КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ii. Предмет и пределы надзора
I. Понятие, значение и специфика Прокурорский надзор за исполнением законов и законностью правовых актов Прокурорский надзор за исполнением законов и законных правовых актов представляет собой самостоятельную отрасль прокурорского надзора, которая заключается в наблюдении специально уполномоченных прокуроров за исполнением законов в административно-распорядительной (управленческой) деятельности поднадзорных субъектов. Иногда используют термин общий надзор. Специфика: 1) Общий надзор носит базовый характер по отношению ко всем иным отраслям прокурорского надзора. Правовые возможности прокурора в иных отраслях продиктованы его полномочиями в общем надзоре 2) Для общего надзора характерен наиболее широкий охват поднадзорных органов и учреждений (некоторые выделяют от 60 до 100 направлений надзора) 3) Профилактическая направленность общего надзора (основная задача – предотвращение нарушения закона) Задачи, стоящие перед данной отраслью: 1) Выявление нарушений закона 2) Устранение выявленных нарушений 3) Устранение причин порождающих и условий способствующих нарушению закона Правовые основы общего надзора: 1) Приказ генерального прокурора № 144 от 17.09.07 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с представительными органами государственной власти субъекта федерации и органами местного самоуправления» 2) Приказ генерального прокурора № 155 от 2.10.07 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативно-правовых актов органов государственной власти субъекта федерации и органов местного самоуправления» Предмет и пределы прокурорского надзора в рамках данной отрасли определяется статьей 21 закона «О прокуратуре». Предмет включает в себя 3 основных элемента: 1) Соблюдение К РФ Следование предписаниям, закрепленным в К РФ или ином ФЗ. 2) Исполнение законов, действующих на территории РФ Совершение юридически значимых действий 3) Соответствие законам издаваемых поднадзорными органами и учреждениями актов Непротиворечие форме и содержанию законов Пределы надзора: 1) Общие пределы Закреплены в статье 21 закона «О прокуратуре». a. В ходе своей надзорной деятельности прокурорские органы не вправе подменять иные административные и контролирующие органы b. При реализации надзорных полномочий прокурору запрещается вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность (ОХД) ОХД – это специализированная деятельность, не поддающаяся правовой оценке. Если прокурор не может дать правовую оценку деятельности (законно или нет) – это ОХД. 2) Специальные пределы Существует 3 вида пределов: a. По кругу правоотношений i. Охранительные правоотношения в сфере государственного и муниципального управления (это запреты) ii. Регулятивные правоотношения в сфере государственного и муниципального управления (это предписания) Диспозитивные правоотношения не входят в правоотношения данные. b. По кругу субъектов Совокупность субъектов, в отношении которых прокурор осуществляет надзорную власть. Круг субъектов носит исчерпывающий характер и определяется статьей 21 закона «О прокуратуре». Включает в себя: i. Федеральные отраслевые органы исполнительной власти (Министерства, комитеты, ведомства, агентства, комиссии) ii. Органы государственной власти субъекта РФ (как представительные, так и исполнительные) iii. Органы местного самоуправления iv. Органы военного управления v. Должностные лица в системе вышеназванных органов vi. Контролирующие органы в системе вышеназванных органов vii. Органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций В предмет не входят: viii. Президент РФ и администрация Президента РФ ix. Правительство РФ Прокурор ограничено осуществляется полномочия в отношении правительства. В случае, если Генеральный прокурор обнаружит издание правительством РФ акта, который противоречит К РФ или иному закону, он обязан об этом проинформировать Президента. x. Федеральная палата: депутаты, члены Совета Федерации + все должностные лица, которые там работают (помощники) xi. Вся судебная система, включая помощников судей xii. Судебный департамент со всеми своими территориальными органами xiii. Нотариусы и нотариальные образования xiv. Адвокаты и адвокатские образования xv. Отдельные граждане (каждый из нас по отдельности) xvi. Лица, осуществляющие индивидуальную трудовую деятельность (предприниматели, арбитражные управляющие, оценщики – все те, которые находятся на особом налоговом режиме) Все они не входят на основании статьи 21 закона «О прокуратуре». А КоАП предусматривает отдельные случаи, когда можно инициировать в отношении них отдельную деятельность. Прокурор в рамках данной отрасли осуществляет надзор в сфере государственного и муниципального управления. Коммерческие и некоммерческие организации. С одной стороны – сами коммерческие организации не входят в надзор. Но руководители входят. А, как правило, деятельность руководителя и есть деятельность организации. Это проблема. Там, где есть зависимость организации и руководителя – прокурор вправе; если нет зависимости – то прокурор безвластен. b. По кругу НПА Закон однозначно оговаривает круг: xvii. Конституция РФ xviii. Законы, действующие на территории РФ xix. Подзаконные нормативные акты включаются, при обязательном соблюдении условий: 1. Эти акты должны носить нормативный характер 2. Эти акты должны происходить от высших органов государственной власти (указы Президента и постановления Правительства) 3. Эти акты должны быть приняты по специальному полномочию, закрепленному в законах 4. Эти акты должны устанавливать механизм реализации общего правила, которые закрепляются в законах Это общепризнанные нормы международного права; Конституция РФ; ратифицированные международные договоры; ФЗ; Конституции и Уставы Субъектов РФ; законы субъектов РФ; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; законы СССР и РСФСР в части, не противоречащей действующему законодательству.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |