Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рефлексивный уровень сознания

Л3. Проблема сознания и бессознательного в психологии.

Сознание (философия) — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.

Сознание (психология) — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

Структура сознания (функции):

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

Уровни сознания:

1. Индивидуальное сознание (индивидуальный опыт, а также воздействие социальной группы, регулирующей поведение индивида);

2. Сознание социальной группы (государственные, этнические и корпоративные нормы, правила и традиции);

3. Общественное сознание человечества (исторический опыт человечества, наука, религия, мифы, традиции и др.).

Уровни сознания:

1. Бытийный.

2. Рефлексивный.

3. Духовный

1. Бытийный уровень сознания.

Направлен на отражение внешнего мира. Составляющие бытийного сознания – чувственная и биодинамическая ткани сознания.

Чувственная ткань – совокупная сенсорная база образов восприятия и их свойств.

Биодинамическая ткань – опыт действий.

На бытийном уровне сознания решаются очень сложные задачи, поскольку для эффективного поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной программы движений.

Рефлексивный уровень обращен внутрь, на собственный субъективный мир. Это сознание для сознания.

Составляющие рефлексивного слоя сознания – значения и смыслы. Значение – содержание понятия, выраженное в слове. Значение всегда принадлежит субъекту, и в силу этого пристрастно, эмоционально окрашено.

Смысл – внутренняя сторона значения, соотносящаяся с реальностью жизни конкретного человека. Смысл можно охарактеризовать как значение для конкретного индивида.

Смысловая сфера воспроизводит себя в эмоциях, отношениях, ценностях.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психогенный | Я-концепция
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.