Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарубежные муниципальные системы




Юридическая и политическая теории местного самоуправления

Суть юридической теории состояла в том, что ее сторонники видели в органах самоуправления юридических лиц, создаваемых государством для удовлетворения общих потребностей. Сторонники юридической теории настаивали на принципиальном равенстве государственных и местных органов власти, отношения которых, по их мнению, должны строиться как юридические отношения равных юридических лиц.

Политическая теория видела основу самоуправления в совокупности юридических гарантий, обеспечивающих самостоятельность самоуправляющимся единицам. Сторонники этой теории противопоставляли царским чиновникам — профессионалам и бюрократам — выборных -местного населения. Выборность в местном самоуправлении трактовалась как один из способов достижения самостоятельности его органов

Англосаксонская муниципальная система существует в Великобритании, США, Канаде, Австралии и ряде других стран. В научной литературе именно ее традиционно называют первой муниципальной системой. Основными признаками англосаксонской муниципальной системы являются следующие:

n органы местного самоуправления имеют право предпринимать только те действия, которые прямо предписаны им законом. В случае нарушения этого правила акты органов местной власти будут признаны судом не имеющими силы, поскольку изданы с превышением полномочий;

n органы местного самоуправления напрямую не подчинены органам государственной власти;

n основная единица местного самоуправления - приход;

n в компетенцию органов местного самоуправления входит: управление полицией, социальными службами, пожарная охрана, местные дороги, строительство и эксплуатация жилья, спортивные сооружения, общественный транспорт и др.

Вторая основная муниципальная система получила название французской (континентальной). Действует во Франции, Польше, Болгарии и др.

Главное отличие французской системы местного самоуправления от англосаксонской заключается в характере взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти. Такая система используется в государствах с традициями централизации власти, значительным контролем органов государственной власти за местными органами власти.

Окончательные контуры этой системы определились во Франции после принятия в 1982 г. Закона "О правах и свободах местных коллективов", согласно которому:

n основной единицей местного самоуправления является коммуна, население которой избирает муниципальный совет сроком на 6 лет;

n избирательное право имеют граждане Франции, достигшие 18 лет;

n в компетенцию муниципального совета входит решение всех вопросов местного значения, за исключением тех, которые представляют непосредственно полномочия мэра;

n решения совета, принятые в пределах его компетенции, приобретают обязательную силу при условии, что они переданы представителю государства в департаменте и опубликованы;

Муниципальный совет на своей первой сессии избирает мэра, который:

n является председателем коммуны;

n готовит сессии муниципального совета и исполняет его решения;

n управляет имуществом коммуны и имеет право совершения гражданско-правовых сделок;

n представляет интересы коммуны в судебных органах; назначает служащих и принимает решения об административных поощрениях и взысканиях;

n председательствует в административных комиссиях и др.

Мэр уполномочен обеспечивать правопорядок и безопасность, принимать в связи с этим необходимые решения, включая санкции на арест, а также может выполнять иные полномочия, в том числе и те, которые ему может делегировать муниципальный совет.

Сходные системы регионального самоуправления во Франции существуют также на уровне департаментов и регионов.

n Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляют государственные должностные лица - префекты департаментов и супрефекты коммун. Эти государственные должностные лица являются представителями центрального правительства Франции. Государственному контролю подлежат все без исключения решения органов местного самоуправления. Если представитель государства считает решение незаконным, он вправе предложить принявшему его органу отозвать или изменить его, а в случае непринятия мер - передать дело в административный суд. Обращение представителя государства в суд возможно и без предварительного обращения к издавшему решение органу.

n Контролю подлежит исключительно законность решений. Предлагать органам местного самоуправления изменить свое решение по мотивам иного понимания целесообразности представители государства не вправе.

Наряду с двумя указанными выше муниципальными системами в зарубежных странах встречаются и иные системы как разновидности двух основных систем, так называемые смешанные системы или отдельные модели местного самоуправления. Действует в Германии, Японии, Австрии.

n В Основном законе Германии гарантируется местное самоуправление и закреплено, что общинам должно быть предоставлено право самостоятельного решения всех проблем общины в рамках закона и под собственную ответственность. Объединения общин в рамках действия своих функций, которые вытекают из законов, также обладают правом самоуправления.

n В праве субъектов Германии – земель, деятельность органов местного управления регулируется конституциями, положениями о местном управлении и отдельными законами. В рамках этих нормативных актов прослеживается, как правило, идея сквозного управления, при котором федеральное государство, земли, органы самоуправления представляют собой единую вертикаль, в рамках которой осуществляется управленческая деятельность.

n К предметам ведения местного самоуправления Германии относятся: местные дороги, планирование и обустройство территории, социальная помощь и поддержка молодежи, строительство и содержание школ, обеспечение безопасности и др.

В ряде стран Латинской Америки (Аргентине, Мексике, Колумбии, и Бразилии) существует гак называемая иберийская система местного самоуправления и управления.

Основными чертами этой системы является то, что население административно-территориальных единиц избирает совет и главное должностное лицо данной административной единицы; иногда избирается коллегия должностных лиц. В некоторых странах главное должностное лицо избирается не населением, а советом. Он выступает как представитель государственного органа в данной административно-территориальной единице, обладает правом контроля за деятельностью совета.

В странах с социалистическим строем существует так называемая система советов.

Совет считается органом государственной власти и в свою очередь избирает другой государственный орган — исполнительный комитет (коллегиальный орган государственного управления в данной административно- территориальной единице). Такая система создается во всех административно-территориальных единицах.

Иногда наряду с исполнительным комитетом совет избирает постоянный комитет, который между сессиями совета осуществляет его полномочия (в КНР это постоянный комитет местного собрания народных представителей).

Чиновники для контроля за деятельностью сверху не назначаются, но советы как органы государственной власти подчинены по вертикали вышестоящим представительным органам.

Советы могут решать не только местные, но и общегосударственные вопросы.

При руководящей роли коммунистической партии деятельность советов практически направляется ее местными органами и организациями.

В развивающихся странах получили распространения более централизованные системы, сочетающие выборность и назначаемость местных органов (в Индии, Малайзии, Кении и других), т.е. так называемое прямое государственное управление на местах. Специфика системы местного самоуправления в мусульманских странах состоит в том, что она основана на религиозном подходе. Различны способы формирования местных органов (выборности или назначаемости). Это зависит от различения общинного и региона звеньев административно-территориального деления и признания или непризнания данной административно-территориальной единицы территориальным коллективом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.