Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление - как аппарат - совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей

Управление - как искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.

Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

Управление - как функция - целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.

Управление - как процесс - совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе".

В самом общем виде управление - процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для получения заранее запланированного результата.

Субъект управления - физическое или юридическое лицо, направляющее властное воздействие (используя властные полномочия, организационно-распорядительные, экономические, морально-этические рычаги воздействия) на объект управления.

Субъекты управления - руководители, управленцы различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Объект управления - физические и юридические лица, социальные и социально-экономические системы и процессы.

Объектами управления могут быть отрасли (промышленность, с/х, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, снабжение, сбыт), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).

Теория управления сегодня - это наука, целью которой является добиться от окружающего нас мира, точнее, отдельных его частей, именуемых объектами, желаемых нами поведения и свойств.

Теория управления - наука, изучающая управленческие процессы в социально-экономических системах, принципы, содержание и формы управленческих отношений. В центре ее внимания и изучения механизмы социальных технологий эффективного управления.

Объект теории управления (область реальной действительности, которая познается субъектом) - управленческие отношения, т.е. такие социальные отношения, которые складываются между организациями, учреждениями и отдельными индивидами (представителями организаций и учреждений) в процессе управленческой деятельности и устанавливают определенную структуру соподчинения между ними.

В качестве предмета теории управления (какая-либо особенность в объекте) могут выступать:

· сущность управленческих отношений как системы взаимодействия людей по поводу организации их совместной жизни;

· механизм управления различными социально-экономическими системами и их регулирование;

· технологии и методики процесса управления;

· структурные элементы системы управления;

· принципы и методы управления и т.д.

Содержанием теории управления является исследование социальных механизмов и общих способов управленческого воздействия на общество и его отдельные сферы - производственную и непроизводственную, материальную и духовную, гуманитарную и негуманитарную.

Вопросы теории управления реализуются различными социальными органами и организациями - государственными, партийными, предпринимательскими, финансовыми, профсоюзными, попечительскими и т.д.

К основным категориям теории управления относятся: система управления, субъект и объект управления, управленческие отношения, цели управления, принципы и методы, функции, модели и технологии управления; стиль управления; управленческое решение; эффективность и совершенствование управления.

Теория управления чрезвычайно важна для жизни и развития общества. Она выступает как идеологический стержень всего того, что делают и чем живут люди. И поэтому ее следует должным образом изучать и знать с тем, чтобы вырабатывать более технологичные приемы руководства социальной деятельностью населения, регионом, страной.

Цель управления - выработка управляющего воздействия (сигналы, устные и письменные приказы и распоряжения) и его осуществление; обеспечение слаженной работы звеньев системы управления для выполнения договорных обязательств при экономически целесообразном использовании всех видов ресурсов.

Наиболее типичные цели управления объектами социально-экономической природы:

Цели поддержания системы в достигнутом ею состоянии возникают в условиях, когда надо закрепить это состояние потому, что оно удовлетворяет и субъект и объект управления, либо вызваны опасностью ухудшения этого состояния, которую надо предотвратить.

Цели выхода из нежелаемого состояния или цели предотвращения дальнейшего спада, обеспечения выхода из кризиса характерны для ситуации, когда параметры, показатели функционирования системы существенно ниже нормативного уровня, не удовлетворяют запросам объекта управления и целевым установкам субъекта, значительно хуже показателей состояния аналогичных объектов. Цели управления, которые в этом случае называют стабилизационными или антикризисными, состоят в преодолении спада, в недопущении снижения показателей ниже предельно допустимого уровня, в стабилизации социально-экономической обстановки и создании предпосылок подъема.

Цели развития системы заключаются в изменении количественных параметров и качества функционирования системы для перевода ее в желаемое, более благоприятное состояние, характеризуемое лучшими значениями целевых показателей. Цели развития могут состоять в достижении определенного фиксированного или мирового уровня показателей качества и эффективности производства, выхода на определенные уровни производства и потребления, удовлетворения потребностей, роста доходов населения

Наряду с этими достаточно общими, глобальными целями возможны и вполне реальны более узкие, локальные цели управления, распространяющиеся на отдельные сферы, виды, формы социальной и экономической деятельности, связанные с решением частных проблем, осуществление проектов, программ.

Задачи управления определяются спецификой того или иного вида управления. Так хозяйственное управление решает две задачи:

1) оперативная (тактическая) заключается: в обеспечении условий текущей деятельности организации; в восстановлении постоянно нарушаемого равновесия между отдельными ее элементами, между ней в целом и внешней средой; в организации деятельности работников по достижению поставленных целей;

2) стратегическая обеспечивает развитие и совершенствование фирмы, перевод ее в качественно и количественно иное состояние.

Управление может быть естественным, техническим и социальным.

Естественное управление направлено на процессы, протекающие в природе, на­пример развитие растений, движение водных потоков и т. д.

К техническому относится управление рукотворными объектами, скажем авто­мобилем, прокатным станом и проч.

