Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учения Ксенофонта 10 страница




 

К собственно экономической реформе власти обратились летом 1987 г. Были заметно расширены права предприятий. В частности, они получили возможность самостоятельно продвигаться на внешний рынок, вести совместную деятельность с иностранными фирмами. Сокращалось число министерств и ведомств, между ними и предприятиями провозглашались «партнерские», а не командные отношения. Директивный государственный план заменялся госзаказом. На селе было установлено 5 форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и крестьянских (фермерских) хозяйств.

 

В 1988 г. принимаются законы, открывшие простор в более чем 30 видах производства услуг и товаров. Побочным следствием этого стало фактическое узаконивание «теневой экономики» и ее капиталов. Принятый в ноябре 1989 г. Закон об аренде и арендных отношениях предоставил право горожанам и сельским жителям брать землю в аренду в наследственное пользование на срок до 50 лет. Они могли свободно распоряжаться полученной продукцией. Но земля, как и раньше, реально была в собственности местных Советов и колхозов. А они неохотно шли навстречу новым фермерам. Частное предпринимательство на селе сдерживало и то, что договоры аренды могли быть аннулированы верхами в одностороннем порядке с уведомлением за 2 месяца.

 

Следующим шагом хозяйственной реформы было постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем ряд других законодательных актов. В них предусматривались постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление частного предпринимательства и др. Однако механизм и сроки реализации этих мер были намечены приблизительно, неконкретно. Слабым их местом являлась проработка болезненных в социальном плане, но насущно необходимых для оптимизации производства вопросов реформирования кредитной и ценовой политики, системы снабжения предприятий и оптовой торговли оборудованием, сырьем, энергоносителями.

 

Тогда же вниманию общественности была предложена альтернативная «Программа 500 дней», подготовленная коллективом экономистов во главе с Г. А. Явлинским и С. С. Шаталиным. В ней намечалось провести в сжатый срок кардинальную приватизацию госпредприятий с ориентацией на прямой переход к свободным рыночным ценам, существенно ограничить экономическую власть центра. Правительство отклонило эту программу.

 

В общем экономическая политика администрации Горбачева отличалась непоследовательностью и неполнотой, это увеличивало кризис народного хозяйства, дисбаланс между его различными структурами. Этому также способствовало то, что безусловное большинство принимаемых законов не работало. Они портились бюрократическим аппаратом на местах, усматривавшим в непривычных начинаниях центра открытую угрозу своему благополучию и существованию.

 

Экономическая ситуация продолжала ухудшаться. С 1988 г. началось уменьшение производства в сельском хозяйстве в целом, с 1990 г. – в промышленности. Сильно увеличились инфляционные тенденции из-за гигантского бюджетного дефицита.

 

Уровень жизни населения стремительно падал, делая для простых людей споры власти о реформе в экономике все менее заслуживающими доверия. В условиях инфляции деньги теряли вес, поднимался ажиотажный спрос на товары. Летом 1989 г. по стране прокатилась первая волна массовых забастовок рабочих. С тех пор они уже постоянно сопутствовали «перестройке».

4. Диалектика «нового мышления». Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад социалистической системы

 

Придя к власти, горбачевская администрация утвердила обычные приоритеты СССР в сфере международных отношений. Но уже в 1987 – 1988 гг. в них привносятся принципиальные исправления в духе уже популяризуемого М. С. Горбачевым «нового политического мышления».

 

Поворот в советской дипломатии диктовался насущной потребностью придать свежий импульс внешней политике СССР, зашедшей по многим серьезным позициям в тупик.

 

Основные принципы «нового политического мышления»:

 

1) отказ от фундаментального заключения о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы, признание его взаимозависимым и единым;

 

2) провозглашение в качестве стандартного метода решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;

 

3) отрешение от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и сознание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (национальными, классовыми, идеологическими).

 

Реализация этого курса, с одной стороны, имела положительные результаты, с другой – закончилась внешнеполитическими провалами СССР.

 

Характерной чертой нового этапа советской дипломатии были ежегодные встречи М. С. Горбачева с лидерами США. Заключенные с США договоры об уничтожении ракет средней и малой дальности (декабрь 1987 г.) и об ограничении стратегических наступательных вооружений положили начало тенденции к сокращению ядерного оружия в мире.

