Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. ТЕМА: Юридическая психология в системе научного знания. Предмет, структура и методы юридической психологии




 

  1. Предмет юридической психологии.
  2. Общая и частные задачи юридической психологии.
  3. Разделы юридической психологии.
  4. Методы юридической психологии.
  5. Алгоритм изучения личности.

Юридическая психология - прикладная наука, включающая в

себя как психологию, так и юриспруденцию.

Предметом юридической психологии является изучение пси-

хологических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в

среде действия права.

Общей задачей юридической психологии является научный

синтез юридических психологических знаний, раскрытие психоло-

гической сущности фундаментальных категорий права.

Частные задачи:

1. Исследование психологических предпосылок (условий) эффек­тивности правовых норм.

2. Психологическое исследование личности преступника, раскрытие мотивации отдельных видов преступного поведения.

3. Разработка социально-психологических основ профилактики пре­ступлений.

4. Исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следователя, прокурора, адвоката, судьи).

5. Исследование психологических закономерностей деятельности исправительных учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и перевоспитанию осужденных.

6. Разработка рекомендаций по совершенствованию профессио­нального мастерства работников правоохранительных органов по профориентации, профотбору, профконсультации кандидатов, желающих работать в указанных органах.

Выделяют следующие разделы юридической психологии: мето-дологический, правовая психология, криминальная психология, следственно - оперативная психология, судебная психология и психология исправительной деятельности.

В юридической психологии существует система методов психологического изучения личности, психологических явлений, возникающих в процессе правоприменительной деятельности: метод наблюдения (интроспекция - субъективное наблюдение), метод беседы анкетирование, интервьюирование, биографический метод, метод обобщения независимых характеристик, экспериментальный метод, законодательный эксперимент, формирующий (обучающий) эксперимент, ассоциативный эксперимент, тестирование, метод анализа продуктов деятельности человека, метод психологического анализа документов, метод контент - анализа.

Метод наблюдения. Под методом наблюдения в психологии по­нимается специально организованное, преднамеренное, целенаправ­ленное восприятие исследователем разнообразных внешних прояв­лений психики непосредственно в жизни, в ходе расследования, су­дебного разбирательства и других сферах правоохранительной дея­тельности. Наблюдение бывает непосредственное, опосредованное, не включенное и включенное.

При наблюдении необходимо соблюдать ряд условий: факт на­блюдения не должен нарушать изучаемого явления, наблюдение осуществляется по плану (программе), в условиях, наиболее характерных для изучаемого явления, производится неоднократно, а систематически и т. д.

Интроспекция (самонаблюдение) - заключается в наблюдении за своей внешне выраженной деятельностью, психологически значи­мыми фактами из жизни, в наблюдении за своей внутренней жиз­нью, за своим сихологическим состоянием.

Метод беседы - в значительной степени напоминает допрос. Суть метода состоит в непринужденной беседе с людьми по интере­сующим исследователя вопросам (беседа не должна превращаться в анкетирование).

Метод интервью - разновидность опроса, дает достаточно ре­презентативный материал для теоретических выводов и рекоменда­ций.

Биографический метод - сбор и анализ материалов биографического характера, проливающих свет на особенности человека и их развитие (установление конкретных биографических данных, анализ дневников, собирание и составление воспоминаний и т. д.)

Метод обобщения независимых характеристик - собирание данных о личности от различных независимых друг от друга источ­ников (характеристик с места работы, учебы, жительства, старые уго­ловные дела (если лицо отбывало наказание), личное дело заклю­ченного, медицинские карты, истории болезни, акты судебно-психологической и судебно-психиатрической экспертиз).

Экспериментальный метод - направлен на изучение психиче­ских явлений и подразделяется на лабораторный и естественный эксперимент.

Законодательный эксперимент - предложения по усовершенст­вованию законодательства, которые должны пройти испытания.

Формирующий (обучающий) эксперимент - вид эксперимен­тального метода, направлен на изучение психических явлений в процессе обучения и профподготовки, путем выделения наиболее активных методов обучения (проблемного, в частности).

Ассоциативный эксперимент (Ф. Галътон, К. Г. Юнг) - еще одна разновидность экспериментального метода. Суть его в том, что испытуемому предлагается на каждое слово ответить первым сло­вом, которое ему придет в голову.

Метод тестов - разновидность экспериментального метода ис­пользуется для проверки уровня интеллектуального развития, опре­деления степени одаренности детей, профпригодности, для выявле­ния личностных параметров.

Метод анализа продуктов деятельности человека - позволяет охарактеризовать особенности умений и навыков, приемы и способы работы, черты личности, выражающиеся в отношении к труду и т. д. Специфической разновидностью данного метода является изучение результатов преступной деятельности, способов совершения престу­пления (специализация преступников «щипачи», «домушники», «мокрушники», «медвежатники» и т. д.)

Метод психологического анализа документов - (нормативных, юридических, судебной практики и т. д.)

Метод контент - анализа - выделение в содержании текста смы­словых единиц (слово и символ), которые можно однозначно фикси­ровать и переводить в количественные показатели с помощью еди­ниц счета, в качестве единиц счета используют частоту появления признака в тексте, объем текста, содержащего смысловую единицу (в строках, абзацах).

Алгоритм изучения личности.

1. Социально-демографические данные: (время и место) рождения, национальность, образование, специальность, работа, должность, семейное положение, употребление наркотиков, преступная дея­тельность и т. д.).

2. Уголовно-правовые данные: (по какой статье УК привлекался, мера наказания, место отбывания наказания, сколько судимостей и т.д.).

3. Медицинские данные: (состояние физического и психологическо­го здоровья, физическое и психическое здоровье членов семьи и т. д.).

4. Внешние (физические) данные: (лицо, вес, телосложение, голос, манеры, одежда, татуировки и т. д.).

5. Жизненный путь: (родители, место жительства, социальное по­ложение, образование, профессия, детство (братья, сестры, д/сад, школа (какая), любимые предметы, отношения с учителями, сверстниками), трудовая деятельность, служба в армии, семейная жизнь и т. д.).

6. Образ жизни: (отношения между супругами, к детям, родителям, степень удовлетворенности работой, социальный статус и работа, свободное время, материальные условия, выпивки с друзьями, азартные игры и т. д.).

7. Поведение: нравственно-правовое поведение в дистрессовой си­туации, в состоянии фрустрации, опьянения, волевое поведение и т. д.

8. Способности: (эрудиция, качества ума, свойства памяти и т. д.).

9. Темперамент: (общительность, замкнутость, преобладающее на­строение и т. д.).

10.Характер: (отношение к людям, вещам, самолюбие и т. д.).

11 Направленность личности:(доминирующие физиологические по­требности, ценностные ориентации, материальные ценности, мировоззрение и т. д.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.