КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1. ТЕМА: Юридическая психология в системе научного знания. Предмет, структура и методы юридической психологии
Юридическая психология - прикладная наука, включающая в себя как психологию, так и юриспруденцию. Предметом юридической психологии является изучение пси- хологических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в среде действия права. Общей задачей юридической психологии является научный синтез юридических психологических знаний, раскрытие психоло- гической сущности фундаментальных категорий права. Частные задачи: 1. Исследование психологических предпосылок (условий) эффективности правовых норм. 2. Психологическое исследование личности преступника, раскрытие мотивации отдельных видов преступного поведения. 3. Разработка социально-психологических основ профилактики преступлений. 4. Исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следователя, прокурора, адвоката, судьи). 5. Исследование психологических закономерностей деятельности исправительных учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и перевоспитанию осужденных. 6. Разработка рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов по профориентации, профотбору, профконсультации кандидатов, желающих работать в указанных органах. Выделяют следующие разделы юридической психологии: мето-дологический, правовая психология, криминальная психология, следственно - оперативная психология, судебная психология и психология исправительной деятельности. В юридической психологии существует система методов психологического изучения личности, психологических явлений, возникающих в процессе правоприменительной деятельности: метод наблюдения (интроспекция - субъективное наблюдение), метод беседы анкетирование, интервьюирование, биографический метод, метод обобщения независимых характеристик, экспериментальный метод, законодательный эксперимент, формирующий (обучающий) эксперимент, ассоциативный эксперимент, тестирование, метод анализа продуктов деятельности человека, метод психологического анализа документов, метод контент - анализа. Метод наблюдения. Под методом наблюдения в психологии понимается специально организованное, преднамеренное, целенаправленное восприятие исследователем разнообразных внешних проявлений психики непосредственно в жизни, в ходе расследования, судебного разбирательства и других сферах правоохранительной деятельности. Наблюдение бывает непосредственное, опосредованное, не включенное и включенное. При наблюдении необходимо соблюдать ряд условий: факт наблюдения не должен нарушать изучаемого явления, наблюдение осуществляется по плану (программе), в условиях, наиболее характерных для изучаемого явления, производится неоднократно, а систематически и т. д. Интроспекция (самонаблюдение) - заключается в наблюдении за своей внешне выраженной деятельностью, психологически значимыми фактами из жизни, в наблюдении за своей внутренней жизнью, за своим сихологическим состоянием. Метод беседы - в значительной степени напоминает допрос. Суть метода состоит в непринужденной беседе с людьми по интересующим исследователя вопросам (беседа не должна превращаться в анкетирование). Метод интервью - разновидность опроса, дает достаточно репрезентативный материал для теоретических выводов и рекомендаций. Биографический метод - сбор и анализ материалов биографического характера, проливающих свет на особенности человека и их развитие (установление конкретных биографических данных, анализ дневников, собирание и составление воспоминаний и т. д.) Метод обобщения независимых характеристик - собирание данных о личности от различных независимых друг от друга источников (характеристик с места работы, учебы, жительства, старые уголовные дела (если лицо отбывало наказание), личное дело заключенного, медицинские карты, истории болезни, акты судебно-психологической и судебно-психиатрической экспертиз). Экспериментальный метод - направлен на изучение психических явлений и подразделяется на лабораторный и естественный эксперимент. Законодательный эксперимент - предложения по усовершенствованию законодательства, которые должны пройти испытания. Формирующий (обучающий) эксперимент - вид экспериментального метода, направлен на изучение психических явлений в процессе обучения и профподготовки, путем выделения наиболее активных методов обучения (проблемного, в частности). Ассоциативный эксперимент (Ф. Галътон, К. Г. Юнг) - еще одна разновидность экспериментального метода. Суть его в том, что испытуемому предлагается на каждое слово ответить первым словом, которое ему придет в голову. Метод тестов - разновидность экспериментального метода используется для проверки уровня интеллектуального развития, определения степени одаренности детей, профпригодности, для выявления личностных параметров. Метод анализа продуктов деятельности человека - позволяет охарактеризовать особенности умений и навыков, приемы и способы работы, черты личности, выражающиеся в отношении к труду и т. д. Специфической разновидностью данного метода является изучение результатов преступной деятельности, способов совершения преступления (специализация преступников «щипачи», «домушники», «мокрушники», «медвежатники» и т. д.) Метод психологического анализа документов - (нормативных, юридических, судебной практики и т. д.) Метод контент - анализа - выделение в содержании текста смысловых единиц (слово и символ), которые можно однозначно фиксировать и переводить в количественные показатели с помощью единиц счета, в качестве единиц счета используют частоту появления признака в тексте, объем текста, содержащего смысловую единицу (в строках, абзацах). Алгоритм изучения личности. 1. Социально-демографические данные: (время и место) рождения, национальность, образование, специальность, работа, должность, семейное положение, употребление наркотиков, преступная деятельность и т. д.). 2. Уголовно-правовые данные: (по какой статье УК привлекался, мера наказания, место отбывания наказания, сколько судимостей и т.д.). 3. Медицинские данные: (состояние физического и психологического здоровья, физическое и психическое здоровье членов семьи и т. д.). 4. Внешние (физические) данные: (лицо, вес, телосложение, голос, манеры, одежда, татуировки и т. д.). 5. Жизненный путь: (родители, место жительства, социальное положение, образование, профессия, детство (братья, сестры, д/сад, школа (какая), любимые предметы, отношения с учителями, сверстниками), трудовая деятельность, служба в армии, семейная жизнь и т. д.). 6. Образ жизни: (отношения между супругами, к детям, родителям, степень удовлетворенности работой, социальный статус и работа, свободное время, материальные условия, выпивки с друзьями, азартные игры и т. д.). 7. Поведение: нравственно-правовое поведение в дистрессовой ситуации, в состоянии фрустрации, опьянения, волевое поведение и т. д. 8. Способности: (эрудиция, качества ума, свойства памяти и т. д.). 9. Темперамент: (общительность, замкнутость, преобладающее настроение и т. д.). 10.Характер: (отношение к людям, вещам, самолюбие и т. д.). 11 Направленность личности:(доминирующие физиологические потребности, ценностные ориентации, материальные ценности, мировоззрение и т. д.).
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |