задатки зрелой личности, которые должны далее развиться и оформиться в целостную систему свойств.

Что касается психически неполноценных людей, то степень сохранности их личности может быть очень разной: от небольших отклонений от нормы при неврозах до значительных разрушений личности при тяжелых случаях шизофрении. Их мировосприятие, мотивация поведения, особенности мышления качественно отличаются от аналогичных характеристик здорового человека, поэтому правильнее в таких случаях пользоваться понятием патологической или аномальной личности. Преступники, признанные психически здоровыми, являются асоциальными личностями, поскольку все накопленные ими знания, умения и навыки они обратили против общества, которое их сформировало. Личность может быть утрачена человеком вследствие тяжелой болезни или глубокой старости, что проявляется в отсутствии способности осознавать себя как субъекта деятельности, ориентироваться в пространстве и времени и т.п. В этом случае можно говорить о деградировавшей личности.

Л.И.Анцыферова считает основным способом существования личности постоянное развитие, направленное на реализацию своих возможностей в деятельности и общении. Как только человек прекращает усилия по развитию своих психических функций, социальных и профессиональных навыков и умений, так сразу начинается регресс личности.

Каковы же критерии для определения уровня зрелости личности? При ответе на этот вопрос лучше опереться на представления И.М.Палея и В.С.Магуна о трех сторонах личности. Первая сторона описывает внутренние строение личности через такие характеристики как иерархичность и целостность. Под иерархичностью понимается подчинение в процессе развития низших функций (процессов, свойств) более высшим. Например, удовлетворение витальных потребностей у зрелого человека подчиняется высшим потребностям. Целостность означает единообразие поведения человека в меняющихся условиях и обстоятельствах. Следовательно, зрелая личность действует не под влиянием сиюминутных факторов, а на основе своей системы ценностей, которая складывалась годами.

Вторая сторона личности раскрывает особенности ее взаимодействия с предметным миром через характеристики ее активности и самостоятельности. Зрелая личность всегда занимает активную жизненную позицию в любой деятельности, которой она занимается. Она сама определяет для себя смысл, цели и задачи деятельности и ищет оптимальные способы ее выполнения. Иногда она даже не ждет вознаграждения за свою работу, если эта работа доставила ей удовольствие. Это ее отличает от незрелой личности, которая ждет указаний, поощрений и не выходит в процессе выполнения работы за рамки, заданные извне. Зрелая личность способна осуществлять деятельность даже под угрозой наказания со стороны властей и возможности потери многих жизненных благ. Примеров самоотречения во имя дела своей жизни в истории России очень много, начиная с декабристов и кончая диссидентами 60-80-х годов.

Третья сторона личности характеризует особенности ее взаимоотношений с другими людьми. Чтобы оказывать влияние на мировоззрение других людей, человек должен накопить в себе большой запас мудрости и приобрести власть над ними (духовную, религиозную, политическую и пр.). Пространственно-временная широта этого влияния, в конечном счете, определяет масштаб личности. Чаще всего это влияние распространяется только на ближайшее окружение человека, что тоже не мало. В других случаях личность воздействует на умы людей в течение определенного промежутка времени в какой-то стране. Но есть личности планетарного масштаба, которые влияют на человечество примером своей незаурядной жизни и дел сквозь толщу веков и даль географических расстояний. Эти люди и могут служить для нас примером максимального развития того, что называется Личностью.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.