Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъективные факторы




Объективные факторы.

- Расстояние до объекта наблюдения.

- Время восприятия свидетелем интересующего следствие события или факта.

- Метеорологические условия (туман, солнце, дождь, снег и т.д.)

- Условия освещения наблюдаемого объекта.

- Сила раздражителя воспринимаемого объекта (резкий скрип тормозов, яркость света от загоревшегося в темноте источника и т.д.).

- Объем полученной информации (крушение поезда, массовые беспорядки и т.д.).

Вышеперечисленные объективные условия восприятия в одних случаях могут играть положительную роль, в других отрицательную.

На полноту и точность восприятия свидетелей и потерпевших немаловажное значение оказывает целый ряд субъективных факторов.

- Состояние органов чувств.

- Эмоциональное состояние.

- Состояние алкогольного опьянения.

- Направленность внимания.

- Профессиональные навыки.

К состоянию органов чувств относятся в первую очередь их физические параметры. Дефекты органов чувств допрашиваемого, нормальное или болезненное состояние органов чувств, состояние утомления и т.д. Слепота, глухота, или их частичное проявление, отсутствие одного глаза, элементы дальтонизма значительно снижают возможности восприятия фактора или явления. Состояние утомления особенно необходимо учитывать при расследовании автодорожных происшествий.

Эмоциональное состояние. В состоянии тоски, горя, раздражения и т.д. человек может почти не обращать внимание на окружающую действительность, поскольку его органы чувств в этот момент оказываются в значительной степени заторможенными.

Следует также отметить, что сильный испуг, нервное потрясение, возбуждение или волнение также резко снижают способность к объективному и полному восприятию события. Так, при грабежах, разбое, изнасиловании потерпевший от сильного испуга склонен преувеличивать угрожавшую ему опасность, что сказывается на объективности его показаний.

Состояние алкогольного опьянения существенно искажает оценку свидетелем или потерпевшим ситуации, события или факта.

Направленность внимания. Адекватная направленность внимания в момент восприятия события или акта, положительно сказывается на полноте показаний допрашиваемого. Если внимание человека ничем не отвлекается, то детали события воспринимаются и фиксируются полнее и лучше. Направленность внимания дает большой результат в восприятии деталей события, если она будет сопровождаться личной или профессиональной заинтересованностью. И наоборот, если допрашиваемый не обратил внимание на происходящее событие, не заинтересовался им, проявил равнодушие, то восприятие им данного события будет далеко не полным и неточным.

Профессиональные навыки способствуют тому, что водитель автотранспорта автоматически определяет марку и скорость автомобиля, а по шуму мотора, и отдельные его неполадки. Портной или продавец готового платья может в своих показаниях описать такие мелкие детали платья или костюма, которые остаются незамеченными другими свидетелями. Человек гораздо полнее воспринимает объект или оценивает событие, если оно затрагивает его профессию.

При переходе воспринятого образа в представление он подвергается определенной переработке, которая выражается:

- в отборе материала;

- в выделении и обобщении главного;

- во внесении элементов фантазии и прошлого опыта;

- в утрате части воспринятой информации.

На формирование представления влияют интерес свидетеля к тем или иным сторонам происходящего, понимание им ситуации, объем и направленность внимания. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное запоминание - это когда свидетель понимая значение происходящего, сознательно старается сохранить в памяти воспринимаемое событие. Как правило показания таких свидетелей наиболее полные и точные. Непроизвольное запоминание это запоминание, когда свидетель непроизвольно, без определенной цели запоминает те или иные факты. На процессы памяти, особенно на непроизвольное запоминание, сильное влияние оказывают эмоции. То, что затрагивает не только ум, но и сердце, заставляет мысль человека постоянно возвращаться к пережитому, способствует закреплению воспоминаний. Однако, нередко бурно переживаемые события оказывают отрицательное влияние на восприятие и препятствуют сохранению их в памяти свидетеля. Практике известны случаи, когда потерпевшие в состоянии сильного испуга не запоминали то, что с ними произошло.

Воспоминания могут бледнеть и вовсе стираться под влиянием напряженной умственной работы, большого количества интересных событий и обилия новых восприятий и т.д. Вот почему промедление с допросом свидетелей и потерпевших нежелательно: чем больше время, отделяющее показания от фактов, которые в них освещаются, тем более вероятны ошибки. Временное снижение памяти может быть также обусловлено психологическими и даже физическими факторами. Длительность сохранения информации зависит от индивидуальных и возрастных особенностей, от преимущественного запечатления зрительного, звукового, цифрового или какого-либо иного материала, что в значительной степени обуславливается интересами и профессиональной деятельностью.

Прежде чем дать показания, свидетель или потерпевший обязательно мысленно возвращается к прошлому, стремясь при этом наиболее точно вспомнить, как было дело, нередко рассказывает об этом своим знакомым и близким. Такая работа мысли приводит свидетеля или потерпевшего к построению суждений или умозаключений, которые он сам считает как информацию, которую воспринимал непосредственно. На самом же деле она нередко оказывается произвольной.

Следует помнить, что при восприятии внимание свидетеля концентрируется на смысле происходящего, а чувственная основа, как правило, отодвигается на второй план. Поэтому, при воспроизведении свидетель вспоминает лишь значение события, а исходные данные остаются в глубине его памяти. Вот почему свидетель на допросе далеко не все воспроизводить из того, что помнит. Он полагает, что для освещения вопроса, который поставлен перед ним свидетелем, вполне достаточно сообщить свой вывод, рассказать о смысле воспринятого. Значительную часть информацию он не передает, поскольку считает ее несущественной.

Поэтому необходимо всегда побуждать свидетеля к исчерпывающему воспроизведению всего, что может относиться к исследуемому явлению или иметь значение для проверки и оценки показаний.

Очень часто эмоции, которые свидетель испытывает в связи с допросом, отрицательно влияют на его память и мешают вспомнить факты, которые в другой обстановке вспоминаются им без особого труда. Поэтому нужно сделать так, чтобы свидетель при допросе не испытывал волнения (создать соответствующую обстановку). Если у следователя появятся основания полагать, что волнение помешало свидетелю вспомнить что-либо существенное, то следует через некоторое время произвести повторный допрос.

Протоколирование допроса в значительной степени отличается от фиксации иных следственных действий. Протоколы в этих следственных действиях (осмотр, обыск и т.д.) отражают не только конечный результат, но и весь ход следственного действия. В протоколе допроса чаще всего фиксируются конечные объяснения свидетеля, но не весь процесс взаимодействия допрашиваемого и допрашивающего. Ознакомившись с протоколом допроса, свидетель вправе потребовать удаления той части записи, которую он считает ошибочной, а также внести в протокол любые желательные ему изменения или дополнения.

Как правило, запись показаний в протоколе ведется по окончании устного допроса, иногда одновременно с допросом, либо же по отдельным этапам допроса.

Первый способ хорош потому, что дорос идет непрерывно, следователь не отвлекается от беседы с допрашиваемым, но он требует отличной памяти большого опыта и связан с риском упустить что-то важное, утратить отдельные существенные детали.

Проведенные исследования показывают, что 94 % протоколов допросов отражают только итог, но не фиксируют ход обмена информацией между следователем и допрашиваемым. 99% протоколов не сохраняют особенностей речи допрашиваемых.

Фиксация параллельно с устным изложением повышает полноту и точность записи. В этом случае протокол бывает лучше, а сам допрос хуже, так как нарушается контакт между следователем и допрашиваемым.

Запись по стадиям, по определенным этапам или эпизодам позволяет использовать достоинства как первого, так и второго способов, однако и он не лишен ряда недостатков: ответы свидетеля «приглаживаются», излагаются в форме свободного рассказа, что не соответствует истине.

Вот почему при допросе необходимо использовать такие методы фиксации, как стенографирование и звукозапись. Последнее, позволяет полностью отразить своеобразие содержания, темпа, характера, последовательности, интонации и т.д. показаний допрашиваемого.

При допросе подозреваемых и обвиняемых обязательно необходимо учитывать то, что их процессуальное положение существенно отличается от процессуального положения свидетелей и потерпевших.

