Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бессознательное

Самооценка.

Самооценка – отношение притязаний личности к ее реальным возможностям.

Адеквантная самооценка, свидетельствующая о имеющемся потенциале развития, предполагает разницу между этими параметрами в сторону превосходства притязаний.

Формой самооценки является согласованность реального «Я» и идеального «Я». Причем согласованность эта может быть как положительной так и отрицательной.

Ситуации, угрожающие Я-концепции:

• оценка не совпадает с представлениями индивида о самом себе и является негативной;

• оценка затрагивает функционально значимые понятия, которые индивид использует для самоопределения;

• эксперт, выносящий оценку, пользуется значительным кредитом доверия;

• индивид подвергается систематическому воздействию одной и той же внешней оценки и не может её игнорировать.

Бессознательное или неосознаваемое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль.

Сознание оперирует рациональными (опред е ленными) категориями (значениями, смыслами), бессознательное иррационально по природе, оперирует иррациональными «смыслами» (символами).

Бессознательное по З.Фрейду – область вытесненных из сознания влечений, желаний, содержание которых несовместимо с социальной установкой индивида ввиду неприемлемости или рассогласования с другими потребностями, мотивами и установками личности.

Структура психики по З.Фрейду:

1. «Я» – личность индивидуума, его разум. Осуществляет контроль над всеми процессами в психике индивидуума. Основная функция – поддержание связи между инстинктами и действиями. Руководствуется принципом реальности.

2. «Сверх-Я» (Супер-Эго) — психическая инстанция, которая включает «родительский авторитет, самонаблюдение, идеалы, совесть. Основная функция «Сверх-Я» заключается в ограничении, запрещении или осуждении деятельности сознания («Я»), а также бессознательного («Оно»). Моральные предписания.

3. «Оно» — совокупность инстинктивных влечений. Будучи бессознательным и иррациональным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия.

Защитные механизмы – понятие, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний, а также минимизацию угрозы я-концепции.

Проекция (лат. projectio — бросание вперед) — психологический процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Человек приписывает кому-то или чему-то свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри самого себя.

Отрицание — отказ признавать существование чего-то нежелательного.

Вытесне́ние (подавление, репрессия) – активное, мотивированное устранение чего-либо из сознания, обычно проявляющееся в виде мотивированного забывания или игнорирования.

Вымеще́ние (замещение, смещение) — защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной переориентации драйва, эмоции, озабоченности чем-либо или поведения с первоначального или естественного объекта на другой, потому что его изначальная направленность по какой-то причине тревожно скрывается.

Рационализация (лат. rationalis — разумный, лат. ratio — разум) — в мышлении используется только та часть воспринимаемой информации, и делаются только те выводы, благодаря которым собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам.

Регрессия (лат. regressus — обратное движение) — форма психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность.

Сублимация — защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество.

Бессознательное по К.Г.Юнгу:

Бессознательное – биологический потенциал развития человечества, а также совокупный человеческий опыт развития.

Бессознательное – источник человеческого сознания.

Психика (бессознательное) имеет компенсаторную функцию и служит регулятором между человеческим «Я» и осознающим разумом.

Личностное бессознательное – содержание его связано с индивидуальным опытом человека, является его непосредственным символическим выражением.

Коллективное бессознательное – общее для всех людей, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга форма поведения. Закреплено в архетипах.

Архетип – универсальные изначальные врождённые психические структуры, символические образы бессознательного, матрицы поведения, архаичные феномены психического.

Архетипы личности:

Персона – совокупность просоциальных сознательных установок личности;

Тень – комплекс, выражающий несовместимые с сознательными установками содержания психического;

Анима (анимус) – комплекс, представляющий содержания тщательно скрываемые от окружающих;

Самость – актуальное и предельное выражение индивидуальности.

Л4. Познавательные процессы

Познание - общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знание, на основе, которых возникают цели и мотивы человеческих действий. Познание рассматривает практическую деятельность как основание познания и как критерий истинности знания.

Уровни познания:

а) чувственное познание: с помощью органов чувств, иначе его называют непосредственное познание;

б) рациональное познание: с использованием психологических средств, в обобщенной форме.

Сознание и познание – явления не тождественные. Сознание – условие познания. Познание окружающего мира осуществляется с помощью познавательных процессов. Познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, представления.

Функции познавательных процессов:

а) изучение окружающего мира;

б) создание субъективного образа объективного мира;

в) разработка стратегии собственного поведения;

г) формирование целей и мотивов действий.

Познавательные процессы – психические процессы, обеспечивающие познавательную деятельность человека.

К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, представление.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Я-концепция | Ощущение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.