КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система обучения, подход, ситуация общения
Методика и психолингвистика Связь методики с психологией особенно ощутима в общей и возрастной психологии, психологии общения и в двух дисциплинах, возникших на стыке психологии с другими дисциплинами, -психолингвистике и педагогической психологии. Психолингвистика- это комплексная научная дисциплина, изучающая процессы восприятия, формирования и порождения речи в их соотнесенности с системой языка. Возникла она в конце 1950-х гг. Представители этого направления научного знания стремятся ответить на вопрос: что происходит, когда мы думаем, говорим, читаем, пишем, слушаем? Оформление психолингвистики в самостоятельную науку в России связано с именами А.А. Леонтьева, которому принадлежит и первая на русском языке монография «Психолингвистика» (1967), А.Р. Лурия, И.А. Зимней, A.M. Шахнаровича и др., а за рубежом - с исследованиями в области бихевиоризма (Ч. Осгуд) и порождающей грамматики (Дж. Миллер). Для методики особенно важны воззрения представителей этой научной дисциплины на речевую деятельность как процесс приема и передачи информации, на сложную природу взаимодействия языка и сознания, речи и мышления. С позиции теории речевой деятельности в современной методике используются толкования таких ее основополагающих категорий, как речевое действие, механизмы речи, навыки, умения. По мнению ряда исследователей, именно теория речевой деятельности, у истоков которой стоял выдающийся психолог Л.С. Выготский, определяет ближайшее развитие психолингвистики. О развитии психолингвистики и ее значении для методики можно узнать из публикаций, ориентированных на учащихся (Шахнарович, 1995; Леонтьев, 1999).
Раздел 2. Методические основы обучения иностранным языкам Лекция 3. Основные методические категории. Цель и содержание обучения иностранным языкам Основные методические категории: методический прием, метод обучения, Всякая самостоятельная наука имеет свои базисные категории. В методике обучения иностранным языкам в качестве главных базисных категорий рассматриваются методический прием, метод обучения, система обучения, подход в обучении иностранным языкам, цели обучения, содержание обучения, средства обучения, ситуация общения. Методический прием – это элементарный методический поступок учителя, направленный на решение конкретной методической задачи [120]. Приемом обучения называют конкретные методические действия и операции учителя, главная цель которых – стимулировать учебную деятельность учащихся, т.е. подчеркивается стимулирующее воздействие методических приемов на учебную деятельность учащихся. Это, например, списывание букв, слов, предложений, отрывков текста. Это подчеркивание букв, слов, буквосочетаний, предложений и т.д. Это чтение вслух, это произнесение или название букв, слов, буквосочетаний, предложений и т.д. Это выделение частей слова: нахождение корня, приставки, суффикса; выделение члена предложения, подстановка частей целого, то есть придумывание конца или начала предложения, заполнение пропусков внутри предложения или связного текста. К общепедагогическим приемам могут быть отнесены приемы, направленные на организацию внимания, на организацию разных режимов работы, на создание познавательной мотивации и т.д. Частнометодические приемы, присущие именно обучению иностранным языкам – это, например, многократное произнесение иноязычных слов, это также приемы, направленные на объяснение и ознакомление с учебным материалом, на организацию тренировки учебного материала, на ситуативное применение материала, т.е. на создание коммуникативных ситуаций общения. Ситуация общения – это факторы, которые учитываются при говорении: кто говорит, кому говорит, с какой целью и что говорит. Особенно точным и методически релевантным представляется следующее определение ситуации общения, данное академиком А.А. Леонтьевым: «…ситуация – это совокупность речевых и неречевых условий, необходимых и достаточных для того, чтобы учащийся правильно осуществил речевое действие в соответствии с коммуникативной задачей» (КЗ) [109]. Ситуация стимулирует и мотивирует речевое действие, вовлекает учащихся в иноязычное общение, программирует речевое взаимодействие. Именно это дает основание рассматривать ситуацию общения как методический прием. Эффективность приемов обучения во многом зависит от их взаимодействия и сочетания. Итак, в отечественной методике выделяются 4 аспекта цели обучения ИЯ (иностранному языку). 1. Учебный/практический аспект. Учащиеся овладевают иностранным языком как средством общения и должны уметь им пользоваться в устной и письменной формах. Речь идет об овладении 4 видамиречевой деятельности: рецептивными - аудированием и чтением, продуктивными - говорением и письмом, а также связанными с ними 3-мя аспектами языка - лексикой, фонетикой, грамматикой. Он предполагает овладение всеми формами общения и всеми речевыми функциями для того, чтобы владение ИЯ было средством: межличностного общения, обогащения духовного мира, отстаивания своих убеждений, пропаганды отечественной культуры, дружбы между народами, экономического и социального прогресса. Конкретными целями в каждом виде речевой деятельности являются: /) в говорении - умение сообщить (доложить, известить, объявить, информировать, рассказать и т.д.); объяснить (охарактеризовать, уточнить, показать и т.д.), одобрить (рекомендовать, посоветовать, подчеркнуть, поддержать, похвалить, поблагодарить), осудить (покритиковать, возразить, отрицать, обвинить, оспорить), убедить (доказать, обосновать, уверить, уговорить, настоять и т.д.); 2) в письме - умение достаточно быстро фиксировать свои высказывания и высказывания других, выписывать из прочитанного, трансформируя материал, записывать план или тезисы выступления, написать письмо, рецензию, аннотацию; 3) в чтении - умение быстро читать про себя статью в газете или журнале, художественное произведение средней сложности для удовлетворения всех функций чтения как средства общения; 4) в аудировании - умение понимать аутентичную речь в нормальном темпе при живом общении и общий смысл радиопередач и фонозаписей; 5) в переводе - умение выступить в качестве переводчика в бытовой ситуации. Чрезвычайно важным в учебном аспекте следует считать приобретение навыков самостоятельной работы. 2. Воспитательный аспект обучения. Формирование мировоззрения, идейной убежденности, патриотизма, нравственности, ответственности за себя и происходящее вокруг. Эстетическое и духовное развитие личности. Воспитание нельзя делить на этическое, эстетическое, трудовое, экологическое, интернациональное и т.д. Всякое воспитание есть воспитание в человеке нравственности. Для реализации данного аспекта надо использовать все возможности: и содержательные -наличие всевозможных проблем, и организационные -обсуждение этих проблем и их трактовка. Возможности здесь поистине безграничны. По здесь важно не ограничиваться благими намерениями, а выявить конкретные возможности ИЯ в этом плане и заложить их в систему обучения. Очень важно учитывать при этом как урочную, так и внеурочную деятельность. 3. Образовательный аспект. Приобретение знаний о культуре страны / стран изучаемого языка, включая литературу, музыку, архитектуру, живопись, историю и т.д. Знания о строении языка, его системе, характере, особенностях, сходстве и различии с родным. Удовлетворение личных познавательных интересов в любой из сфер своей деятельности - от профессиональной до хобби. 4. Развивающий аспект. Осознание средств выражения мыслей, того, как люди произносят, какие слова употребляют для номинации предметов. Сравнение и сопоставление явлений родного и иностранного языков, развитие чувства языка, языковой догадки, памяти во всех ее видах, логики (анализа, синтеза, сравнения, умозаключения). Развитие сенсорного восприятия, мотивапионной сферы, умения общаться. Развитие таких черт как трудолюбие, воля, целеустремленность, активность, умение учиться. Заканчивая рассмотрение целей изучения иностранных языков, принятых в зарубежной и отечественной методиках, предлагаем вам сравнить их и определить общие моменты и отдельные расхождения, а также проследить реализацию заявленных целей в различных учебниках и учебных пособиях, выпущенных у нас и за рубежом.
Прагматический, когнитивный и общеобразовательный аспекты обучения иностранным языкам Современное обучение ИЯ рассматривается в трех аспектах: прагматическом или практическом, когнитивном и общеобразовательном. Прагматический аспект обучения ИЯ связан с формированием определенного комплекса знаний, навыков и умений, совокупность которых позволяет успешно осуществлять иноязычное речевое общение. Когнитивный аспект входит в сферу таких категорий, как знания, мышление и процессы понимания, задействованные в ходе приобщения учащегося к ИЯ, к культуре страны изучаемого языка. Когнитивный аспект есть собственно развивающий аспект обучения. В свою очередь, общеобразовательный аспект означает рассмотрение обучения ИЯ с позиции его воспитательно-образовательного воздействия на личность обучаемого. Сквозь призму этих трех аспектов в данном разделе будет проанализирована проблема целей обучения ИЯ.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |