Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 5

ТЕМА: Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии

1. Социально-негативные отклонения в правовой социализации индивида.

2. Общая схема процесса деморализации с последующей криминализацией детей и подростков.

3. Дефекты социализации в семье.

4. Виды неблагополучных семей.

5. Дефекты социализации в школе.

В процессе правовой социализации возможны социально-негативные отклонения – от совершения незначительных правона­рушений до преступлений. Самыми криминогенно-опасными эле­мента процесса социализации являются дефекты в структуре общения, в социальном контроле, в выполнении социальных ролей, что приводит к формированию у личности искаженной (деформирован­ной) структуры потребностей. Наиболее опасны эти дефекты в дет­ском подростковом возрасте, когда закладываются основы личности.

Существует общая схема процесса деморализации с последую­щей криминализацией (дефекты социализации) детей, подростков:

а) конфликты с родителями (дефекты семейной социализации);

б) трудности, неудачи в школе (дефекты социализации в школе);

в) контакты, сближение с деморализованными сверстниками (де­фекты социализации в группах сверстников).

Наиболее опасны дефекты социализации в семье. Выделяют следующие виды неблагополучных семей:

1) криминогенная семья, 2) аморальная семья, 3) проблемная се­мья (постоянная конфликтная атмосфера), 4) неполная семья (дефек­ты в структуре), 5) псевдоблагополучная семья (неправильные мето­ды воспитания).

Криминогенная семья - такая, члены которой совершают престу­пления. Судимость одного из членов семьи (чаще всего это отцы или старшие братья) увеличивает вероятность совершения преступления другими членами семьи (несовершеннолетними в 4 - 5 раз). Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с суди­мыми братьями или сестрами.

В аморальных семьях концентрируются различные отрицатель­ные факторы (правонарушения, пьянство и алкоголизм, системати­ческие конфликты (скандалы, драки), развратное поведение родите­лей. Алкоголизм родителей вызывает обнищание семьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети оказываются за­брошенными, у них пропадает привязанность и уважение к родите­лям, развивается мрачный, озлобленный характер.

Среди осужденных несовершеннолетних пьянствующие родители встречаются в 6 - 7 раз чаще, чем среди законопослушных ребят.

В криминогенных аморальных семьях дефекты правовой социализации в наиболее концентрированном виде выражены в структуре общения (между родителями и детьми отсутствуют или резко ослаб­лены эмоциональные связи), практически отсутствует должный со­циальный контроль, искажается процесс усвоения социальных ре­лей, что приводит к деформированию структуры потребностей, ее криминализации, формируется асоциальная личность.

Проблемная семья характеризуется соперничеством между роди­телями за главенствующее положение в семье, отсутствием сотруд­ничества, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми.

Дефекты в структуре родительской семьи (неполная семья) в современных условиях могут отрицательно сказываться на формиро­вание личности ребенка, подростка. Один из негативных факторов неполной семьи связан с явлением эмоционального дискомфорта, особенно для мальчиков, воспитывающихся без отца. Нет образца для позитивного подражания, возрастает опасность феминизации мальчиков, которые бояться этого и начинают демонстративно про­являть мускулистость в поведении: они склонны к агрессивности, драчливости, грубости. Дефекты правовой социализации проявляются в ослаблении или даже в отсутствии надлежащего социального контроля, в ослаблении эмоциональных связей подростка и родите­ля.

Псевдоблагополучная семья - отличается ярко выраженным дес­потическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестких взаимоотношений, применением физического на­казания как основного средства воспитания.

В семьях подобного типа дефекты правовой социализации прояв­ляются в использовании не одобряемых форм социального контроля за детьми, в духовной разобщенности родителей и детей.

Существует связь между недостатками в системе функциониро­вания школы и преступностью несовершеннолетних. У значительной части детей, чьё семейное воспитание было негативным, отсутствует или очень слабо выражена социальная роль учащихся (педагогиче­ски запущенные дети). Как показывает судебная практика именно из среды неуспевающих часто выходят лица, совершающие вначале правонарушения, а затем и преступления. Основной контингент совершенно летних правонарушителей составляют, так называемые «трудновоспитуемые», и «трудные дети», подростки которые портят взаимоотношения между учениками в классе, дурно влияют на слабых, неустойчивых учеников, плохо учатся, бросают школу и т. д.

Дефекты правовой социализации в школе затрагивают все структурные элементы социализации и проявляются в дефектах выполне­ния социальной роли, в разрывах эмоциональной связи школьника (и «трудновоспитуемого») со своими одноклассниками и учителями, в выходе из под норм социального контроля, в формировании изощренной примитивной структуры потребностей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 4. ТЕМА: Социально-психологическая характеристика личности | Лекция 6-7. Тема: Криминальная и судебная психология. Психология организованной преступности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.