Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гигиенические» факторы соответствуют уровням физиологических потребностей и потребности в безопасности, а «мотиваторы» — потребностям высших уровней «пирамиды»

Рассмотрение устойчивых паттернов дает ключ к системе. Проанализировав множество каждодневных ситуаций, в которых руководитель мотивирует своих подчиненных (или пытается это делать, как в «диалоге глухого со слепым»), удалось выявить основные закономерности.

Мотивационное поле компании

Мотивационное поле компании многослойно

Пирамида потребностей» А. Маслоу

 

Любая организация должна стремиться как можно теснее «привязать» к себе сотрудника, способствовать, чтобы человек отождествлял с компанией свои успехи и даже — самого себя.

Наиболее сильная мотивация — та, которая связана с личными ценностями сотрудников (IV и V уровни). Но потребности этих уровней становятся мотиваторами тогда, когда удовлетворены потребности более низких, базовых уровней.

Ошибка руководителя Петрова в том, что он не услышал подчиненного, не понял, к какому уровню относятся его реальные проблемы. Однако если менеджеры воздействуют на работников, основываясь только на потребностях и мотивах, относящихся к I и II полям, они рискуют в скором времени потерять людей. Такая мотивация краткосрочна, на ее основе нельзя выстроить продолжительное сотрудничество. Из подобной компании людей легко смогут переманить конкуренты.

 

 

Индивидуальные «профили потребностей» сотрудников очень различаются, кроме того — это динамические образования: когда удовлетворены потребности одного уровня, у человека актуализируются потребности следующего. А значит, у него меняются ведущие мотивы, и эффективно воздействовать на него без учета этих изменений нельзя.

Поэтому важно, чтобы компания создавала разноуровневые «мотивационные кольца». Такое поле даст возможность каждому сотруднику не только удовлетворить актуальные для него в настоящее время потребности, но и получить перспективу для развития.

«Структурировать» свое мотивационное поле компания должна, придерживаясь определенной последовательности: от низших уровней — к высшим. Чем больше при этом создано «мотивационных колец», тем более сильным будет «мотивационное поле» компании; соответственно лучшими работодателями станут те организации, которые смогут создать для своих сотрудников все пять уровней.

Векторы «удовлетворенность — неудовлетворенность»

Что же делать в компании, где все уровни мотивационного поля созданы, но связанные с низкой мотивацией к труду проблемы (текучесть кадров, «внезапный» уход ключевых специалистов, нежелание сотрудников брать на себя дополнительную ответственность и т. п.), остаются?

Мы знаем, что единичный случай — это просто событие; два — повод сосредоточить внимание на проблеме;

три — это уже закономерность.

Как правило, сотрудник жалуется, что не получил от руководителя решения своей проблемы. Несмотря на то что менеджер предлагает множество вариантов решений, это не то, за чем пришел подчиненный.

В результате руководитель уверен, что «вот поговорили, и теперь Иванов будет работать хорошо». Мысли же сотрудника текут совсем в ином русле: «Ну, вот, шел за одним, а получил другое. Зачем мне это нужно?»

Фактически, руководитель:

а) не решил проблему, с которой к нему пришел человек, и б) создал для него какую-то новую проблему.

Результаты деятельности сотрудника в итоге ухудшаются, что неизменно вызывает раздражение начальства: «Как же так? Мы к нему со всей душой, а он…»

Типичность этих ситуаций подтверждает наличие двух групп факторов мотивации — «мотиваторов», ответственных за удовлетворенность сотрудника и «гигиенических», связанных с неудовлетворенностью (рис. 3).

Целенаправленное воздействие на вторую группу факторов может снизить неудовлетворенность человека, но его удовлетворенность работой от этого не повысится. Это значит, что работа менеджеров по мотивации персонала должна идти одновременно в двух направлениях.

 

 

 

 

 

Рис. 3. Группы факторов мотивации

Можно заметить связь между двумя группами факторов Герцберга и «пирамидой Маслоу» (рис. 4).

 

Рис. 4. Взаимосвязь теории Маслоу и теории «двух факторов»

 

Выстраивать систему мотивации сотрудников необходимо в определенной последовательности, по «ступенькам».

Если для человека в данный момент жизни актуальны потребности II уровня, воздействовать на него, опираясь на мотивы, связанные с удовлетворением потребностей IV уровня, — бесполезно. Это значит говорить с ним на разных языках.

Возвращаясь к диалогу условных Иванова и Петрова, можно посоветовать руководителю сначала снизить неудовлетворенность сотрудника. Для этого он должен сосредоточить внимание на гигиенических факторах — помочь человеку заработать больше: за счет перевода на другое место работы, дополнительного обучения или предоставления возможности дополнительного заработка.

Только после этого можно ставить задачу повысить удовлетворенность: предложить более интересные профессиональные задачи, карьерный рост или освоение новой профессии.

Хочу еще раз подчеркнуть: «мотивационное поле» компании является многоуровневым, поэтому необходимо создать все «кольца мотивации» — от I до V уровня. Только тогда каждый из сотрудников получит в компании то, что нужно именно ему.

Мотивы, потребности и ценности индивидуальны. Они не бывают абсолютно идентичными для отдельной социальной группы или для всех сотрудников организации, поэтому важно уметь определять и использовать личностные мотивы, потребности реального или будущего сотрудника.

Многие руководители склонны приписывать своим работникам собственную мотивацию (данную модель поведения называют проекцией). Это приводит к огромному количеству ошибок в управлении. Однако избежать подобной ситуации можно. В первую очередь необходимо правильно оценить будущего сотрудника и его мотивации в ходе интервью.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Что же должен знать руководитель, чтобы предотвратить диалог «слепого с глухим»? | Материальные мотиваторы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.