КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 5
ТЕМА: Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии 1. Социально-негативные отклонения в правовой социализации индивида. 2. Общая схема процесса деморализации с последующей криминализацией детей и подростков. 3. Дефекты социализации в семье. 4. Виды неблагополучных семей. 5. Дефекты социализации в школе. В процессе правовой социализации возможны социально-негативные отклонения – от совершения незначительных правонарушений до преступлений. Самыми криминогенно-опасными элемента процесса социализации являются дефекты в структуре общения, в социальном контроле, в выполнении социальных ролей, что приводит к формированию у личности искаженной (деформированной) структуры потребностей. Наиболее опасны эти дефекты в детском подростковом возрасте, когда закладываются основы личности. Существует общая схема процесса деморализации с последующей криминализацией (дефекты социализации) детей, подростков: а) конфликты с родителями (дефекты семейной социализации); б) трудности, неудачи в школе (дефекты социализации в школе); в) контакты, сближение с деморализованными сверстниками (дефекты социализации в группах сверстников). Наиболее опасны дефекты социализации в семье. Выделяют следующие виды неблагополучных семей: 1) криминогенная семья, 2) аморальная семья, 3) проблемная семья (постоянная конфликтная атмосфера), 4) неполная семья (дефекты в структуре), 5) псевдоблагополучная семья (неправильные методы воспитания). Криминогенная семья - такая, члены которой совершают преступления. Судимость одного из членов семьи (чаще всего это отцы или старшие братья) увеличивает вероятность совершения преступления другими членами семьи (несовершеннолетними в 4 - 5 раз). Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями или сестрами. В аморальных семьях концентрируются различные отрицательные факторы (правонарушения, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты (скандалы, драки), развратное поведение родителей. Алкоголизм родителей вызывает обнищание семьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный, озлобленный характер. Среди осужденных несовершеннолетних пьянствующие родители встречаются в 6 - 7 раз чаще, чем среди законопослушных ребят. В криминогенных аморальных семьях дефекты правовой социализации в наиболее концентрированном виде выражены в структуре общения (между родителями и детьми отсутствуют или резко ослаблены эмоциональные связи), практически отсутствует должный социальный контроль, искажается процесс усвоения социальных релей, что приводит к деформированию структуры потребностей, ее криминализации, формируется асоциальная личность. Проблемная семья характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием сотрудничества, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми. Дефекты в структуре родительской семьи (неполная семья) в современных условиях могут отрицательно сказываться на формирование личности ребенка, подростка. Один из негативных факторов неполной семьи связан с явлением эмоционального дискомфорта, особенно для мальчиков, воспитывающихся без отца. Нет образца для позитивного подражания, возрастает опасность феминизации мальчиков, которые бояться этого и начинают демонстративно проявлять мускулистость в поведении: они склонны к агрессивности, драчливости, грубости. Дефекты правовой социализации проявляются в ослаблении или даже в отсутствии надлежащего социального контроля, в ослаблении эмоциональных связей подростка и родителя. Псевдоблагополучная семья - отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестких взаимоотношений, применением физического наказания как основного средства воспитания. В семьях подобного типа дефекты правовой социализации проявляются в использовании не одобряемых форм социального контроля за детьми, в духовной разобщенности родителей и детей. Существует связь между недостатками в системе функционирования школы и преступностью несовершеннолетних. У значительной части детей, чьё семейное воспитание было негативным, отсутствует или очень слабо выражена социальная роль учащихся (педагогически запущенные дети). Как показывает судебная практика именно из среды неуспевающих часто выходят лица, совершающие вначале правонарушения, а затем и преступления. Основной контингент совершенно летних правонарушителей составляют, так называемые «трудновоспитуемые», и «трудные дети», подростки которые портят взаимоотношения между учениками в классе, дурно влияют на слабых, неустойчивых учеников, плохо учатся, бросают школу и т. д. Дефекты правовой социализации в школе затрагивают все структурные элементы социализации и проявляются в дефектах выполнения социальной роли, в разрывах эмоциональной связи школьника (и «трудновоспитуемого») со своими одноклассниками и учителями, в выходе из под норм социального контроля, в формировании изощренной примитивной структуры потребностей.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |