Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место информационной системы в контуре управления предприятия

План лекции

Лекция 7

Тема: Организация автоматизированных информационных технологий и систем управления

1. Место информационной системы в контуре управления предприятия
2. Автоматизированные информационные системы и их классификация

 

Информационная революция и бурное развитие новых областей знаний в последние десятилетия изменили подход к проблемам управления. Современные авторы рассматривают принципы менеджмента и его функции под углом представлений об информационных изменениях, происходящих в мире.

Развитие управления всегда было связано с успехами в математике, технических науках, социологии, психологии и т.д. К середине ХХ в. в менеджменте сформировалось четыре направления.

· Научное управление (1885–1920 гг.) – анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. При этом в управление внедрялись методы и подходы, используемые в науке и технике. Такие исследования посвящались непосредственно управлению производственными операциями.

· Административная школа (1920–1950 гг.) – создание на основе определения общих характеристик и закономерностей организаций универсальных принципов управления. Эти принципы затрагивали два аспекта: первый – разработка на основе определения главных функций бизнеса рациональной функциональной схемы управления организацией, обеспечивающей лучший способ разделения ее на функциональные подразделения, второй – построение организационной структуры управления работниками.

· Школа человеческих отношений и поведенческие науки (1950 г. – по настоящее время) – повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

· Наука управления (1950 г. – по настоящее время) – замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Мощным толчком к применению количественных методов в управлении стало появление компьютеров, позволивших создавать математические модели высокой сложности. В это время получила развитие особая область науки – исследование операций.

Современный этап развития науки управления характеризуется интеграцией всех научных и практических достижений менеджмента. С 50-х годов ХХ в. получил развитие процессный подход, подразумевающий управление как непрерывный процесс, реализующий комплекс взаимосвязанных управленческих функций.

Системный подход рассматривает любой объект управления как систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов, что дает возможность руководителю увидеть организацию в единстве составляющих ее частей.

Ситуационный подход – является приложением особенностей системного подхода к конкретной ситуации. Такой подход особенно актуален в современном динамичном мире, так как увязывает конкретные методы, модели с определенными конкретными ситуациями.

В процессном подходе процесс управления представляется как выполнение совокупности управленческих функций. Среди этих функций выделяют четыре первичных:

· планирование – предполагает принятие решения о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации для достижения этих целей;

· организация – предполагает создание структуры организации и определение ролей и задач каждого элемента этой структуры;

· мотивация – осуществление действий, обеспечивающих выполнение работы всеми членами организации в соответствии с их обязанностями и согласно плану;

· контроль – обеспечение того, чтобы организация действительно достигла своих целей.

Под алгоритмом управления понимают определенную последовательность действий, выбираемых руководителем или группой управления с целью преобразования исходной ситуации в желаемый, соответствующий поставленной цели результат. Выбор алгоритма определяется степенью заданности проектной ситуации.

Если процесс управления отражает управление, состоящее из последовательности действий, не зависящих от результатов предыдущих действий (рис. 2.1), то такой алгоритм называют линейным.

 

В управленческих задачах могут использоваться так называемые разветвленные алгоритмы, когда функции отдельных структур управления не совпадают. В таких алгоритмах (рис. 2.2) могут содержаться параллельные этапы (что позволяет увеличить количество структур и людей, одновременно выполняющих задачу) или конкурирующие этапы (позволяющие изменять стратегию в зависимости от исхода предыдущих этапов).

 

Если после выполнения какого-то этапа происходит возврат к одному из предыдущих этапов, то такой алгоритм называют циклическим. В таких алгоритмах следует опасаться «зацикливания» (рис. 2.3).

 

Адаптивные алгоритмы (рис. 2.4) отличаются тем, что в них определяется только первый шаг, на всех последующих шагах выбор действия зависит от результатов предыдущего шага. Такая стратегия позволяет полностью использовать способность управленца «по наитию» совершать правильные действия. К недостаткам таких алгоритмов относят невозможность предвидеть затраты и сроки выполнения проекта.

 

Все функции управления имеют две общие характеристики:

· все они требуют принятия решения. Работа руководителя и состоит в том, чтобы сделать правильный выбор из нескольких альтернативных решений. Принятие решения – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Именно принятие решения и является главным компонентом управления;

· для всех необходима коммуникация, обмен информацией для получения данных, необходимых для принятия правильного решения и для того, чтобы сделать это решение понятным для других членов организации. При отсутствии надежного обмена информацией в организации невозможно договориться об общих целях, успешно выполнить планы и соответственно осуществить задуманное.

Принятие решений и обмен информацией и составляют основное содержание управления. При просчетах в принятии решений или при недостатках в обмене информацией процесс управления распадается, а объект управления становится неуправляемым.

Современные информационные системы (ИС) предназначены для повышения эффективности управления бизнес-системами с помощью информационных технологий подготовки и принятия управленческих решений. А такие глобальные информационные системы, как Internet, превращают весь земной шар в единую информационную среду.

Новая методология управления состоит в том, что менеджмент «должен рассматриваться как процесс принятия решений в среде информационных технологий. При такой концепции все функции управления становятся неразделимыми, сплавленными в единую сферу последовательных актов принятия решений по всем аспектам управления с использованием информационных технологий как для обеспечения принятия решений, так и для собственно коммуникаций между членами организации и общества в целом».

Общие требования, предъявляемые объектом компьютеризации – предприя-тием к компьютерным информационным системам управления:

· реализация управленческих функций в полном объеме, в заданные сроки с требуемым уровнем качества получаемой информации для целей управления;

· применение эффективных технологий сбора, регистрации, передачи, хранения, обработки и представления информации;

· надежность компьютерных информационных систем управления;

· защита информации;

· высокая степень адаптивности компьютерной информационной системы.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
По виду движения вытеснителей роторные насосы делятся на коловратные и кулисные | Лекція 7. Принципи нормування, розрахунку та виміру допустимого рівня шуму у приміщеннях і на територіях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.