КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие системы. Характерные особенности систем управленияТребования к управлению. Основные свойства организационного управления. Основные виды управления. Понятие системы. Характерные особенности систем управления. Эволюция управленческих парадигм
Парадигма – система взглядов, вытекающих из основополагающих идей и научных результатов крупных ученых, определяющих стержень мышления основной массы исследователей, практиков – управленцев и экономистов.
Выделяют старую и новую парадигмы.
Старая парадигма управления связана с такими именами, как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мейо, А. Маслоу и т.д. Ее основные положения заключаются в том, что предприятие является закрытой системой, цели и задачи которой стабильны. Главный источник прибавочной стоимости – производственный рабочий и его производительность труда, система управления строится на нормах, стандартах и правилах выполнения работ. Данная система взглядов сформировалась под влиянием активного промышленного развития.
Новая управленческая парадигма, т.е современная система взглядов на управление сложилась в 70 – 80 гг. XX столетия. Авторами новой парадигмы являются Р. Уотерман, Т.Питерс, И.Ансофф, П. Друккер и др.
Основные положения: Ø предприятие – открытая система; Ø организации следует ориентироваться на качество продукции и услуг; Ø ситуационный подход к управлению; Ø главный источник прибыли – люди; Ø мотивация работников и адекватный стиль руководства.
Новой парадигме соответствуют сформулированные в 90 – е годы новые принципы управления. Главное в них – внимание на человека как ключевой ресурс организации.
2. Системы управления: понятие, структура, свойства, механизм функционирования.
Система — это единое целое, состоящее из частей, взаимозависимых элементов (в переводе с греч.— целое); Пример (человеческое общество, человек и т.д)
Система состоит из элементов. Все элементы системы должны быть взаимозависимыми или взаимодействующими. Самые разные элементы могут быть объединены в “целое”, но это “целое’ еще не система, пока не сформирован механизм их взаимодействия. Еще Аристотель писал о том, что рука, отделенная от тела, уже не рука. Мир в целом представляет собой сложную систему, которая, в свою очередь, состоит из множества больших и малых систем. Системы имеют разнообразные формы. Среди крупных систем выделяют следующие:
Ø биологические; Ø технологические (деление деятельности на стадии и процессы); Ø технические (производственные мощности предприятий); Ø экономические (единство хозяйственных и финансовых связей); Ø социальные (люди, а также возникающие между ними отношения, в т. ч. социально-экономические: предприятия, отрасли, муниципальные образования, регионы и т. д.); Ø организационные (включает в себя структуры управления, положения и инструкции, с помощью которых воздействует на управляемую подсистему);
Все системы взаимосвязаны и создают целостный организм.
Системы делятся: на естественные — природные; искусственные — социальные, т. е. созданные человеком.
Кроме того, системы бывают:
- закрытые. Они имеет жесткие фиксированные границы, их действия относительно независимы от среды, окружающей систему. В управлении к закрытым системам условно можно отнести организации, руководство которых оберегает свою систему от информационного обмена с внешней средой (от нововведений, корректировок и т. п.). Такие системы также подвержены вымиранию. (Есть основания полагать, что одной из основных причин краха советской модели государственного устройства явилась ее закрытость от внешнего мира.);
- открытые (их большинство). Для открытой системы характерно взаимодействие с внешней средой. Она зависит от энергии, информации, материалов, трудовых ресурсов т.д - входы.)
В процессе преобразования система обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги, которые являются выходами системы в окружающую среду.
Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования создается добавочная стоимость входов и в результате появляется много возможных дополнительных выходов, таких, как прибыль, увеличение объема продаж, удовлетворение работников, рост организации и т. д. Открытая система способна приспосабливаться к изменениям во внешней среде и делает это, чтобы продолжить свое функционирование. Чтобы какая-либо система достигала динамического равновесия, она должна обладать обратной связью — информационным вводом, который сообщает, действительно ли система имеет устойчивое состояние и не подвергается ли она разрушению. Это - главная цель управления системами. Обратная связь представляет собой получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным (плановым). Сущность обратной связи заключается в установлении зависимости личных, коллективных и общественных интересов от результатов управленческих решений. Получив информацию о своем состоянии, система может воздействовать на динамику материальных и энергетических.Теория систем рассматривает управляемую систему не автономно, а в ее взаимосвязи с окружающей средой и исследует методы адаптации системы к изменившимся внешним условиям. Руководители занимаются в основном открытыми системами, потому что все организации являются открытыми системами. По степени управляемости системы делятся на:
-управляемые; - неуправляемые.
Все организации являются управляемыми системами.
Любая система может рассматриваться как подсистема некоторой более крупной системы. Так, муниципальное образование является подсистемой субъекта федерации.
Управление представляет собой сложную систему, в которую входят:
1.субъект управления; 2.объект управления; 3.содержание, или процесс управления; 4.социальные ресурсы.
1. Субъект управления - это лицо, группа лиц, специально созданный орган или общество в целом, которые воздействуют на управляемую систему в целях обеспечения ее функционирования и движения к заданной цели. Субъект управления осуществляет управленческую и организационную работу, принимает решения и обеспечивают достижение поставленных целей. Субъект управления еще называют управляющей системой.
2.Объект управления — общество и его элементы (государство, регион, муниципальное образование, отрасль, предприятие, трудовой коллектив, семья, личность и т. д.), на которые направлено управленческое воздействие в целях обеспечения их функционирования и развития. Объект управления иногда называют управляемой системой.
В качестве объекта управления выступают не люди, как нередко считают, а отношения между людьми, существующие на различных уровнях управления (государство, регион муниципальное образование, отрасль промышленности, социальные организации, трудовой коллектив, семья, личность).
3.Содержание, или процесс управления. Основное в процессе управления — управленческие технологии. Они состоят из информационных, вычислительных, организационных и логических операций, выполняемых руководителями и специалистами различного профиля по определенному алгоритму вручную или с использованием технических средств. Иными словами, технология управления — это приемы, порядок, регламент выполнения процесса управления.
4. Социальные ресурсы - мотивационные, интеллектуальные, информационные, коммуникативные, демографические, инновационные, организационные и др.
Кроме того, в систему управления входят: управленческая теория и идеология, принципы и методы управления.
Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Слово «метод» - греческого происхождения (в переводе означает способ достижения какой либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.
Итак, методы управления – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством.
В системе методов управления персоналом выделяют:
Ø Административные методы; Ø Экономические методы; Ø Социально-психологические методы.
Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
Различают пять основных способов административного воздействия:
Ø организационные воздействия, Ø распорядительные воздействия, Ø материальная ответственность и взыскания, Ø дисциплинарная ответственность и взыскания, Ø административная ответственность.
Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма.
Экономические методы (экономическое стимулирование, материальная ответственность, ценообразование, кредитование, налогообложение) выступают в качестве различных способов воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей. При позитивном использовании экономических методов конечный результат проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. Наоборот, при неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении ими можно ожидать низких или негативных результатов.
Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе компаний.
Психологические методы (отбор и обучение кадров, гуманизация труда, мотивация) играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны.
Основные принципы управления:
Ø чёткое разделение труда; Ø чёткая регламентация полномочий и степени ответственности каждого работника; Ø строгая дисциплина; Ø принцип единоначалия; Ø принцип единства управления: коллектив должен иметь единую цель, единый план, единого руководителя; Ø подчинённость личных интересов общим интересам; Ø справедливое вознаграждение работникам; Ø централизация в системе управления; Ø четкая регламентация полномочий руководителя; Ø принцип справедливости в разрешении конфликтных ситуаций; Ø принцип стабильности рабочих мест; Ø поощрение инициативы низовых работников
Системы управления. независимо от их природы и назначения обладают следующими специфическими особенностями: Øинформационными связями. Они играют решающую роль в сохранении целостности системы управления. Øнекоторым множеством допустимых ветвей поведения системы, из которых выбирается наиболее предпочтительная. Если альтернатив поведения нет, то и управление как таковое практически отсутствует; Øналичием определенных структур, которые отражают контуры систем управления; Øоткрытостью, означающей возможность воздействия на систему управления со стороны внешней среды, а также ее обратного влияния на внешнюю среду, что может иметь самые различные последствия; Øцеленаправленностью. При отсутствии цели управление бессмысленно.
2.2. Основные виды управления.
Существует множество классификаций управления. Рассмотрим одну из них, использующую в качестве критерия степень участия человека в реализации управленческих воздействий.
В соответствии с ней выделяют 4 вида управления:
техническими; оргастическими; организационными системами; природными системами.
Организационные системы — это социальные системы: группы, коллективы, общество в целом.
Выделяют следующие виды управления организационными системами:
прямое управление — директивное (приказное) управление. координацию. Она обеспечивает согласованность действий различных самостоятельных, автономных элементов организационной системы.
Основные виды управления:
по степени сосредоточения власти: •централизованное частично централизованное; •децентрализованное; характеру взаимодействия системы с окружающей средой. •в конфликтной ситуации; в неконфликтной;
в зависимости от объектов управления: •внутреннее; •внешнее;
по значимости системы возмущающих воздействий или последствий решения проблем: •стратегическое; •тактическое (оперативное);
характеру причинно-следственных отношений: •стохастическое; • детерминированное;
способу воздействия на ситуацию: •ресурсораспределительное; •конфигурационное; •маргинальное; •смешанное;
соотношению скорости решений и появления новых воздействий внешней среды: •постсобытийное; •упреждающее;
уровню использования организационно-распорядительных методов: •прямое; •косвенное; •смешанное;
отношению к использованию целей как инструмента управления: • программно-целевое (программа плюс отклонения от нее); • функциональное (цели не формулируются, а только рациональное выполнение функций, исходя из их назначения);
требуемой кратности управленческих воздействий: •многошаговое; •одношаговое;
частоте появления проблем: уникальное; •повторяющееся;
в зависимости от характера ситуации: хорошо формализуемое; слабо формализуемое; неформализуемое.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |