КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Игра как ведущая деятельность
Социальная ситуация развития Физическое развитие В дошкольном возрасте происходит дальнейшее окостенение скелета, быстрое увеличение роста и веса тела. Развивается крупная мускулатура, увеличивается работоспособность, т.к. происходит созревание всех физиологических систем организма. К 8 годам заканчивается миелинизация нервных проводящих путей, совершенствуется нервная система.
Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте Наличие у ребенка всевозрастающей и усложняющейся познавательной активности, наряду с отсутствием систематического обучения и обязательного труда порождает своеобразную форму деятельности – ролевую, творческую игру, реализующую в себе все основные для психического развития потребности: познавательную потребность, потребность в общении и потребность в практическом действии. Игра – это доступный ребенку своеобразный путь дальнейшего развития потребностей, что обуславливает значение игры как фактора психического развития. Игра рождается по мере развития и усложнения у ребенка процессов познания и общения. В процессе игры не только реализуются накопленная информация, социальный опыт, но и осуществляется дальнейшее развитие многообразных психологических форм. «Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет» (С.Л.Рубинштейн). «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития». «В игре ребенок научается действовать в познаваемой, т.е. в мысленной, а не видимой ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещей» (Л.С.Выготский). В дошкольном возрасте появляется игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, исполняя определенную роль, имеет образ – мамы, доктора и т.д., и образцы его действий. Жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.
Д.Б.Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Собственно игровое действие будет происходить тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом – другой. Игровое действие носит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формирующаяся знаковая функция сознания ребенка, проявление которой имеет свои особенности. Игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. При выборе предметов-заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов. На протяжении своего развития ребенок постоянно «овладевает» взрослым человеком. Сначала он овладевает им как орудием, но орудием особого рода: нет возможности «попробовать» действие, последствия нельзя исправить. В ситуации человеческих отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий своих действий. Поэтому необходимость формирования внутреннего плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений. В структуре игры можно выделить отдельные компоненты: игровые условия, игровые действия, сюжет, содержание, роль, правила. К игровым условиям относятся набор игрушек, предметов; детей, включенных в игру; пространство (место). Игровые действия – это действия со значениями: в игре происходит перенос действия с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому дети предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено четко определенного действия; эти действия носят обобщенный и сокращенный характер. Сюжет – это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре, они отражают конкретные условия жизни ребенка. Сюжеты видоизменяются в зависимости от вхождения ребенка в более широкий круг общения, вместе с расширением его кругозора. Устойчивость одного сюжета изменяется с возрастом. Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношениями между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. Содержание игры может отражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности (с чем действует человек, отношения к своей деятельности, к другим людям). Роль – центральный компонент игры, где ребенок, взяв на себя функцию взрослого, воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде. Соблюдение правил в игре ведет к возникновению новой формы удовольствия ребенка – радости оттого, что он действует так, как требуют правила. Динамика длительности и содержания игр дошкольника
Таким образом, игра в своем развитии проходит две фазы: а) 3 – 5 лет – воспроизведение логики реальных действий людей, содержание игру – предметные действия; б) 5 – 7 лет – моделирование реальных отношений между людьми, содержание игры – социальные отношения. В генезисе игры можно выделить несколько видов игры (они являются также этапами развития игры): образно-ролевая игра, сюжетно-ролевая игра и игра с правилами. Обязательным условием развертывания образно-ролевой игры является яркое, интенсивное переживание ребенка; ребенок воображает себя кем или чем угодно и действует в соответствии с этим. На основе образно-ролевой игры формируется сюжетно-ролевая игра, которая складывается к середине дошкольного возраста. В ней дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения. Дети играют с игрушкой как идеальным партнером, который тоже наделяется своей ролью. К концу дошкольного возраста складываются игры с правилами. Здесь роль отходит на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил игры; обычно здесь появляется соревновательный мотив, личный или командный выигрыш. Это большинство подвижных, спортивных и печатных игр. Социальная функция игры. Игра оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками, они играют рядом, а не вместе. Постепенно общение детей становится более интенсивным и продуктивным. К четырем годам у детей уже выделяются удачные способы достижения целей в общении со сверстниками. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем над выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую эмоционально-насыщенную для них деятельность. Если по какой-то причине распадается совместная игра, то разлаживается и процесс общения. Общение для детей имеет жизненно-важное значение, т.к. позволяет им удовлетворить нужду в познании себя, других людей и взаимоотношений между людьми. Старший партнер ребенка служит для него источником знаний о социальных явлениях и одновременно сам становится объектом познания как член общества. В этом процессе взрослый выступает как компетентный судья, как эталон того, что и как надлежит делать в разных условиях. Ребенок в общении стремится добиться взаимопонимания со взрослым и сопереживания. Психологическая функция. Игра способствует становлению произвольного поведения ребенка; в ней складывается механизм управления своим поведением (подчинение правилам), которые затем проявляются в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека (роль), чье поведение копирует ребенок. Сначала дети контролируют друг друга – внешний контроль, потом каждый самого себя – появляется самоконтроль. В дошкольном возрасте перенос механизма произвольности в другие виды деятельности еще затруднен. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера. Ребенок в раннем детстве весь поглощен предметом и способами действий с ним, его функциональным значением. После того, как ребенок овладел действиями и может производить их самостоятельно, ребенок замечает, что он действует как взрослый. В этом ему помогают сами взрослые, указывающие ребенку, что он действует «как кто-то». Аффект переносится с предмета на человека, стоявшего до этого за предметом. Благодаря этому взрослый и его действия начинают выступать как образец. Ребенок хочет действовать как взрослый, он весь во власти этого желания. С этого момента ребенок легко принимает на себя роль взрослого. В то же время ребенок все же чувствует себя ребенком, он сморит на себя через роль, которую он на себя взял, т.е. через взрослого человека, эмоционально сопоставляет себя со взрослым и обнаруживает, что он еще не взрослый. Отсюда возникает новый мотив – стать взрослым и реально осуществлять его функции. Возникают новые мотивы деятельности, которые приобретают конкретную форму желания поступить в школу и начать осуществлять серьезную общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. В игре со сверстниками ребенку легче отрешиться от своих мимолетных желаний. Его поведение контролируется другими детьми, он обязан следовать определенным правилам, вытекающим из его роли, и не имеет права ни изменить общий рисунок роли, ни отвлечься от игры на что-то постороннее. Возникает новая психологическая форма мотивов. Формирующаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, стоящим на грани сознательности. В игре развивается творческое воображение, т.к. развитая ролевая игра с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями создает широкий простор для импровизации. В игре ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли, что и способствует развитию воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители; дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении – игра может протекать во внутреннем плане. Игровая деятельность способствует развитию произвольной памяти, в игре дети лучше сосредоточиваются и лучше запоминают (правила игры, условия игры, требования роли и т.д.). Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать товарища по игре, он будет в тягость им. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всех психических функций. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов другими – предметы-заместители или знаки. Знаком может быть любой элемент действительности (игрушка, выступающая в качестве условной копии реального предмета; предмет человеческой культуры, имеющий фиксированное функциональное назначение; полифункциональный предмет из природных материалов и др.). Называние одним и тем же словом отсутствующего предмета и его заместителя концентрирует внимание ребенка на некоторых свойствах предмета, по-новому осмысливаемых через замещения. Это открывает еще один путь познания. Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия – это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей. Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль. Двойная позиция играющего – исполнитель и контролер – развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию других людей. Игра в ее развернутой форме содержит в себе необходимость децентрации. Взятие ребенком на себя роли другого человека предполагает изменение позиции ребенка (децентрацию), т.е. видение предметов, вовлекаемых в игру, и действие с ними в соответствии не с непосредственным отношением, а со взятой на себя ролью и при согласовании точек зрения своей и других играющих детей. Игра выступает как реальная практика не только смены позиции при взятии на себя роли, но и как практика отношений к партнеру по игре с точки зрения той роли, которую выполняет партнер; не только как реальная практика действий с предметами в соответствии с приданными им значениями, но и как практика координации точек зрения на значения этих предметов без непосредственного манипулирования ими. Это и есть каждоминутно происходящий процесс децентрации. Децентрация ведет к развитию интеллектуальных механизмов. В игровой деятельности как ведущей деятельности дошкольного возраста осуществляется умственное развитие ребенка.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |