Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учения Ксенофонта 1 страница

 

Считается, что именно Ксенофонт (430 – 355 гг. до н. э.) предложил название «экономика», что дословно переводится как «наука об искусном ведении домашнего хозяйства» (или «домострой»). Основанием послужило создание трактата «Ойкономия», где была описана экономика в представлении древних греков. Этот трактат охватывает абсолютно все стороны быта того времени (от распределения обязанностей в доме до ведения сельского хозяйства). Это связано с тем, что хозяйства были натуральными, т. е. сами обеспечивали себя всем необходимым. Также Ксенофонт признается автором трактата «Домострой», который считался у древних греков образцом мудрости. В этом трактате можно прочесть то, что считалось истинным и мудрым в то время.

 

1. Труд следует делить на труд умственный и труд физический.

 

2. Людей же следует разделять на свободных и рабов (это естественно).

 

3. Природное предназначение – это в первую очередь земледелие, а уж потом ремесло и торговля.

 

4. Чем проще работа, тем быстрее и качественнее она будет выполнена.

 

5. Чем больше рынок сбыта, тем большее разделение труда идет.

 

6. У любого товара есть полезные свойства, т. е. то, для чего его приобретают. Также есть возможность постоянно менять один товар на другой.

 

7. Деньги существуют для более быстрого и простого обмена. Также деньги придуманы для накопления, но не для того, чтобы наживались ростовщики.

 

Самым главным видом деятельности, по мнению Ксенофонта, является земледелие. А вот ремесло совсем не нужно, поэтому надо порицать всех, кто им занимается или собирается это делать.

 

Также Ксенофонт считал, что рабство необходимо. Чтобы заставить раба трудиться усерднее, надо награждать тех, кто работает лучше, как материально, так и морально, «разжигая» тем самым соперничество между ними.

 

Обмен и торговля уже появились, так же как и разделение труда, но это пока еще не стало необходимым средством для выживания, так как греки все же опирались на домашнее хозяйство, особенно в более мелких городах. По мнению Ксенофонта, разделение труда могло бы принести больше выгоды, потому что чем чаще человек делает одну и ту же простую работу, тем более совершенным он становится в этой области.

 

В Древней Греции жизнь шла по обычаям: профессии передавались от отца к сыну, и считалось, что они не имеют права выбирать себе судьбу. Также сын наследовал все, что было заработано отцом. Если у отца был скот, деньги или другие блага, то люди считали, что сын получает много благ, хотя Ксенофонт смотрел на этот вопрос иначе. По его мнению, ничто не является благом для человека, если он не умеет правильно распоряжаться этим. (Корова не сможет быть постоянно полезной, если не уметь ее доить, ведь зарезать можно только раз).

6. Учения Платона

 

Платон (428 – 348 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, один из первых мыслителей, которые пытались показать, как должно выглядеть идеальное государство. Он известен как автор произведений «Государство» и «Законы». Платон полагал, что идеальное государство – это нечто похожее на то, как устроена человеческая душа. По мнению Платона, государством должны управлять философы, потому что их главное достоинство – мудрость. Они составляют первый класс, второй – это воины, которые должны следить за порядком как в самом государстве, так и на его границах, а третий – торговцы, ремесленники, крестьяне, которые должны обеспечивать товарами первые два класса. Он считал, что землей надо наделить лишь низший класс, чтобы первые два не захватили ее как более умные люди. Платон думал, что самое лучшее – это когда государством управляет тиран, но его мысль была опровергнута, когда его самого продали в рабство. Во многом эта система напоминает построенную в Древней Индии – «разбиение» жителей страны по так называемым кастам. Платон же назвал их классами и внес свои усовершенствования. По его учению, должны существовать три класса: философы, воины и все остальные (горожане и жители окрестных земель, торговцы, ремесленники, крестьяне).

 

Платон первый классифицировал формы государственного управления по тому, как в них соблюдают законы и сколько человек правит государством. Это можно представить в виде следующей таблицы.

 

 

Платон, так же как и Ксенофонт, считал, что рабство необходимо, а чтобы раб работал лучше, его надо поощрять за трудовые успехи. Также он полагал, что рабы не должны понимать друг друга, как в библейском сказании о Вавилонской башне, т. е. общаться на разных языках, чтобы они не смогли договориться о побеге, или, чего хуже, восстании. Платон полагал, что рабов можно приравнивать к имуществу.

 

Согласно представлениям Платона, цены на товары должно устанавливать государство. Он полагал, что деньги могут быть лишь предметом для накопления, но отрицательно относился к людям, которые копили деньги или одалживали их под проценты. В своем произведении «Законы» он еще больше критикует ростовщиков, чем в трактате «Государство». Также он говорил, что не следует что-то делать, если за это будет заплачено позже, а делать стоит лишь тогда, когда тебе готовы сразу заплатить за твои услуги или товар, пусть даже другим товаром.

 

Самым главным Платон, как и Ксенофонт, считал земледелие, а не ремесло и торговлю. Также он предлагал, чтобы земля могла переходить по наследству. Еще Платон практически требовал, чтобы люди не были богаче друг друга больше, чем в 4 раза.

7. Учения Аристотеля

 

Аристотель (364 – 322 гг. до н. э.) – философ, ученик Платона и учитель великого Александра Македонского, первый мыслитель, который высказал мнение о том, что экономика – это наука о богатстве. Он также известен нам как автор многих трудов об идеальном государстве, например таких, как «Политика», «Никомахова этика» и др.

 

Аристотель полагал, что свободные люди не должны ни работать своими руками на земле, ни заниматься ремеслом, для этого существуют рабы. Он предполагал, что когда-то рабства не будет, хотя в своих трудах оправдывал рабство и считал его правильным. Аристотель поддерживал Ксенофонта и Платона в вопросах о разделении труда (на умственный и физический) и разделении людей (на свободных и рабов). Еще он, так же, как и его предшественники, полагал, что земледелие является главным, если сравнивать его с ремеслом и торговлей. Практически так полагали все ученые древности.

 

Аристотель в своих трудах противопоставляет экономию и хрематистику. Экономика – приобретение богатств для совершенно безбедного существования себя и своей семьи. Хрематистика – это накопление денег сверх того, что нужно для проживания человеку. Мыслитель делил хрематистику на два вида:

 

1) умение сохранить то, что понадобится после для экономии (ведения домашнего хозяйства);

 

2) накопление всего, в том числе и денег, сверх меры.

 

Он порицал, если деньги становились самоцелью, а не средством для достижения благих целей, особенно у тех, кто занимался коммерческой торговлей и ростовщичеством. Аристотель в своих произведениях постоянно упоминает, что ненавидит ростовщичество. Ведь деньги, по его мнению, существуют для совершенно других целей (например, для возможности помочь тем, кто живет не так хорошо). Деньги, по Аристотелю, появились из-за потребности торговать более удобным способом, т. е. не выяснять, сколько штук одного товара возможно поменять на несколько штук другого товара. Сама потребность в торговле возникла из-за разделения труда. Люди стали применять разделение труда, потому что каждый человек обладает какими-то способностями и навыками в большей степени, а другими – в меньшей. Поэтому древние греки поняли, что поменять одно на другое гораздо выгоднее, чем самому научиться делать этот товар столь же искусно.

 

Также Аристотель выдвинул теорию о стоимости денег и цене, но не закончил своих исследований в этой области, так как еще многого не осознавал. Однако Аристотель продвинулся гораздо дальше в своих исследованиях, чем Платон и Ксенофонт. Также для исследователей будущих поколений он «составил» темы, которые всегда будут интересны людям.

ЛЕКЦИЯ № 2. Экономическая мысль в эпоху средневековья

1. Средневековые учения Западной Европы. «Салическая правда»

 

О средних веках и развитии экономических учений в то время известно намного больше, чем об экономической мысли в древние века. В качестве примера можно взять «Салическую правду».

 

Ученые считают, что Европа вошла в средневековую стадию натурально-хозяйственных отношений в V – XI вв., т. е. значительно позже, чем восточные государства, у которых подобные отношения зародились в III – VIII вв. В средние века экономика еще не существовала как самостоятельная наука, а являлась дополнением к предмету о правильном ведении домашнего (феодального) хозяйства. Поскольку при феодальном строе вся земля принадлежала феодалам, крестьяне создавали прибавочный продукт и не могли стать участниками экономических отношений. Тем самым тормозилось развитие экономических отношений и страны вообще.

 

Существовало множество документов (таких, как «Салическая правда»), которые вбирали в себя крупицы знаний об экономике и не давали им выделиться в отдельную науку. «Салическая правда» («Салический закон») – сборник экономико-юридического права салических франков. В этом сборнике отражено развитие экономической мысли того времени. Этот документ показывает, как обстояли дела в основном в дофеодальном обществе после начала распада родового строя. «Салическая правда» была разделена на главы, каждая из которых описывала какую-либо сторону жизни крестьян во Франции. Как и во всем мире в это время, во Франции предпочтение отдавалось земледелию, хотя существовали и другие виды отраслей производства, например пчеловодство, садоводство, виноградарство, животноводство, рыболовство, охота. Также предпочтение отдавалось натуральному хозяйству. В «Салической правде» особое внимание уделяется простым крестьянам. В этом документе есть главы, которые посвящены воровству и наказанию за него.

2. Социально-экономические взгляды Ибн-Халдуна

 

Ибн-Халдун (1332 – 1406) – величайший мыслитель стран, где проповедуют ислам (арабских стран на севере Африки). По его мнению, человек ведет общественную жизнь лишь для удовлетворения своих естественных потребностей. Именно желание удовлетворить все свои потребности заставляет человека трудиться больше, чтобы суметь исполнить все свои мечты. Именно это развивает общество в целом посредством большего спроса на товары. Благодаря такому развитию рынок товаров и услуг постоянно увеличивается. Уже тогда Ибн-Халдун понимал, что рынок – это двигатель прогресса и перспективного развития общества. Частная собственность толковалась Ибн-Халдуном как дар свыше.

 

Ибн-Халдун подразделял товары на два вида: «предметы потребления» и «достояние». Достояние – это те предметы, которыми человек обладает благодаря своим способностям и труду, но которые не являются совершенно необходимыми для жизни. Предметы потребления – это те товары, которые служат для удовлетворения естественных нужд человека. Занимаясь этой проблемой, Ибн-Халдун делает следующие выводы.

 

1. Когда начинает расти город, тогда начинают расти потребности человека как в предметах потребления, так и в предметах роскоши.

 

2. Если начать понижать цены на то, что необходимо, и поднимать цены на роскошь, город в целом начнет процветать.

 

3. Чем меньше город, тем дороже необходимые товары.

 

4. Город будет процветать, даже если снизить налоги и пошлины. Это касается и общества в целом.

 

Ибн-Халдун полагал, что стоимость товара зависит от того количества труда, которое на него затратили, и, конечно же, от важности товара для людей.

 

Ибн-Халдун дал нам понятие стоимости. Он также постарался объяснить, как образуется эта стоимость. По мнению Ибн-Халдуна, в объеме стоимости должно отразиться несколько величин (стоимость сырья, стоимость труда, стоимость средств труда, т. е. предметов, которые понадобились для изготовления нового товара и остались пригодными для повторного использования).

 

Деньги Ибн-Халдун представлял и как средство для накопления, и как средство обращения для покупки товаров. Также он полагал, что деньги обязательно должны быть из золота и серебра.

 

Труд Ибн-Халдун разделял на две категории: необходимый и прибавочный. Необходимый удовлетворяет все потребности, а прибавочный, в отличие от необходимого, позволяет покупать предметы роскоши и накапливать богатства.

 

Ибн-Халдун считал, что можно зарабатывать как при помощи труда, так и при помощи торговли. Однако он полагал, что ради получения прибыли продавцы готовы искусственно создавать дефицит, т. е. нехватку товара, пряча его до поры до времени и поддерживая ажиотаж, т. е. излишний интерес к какому-то товару, пуская слух, что этот товар необходим абсолютно всем. Возможно, так зародилась реклама.

3. Учения Фомы Аквинского

 

Фома Аквинский (1225 – 1274) – философ, итальянский монах, экономический мыслитель. Он оказал огромное влияние на становление экономических взглядов своего времени, хотя и строил свои учения в большей степени на религиозной почве. Фома Аквинский полагал, что при рождении не все люди равны, поэтому не все люди равны в обладании собственностью. По словам Аквинского, все мы обладаем вещами лишь в этой жизни, поэтому бедным не стоит сильно печалиться, а богатым радоваться. Также Фома Аквинский порицал воровство и предлагал правителям очень жестоко за это наказывать. Идеальным он назвал государство, в котором все государи Европы строго подчинены Папе Римскому, а народ, в свою очередь, ни в чем не перечит государю, пока он стоит на стороне церкви. Поэтому Фома Аквинский допускал мысль о том, что народ способен поднять восстание, если государи перестанут всецело подчиняться римской церкви.

 

Также как и философы до него, Фома Аквинский анализировал торговлю. Он сделал предположение, что торговля может быть двух видов: дозволенной и недозволенной. Дозволенная торговля – это когда торговец стремится получить небольшую прибыль, которая позволит существовать его семье, а также стремится помочь людям приобрести те товары, которые им необходимы и которые производятся в другом городе или стране. Недозволенная торговля – это когда для торговцев извлечение прибыли становится самоцелью, и они начинают придерживать товар, чтобы выиграть после повышения цены на него. Такую торговлю Аквинский очень осуждал. Деньги, по словам Фомы Аквинского, были изобретены для измерения ценности товаров. Деньги – тот самый товар, который может быть эквивалентен любому товару, что очень упрощает обмен. Фома Аквинский выдвинул мысль о том, что прибыль с товара должна быть тем выше, чем выше человек по рангу. У каждого свои расходы, а прибыль существует для того, чтобы их покрывать.

 

Фома Аквинский считал, что невозможно давать деньги под проценты или сдавать дом в аренду. Но под давлением своего времени он соглашался, что в договоре о займе можно сделать правильную оговорку, тогда получение процента будет звучать не как получение прибыли, а как компенсация возможного ущерба для человека, одалживающего деньги.

4. Социальная утопия Томаса Мора

 

Томас Мор (1478 – 1535) – английский мыслитель, политический и экономический деятель. Известен как автор эпиграмм, политических стихотворений, автобиографического произведения «Апология», «Диалога об угнетении против невзгод», произведения «Утопия» (1515 – 1516). Его сочинение «Утопия» положило начало огромному количеству утопической литературы, авторы которой пытались нарисовать идеальное общество. Возможно, название «Утопия» образовано от двух греческих слов «нет» и «место», поэтому говорит само за себя. Томас Мор отрицал частную собственность вообще. Он считал, что все должно быть общественным и что все должны трудиться всего лишь по шесть часов в день. В идеальном государстве не должно быть денег. По этому поводу Т. Мор пишет: «Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряется деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо. Разве что ты сочтешь справедливым, когда все самое лучшее достается плохим людям, или посчитаешь удачным, когда все распределяется между совсем немногими, да и они живут отнюдь не благополучно, а прочие же вовсе несчастны». В свободное от работы время те, кто жил на острове Утопия, развивали свои таланты, занимаясь искусством и наукой. На одном виде производстве заняты родственники. Утописты стараются не воевать, а лишь защищаться, но они способны помочь другому народу справиться с царем-тираном.

 

Религия у этих островитян может быть любой. Лечатся все в одних и тех же больницах и кушают вместе в общественных столовых. На острове нет армии и милиции, а существуют лишь надсмотрщики, которые смотрят за соблюдением законов острова.

 

Томаса Мора можно назвать как практиком, так и теоретиком. Его стремительная политическая карьера и такой же провал говорят о его идеалистическом настрое. Пока правительство более или менее соответствовало его взглядам на жизнь, он был на высоте и в почете. Как только он не захотел подчиниться королю-тирану, был тут же «сброшен» вниз (вплоть до ареста и пребывания в Тауэре) посредством ложных обвинений и заговоров. Там он оказался за то, что осознал, как тяжело живется крестьянам и рабочим на фоне праздной жизни при дворе его величества. Он попытался изменить что-то в этом мире, и вот – расплата за его доброту и понимание остроты насущных проблем своего времени. Возможно, не все труды его изучены так досконально, как «Утопия», которая, можно сказать, является сердцем его произведений. Ничто так не помогает понять будущее, как скрупулезное изучение прошлого. Возможно, более полный анализ других его произведений позволит выдвинуть какие-то совершенно новые взгляды на понимание экономической теории или совершенно идеального государства.

5. «Русская Правда»

 

О развитии экономического учения у наших предков мы знаем не так много. Одним из наиболее известных примеров является «Русская Правда».

 

«Русская Правда» – это сборник русских законов во времена феодального строя. Этот сборник основан на таких документах, как «Правда» Ярослава Мудрого, «Правда» Ярославичей, Устав Владимира Мономаха, некоторые нормы из «Закона Русского» и т. д. Этот документ отражает развитие экономической жизни в России того времени, раскрывает нам нормы взаимоотношений крестьян относительно получения наследства или использования собственности. Здесь также говорится о возращении долгов и компенсации за их использование. В «Русской Правде» описывается, как и за что могут быть наказаны крестьяне. Особенно страшными могут быть наказания за воровство, вплоть до убийства человека, который решился на кражу.

 

«Русская Правда» – это источник законов того времени, повествующий об экономическом развитии и юридическом праве в Древней Руси. В ней также описывается, как вели торговые дела с другими государствами наши дальние предки. В этом документе говорится, что деньги – это не только золото и серебро, а также меха. Мы можем многое узнать о ценах или о том, какие товары пользовались большим спросом, по тому, как часто их привозили заморские купцы. «Русская Правда» повествует нам о том, что должника могли продать вместе со всем его имуществом, погасив тем самым долг. «Русская Правда» дает нам понятие о том, как относились к взиманию процентов в те далекие времена.

 

Если бы «Русская Правда» не сохранилась, мы никогда бы не узнали столько о жизни наших соотечественников, нормах поведения, их обычаях и традициях, передававшихся ранее из уст в уста, об их экономическом развитии и юридическом наследии.

ЛЕКЦИЯ № 3. Меркантилизм

1. Меркантилизм. Экономические предпосылки меркантилизма. Особенности меркантилизма как экономической идеи

 

Для развития меркантилизма как отдельной экономической науки существовало достаточно предпосылок и причин. Можно особо выделить некоторые из них.

 

1. В феодальном обществе судьба человека зависела от феодала, а сознание находилось под контролем церкви. Однако жизнь начинала меняться.

 

2. Церковь стала все меньше контролировать государство.

 

3. Государство стало подчинять себе хозяйственную жизнь и менять подход к общественному интересу.

 

4. В литературе появились новые предложения и требования, адресованные правительству.

 

Меркантилизм – это переходный период экономической теории в самостоятельную науку. Это направление в развитии экономической мысли удерживало первенство с XVI по XVIII столетия.

 

Меркантилизм – это учение, которое основано на мысли, что богатство состоит в обладании деньгами и их накоплении. Раньше деньгами были золото и серебро, поэтому меркантилисты считали, что чем больше золота «приходит» в страну и меньше «уходит» из страны, тем страна богаче.

 

Зарождение меркантилизма дало определенный толчок для смены идеала. По мнению меркантилистов, купцы – это главные люди в государстве, а самая главная отрасль – внешняя торговля. Воины уже стали терять статус лидеров в глазах общества в целом, теперь идеалом стал быстро богатеющий, а следовательно, предприимчивый купец.

 

Меркантилисты считали, что надо развивать свою промышленность, но не для себя, а для перепродажи произведенных товаров за границу.

 

Они предлагали ограничить импорт (ввоз из-за границы), запретить вывозить драгоценные металлы, стимулировать экспорт.

 

18 Представителей, которые опирались на эту теорию, прозвали бульбонистами. В их понимании торговля – это «война» за золото, серебро. Бульбонисты считали, что торговля выгодна только тогда, когда их страна является продавцом, а не покупателем. Они постоянно порицали торговые компании, которые занимались импортом. Те, в свою очередь, пытались доказать, что от количества денег в стране не зависит ее процветание.

 

Другие же представители полагали, что следует поддерживать свое производство собственными силами, т. е. пользоваться своими товарами, а не привозимыми.

 

Уже в те времена стали зарождаться понятия, которые используются по сей день и которые стали толчком для выделения экономики в отдельную науку.

 

Бурный рост промышленности сделал теорию меркантилизма менее жизнеспособной.

 

Однако и в наши дни данное учение все еще не забыто. Многие экономисты предлагают следовать этим идеям. Их называют «новыми меркантилистами».

2. Французский и английский меркантилизм

 

Казалось бы, Англия и Франция – две практически в равной степени развитые европейские страны того времени, но меркантилизм в каждой из них имел свои особенности. Возможно, на это повлияло даже развитие культуры в целом. Развитие меркантилизма, идущее различными путями, в свою очередь привело к формированию разных культурных традиций.

 

Англия старалась поддерживать «своего» производителя. Например, были дни, когда запрещалось есть мясо, поэтому все покупали рыбу, а через сто лет было позволено хоронить лишь в шерстяном платье.

 

Вильям Стаффорд (1554 – 1612) – один из крупных представителей раннего английского меркантилизма. Оказал огромное влияние на становление меркантилизма как отдельной экономической школы.

 

Томас Манн (Мэнн) (1571 – 1641) – крупнейший представитель позднего английского меркантилизма, один из руководителей ост-индской кампании. Ему удалось доказать, что торговый баланс надо оценивать, складывая все сделки государства в одну, а не по отдельности. Это позволило ему прийти к заключению, что «отток» денег в одной сделке вполне возможно компенсировать «притоком» в другой. Томас Манн является автором книги «Богатство Англии во внешней торговле», которая была опубликована лишь в 1664 г. Также Манн считал, что деньги должны приносить деньги, т. е. не лежать в казне, а вновь возвращаться в торговлю или производство. Он критиковал английское правительство за то, что оно обязывало иностранных купцов покупать товары, чтобы те не могли увезти с собой золото.

 

У каждой страны были свои особенности развития любой школы и любой науки в целом, в том числе и меркантилизма. Можно выделить следующие особенности английского меркантилизма:

 

1) английская экономическая мысль начинает занимать первое место в Европе;

 

2) появляются предпосылки для реализации политики фритредерства;

 

3) рыночные отношения Англии с другими странами складываются очень гармонично, причем эта гармония достигается во всех сферах (торговле, сельском хозяйстве, промышленности).

 

Антуан де Монкретьен (1575 – 1622) – представитель позднего французского меркантилизма. Выдвигал идеи, аналогичные идеям Томаса Манна, даже не подозревая о его существовании. Нам он известен как автор «Трактата политической экономии». В этой работе Антуан де Монкретьен говорит, что следует всячески поощрять торговлю, потому как она является главным стимулом для производства как такового. Название, которое он дал своей книге, сохранилось и в наши дни, но как название целой науки.

 

Жан Батист Кольбер (1619 – 1683) – представитель французского меркантилизма, суперинтендант по финансовым вопросам. Позднее французский меркантилизм переименовали в его честь и стали называть кольбертизмом.

 

К особенностям французского меркантилизма можно отнести следующее:

 

1) появилось новое специфическое направление в развитии экономической мысли – физиократия. Ее представители главным ресурсом считали то, что производит сельское хозяйство;

 

2) Мысли о том, что свободная торговля не нужна, т. к. товары производятся только для внутреннего рынка, что в свою очередь сдерживает развитие экономики (Кольбер).

3. Особенности русского меркантилизма

 

В России меркантилизм зародился немного позже, как, впрочем, и все другие направления в науке. Если в Европе он стал формироваться в середине XVI в., то в России это направление экономической мысли возникло лишь в середине XVII – XVIII вв. Этому способствовало более длительное существование натурального хозяйства. Натуральное хозяйство существовало в России столь долго потому, что лишь здесь сохранилось крепостное право. А крепостное право – это то же самое рабство. В средние века рабство уже не существовало ни в одной экономически развитой европейской стране. На Руси каждый помещик старался сам с помощью своих крепостных производить все необходимое для своего личного потребления. Соборное уложение 1649 г. окончательно закрепостило крестьян. Для этих целей были увеличены барщина и оброк. Это не позволяло торговле развиваться так быстро, как в Европе. К тому же до преобразований Петра Великого Россия не имела ни столь мощного флота, который можно было бы использовать в торговых целях, ни испытанных морских путей для сбыта товаров за границу. Но, несмотря на все это, в XVII в. все же началось формирование всероссийского рынка. Многие предприимчивые люди (купцы) смогли добиться увеличения своего капитала. Стали появляться первые мануфактурные производства, расширяется круг товаров, который можно было бы продавать в европейские страны. Эта идея показалась выгодной как правительству, так и дворянам. Дворяне посчитали, что, возможно, древесный уголь будет одним из таких товаров, поэтому стали выжигать свои леса.

 

В период развития меркантилизма в России стали известны такие имена, как Афанасий Ордин-Нащокин (1605 – 1680), Юрий Крижанич (1618-1663), Иван Щербаков (1686-1716).

4. Поздний меркантилизм

 

Джеймс Стюарт (1712 – 1780) – представитель позднего меркантилизма. Он является автором книги под названием «Исследование принципов политической экономии» (1767 г.). Рыночная конкуренция напоминала Джеймсу Стюарту часовой механизм, который надо время от времени проверять и устранять неполадки. Роль часовщика он отводил государству.

 

Считается, что ранний меркантилизм существовал до середины XVI в. Для него характерны следующие особенности:

 

1) торговые связи между странами практически не развиты;

 

2) на экспортируемый товар устанавливают самые большие цены;

 

3) из страны запрещено вывозить драгоценные металлы (золото и серебро);

 

4) постоянно ограничивается импорт товаров;

 

5) деньги воспринимают по номиналу, поэтому многие, в том числе и правительство, подтачивают деньги, снижая тем самым вес, а заодно и стоимость денег;

 

6) чуть позже устанавливается фиксированное количество золота и серебра в оборотах стран;

 

7) считается, что деньги существуют для накопления и как система измерения цены на товар. Также они используются как мировые деньги;

 

8) главная идея – «денежный баланс».

 

Джон Ло (1671 – 1729) – шотландец, одна из самых ярких фигур позднего меркантилизма. Чтобы насытить страну деньгами, Джон Ло предложил начать выпуск бумажных денег, не подкрепленных драгоценными металлами. Если увеличится масса денег, то это пополнит казну, увеличит прибыль и снизит банковский процент. Он написал труд, называющийся «Деньги и торговля, с предложением, как обеспечить нацию деньгами» (1705), для обоснования этих идей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Classification of dictionaries | Учения Ксенофонта 2 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.