Следует помнить, что психология лица, совершившего преступление характеризуется господством так называемой оборонительной доминанты, т.е. очага нервного возбуждения. Через призму которого преломляется восприятие и оценка обстановки, регулирование поведения преступника.

Виновный, стремясь уклониться от ответственности за содеянное и скрыть свое участие в преступлении, всячески старается утаить от окружающих и свои переживания связанные с происшедшим событием.

Защитная или оборонительная доминанта очень часто толкает виновного совершать такие действия, которые по его расчетам должны помочь ему избежать разоблачения.

При защитной доминанте преступник:

- создает мнимые алиби и инсценировки;

- идет на лжедоказательства;

- делает попытки направить следствие по ложному пути;

- распространяет ложные и клеветнические слухи;

- делает ложные заявления;

- склоняет свидетелей к даче ложных показаний.

Иначе говоря, всячески пытается убедить следователя и окружающих в своей невиновности и непричастности к преступлению.

В ходе расследования преступнику неизбежно сопутствует внутреннее напряжение, которое усугубляется сознанием особой значимости той ситуации, в которой он находится, когда каждая ошибка, неосторожный шаг, непродуманное слово могут привести к нежелательным для него последствиям. Такое постоянное перенапряжение препятствует трезвому расчету и правильному с точки зрения преступника поведению. Преступники начинают допускать промахи и ошибки, которые нередко способствуют их разоблачению. Имеют место случаи, когда в ситуации допроса, результате предъявления неопровержимых доказательств, у преступника резко изменяется психическое состояние, наблюдается агрессия, озлобленность, стрессы или наоборот имеет место подавленность или фрустрация.

Однако, надо помнить, что защитная доминанта и связанные с ней особенности поведения, могут быть свойственны и невинному, когда он стремиться защититься от несправедливого обвинения. Кроме этого, поведение обвиняемого может изменяться в зависимости от конкретных ситуаций, связанных с расследованием уголовного дела.

В сложной ситуации расследования преступнику свойственна борьба мотивов, которая переживается им как глубокий внутренний конфликт, из которого допрашиваемый должен выйти, приняв определенное решение и совершив определенные действия (путем дачи тех или иных показаний). Поскольку принятие того или иного решения допрашиваемым является результатом сознательного предпочтения одного мотива другим, следователь должен укреплять те мотивы, которые побуждают к правдивым показаниям. В этом и состоит психологическая сущность тактики допроса.

Всю совокупность чувств, которые может испытывать подозреваемый или обвиняемый на допросе можно свести к следующим:

- совершивший преступление боится изобличения и наказания, это действует на него угнетающе, что затрудняет установление психологического контакта с ним;

- он может находится в состоянии душевного потрясения, стыда, бояться огласки своего поведения (это сильный мотив и его надо использовать);

- для них типична боязнь утраты достигнутого ими социального, служебного, материального положения;

- страх лишения свободы (в особенности у впервые совершивших преступление);

- переживание разлуки с близкими;

- иногда может возникать чувство жалости к потерпевшим (это важно подкрепить);

- по разному относятся к соучастникам;

- характерно состояние тревоги, неопределенности, невозможности правильного предвидения сложившейся ситуации и управления ею;

- обвиняемый, осознавший свою вину и давший правдивые показания, испытывает чувство облегчения;

- может появиться чувство необычности, борьбы, рискованности;

- некоторые враждебно относятся к сотрудникам;

Следователь должен принимать меры против возможной лжи и запирательства обвиняемого. Однако для этого необходима прежде всего тщательная проверка его показаний, а не создание каких-либо искусственных барьеров. В первую очередь, нужно уяснить мотивы, которыми может руководствоваться обвиняемый, скрывая или не желая говорить правду.

Мотивы дачи ложных показаний:

- боязнь наказания;

- желание избежать последствий для себя и своих близких;

- боязнь огласки, общественного осуждения и стыд от сознания аморальности и противоправности своего поступка;

- связь расследуемого события с интимной стороной жизни обвиняемого;

- стремление скрыть соучастников и лиц, причастных к преступлению;

- боязнь мести со стороны заинтересованных лиц;

- уверенность в невозможности раскрыть преступление;

- нежелание содействовать следственным органам, обусловленное определенной антиобщественной установкой.

Не следует забывать, что в отдельных случаях запирательство и дача ложных показаний могут носить патологический характер в связи с расстройством душевной деятельности обвиняемого.Более сложными и трудно различимыми являются мотивы ложных показаний, в которых допрашиваемый признает себя виновным (самооговор) или обвиняет других (оговор). Наиболее типичными побуждениями (мотивами) к самооговору являются:

- стремление избавить от наказания истинного виновника;

- боязнь огласки каких-либо компрометирующих сведений;

- желание получить от заинтересованных лиц какую-либо материальную выгоду;

- стремление уклониться от ответственности за более тяжкое преступление;

- стремление затянуть, запутать расследование;

- стремление получить какие-либо выгоды от следователя;

- стремление ускорить затянувшееся расследование;

- добросовестное заблуждение в своей виновности.

Многие из названных мотивов очень часто являются и побудительными причинами оговора. Хотя встречаются и такие, как месть, зависть, стремление «разделить» ответственность или переложить ее на других, скрыть подлинных преступников.

В значительной степени возникновению рассмотренных нами выше отрицательных мотивов способствуют факторы, которые носят субъективный и объективный характер.

К субъективным факторам относятся: отрицательная направленность личности, низкий моральный и культурный уровень; низменные чувства; такие черты характера как эгоизм, корыстолюбие, безволие и т.д.; правовая неосведомленность; чувство страха и т.д. Эти факторы притупляют память, угнетающе действуют на всю психику, на интеллектуальную деятельность, снижают волю, препятствуют правильной оценке обстановки, увеличивают внушаемость.

К объективным факторам, содействующим возникновению ложных показаний, следует отнести: воздействие на обвиняемого со стороны заинтересованных лиц; неблагоприятную процессуальную обстановку. Которая возникает в случае нарушения процессуальных норм, отступления от установленного законом порядка расследования ибо даже самое незначительное нарушение этого порядка может породить превратное представление у допрашиваемых.

Чтобы свести психологическую опасность самооговора или оговора к минимуму, допрашиваемый должен знать свои права, полномочия следователя, быть уверенным в строгом соблюдении законности, в то же время ясно представляя себе все отрицательные последствия ложных показаний.

Следователь должен не только воздействовать на характер и содержание эмоций допрашиваемого (пробуждая и нейтрализуя отрицательные) но и регулировать их накал.

Так, если возбуждение дезорганизует ход психических процессов допрашиваемого, угрожает правильному поведению, то нужно разрядить атмосферу допроса, снять напряжение, отвлечь допрашиваемого, вести допрос в более спокойном русле.

Если же допрашиваемый спокоен, самоуверен, замкнут, то целесообразно сменить его состояние на более эмоциональное через психологическую вспышку или взрыв. Однако добиваться этого нужно не с помощью психологического насилия, а путем проникновения во внутренний мир допрашиваемого, пробуждением воспоминаний об эмоционально-значимых событиях его жизни.

Обращение к чувствам допрашиваемого, как показывает практика, зачастую приводит к тому, что допрашиваемый начинает давать правдивые показания даже в тех случаях, когда использование при допросе веских доказательств не дает положительных результатов.

Очень важно, чтобы следователь при допросе подозреваемых и обвиняемых научился диагностировать ложные показания, в частности по мимическим реакциям человека, его жестам, голосу и т.д. Так специалисты в области психологии общения установили, что существует целая группа невербальных сигналов, которые сопровождают речь человека при обмане. Это например, такие жесты: прикрытие ладонью рта, потирание кончика носа, хлопок ладонью по лбу, потирание затылка с одновременным отводом взгляда в сторону. Установлено, что когда человек лжет, то он смотрит на своего собеседника меньше 1/3 времени разговора. Наоборот, если ваш собеседник больше 2/3 времени в процессе разговора смотрит вам в глаза, то он искренен. Ложь может сопровождаться и другими реакциями: покраснение кожи лица, выступание испарины на лбу, потеют руки и т.п. В той связи в процессе допроса следователь должен внимательно наблюдать за внешними проявлениями поведения допрашиваемого и должен научиться понимать их невербальные сигналы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.