Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преграды в организационных коммуникациях и пути их преодоления

Виды и модели коммуникаций.

Место и роль коммуникации в управлении.

Коммуникации в процессе управления.

 

 

 

Коммуникация (от лат. - сообщение, передача) - это процесс обмена сообщениями, информацией между различными личностями, их социальными группами, общностями, организациями.

 

Коммуникация между отдельными людьми, их группами, организациями, государствами, культурами осуществляется в процессе общения как обмен специальными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отображены мысли, идеи, знания, опыт, навыки, ценностные ориентации, программы деятельности общающихся сторон.

 

Коммуникативный процесс включает в себя взаимный обмен символами, значениями, информацией между двумя и большим количеством личностей, каждая из которых выступает в качестве автора-субъекта социального действия.

 

В процессе обмена информацией или коммуникативном процессе можно выделить четыре базовых элемента:

 

-отправитель, т. е. лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;

 

-сообщение, т. е. собственно информация, которая закодирована с помощью символов;

-канал, т.е. средство передачи информации;

 

-получатель, т. е. лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

 

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задачей является составление сообщения, выбор и использование определенного канала для его передачи таким образом, чтобы его стороны поняли и разделили исходную идею.

Этапы, которые проходят отправитель и получатель, следующие:

 

- зарождение идеи;

 

-кодирование информации;

 

- передача информации;

 

- декодирование — перевод символов отправителя в мысли получателя.

 

8.2. Виды и модели коммуникаций.

 

По взаимодействующим сторонам коммуникации можно классифицировать таким образом:

 

организационные коммуникации:

 

-внешние (коммуникации организации с внешней средой);

 

-внутренние (между подразделениями и уровнями управления), горизонтальные (между подразделениями одного уровня управления);

 

-вертикальные (между уровнями управления),

 

- по нисходящей линии (от руководителя к исполнителю), по восходящей линии (от исполнителя к руководителю);

 

к числу наиболее распространенных форм организационных коммуникаций относятся: устная, письменная и электронная формы передачи информации.

 

межличностные коммуникации:

 

формальные,

неформальные.

 

Классификация коммуникационных сообщений:

 

1. По соотношению функций коммуникационного процесса условно выделяются сообщения:

 

побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба); информативные (передача реальных или вымышленных сведений); экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания)

 

2. По типу отношений между участниками различают:

 

межличностные, публичные, массовые коммуникации.

3. По средствам различают: речевую (письменную и устную); паралингвистическую (жест, мимику, мелодию) и вещественно знаковую коммуникацию (продукты производства, изобразительного искусства и т.д.)

 

Если классифицировать управленческие коммуникации, то следует различать: межуровневые коммуникации; коммуникации по восходящей, т. е. снизу вверх; коммуникации между различными подразделениями или отделами; коммуникации между руководителем и рабочей группой, а также неформальные коммуникации.

 

Модели коммуникаций.

 

1.Коммуникация как действие ориентирована на выполнение ряда операций, обеспечивающих передачу определенной информации от одного субъекта к другому. В этой модели нет места обратной связи, т. е. коммуникация понимается как одностороннее движение.

 

Источник →Канал связи →Получатель

 

2. Коммуникация как взаимодействие предполагает введение элемента обратной связи. В рамках такой модели вводятся циркулярные связи, которые призваны выполнить функцию обратной связи и используются для подтверждения правильности понимания переданной информации.

 

Источник → Канал связи → Получатель

Получатель ← Канал связи ← Источник

 

3. Современная модель коммуникации является более полной, так как отражает коммуникацию как процесс. Принципиальное отличие заключается в отсутствии линейных и циркулярных связей и совпадении источника и получателя информации.

 

Источник ↔ Канал связи ↔ Получатель

 

8.3. Преграды в организационных коммуникациях и пути их преодоления.

 

В организационных коммуникациях могут возникать определенные преграды.

Искажение сообщений. Оно может быть преднамеренным, когда лицо искажает какое-то сообщение с определенной целью. Это может быть фильтрация, т. е. лицо, передающее сообщение, что - то специально утаивает от получателя. Сообщение может искажаться из-за несовпадения статусов, уровней.

 

Информационные перегрузки. В этом случае преграды могут возникнуть по причине большого объема информации, невозможности и неумению со стороны менеджера отбирать действительно нужную и важную информацию.

 

Неудовлетворительная структура организации. Проблемой многих современных предприятий является неоправданно усложненная структура организации, в которой информация как бы «запутывается’» при прохождении по ней, искажается или неправильно трактуется.

 

Неудовлетворительный кадровый состав.

 

Неудовлетворительный состав рабочих групп.

 

Неудовлетворительный способ организации власти и распределения задач.

Конфликты между различными группами или подразделениями.

 

Если есть преграды в коммуникативном процессе, значит, должны существовать пути их преодоления. Таких путей существует несколько (квалифицированный менеджер, имеющий большой опыт работы, может владеть своими собственными секретами преодоления преград):

- регулирование информационных потоков. Именно это направление вызвало необходимость создания на предприятии системы

информационного менеджмента;

 

-управленческие действия. Они включают в себя планирование, организацию, мотивацию, реализацию и контроль;

 

-системы обратной связи. Если системы обратной связи не отработаны, то теряется смысл в самом коммуникативном процессе;

 

-системы сбора предложений. Это могут быть анонимные ящики

или анонимные звонки. На многих предприятиях такие ящики существуют в подразделениях и цехах;

 

-информационные бюллетени, публикации и видеозаписи организации тоже относятся к информационному менеджменту;

 

- современные информационные технологии. Оснащение предприятий персональными компьютерами, установка Интернета, электронная почта, факсы, видеоконференции.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эффективность управленческого решения | Система методов управления персоналом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 7792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.