 

В это же время начались долгие переговоры по сокращению уровня привычных вооружений. В 1990 г. было подписано соглашение об их существенном снижении в Европе. Также СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов и сокращении численности собственных Вооруженных сил на 500 человек.

 

Благополучное формирование отношений с капиталистическими странами затронуло и Японию, чему в значительной степени способствовало посещение М. С. Горбачевым в апреле 1991 г. Токио. Советская делегация проявила готовность оживить двусторонние связи и официально признала существование вопроса о государственной принадлежности четырех островов Южно-Курильской гряды.

 

Новые внешнеполитические приемы СССР положительно проявили себя в ликвидации очагов международной напряженности и локальных вооруженных конфликтов. За май 1988 – февраль 1989 гг. были выведены советские войска из Афганистана. После этого II съезд народных депутатов СССР признал «необъявленную войну» против соседней страны, которая раньше была дружественной, грубой политической ошибкой. Горбачевская дипломатия приложила немало усилий к прекращению гражданских войн в некоторых странах (Анголе, Камбодже и Никарагуа), формированию в них коалиционных правительств из представителей противоборствующих сторон, к победе путем капитальных политических преобразований режима апартеида в ЮАР, поиску справедливого решения палестинского вопроса.

 

Улучшаются советско-китайские отношения. В качестве условий для этого Пекин выдвигал вывод советских войск из Афганистана и Монголии, а вьетнамских – из Камбоджи. Москва выполнила эти условия и после визита М. С. Горбачева в Китай весной 1989 г. между двумя странами была восстановлена приграничная торговля, подписана серия соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

 

Этот же год стал переломным в отношениях СССР со странами «социалистического содружества». Начался форсированный вывод войск с советских баз в Центральной и Восточной Европе. На опасения многих лидеров соцстран, что некоторые конкретные решения, диктуемые «новым мышлением», могут повлечь за собой дестабилизацию там общественно-политической обстановки, горбачевская администрация ответила экономическим давлением, пригрозив, в частности, перевести хозяйственные взаиморасчеты с дружественными странами на свободно конвертируемую валюту. Вскоре это было сделано. Это обострило отношения между странами-членами СЭВ и послужило причиной быстрого развала как их экономического, так и военно-политического союза. Официально СЭВ и ОВД расформированы весной 1991 г.

 

Руководство СССР не вмешивалось в процессы, быстро и кардинально менявшие политический и социально-экономический образ бывших союзных государств.

 

Курс на отход от СССР и установление более близких связей с Западом взяли и почти все новые правительства стран Центральной и Восточной Европы. Они сразу были готовы вступить в НАТО и Общий рынок.

 

СССР остался без старых союзников, а новых не приобрел. Поэтому страна стремительно теряла инициативу в мировых делах и оказалась в фарватере внешней политики стран НАТО.

 

Ухудшение экономического положения Советского Союза, которому способствовало обвальное снижение поставок по странам бывшего СЭВ, вынудило горбачевскую администрацию обратиться в 1990 – 1991 гг. за финансовой и материальной поддержкой к ведущим державам мира, так называемой «семерке».

 

В эти годы Запад оказал СССР гуманитарную помощь продовольственными и медицинскими товарами (но она в основном досталась номенклатурным кругам или попала в руки дельцов коррумпированной торговой сети). Но обстоятельной финансовой помощи не последовало, хотя «семерка» и Международный валютный фонд обещали ее СССР. Они больше склонялись поддерживать отдельные союзные республики, поощряя их сепаратизм, и все меньше верили в политическую дееспособность Президента СССР.

 

Крушение Советского Союза сделало США единственной сверхдержавой мира.

ЛЕКЦИЯ № 21. Экономическое развитие России с начала 1990-х гг.

1. Россия в первой половине 1990-х гг.

 

Изменения в российской политической жизни начались в мае 1990 г. с избранием Б. Н. Ельцина Председателем Верховного Совета, а также с принятием в июне 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Фактически это означало появление двоевластия в стране. К этому времени быстро падал авторитет КПСС, общество все более переставало оказывать доверие М. С. Горбачеву. Перестройка, которая базировалась на идеях демократического социализма, провалилась. Доказательная победа Ельцина на выборах президента России 12 июня 1991 г. свидетельствовала о начале крушения фундамента старой власти страны. События августа 1991 г. привели к кардинальной перемене ситуации в России. Все органы исполнительной власти СССР, работавшие на ее территории, теперь непосредственно подчинялись российскому президенту. Он указал закрыть и опечатать здания ЦК КПСС, архивов, райкомов, обкомов. КПСС прекратила свое существование как властная, государственная структура. Высшим органом власти в РФ стал Верховный Совет, но реальная власть все более собиралась в руках президента. Весной 1992 г. соотношение политических сил сильно поменялось. Появившаяся в парламенте оппозиция старалась ослабить президентские структуры, установить контроль над правительством. Союзники президента выступили с предложением распустить парламент и остановить деятельность Съезда народных депутатов. С целью устранения достигшего опасных пределов противостояния законодательной и исполнительной власти, Б. Н. Ельцин провозгласил особый порядок управления Россией. В стране буквально вводилось правление президента. На 25 февраля 1993 г. назначили референдум о доверии президенту и его проекту конституции. Хотя референдум укрепил президентские позиции, не удалось преодолеть конституционный кризис. Наоборот, его характер становился все более угрожающим. Оппозиция собиралась ограничить власть и полномочия президента. Тогда президент объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и проведении 12 декабря референдума по вопросу принятия новой Конституции и проведения выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (Государственную Думу и Совет Федерации). За этим последовало противостояние парламента и президента, оно окончилось драматическими событиями в октябре 1993 г. в Москве, потрясшими всю Россию.

 

2. Продолжение курса реформ, шоковая терапия

 

В чистом виде шоковая терапия – это либерализация цен, которая была произведена в начале января 1992 г. по распоряжению вице-премьера Правительства Е. Гайдара. Теперь цены на товары и услуги никто не ограничивал и не контролировал. И они сразу же взметнулись резко вверх. Причина здесь одна: либерализация цен в условиях монополизированной экономики ведет не к увеличению выпуска продукции, а к стойкому росту цен. Правительство Гайдара обещало повышение цен в 2 – 4 раза, а они возросли в сотни и тысячи раз. Мгновенно обесценились и сбережения населения, сумма их вкладов в то время была немалой – до 500 млрд руб.

 

Подскочившие цены на энергоносители привели к платежному кризису, не хватало наличных денег. Нормой жизни стали бартерные сделки как между отдельными предприятиями, так и между целыми регионами. Все это привело к развалу финансовой системы и потере контроля за денежным обращением. Только за первые 2 года реформ произошел спад производства по важнейшим показателям почти на 30%. Этот спад носил не структурный, а всеобщий характер. Больше всего он отрицательно повлиял на прогрессивные и высокотехнологичные отрасли.

 

Инфляционный шок привел к резкому дисбалансу. Разрыв цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию поставил село на грань выживания. «Шоковая терапия» по Гайдару не основывалась на серьезных расчетах и знании жизни, а опиралась на политические амбиции и, естественно, не могла привести огромную державу и ее народ к позитивным результатам, к улучшению социальных условий жизни.

 

В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов РФ оценил работу правительства как неудовлетворительную. На место Е. Гайдара пришел В. Черномырдин. Он подтвердил курс на рыночную экономику, но пообещал внести в него коррективы. К концу 1994 г. удалось снизить темпы инфляции. Начался также второй этап приватизации – через свободную куплю-продажу частных и акционерных предприятий на биржах по рыночному курсу. Но сколько-нибудь заметного роста промышленного производства добиться не удалось. Причем решению экономических задач препятствовало политическое противостояние двух основных ветвей власти: законодательной (Съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный Совет) и исполнительной (Президент и назначенное им правительство). Переходный характер российской государственности обусловил нарастание противоречий между ними. Конфликт между Б. Ельциным и Верховным Советом во главе с Р. Хасбулатовым (его поддержал вице-президент А. Руцкой) привел к прямому столкновению с применением оружия.

3. Вопросы сохранения единства России. Новая конституция

 

Референдум по проекту Конституции, изготовленному под руководством Б. Н. Ельцина, завершился ее одобрением. Основной закон говорит о том, что Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Субъекты РФ не имеют права свободного выхода, но в рамках Федерации получают высокую степень независимости. Конституция признает высшей ценностью человека, его права и свободы; идеологическое и политическое многообразие; равноправие государственной и частной собственности, включая собственность на землю. Согласно Конституции, Российская Федерация строится как президентская республика. Президент, избираемый всенародным голосованием на 4 года, имеет обширные полномочия: он определяет главные направления внешней и внутренней политики страны; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; представляет Государственной Думе кандидатуры Председателя Правительства РФ, Генерального прокурора, судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов; назначает федеральных министров, принимает решение об отставке Правительства; обладает правом распускать Думу и назначать новые выборы, если Дума 3 раза подряд отклонит кандидатуру Председателя Правительства. В Конституции было закреплено обязательное одобрение государственного бюджета и утверждение представляемых Президентом кандидатур на высшие государственные посты обеими палатами Федерального Собрания.

 

Сложные процессы, проходившие в России, не могли не затронуть отношений центра с автономными республиками, областями, национальными округами, входившими в ее состав. Все республики, входившие в Российскую Федерацию, провозгласили свой суверенитет и отказались от статуса автономий, автономные области (кроме Еврейской), назвали себя суверенными республиками. У некоторых из них были попытки взять курс на последовательный выход из Российской Федерации (Татарстан, Башкортостан, Якутия), а руководство Чеченской Республики прекратило все связи и отношения с федеральными властями и заявило о готовности защищать независимость Чечни с помощью оружия. Часть республик России прекратила перечисление налогов в федеральный бюджет.

 

Наряду с принятием новой Конституции на сохранение единства страны был направлен подписанный в Москве в марте 1992 г. Федеративный договор, где уточнялись взаимоотношения между субъектами Российской Федерации. Чеченская Республика отказалась присоединиться к договору. Татарстан одобрил этот документ лишь в 1994 г., оговорив особые условия пребывания в Федерации. Вскоре аналогичные договоры были подписаны с остальными республиками, областями и краями РФ. Однако они не решили всех вопросов взаимоотношений федерального Центра с субъектами Федерации.

 

Тем временем межнациональные конфликты привели к столкновениям осетин с ингушами. В конце 1992 г. Москве пришлось использовать армию для разведения противостоящих сторон. Через 2 года начался вооруженный конфликт между военными формированиями президента Чечни генерала Д. Дудаева и силами местной оппозиции, поддерживаемыми федеральным правительством. 11 декабря 1994 г. на территорию этого субъекта РФ вошли войска для восстановления там конституционной законности и правопорядка.

 

Войска столкнулись с ожесточенным сопротивлением. К исходу лета 1996 г. в Чечне погибло около 100 000 военнослужащих, вооруженных сепаратистов и мирных жителей, свыше 240 000 человек получили ранения и контузии. События в Чечне серьезно обострили политическую ситуацию в России.

 

31 августа 1996 г. представители федеральной стороны и сепаратистов подписали важные документы: «Совместное заявление» и «Принципы определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой» (так называемые Хасавюртовские соглашения). Согласно им в Чечне прекращались военные действия, учреждалась «Объединенная комиссия из представителей органов власти РФ и ЧР», а итоговое соглашение между федеральным Центром и Чеченской Республикой, «определяемое в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права», отодвигалось до 31 декабря 2001 г.

 

К середине января 1997 г. территорию Чечни покинули все федеральные воинские части. 27 января здесь состоялись выборы президента Чечни и парламента республики.

4. Приватизация

 

В конце 1992 г. началась приватизация государственной собственности. Первый ее этап проводился на основе ваучеров (неименных приватизационных чеков), бесплатно выданных всем гражданам России. Их можно было вкладывать в акции приватизируемых объектов. В России появилось 40 млн акционеров, главным образом – номинальных, ибо до 70% акций через свободную продажу ваучеров сконцентрировалось в руках прежних распорядителей госсобственности (управленческой бюрократии), владельцев финансовых и коммерческих структур, легализовавшихся участников подпольного бизнеса, а также устроителей многочисленных «чековых инвестиционных фондов»: под будущие мифические дивиденды они выдавали населению в обмен за ваучеры ничем не обеспеченные акции. Власть не смогла наладить систему противодействия этому процессу, тем более в ситуации, когда она стремилась в короткий срок создать слой крупных и средних предпринимателей как главную движущую силу рыночных преобразований и гаранта их необратимости.

 

С осени 1994 г. начался второй этап приватизации: через свободную куплю-продажу на биржах и торгах акций частных и акционированных предприятий. Рынок товаров дополнился рынком капитала. В 1997 г. на долю государственного сектора приходилось всего 7,8% промышленного производства, 8,8% – сельскохозяйственного, 8,3% – розничного товарооборота. Все остальное производилось и продавалось в частном секторе экономики, а также в смешанном секторе. Серьезные позиции в промышленности занял иностранный капитал.

 

Оглавление

# ЛЕКЦИЯ № 1. Возникновение экономической мысли в древнем мире

# 1. Предпосылки экономической мысли на Древнем Востоке. Древний Египет и Вавилония

# 2. Экономическая мысль в Древней Индии

# 3. Экономическая мысль в Древнем Китае

# 4. Экономическая мысль в Древнем Риме. Учение Катона

# 5. Учения Ксенофонта

# 6. Учения Платона

# 7. Учения Аристотеля

# ЛЕКЦИЯ № 2. Экономическая мысль в эпоху средневековья

# 1. Средневековые учения Западной Европы. «Салическая правда»

# 2. Социально-экономические взгляды Ибн-Халдуна

# 3. Учения Фомы Аквинского

# 4. Социальная утопия Томаса Мора

# 5. «Русская Правда»

# ЛЕКЦИЯ № 3. Меркантилизм

# 1. Меркантилизм. Экономические предпосылки меркантилизма. Особенности меркантилизма как экономической идеи

# 2. Французский и английский меркантилизм

# 3. Особенности русского меркантилизма

# 4. Поздний меркантилизм

# ЛЕКЦИЯ № 4. Физиократия

# 1. Общая характеристика физиократов

# 2. Учение Франсуа Кенэ

# 3. Деятельность Жака Тюрго

# ЛЕКЦИЯ № 5. Классическая школа политической экономии

# 1. Классическая школа

# 2. Экономические взгляды Уильяма Петти

# 3. Учение Адама Смита

# 4. Учение Давида Риккардо

# ЛЕКЦИЯ № 6. Классическая школа после Смита и Риккардо

# 1. Учение Жана-Батиста Сэя

# 2. Экономические взгляды Джона Стюарта Милля

# 3. Экономические взгляды Пьера-Жозефа Прудона

# 4. Учение Томаса Мальтуса

# ЛЕКЦИЯ № 7. Историческая школа

# 1. Вклад исторической школы в развитие экономической теории

# 2. Историческая школа Германии

# 3. Новая историческая школа Германии

# ЛЕКЦИЯ № 8. Социалисты-утописты

# 1. Западноевропейский утопический социализм

# 2. Экономические взгляды Симона де Сисмонди

# 3. Утопические мечты Роберта Оуэна

# ЛЕКЦИЯ № 9. Марксизм

# 1. Возникновение марксизма как экономического учения

# 2. «Капитал» Карла Маркса

# 3. Карл Маркс о товаре и его свойствах. Деньги и их функции

# 4. Карл Маркс о постоянном и переменном капитале и прибавочной стоимости

# 5. Взгляды Карла Маркса на земельную ренту

# ЛЕКЦИЯ № 10. Австрийская школа

# 1. Австрийская школа: теория предельной полезности как теория ценообразования

# 2. Экономические воззрения Ойгена Бем-Баверка

# 3. Учение Карла Менгера

# 4. Экономические воззрения Фридриха фон Визера

# ЛЕКЦИЯ № 11. Маржинализм

# 1. Теория маржинализма. Методологические принципы маржинализма

# 2. Маржиналистская теория ценности и ее преимущества

# 3. Маржиналистская революция. Причины и последствия маржиналистской революции

# 4. Теория полезности Уильяма Стенли Джевонса

# 5. Теория обмена Уильяма Стенли Джевонса

# 6. Теория предложения труда Уильяма Стенли Джевонса

# 7. Теория обмена Френсиса Исидро Эджуорта

# ЛЕКЦИЯ № 12. Теория общего экономического равновесия

# 1. Модель общего равновесия, включающая производство; проблема существования решения и процесс «tatonnement»

# 2. Теория общего равновесия в XXв.: вклад А. Вальда, Дж. фон Неймана, Дж. Хикса, К. Эрроу и Ж. Дебре

# ЛЕКЦИЯ № 13. Альфред Маршалл

# 1. А. Маршалл – лидер кембриджской школы маржиналистов

# 2. Метод частичного равновесия Альфреда Маршалла

# 3. Анализ полезности и спроса Альфреда Маршалла

# 4. Анализ издержек и предложения Альфреда Маршалла

# 5. Равновесная цена и влияние фактора времени Альфреда Маршалла

# ЛЕКЦИЯ № 14. Начало экономического развития Руси

# 1. Восточные славяне в догосударственный период. Предпосылки образования древнерусского государства. Общая характеристика социально-экономического развития Киевской Руси. Особенности ранней феодализации

# 2. Общественное разделение труда у восточных славян. Появление городов, развитие торговли в Древней Руси

# 3. Внутреннее развитие Руси

# 4. Принятие христианства и крещение Руси

# 5. Деньги и их роль в Киевской Руси

# ЛЕКЦИЯ № 15. Экономическое развитие Руси в средние века

# 1. Причины и последствия феодальной раздробленности. Рост феодального землевладения

# 2. Русь в условиях монголе-татарского владычества. Социально-экономические и политические последствия монголо-татарского ига

# 3. Основные условия и этапы объединения русских земель в централизованное государство

# 4. Экономическая политика России второй половины XV-XVII вв.

# 5. Образование всероссийского рынка

# 6. Социально-экономическое развитие России после Смуты

# ЛЕКЦИЯ № 16. Экономическое развитие при Петре I и Екатерине II

# 1. Сущность реформ Петра I. Итоги реформ Петра I

# 2. Крестьянский вопрос. Сельское хозяйство и землепользование при Екатерине II

# 3. Промышленность, торговля и финансы при Екатерине II

# 4. Социально-экономическая политика Екатерины П. Дворянство и система местного самоуправления во второй половине XVIII в.

# 5. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

# ЛЕКЦИЯ № 17. Экономическое развитие России в XIX в.

# 1. Крымская война и ее влияние на экономическую ситуацию в стране. Общая характеристика хозяйственно-экономического развития России в первой половине XIX в.

# 2. Экономические предпосылки ликвидации крепостничества. Отмена крепостного права. Расслоение российской деревни. Основные типы сельских хозяйств и их характеристика

# 3. Буржуазные реформы Александра II и их последствия

# 4. Основные положения законодательства о крестьянах

# 5. Положение сельского хозяйства в 1860 – 1870-х гг.

# 6. Аграрная реформа П. А. Столыпина

# ЛЕКЦИЯ № 18. Экономическая мысль в России (вторая половина XIX – начало XX вв.)

# 1. Место Н. Г. Чернышевского в истории русской и мировой экономической мысли

# 2. Экономические взгляды В. И. Ленина

# 3. Первые социалистические преобразования. Военный коммунизм как этап становления командно-административной системы (1917 – 1921)

# 4. Нарастание кризисных явлений в экономике и начало НЭПа

# 5. Изменения в денежной и кредитно-финансовой сфере

# ЛЕКЦИЯ № 19. Экономическое развитие СССР

# 1. Экономика СССР накануне Великой Отечественной войны

# 2. Советская экономика в годы войны

# 3. Послевоенное развитие народного хозяйства

# 4. Страна накануне реформ

# 5. Реформирование советской экономической системы

# 6. Преобразования в социальной сфере

# 7. Экономика развитого социализма. Поиски новых форм и методов управления. Реформы 1960 – 1970-х гг.: сущность, цели, методы и итоги

# ЛЕКЦИЯ № 20. Экономическое развитие России в период перестройки

# 1. Предыстория перестройки. Предпосылки ее возникновения

# 2. Реформирование политической системы. Реформа избирательной системы. Анализ либеральных и других движений.

# 3. Экономические реформы. Экономическая реформа 1987 г. Программа «500 дней»

# 4. Диалектика «нового мышления». Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад социалистической системы

# ЛЕКЦИЯ № 21. Экономическое развитие России с начала 1990-х гг.

# 1. Россия в первой половине 1990-х гг.

# 2. Продолжение курса реформ, шоковая терапия

# 3. Вопросы сохранения единства России. Новая конституция

# 4. Приватизация




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.171 сек.