Объектом социального управления являются люди, их отношения, поведение. Ка­ждый человек обладает индивидуальным характером, личностными качествами, психологическими особенностями, поэтому его реакция на управляющее воздействие будет субъективна и не всегда предсказуема, а следовательно, социальное управление не может быть чисто рациональным (в чем его важнейшее отличие от технического).

Управление не может опираться только на интуицию и талант руководителя. Оно основывается на солидной теоретической базе, накопленной затысячи лет человеческой цивилизации, на принципах изаконах управления.

К основным принципам управления можно отнести следующие:

Научность в сочетании с элементами искусства. Научный подход необхо­дим, поскольку сложным современным хозяйством фирмы практически не­возможно управлять по наитию, без тщательной проработки решений. В то же время ситуация может меняться столь стремительно и непредсказуемо, что на ее изучение попросту нет времени. Тогда приходится импровизировать, ис­пользовать нетрадиционные подходы, чутье, опыт. Таким образом, фактор неопре­деленности функционирования и развития социальной системы превращает управление в искусство.

Целенаправленность. Менеджеры действуют не просто так, а ради решения кон­кретных проблем, стоящих в данный момент перед хозяйствующим субъектом.

Специализация в сочетании с универсальностью. С одной стороны, для успеха управ­ления необходим индивидуальный подход к каждому объекту, субъекту или процессу с учетом его особенностей. Семейным магазинчиком нельзя управлять так же, как ги­гантской корпорацией, а научными разработками — по аналогии с работой у конвейе­ра. Но, с другой стороны, поскольку во всех этих случаях имеют место управленческие действия, они должны содержать в себе некие универсальные моменты.

Последовательность. Все управленческие шаги осуществляются в строго опре­деленном порядке как во времени, так и в пространстве. Нельзя, например, сначала принимать решение, а затем уже осмысливать ситуацию.

В ряде случаев управленческие операции могут осуществляться циклично, повто­ряться через определенные промежутки времени (например, контроль, составле­ние бухгалтерских отчетов).

Непрерывность. Она обусловлена соответствующим характером производствен­ных и хозяйственных процессов.

Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления от­дельных элементов организации. Субъекты на местах должны иметь возможность конкретизировать общие решения руководства в соответствии со складывающейся ситуацией и особенностями подразделения, а в определенных рамках — действо­вать самостоятельно.

Учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения. Это гарантирует нормальный морально-психологический климат, принятие взвешенных решений и их надлежа­щее исполнение.

Обеспечение единства прав и ответственности каждого субъекта управления. Из­быток прав приводит на практике к произволу; недостаток - парализует деловую активность и инициативу.

Состязательность участников управления на основе личной заинтересованно­сти. Она поддерживается с помощью материального поощрения, предоставления возможности продвижения по службе, самореализации, получения новых знаний и навыков.

Максимально раннее и широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки ре­шений. Те из них, в которые вложены собственные труд и идеи, будут реализовываться с большей активностью и заинтересованностью, чем «спущенные сверху».

Важнейшим принципом менеджмента в современном производстве является принцип демократизации управления. Суть данного принципа в участии всех сотрудников в управлении организацией, в партнерских отношениях между предпринимателем и работником. Формы проявления участия могут быть самыми различными - от широкого участия работников в собственности, прибыли и до принятия решений на всех уровнях управления.

Система управления организацией представляет собой весьма сложное образо­вание, включающее следующие взаимосвязанные элементы:

• органы (субъекты) управления (должности, подразделения);

• коммуникационные каналы;

• набор методов, технологий, норм, правил, процедур, предписаний, полномо­чий, определяющих поведение работников и порядок выполнения тех или
иных действий.

Как и любая органическая система, система управления находится в постоян­ном развитии. Это развитие может быть экстенсивным (путем увеличения числа субъектов, связей между ними) и интенсивным (за счет рационализации функций, процедур и т. д.).

Структурно система управления состоит из управляющей и управляемой подсис­тем, границы между которыми весьма условны. Они взаимодействуют с помо­щью механизма управления, который соответствующей частью принадлежит каж­дой из них.

Под управляющей подсистемой можно понимать ту часть системы управления, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспе­чивает их выполнение. Она имеет иерархическую структуру во главе с направителем (центральным звеном). Им может быть индивид или коллектив (например, со­вет директоров). Понятию «управляющая подсистема» близко понятие «субъект управления».

К управляемой подсистеме относятся элементы, которые воспринимают управ­ляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение того объекта, на который оно направлено.

В рамках системы управления между объектом и субъектом существуют самые разнообразные связи: непосредственные и опосредованные; главные и второсте­пенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные.

Современные проблемы управления:

1. Отсутствие новой парадигмы принятия решений.

Теория управления использует модели принятия решений, заимствованные из теории принятия решений, теории игр и т.д. За последние 25-30 лет новых моделей принятия решений не появлялось. В то же время, доминирующая в последние годы модель рационального поведения, в соответствии с которой рациональный агент выбирает из допустимого множества альтернативу, максимизирующую его целевую функцию, не позволяет объяснить (или описывает слишком сложным образом) многие наблюдаемые на практике явления и процессы. Следовательно, остро ощущается потребность в появлении новой парадигмы принятия решений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Организационная структура лесоустройства | Вклад» информационного посредника
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.